Это в стиле Америки – сохранять 60-тысячную группировку системы ПРО в Южной Корее на границе с КНДР и при этом удивляться, почему Северная Корея продолжает заниматься испытанием ракет

Еще святой Иоанн Лествичник называл тщеславие колючкой, которую как ни кинь, повернется вверх шипом, и о него обязательно уколешься

Роспотребнадзор в основном только бьет по хвостам: Парламентарии о предложениях по контролю за качеством продуктов

03.07.2017 17:10


В борьбе с фальсификатом необходимо проводить единую скоординированную торговую политику, заявил в интервью Regions.ru первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников. По его словам «Минпромторг совершенно недостаточно занимается проблемой регулирования торговли. А еще хуже этим занимается Роспотребнадзор. Когда в 2004 году Роспотребнадзор только возник, я уже тогда, выступая на правительстве, говорил, что нельзя скрестить коня и трепетную лань – нельзя Санэпидемстанцию и Санэпидемнадзор скрестить с направлением защиты прав потребителя. Скрестили. В результате мы получили абсолютно недееспособную структуру», - считает сенатор.

По мнению Калашникова, за качеством продуктов должно следить одно ведомство: «Требуется коренная трансформация такой службы как Роспотребнадзор, поскольку сейчас она совмещает борьбу с чумой и борьбу с потреблением, скажем, некачественного мяса. Но это невозможно. Вообще у нас в стране за качеством продуктов питания следят 7 ведомств! И получается как по пословице «у семи нянек дитя без глаза». Такое ведомство должно быть одно, как в большинстве развитых стран».

Сенатор также указал на порочность существующей системы утверждения критерия качества продукции: «Минпромторг плодит общественные организации, которым за деньги, собираемые с производителя, дает право устанавливать критерии качества. Да ежику понятно, что за деньги можно установить любые критерии. И вот эта вот система пронизывает всю нашу торговлю. Ее надо менять, надо регулировать торговлю», - заявляет Калашиков.

Он так же говорит о необходимости внесения поправки в закон о техрегулировании и возвращении на целую группу товаров понятия «ГОСТ»: «Дело в том, что в соответствии с действующим законом о техрегулировании, право писать техрегламенты предоставлено самим производителям! То есть они что хотят, то и пишут: пальмовое масло – пожалуйста, антибиотики для хранения продукта – пожалуйста, всяческие Е-добавки – тоже нужны. В итоге у нас молоко, которое месяц открытым стоит без холодильника и не киснет! Так мало того, что они сами пишут, они даже и свое написанное не соблюдают – и где, спрашивается, Роспотребнадзор? Необходимо также на целую группу товаров возвращать понятие «ГОСТ». ГОСТ – это качество, от ГОСТовых норм, в отличие от ТУ (технический условий, техрегламента) отступать нельзя. Кстати, техрегламент сегодня утверждается Минпромторгов – это неправильно, утверждение должно идти на более высоком уровне. Если же все-таки оставить это право за Минпромторгом, то техрегламент должен стать сродни ГОСТу, от которого отступать нельзя.

Согласны ли вы, что за качеством продукции должно следить одно ведомство и какое именно? Что вы думаете о том, что в соответствии с действующим законом о техрегулировании, право писать техрегламенты предоставлено самим производителям, не пора ли его поменять? – с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Илья Осипов

член комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция «Единая Россия»

03.07.2017 17:28

Проблемы с качеством продукции появились примерно с того момента, как ГОСТы стали делом добровольным. На мой взгляд, однозначно должно быть гостирование всего, что содержит ингредиенты, которые, скажем так, невозможно увидеть невооруженным глазом. К примеру, мы с вами всегда увидим гнилой помидор, но мы никогда не увидим пальмовое масло внутри продукта. И зачастую люди приобретают продукты, не догадываясь об их вредности. Поэтому использование не технических условий, а именно ГОСТов, я думаю, было бы той необходимой и достаточной мерой, которая могла бы защитить нас от контрафактной продукции.

Не знаю, должно ли вопросами контроля за качеством продукции заниматься одно ведомство, хотя и семь ведомств – это, конечно же, излишне. Но я уверен, что введение единого государственного стандарта было бы полезно, по крайней мере в отношении хлеба, молока, масла и других продуктов, имеющих скрытые от нас с вами технологические процессы и ингредиенты, которые мы не можем распознать. Зачастую мы ориентируемся только на цену, думая, что если продукт стоит дорого, значит он натуральный, что тоже, к сожалению, не факт. Также нередко у нас можно встретить «гостовское» мороженое, масло, тушенку и т.д., но это всего лишь маркетинговый ход, а непосредственно к ГОСТу эти продукты имеют отношение далеко не всегда.

Более того, когда появляются все новые марки и бренды, каждый товаропроизводитель, исходя из тех же маркетинговых потребностей, пытается обновлять свою линейку. Если 30 лет назад в магазинах у нас можно было встретить 5 видов колбасы, то сегодня, подойдя к прилавку, мы увидим 45, если не 105 различных наименований. И как тут сориентируешься, какая колбаса качественная, а какая нет?

Помните, раньше был такой сыр – «Костромской»? По ГОСТу у молока для этого сыра должна была быть соответствующая жирность. Так вот, в Ярославской области большинство совхозов и колхозов советских времен не могли обеспечить такое качество. И тогда был разработан специальный ГОСТ для производства другого сыра – «Пошехонского», который стал пользоваться большой популярностью у покупателей. Люди тогда хорошо понимали, что «Костромской» сыр – подороже, пожирнее, а «Пошехонский» - с другой жирностью, подешевле, но это не значит, что он невкусный.

Вот и сегодня должно быть так, чтобы подходя к прилавку, покупатель видел для себя какой-то понятный ориентир, который и могут ему дать продукты, произведенные по ГОСТам.

Сергей Катасонов

первый зампред Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция ЛДПР

03.07.2017 17:25

Действительно, есть логика в том, чтобы одно ведомство отвечало у нас за качество продуктов. К тому же очень важно, что при этом сократится количество чиновников.

Сегодня в сфере контроля за качеством продуктов, к сожалению, присутствует и коррупционная составляющая. Технические условия и технические регламенты зачастую пишутся под производство и под ту себестоимость, которая нужна конкретному производителю. То, что выгодно производителю с точки зрения себестоимости, он и будет закладывать в техрегламент. И так происходит не только с продуктами питания, но и с продукцией промышленного производства. Очень много различных аварийных ситуаций возникает из-за того, что продукция, которая должна соответствовать ГОСТу, выпускается по ТУ. Допустим, у нас могут под заниженную смету выпустить кабель и написать, что произведен он в соответствии с определенным ТУ. А потом подобная продукция монтируется там, где мы должны обеспечивать людям безопасность! Поэтому все эти безобразия надо, конечно же, прекращать.

Должны быть ГОСТы, должны быть стандарты, утверждаемые тем субъектом, который бы отвечал за все. В этом плане я соглашусь с Сергеем Калашниковым. И мне кажется, не столь важно, как мы это ведомство назовем, а важны те функции, которые мы ему придадим.

Сегодня действительно Роспотребнадзор в основном только бьет по хвостам: выявляется некачественная продукция, определяют виновных и производят наказание. А нужно стремиться к тому, чтобы работать на опережение, вырабатывать стандарты, ГОСТы. Одним словом, весь алгоритм действий нужно принципиально менять.

Сергей Лисовский

1-й зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (Курганская обл). Член ЕР

03.07.2017 17:23

Согласен с коллегой. Закон о техрегламенте нанес большой ущерб как потребителям, так и производителям. В начале 2000-х Минпромторг и Минэкономразвития агрессивно навязывали стране рыночные отношения, не слушая ни Роспотребнадзор, ни Минсельхоз, ни Россельхознадзор.

Кстати, Роспотребнадзор – важная, прекрасно работающая структура, просто надо немного «расшить» ее полномочия. В настоящее время продовольственная цепочка разбита на до и после производителя, потому контролировать ее на прилавке магазина практически невозможно (нельзя же проверить все до единой пачки сливочного масла, молока и т.д., или должны быть сотни тысяч проверяющих).

Контроль должен быть в момент производства сырья и в момент производства самого продукта. Поэтому понятно, что в области торговой политики назрела реформа. И если Минпромторг в ней однозначно не должен участвовать (Минпромторг, не понимая специфики продовольственной продукции, выпускает разные постановления, далекие от заботы о наших гражданах), то полномочия Роспотребнадзора и Россельхознадзора надо разграничить так, чтобы не осталось «слепых» зон в контроле за качеством продуктов питания.

Вообще продовольственную цепочку должен отслеживать Минсельхоз и Россельхознадзор, так как качество конечной продукции зависит от того сырья, которое произвели на полях. Это европейская практика. Жесткий учет закупки сырья, потому что по сырью можно было понять качество продукта на выходе, существовал в советское время. Те же мясоперерабатывающие заводы контролировали по сырью. Выпускают они партии каких-то колбас, а смотрят на закупленное для этих колбас сырье. И сразу было понятно, из чего эти колбасы сделаны.

Игорь Чернышев

Депутат Законодательной думы Томской области (член комиссии по здравоохранению комитета по труду и соцполитике), сенатор от Томской области (2012-2016). Член ЕР

03.07.2017 17:22

Солидарен с Калашниковым. Люди должны есть полезные и качественные продукты. Естественно, уровень полезности и качества не должен определять бизнесмен-производитель (понятно, что он будет это делать исключительно в свою пользу) – это прерогатива специального ведомства, которое обязано руководствоваться данными специальных исследований.

По действующему закону о техрегламенте была упразднена работавшая в советское время система ГОСТа, которая зарекомендовала себя очень хорошо. Я так, кстати, до сих пор не услышал вразумительных объяснений, почему это было сделано. А то наше государство ушло из бизнеса, так должно тогда серьезным контролем выпускаемой бизнесом продукции заниматься.

Согласен, у Роспотребнадзора функции чересчур широкие – он не только качество продуктов питания контролирует, но и смотрит за качеством промышленных товаров, и защищает права потребителей. Это неправильно – одно ведомство не в состоянии хорошо справляться с таким набором контрольных обязанностей, и Роспотребнадзор не справляется. Должно быть отдельное мощное ведомство, которые бы занималось только продуктами питания, тем самым охраняло бы наше здоровье.

В сфере здравоохранения существует же Росздравнадзор, так и в продуктовой области надо создать что-то наподобие. А может быть, ему передать эти функции. Одним словом, надо смотреть, думать, советоваться со специалистами.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

В Евросоюзе обвиняют Россию в присвоении себе победы над ИГИЛ в Сирии, а в США спешат приписать эту заслугу себе. В российском МИДе выступили с резкой критикой заявлений западных партнеров. "Господа, перестаньте! Ваши достижения - это Ирак, Ливия и Афганистан. Вот ими и гордитесь", - написала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на своей странице в Facebook.

Елена Афанасьева

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Оренбургская область). Депутат Госдумы (2003-2014). Член ЛДПР

Талантливые ребята пробиться не могут, а всякие аферисты, пожалуйста, сидят на серьезных должностях, принимают важные решения, а потом нам же салом по мусалам

Таймураз Мамсуров

Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Республика Северная Осетия - Алания). Глава Республики Северная Осетия – Алания (2005-2015). Член Высшего совета партии «Единая Россия»

Делить пирог, чтобы оторвать кусок пожирнее, - это похоже на американцев. У них же принято так: не надо никого побеждать, главное себя объявить победителем

Законопроект дает гражданину РФ как принимающей стороне право снять иностранного гражданина с учета в связи с утратой мигрантом основания для учета по месту пребывания. Соответствующее заявление можно будет направить в МВД, через МФЦ, почтой или по интернету.