Тот уровень социального неравенства, который имеется сегодня у нас, и который является главной причиной бедности большинства граждан, в любой европейской стране воспринимался бы как преступление перед нацией

Потери от санкций - капля в море по сравнению с потерями российской экономики от проводящегося ныне экономического курса

Мы должны учить население жить по закону: Парламентарии о реформировании УПК

30.06.2017 17:05


В Совете Федерации прошли парламентские слушания «15 лет со дня введения в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ: опыт межведомственного мониторинга реформы уголовного правосудия 2001–2003 годов», на которых обсудили возможности реформирования УПК. Сенаторы, представители Общественной палаты Российской Федерации, научного сообщества отметили несовершенства современной редакции Уголовно-процессуального кодекса, а также предложили варианты решения озвученных проблем.

Первый заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Владимир Винницкий отметил увеличение числа упрощенных производств в УПК. По его мнению, эта тенденция имеет негативные последствия. «Упрощение в доказывании по уголовным делам вполне может привести (а порой и приводит) к судебным ошибкам в окончательных решениях», — отметил он.

Среди других недостатков уголовно-процессуального закона Владимир Винницкий назвал его нестабильность. «В УПК РФ вносится большое количество изменений и дополнений, которые зачастую плохо согласуются с уже существующими предписаниями. Так, законодатель до сих пор не разрешил вопрос о противоречиях УПК РФ и Федерального конституционного закона „Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации“. Речь идет о свидетельском иммунитете Уполномоченного, порядке привлечения Уполномоченного к уголовной ответственности, участии Уполномоченного в пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам», — пояснил член ОП РФ в своем докладе.

Участники слушаний обсудили другие критерии эффективности уголовного производства, в том числе совершенствование законодательной техники УПК. Как было отмечено, внесение в закон изменений и дополнений с одновременным исключением из текста прежних предписаний привело к усложнению нумерации глав и статей УПК РФ. «Вполне можно радикально поставить и вопрос о принятии новой редакции УПК РФ», — заключил Винницкий.

В завершение слушаний первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Александров заверил, что работа по реформированию уголовно-процессуального правосудия будет продолжена с учетом всех озвученных инициатив.

Что вы можете сказать по поводу по поводу действующего УПК, нуждается ли он в реформировании? Что, по вашему мнению, необходимо предпринять для повышения эффективности УПК? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Алексей Александров

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР

30.06.2017 17:46

Сложно сказать, нужно ли как-то изменять УПК. Сейчас специалистами, в том числе нашим комитетом, проводится анализ применения уголовно-процессуального законодательства. Пока сходимся во мнении, что новый УПК не нужен, - необходимо продолжать мониторинг.

Однако серьезные критические замечания к УПК имеются. По ряду направлений УПК создает неподобающую ситуацию. Так, у нас слабый прокурорский надзор на предварительном следствии за состоянием законности, много судебных ошибок из-за широкого применения особого порядка расследования.

Тревожит и так называемое правило «суд без суда» - это когда рассматриваются дела о тяжких преступлениях без разбирательства их в суде, что чревато самооговорами задержанных и латентными судебными ошибками.

Можно сказать, что наше правосудие имеет обвинительный уклон: с обвиняемым заключается соглашение о том, что его осудят без рассмотрения дела в суде. Получается, что обвиняемый как бы сам себе выносит обвинительный приговор, а судья его только регистрирует. Как в загсе регистрируют брак, так и судья играет роль регистратора брака, регистрируя обвинительный приговор. Таким образом рассматривается 80% дел - крайне опасная для правосудия практика.

Возможно, нужна новая концепция развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства на ближайшие 10 лет, но это нельзя решить просто, что называется, поворотом крана. Совет Федерации очень внимательно относится к этому вопросу. Более того, вся координация его идет через Совет Федерации. Даже Центр стратегических разработок Кудрина работает над этой проблемой в сотрудничестве с нашим комитетом

Михаил Емельянов

1-й зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция «Справедливая Россия»

30.06.2017 17:18

Я бы не стал поддерживать идею о принятии нового Уголовно-процессуального кодекса. Все-таки законодательство должно быть устойчивым, и постоянные изменения ни к чему хорошему не приводят. Скажем, если мы примем новый УПК, то пока общество будет к нему адаптироваться, будет сделано очень много судебных ошибок.

Что нужно сделать для большей эффективности УПК? Прежде всего нам, наверное, нужно более полно гарантировать права потерпевших, и я бы именно в этом направлении поработал над усовершенствованием кодекса. Нужно ввести дополнительные гарантии против необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел. Может быть, в какой-то степени следует вернуть прокуратуре право возбуждать в определенных случаях уголовные дела. Ну и еще целый ряд мер, направленных на усиление защиты прав граждан, можно было бы предложить, детально проанализировав правоприменительную практику.

