Ответственность за катастрофу в Норильске должен нести Потанин и только Потанин. А чтобы у него не было соблазна уйти от ответственности необходимо собственность Потанина изъять в залог

Как ЦИК может опираться в своей практической деятельности по организации выборов на нормы избирательного права, которые впрямую противоречат Основному закону страны?

"Новаторство" в религии: Мнения священнослужителей

28.06.2017 09:07


Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям.

«Руководитель мухтасибата (объединения мечетей) Сергиево-Посадского района, муфтий Центрального федерального округа от Совета муфтиев России (СМР) Арслан Садриев отстранен от должности и «лишен духовного сана» указом главы СМР Равиля Гайнутдина... «за покушение на истинные ценности ислама и искажение их, своевольное неграмотное толкование фикха (мусульманского права), искажение учения религиозно-правовых школ-мазхабов, попытку создания раскола между мусульманами и распространение ереси».

«Преступлением» Садриева стала его беседа с бывшим первым замом муфтия Татарстана Рустамом Батровым... Садриев рассказывал Батрову о своей работе над книгой, в которой предлагает изменить традиционные подходы к реализации основных обязательных предписаний (фарзов) ислама», - пишет газета «НГ-Религия» в статье «У мусульман появились свои «Кураевы».

В частности, Садриев считает, что в России нельзя отсчитывать время намаза по движению солнца по небу, поскольку у нас есть населенные пункты, где солнце по нескольку месяцев не встает или не садится, и предлагает сообразовать время молитвы с жизненными циклами человека. Он также предлагает реформировать практику поста в рамадан, когда мусульманин до захода солнца ничего не ест и не пьет: «Статистика заболеваний, посещения больниц после поста в этом плане – не за традиционное понимание поста». Садриев утверждает, что опасное для здоровья голодание – это упомянутые в Коране порицаемый и запретный пост. Богослов обращает внимание и на указанную в Коране практику замены поста делами милосердия.

Он осуждает практику заключать религиозный брак без светской регистрации, а также критикует нынешнюю систему обучения в медресе России. По его словам, пребывающие по многу лет в медресе студенты получают отвращение к современному миру и всему неисламскому.

См. также:
Апдейт ислама? Мнения священнослужителей

Отметим, что бóльшая часть этих проблем поднимается и в православии – недаром газета сравнивает Садриева с протодиаконом Андреем Кураевым. Не раз звучали призывы радикально пересмотреть пищевые запреты поста: указывалось, что они устанавливались полторы тысячи лет назад в Средиземноморье, - в нынешней России многое, что считается постным, довольно дорого, и наоборот, доступная еда попадает под запреты. Столь же часто указывалось, что у нас, в сущности, нет круга богослужений, приспособленного под возможности прихода, а не монастыря, поэтому монастырский круг урезают и переставляют кто во что горазд, а важные службы нередко назначаются на часы, когда работающий человек попасть на них не может. До хрипоты обсуждалась идея перевода богослужения на русский язык – хотя бы в некоторых приходах: сторонники русификации, в частности, указывали, что миссия свв. Кирилла и Мефодия основывалась на неприятии самой идеи священного языка. Высказывались и многие другие предложения в этом роде.

«Допустимо ли «новаторство» в религии, - допускаете ли вы возможность адаптации каких-либо требований к современным условиям? Если да, то каких?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

28.06.2017 09:44

Новаторство и новизна религии присущи. Я не могу компетентно говорить об особенностях и историческом развитии ислама, но новаторство для христианства, православия - естественная среда. Не случайно главная книга христиан называется Новый Завет. Каждому веку христианства из 2000 лет свойственно открытие чего-то нового: устанавливаются каноны, формулируются догматы, пишутся богослужебные тексты, рождаются новые святые. Вспомнить хотя бы российских святых XX века – они называются новомучениками.

Но есть некоторые границы, переступать которые нельзя - а нарушителей этих границ называют «обновленцами». В чем разница? - Новаторство, новизна христианской веры и открытие нового, если оно не связано с разрушением смыслов и основ этой веры, приветствуется - если новизна не перевирает того, что Бог открыл людям в своем пришествии. Такая новизна - продолжение новозаветных отношении человека с Богом. А новизна, которая вносит человеческие измышления, не отвечает смыслу, духу и силе Евангелия - такая новизна в свое время породила множество еретиков, начиная от Ария, продолжая римо-католическим лжеучением и устремляясь к современным псевдохристианским сектам.

Дерзну предположить, что описываемый конфликт двух деятелей ислама связан с разным отношением к тем основам исламского течения, которые менять не принято. Предположу, что принятые в отношении указанного служителя меры связаны с тем, что его модернизация ислама может привести к созданию новой псевдоисламской секты. Но утверждать этого я не берусь.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

28.06.2017 09:43

Любые современные условия не противоречат заповедям Божьим, - об этом нам говорит весь Новый Завет, сам Христос. Христианские заветы универсальны, и православный человек обязан сказать об этом любому оппоненту. Новый Завет абсолютен, непреложен, приспособлен ко всем временам до скончания века. Потому что именно до скончания века Господь нас и призывает исполнять заветы.

Вера – свойство идущее от Бога. Человек верует так, как его призвал Господь, и мы не можем и не имеем никакого права эти воззрения оспаривать. Но при этом понимаем, что есть истинная вера, и это только христианство. И если кто-то, прикрываясь христианством, пытается нам навязать некие веяния, противоречащие веротерпимости, мы должны на это отвечать четко и однозначно.

Так что о новаторстве в христианстве говорить нет смысла, поскольку Новый Завет его просто не требует, он всегда актуален. Но при этом мы должны быть веротерпимыми, не навязывать никому свои убеждения.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

28.06.2017 09:40

У нас и так все адаптировано под современные условия. Церковный Устав был составлен полторы тысячи лет назад в монашеском обиходе, и он в полной мере сегодня не исполняется. Если всенощное бдение служить, как расписано, то оно не помещается в 24 часа. Поэтому есть действительно образец, идеал монашеский, богослужебный, но применительно к практике все равно происходит смягчение, в том числе и пищевых строгостей.

В самом церковном Уставе написано, что пост ослабляется в степени, в какой необходимо для болящих, беременных, кормящих, находящихся в заключении, на тяжелых работах, на военной службе. Это подразумевает определенное смягчение в индивидуальном плане. Просто это надо знать. А то у нас многие знают только букву строгости поста и от этого начинаются проблемы. Например, не очень здоровый пожилой человек начинает поститься, как должен это делать молодой и здоровый монах. Это противоречит Уставу! Так что зачем изобретать велосипед? Сделать новый образец по минимуму – тогда как его расширять для тех, кто желал бы построже поститься? А так есть образец по максимуму, но есть практика смягчения. Веками эта практика существует.

Что касается перевода богослужений на современный русский, то в церковнославянском языке столетиями происходили изменения, он и так уже адаптирован. И что именно подразумевается под переводом? Допустим, заменим «Паки и паки миром Господу помолимся» на «Снова и снова миром Господу помолимся»? Давайте тогда Пушкина переведем: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли» на «Встань, пророк, смотри и слушай». От этого понятней станет или поэзии прибудет? Так что требования максимального упрощения просто спекулятивны.

Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

28.06.2017 09:37

О новаторстве можно говорить только с точки зрения технических возможностей, то есть как о появлении в нашей жизни мобильных телефонов, самолетов, квадрокоптеров и прочего. А в религии принципиально моментов новаторства быть не может - потому что наша религия и есть самое новаторское дело: всегда приходится быть впереди и на виду. И если мы недостойны, то и все наше новаторство не стоит выеденного яйца. Да, нам приходится летать на самолетах, пользоваться другими новшествами современной цивилизации, и это накладывает определенный отпечаток. Но в принципиальных моментах новаторство не имеет никакого смысла.

С переводом богослужения на русский язык приведу простое сравнение: есть натуральный продукт, а есть суррогат, подделка. Наш разговорный обычный язык загрязнен – мы на нем торгуем, обманываем, ругаемся, врем. На церковнославянском это невозможно, на нем можно только молиться. Поэтому он в приоритете, он и есть натуральный продукт, а мы – хранители сокровища, святыни.

С продуктами во время поста то же самое. Никто ведь дотошно не выискивает, есть ли в составе того или иного продукта хоть капля молока, например. Главное – это забота о душе. Да и для многих постящихся есть послабления, просто надо изучить все это подробнее.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

28.06.2017 09:34

Православное христианство – религия абсолютной свободы, подчинения человеком своей воли тому или иному установлению, учению. Той или иной традиции церковной жизни - в том числе, послушанию.

Не берусь, не будучи богословом ислама, судить о степени свободы в этой религии, но можно сказать: в каждой религии, кроме догматического учения, то есть незыблемых истин веры, есть каноническая составляющая – некие церковные правила и установления, и есть традиция. Она имеет не меньшую силу, чем канонические установления Церкви.

Если исходит из логики глубокоуважаемого отставного муфтия, есть регионы, где солнце по полгода не всходит, значит, намаз совершать невозможно. На самом деле это свидетельствует, с одной стороны, что в исламе появились люди, которые стали задумываться над практикой религиозной жизни, а с другой – что ислам проник и туда, где он никогда традиционно не был представлен. И этот вопрос стал актуален (очевидно, что муфтий рассуждает не гипотетически, а практически).

Если дальше следовать этой логике, с учетом юлианского календаря, по которому живет Русская Православная Церковь, пасха должна «уползти» в лето. Тем не менее попробовать сказать сейчас: «Давайте изменим язык богослужений, перейдем со старого календаря на новый», - значит, привести к расколу. И в этом смысле существующая практика сохранения традиций, трепетное к ним отношение более чем оправданны.

И напоследок нужно сказать следующее: мы знаем, что происходит, когда к изменившимся обстоятельствам времени начинают приноравливать религиозную, церковную жизнь. Под лозунгами, если хотите, доступности религии, выполнения миссионерских задач, предлагается сделать один шаг, другой, третий - навстречу изменившемуся миру, ослабевшему человеку. Тяжело ему поститься - давайте отменим пост, тяжело стоять – значит, давайте сидеть. Но это приводит не к притоку верующих, а напротив, к их уменьшению, к кризису священства. Мы знаем, как остро стоит проблема нехватки духовенства в западной, католической церкви. Соборы и храмы стоят пустые, там нет ни прихожан, ни священников. Помещения продают, сдают, сносят – безо всяких гонений.

Что ни говори, церковная, религиозная жизнь не неизменна. Она обогащается, развивается. Но попытки пойти на компромисс с человеческой слабостью в итоге всегда ставили вопрос о компромиссе с грехом и утрате веры. Напротив, там, где вопрос ставился бескомпромиссно, где был призыв не сесть, а встать, не отдохнуть, а потрудиться, - этот призыв всегда находил отклик в сердце человека. Слабый, немощный человек, которому трудно не то что стоять – сидеть, готов совершать подвиг. И совершает.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

28.06.2017 09:32

Слово «новаторство» мне не нравится – это привнесение чего-то нового. Когда пришел Христос, он сказал: «Я не нарушить пришел закон, но исполнить». И Он не отменил 10 ветхозаветных заповедей, а предложил верующим в Него перейти на новый уровень, который мы знаем как Заповеди блаженства. Но это нельзя назвать новаторством – это возвышение человека для новых высот духовной жизни.

Ни в коем случае нельзя приспосабливать религию для нужд каждой конкретной эпохи. Получается, ради удобства человека религия утрачивает свои аскетические формы. Когда мы отменяем посты, сокращаем молитвенные правила или совсем от них отказываемся, человек идет по пути духовного регресса. Приведу в качестве примера знаменитый ответ Александра Невского, когда папские легаты пришли предложить ему помощь (в том числе, военную), но для этого нужно было принять католичество. Он ответил примерно следующее: наши предки стояли перед Богом, и мы остались стоять, а вы сели. В такой притчеобразной форме он показал: даже внешние отступления невозможны.

У ислама есть опасность пойти по тому же пути, что и протестантизм. С одной стороны, большинство тезисов Мартина Лютера, известного реформатора, во многом были правильными, но, к сожалению, там пошли куда дальше. В результате современные последователи протестантантизма сегодня отказались от священства, постов, монашества, икон, таинств – что называется, «дореформировались». Что у них осталось? - только Библия, которую сейчас толкуют кто во что горазд. Протестантизм раскололся на сотни осколков. Сегодня тысячи не связанных между собой демономинаций называют себя протестантами. А православие одно. Его может тоже ждать подобное: внутри Церкви есть либеральные течения, которые могут привести к расколу. Этого очень не хотелось бы.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

28.06.2017 09:28

Это насущный вопрос, так как обсуждается в нашей Церкви долгое время. Особенно важный момент – перевод богослужения на русский язык. Нужно понять: когда-нибудь придет удивительно талантливый человек, - такой, как Кирилл и Мефодий, который смогли перевести греческий язык на церковнославянский с минимальными смысловыми потерями. Именно в этом заключается проблема отсутствия богослужения на русском. А человек всегда лучше воспринимает текст на родном языке.

Проблема не в том, что мы не хотим перевести церковнославянский язык на русский, а в том, что не можем этого сделать. Господь не дает нам пока такой возможности, видя ограниченность человеческих знаний. Конечно, когда в IX веке Кирилл и Мефодий сделали такое, это было новаторством. Не случайно их судил Папа Римский. Но «всякое дыхание да хвалит Господа», и в результате им разрешили служить на церковнославянском и даже предоставили в Риме для этого отдельную Церковь.

Когда мы рассматриваем какие-то изменения в богослужебной практике, в каноническом или в другом праве, мы всегда их соизмеряем не со временем, а с истиной, которую они должны отображать. Когда говорят, что ни одна Церковь не претерпела никаких изменений, это неверно. Но изменения никогда не отделяли человека от той божественной истины, которая хранится в Священном Писании и тщательно оберегается в Священном предании. И если мы будем исходить из этих позиций, предложения, которые действительно приближают нас к Библии, к святым отцам, будут не новаторским, а дающими человеку самое главное – приближение к Господу. Это мы должны понимать.

В нашей Церкви существует такое понятие как «икономия» - когда определенным людям делают послабление в посте. Да, существует пост, который утверждается уставом, но каждому человеку духовник определяет степень участия в нем. Пост как понятие не устраняется. Господь так и говорит: «Милости хочу, а не жертвы».

Да, какие-то вещи считаются новыми относительно канонического права, но они полностью соотносятся с имеющейся духовной традицией. Этим мы «измеряем» все нововведения, которые были. Религиозная община жить по-другому просто не может, иначе она полностью изменится. А не случайно в Священном Писании говорится, что Христос всегда один и тот же, Он никогда не меняется.

Православие имеет индивидуальные национальные особенности в каждой стране – в Румынии, в Болгарии, в Греции, России. Но главные вещи незыблемы. Вот из этого и нужно всегда исходить. Если что-то помогает человеку приблизиться к Богу и соответствует каноническому праву и Преданию, - думаю, это будет воспринято нормально. Религиозная среда всегда консервативна – это ее отличительная черта, инстинкт самосохранения. Нужно сохранить учение, практику исповедания в неизменном виде – это вопрос спасения души.

Священник Георгий Белодуров

клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери

28.06.2017 09:18

С одной стороны, любое правило имеет свой смысл и свое назначение. Если речь о посте, то мы говорим, что дух должен главенствовать над телом. И если дух говорит телу: «Потерпи немножко ради Господа, ведь пост – это некое приношение ему», – то тело должно потерпеть.

С другой стороны в религии есть вещи, которые закреплены не намертво. Святые отцы говорят, что пост для здоровых людей, а земные поклоны не для тех, у кого сломан позвоночник, то есть нужно иметь голову на плечах. И Христос говорит: «Милости хочу, а не жертвы». Ни в одном медицинском учебнике нет рекомендаций, что надо обязательно есть мясо три раза в день, - это действительно трудная тяжелая пища. Но вот приходит беременная ко мне с низким гемоглобином и спрашивает, как ей держать пост. И я ей говорю: мясо нельзя, но вот муж пусть пойдет и купит печенки: она полезнее мяса, а ребенку нужен кислород, который поступает благодаря нормальному гемоглобину!

В вопросе языка богослужения я придерживаюсь твердого убеждения, что язык должен быть церковнославянским. Человек не просто должен понимать богослужение, его еще охватывает эстетическая радость от красоты этого языка. И почему у нас в православии язык не меняется? Потому что богослужение совершает Святой Дух. Люди – участники, а не главные действующие лица. Поэтому не под людей подстраивается богослужение, а ради Бога и Святого Духа. Конечно, когда приходят миссионеры в труднодоступные места, где живут, например, народы Севера, они могут перевести богослужение на их язык и использовать его в дальнейшем. Но то, к чему привыкли мы, заходя в храм - это красивое, духовное, утонченное церковнославянское чтение и пение. И если человек ничего не понимает, то он должен поработать, потрудиться, чтобы понять.

Простой пример: когда предлагают работу с очень высокой зарплатой, но при этом надо выучить английский язык, человек все сделает, чтобы его выучить и соответствовать требуемому уровню. А здесь предлагается Царство небесное, спасение души. Это лучше, чем любая зарплата, - вообще никакая работа вам этого не может предложить. Так что надо постараться, а самое главное – молиться побольше, ум наш все почувствует и поймет, ведь это же наш язык, просто древний. Мы должны развиваться и преображаться, в том числе и духовно.

Я не знаю людей, которые давно в Церкви и их бы раздражал церковнославянский язык, за исключением тех, у кого реформаторский зуд, - но это болезнь такая. А мы больных лечим, а не слушаемся их капризов.

Зиновий Коган

Почетный председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

28.06.2017 09:16

У иудаизма нет канонов как таковых. Некоторые раввины даже говорят, что это не религия, а образ жизни, культура. Поэтому в иудаизме всегда были различные взгляды на одни и те же правила. Так было с праздником Ханука: например, школа Шамая говорила, что в первый день праздника надо зажигать все свечи и каждый день убирать по одной. А школа Гиллеля говорила иначе: по одной свечи зажигать каждый день. Много и других примеров с разными взглядами на одни и те же вещи. В то же время и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе запрещено что-либо добавлять или сокращать в книгах.

Часто новаторство в религии приводит к ее размыванию и даже к ее смерти. Поэтому так осторожен институт священнослужителей Русской Православной Церкви: большинство священников выступает простив любых новшеств.

Но жизнь вносит свои изменения в любую религию, хотим мы того или нет. И, конечно, сегодня религии отличаются от того, какими они были тысячу лет назад. Да, книги остались прежними, но есть устные традиции, которые отражают все изменения. Каждое поколение привносит что-то свое, - пусть незаметно, но так происходит. И это, наверное, хорошо.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

28.06.2017 09:15

По-моему, это нормально, когда догматы любой веры понимаются в свете новых жизненных установок. Нужно понять суть законов, которые были приняты 3000 лет назад. Если следовать просто букве, можно принять как руководство действию слова «око за око...» А смысл в том, что наказание должно быть адекватным проступку.

На протяжении 3000 лет иудаизм очень изменился. Речь идет именно о трактовке, о знании, как понимать и приспосабливать законы к современной жизни. Это позволяет любому учению быть современным. И вообще любая религия должна помогать жизни, а не мешать ей.

Да, есть крайние течения ультра-ортодоксов, которые пытаются понять, все что написано, буквально. Это приводит к плачевным результатам – религия становятся тормозом и жить по ней невозможно. А она предназначена для того, чтобы по ней жили.

Так что я думаю, Садриев и дргугие правильно делают, что пытаются приспособить религию к жизни. Ничего в страшного в этом нет, это не подрывает никаких устоев. У евреев, например, существуют комментаторы. В любом поколении есть главы этих поколений, которые комментируют то, что было до них, и привносят что-то свое, живое, чтобы религия не мешала жить, но помогала.

И по-моему, напрасно выгнали человека, который пытался сделать что-то хорошее, который думает. Но это не новость - на протяжении истории всех религий думающих людей часто изгоняли. Проходило какое-то время, их возвращали – к сожалению, иногда позже, чем нужно, уже после смерти. В православии тоже сколько угодно таких примеров – тот же Кураев, Мень, который пытался понять законы и постулаты, которые заложены в религии. Что-то ему удалось сделать, что-то нет. Он просто не успел. Однако до сих пор у него много последователей. Кстати, Кураев – ученик Меня.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Очень жаль, что в стране нет жесткого персонального спроса с тех деятелей, которые разрабатывают и предлагают такие губительные, явно антинациональные подходы к решению наших социальных и демографических проблем. Если бы у нас был реальный персональный спрос, то удалось бы избежать столь же антинациональных т.н. «реформ» в здравоохранении, образовании, в социальной сфере. И тогда бы, возможно, и в голову никому не пришло пытаться поправлять демографическую ситуацию путем массового привлечения ...

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".