Валерий Марков: Издание краткого содержания литературных произведений отбивает желание у ребенка читать книгу целиком
29.06.2017 17:40
Валерий МарковГлавное в изучении литературы – увлечь ребенка чтением, поскольку любовь к чтению редко к кому приходит сама. Сейчас популярны электронные книги – пожалуйста, можно стараться заинтересовать ребенка и такими.
На одном из недавних заседаний Совета Федерации в рамках «Время эксперта» к нам приходил очень талантливый человек: известный скрипач, искусствовед, педагог, поэт Михаил Казиник. Свое выступление он начал с рассказа о некоторых книгах и настолько увлеченно это делал, что у меня и большинства моих коллег возникло желание их прочитать. То есть в школе основная роль отводится учителю, человеку, хорошо знакомому с мировой художественной литературой. Сумеет он сделать свои уроки интересными, увлечь ребят книгами, значит, они будут читать.
Кроме того, для малышей важно оформление книги, насколько она красочная. И здесь уже вопрос к художникам-оформителям, задача которых сделать такую книгу, чтобы руки к ней сами тянулись, чтобы у детей возникал интерес заглянуть внутрь, посмотреть, что же там такое скрывается.
Из того, что может отбить желание читать, я бы назвал практику издания краткого содержания произведений: на нескольких страницах пересказ «Войны и мира», «Отцов и детей», «Преступления и наказания» и т.д. Продаются такие выжимки в книжных магазинах, в отделах «Школьная литература», есть они и в интернете. Естественно, что дети выбирают такой ускоренный вариант чтения, что, конечно, грустно, потому что охоту прочитать книгу целиком отбивает напрочь.
Идея с курсом словесности мне нравится, так как человек читающий, он априори более грамотный. Уроки, где соединены русский язык и литература, на мой взгляд, более интересные, так как одну грамматику изучать скучновато, а если она будет иллюстрирована отрывками из литературных произведений, то ребенок такой материал станет воспринимать с большим интересом, а потому и усвояемость тех же грамматических правил вырастит.