Павел Крашенинников

Председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, фракция «Единая Россия»

30.06.2017 17:16

Безусловно, Уголовно-процессуальный кодекс нуждается в совершенствовании. За время своего существования он подвергся изменениям, и достаточно большим. И конечно, его концепция уже не совсем устойчивая.

При этом надо отметить, что УПК все-таки вторичен по отношению к Уголовному кодексу. И если мы примем решение менять Уголовный кодекс, то, конечно, надо будет делать новый УПК. Но это решение не должно быть каким-то скоропалительным.

Нужно будет хорошо все продумать, подготовить концепцию, которая учитывала бы соотношение трех кодексов: Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного. И вот на основании этой концепции уже и можно будет вести работу.

Сергей Катанандов

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Республика Карелия). Глава Республики Карелия (2002-2010) Член ЕР

30.06.2017 17:15

На вчерашних слушаниях я не был, но не раз участвовал в дискуссиях вокруг возможного реформирования УПК, которые в Совете Федерации ведутся уже давно. Пока единого мнения на этот счет нет. Да, есть потребность внести в УПК ряд изменений, но сказать, что это кардинально улучшит ситуацию в борьбе с преступностью в стране, трудно.

За последние годы мы и так внесли множество изменений в уголовное законодательство, в том числе в статьи по противодействию терроризму, однако к ожидаемому результату это не привело. Скорее, здесь важнее правоприменительная практика – в этом направлении надо работать.ъ

Вообще я сторонник того, чтобы мы учили население жить по закону. Кроме того, конечно, следует оценивать качество деятельности нашей судебной и уголовной системы и, уже исходя из этого, править законодательство.

Асламбек Аслаханов

Сенатор от Омской области (2008-2012), депутат Госдумы III созыва, генерал-майор милиции, доктор юридических наук, мастер спорта по вольной борьбе, самбо и дзюдо. Президент "Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб РФ". Член ЕР

30.06.2017 17:12

Начну с истории. В конце 90-х – начале 2000-х годов очень ждали новую редакцию Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса, так как в стране произошли серьезные изменения, появились новые составы преступлений. Тот период к тому же был предвыборным – коммунисты имели все шансы победить на выборах президента, и чтобы «Единая Россия» не подвергла их критике, что они тормозят принятие важных для страны законов, коммунисты тоже за них проголосовали. В результате эти законы были приняты практически без обсуждения, очень быстро, как говорится, по-кавалерийски быстро. Я тогда был депутатом Госдумы и говорил, что они сырые и их придется постоянно латать (в Уголовный кодекс не попал даже целый ряд преступлений экономической направленности). Так и получилось.

Так что участники прошедших парламентских слушаний абсолютно правы: проблема упрощенного судебного производства действительно существует и это серьезно, и поправки в УПК все вносятся и вносятся. Поэтому, может быть, и имеет смысл принять новую редакцию УПК, хотя не уверен.

Главное, что необходимо, - это чтобы нормы нашего уголовного законодательства соответствовали мировым стандартам – сейчас в нашем уголовном, судебном законодательстве много прорех. В частности, у нас несовершенное налоговое законодательство. В развитых странах, например, за налоговые преступления предусмотрены крайне жесткие наказания. То же самое касается контрафактной и фальсифицированной продукции – в первую очередь продуктов питания. У них огромные штрафы – миллионы долларов, если попался первый раз, и лишение лицензии – если попался второй. У нас же за то, что люди травятся, гибнут от некачественных продуктов, жестких санкций нет. Это неправильно – мы должны равняться на такие вот жесткие институты наказания.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

«Очень хорошо, что в ряде регионов местные власти с огромным вниманием относятся к благоустройству городской среды, в том числе к созданию парковых зон. Необходимо эту практику взять на вооружение во всех субъектах федерации. В частности, на это следует обращать особое внимание в промышленных центрах, где от количества парков в прямом смысле зависит жизнь людей»,- считает сенатор Валерий Васильев

Парламентарии комментируют

У российской экономики иммунитет все-таки выработался. Она не разорвана в клочья, как надеялся в свое время Обама, - она функционирует. Но она функционировала бы еще лучше, если бы финансово-экономический блок у нас представляли не воспитанники и единомышленники Алексея Леонидовича, а последователи совсем других экономических школ, которые по главу угла ставят экономический рост.

Вопрос о невозможности охотиться подняли жители Ольхонского района Иркутской области. Они жаловались на то, что земли вокруг поселков передали в пользование крупным охотхозяйствам, куда местное население либо вовсе не допускают, либо предлагают покупать лицензии по завышенным в несколько раз ценам.

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы