Анатолий Лысков: Есть необходимость в конституционном законе "О Федеральном Собрании"

17.07.2017 10:49

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье От перестановки слагаемых сумма не меняется: парламентарии о дисциплине в Госдуме

Вопрос о депутатской дисциплине является не только весьма сложным по политическим признакам, но и своеобразным зеркальным показателем существующей государственной дисциплины в стране. Отсюда, с одной стороны, он не может быть решен привычными методами, применяемыми в исполнительной власти или какой-нибудь государственной или частной компании, как это пытаются предложить, а иногда и уже осуществляют, некоторые политики. С другой стороны, такими подходами нельзя посягать на свободу делегированного избирателями депутату права совершенствовать действующее законодательство как основной функции представителя источника власти в законодательном органе.

В основе существования критикуемого уровня дисциплины лежат несколько главных причин. Первое. В настоящее время, избирая депутата, избиратели не знают, как он должен вести себя, получив мандат депутата и действуя от их имени. В свою очередь и избирающийся депутат полагается на собственное представление о поведении и избрании схем по отстаиванию интересов избирателей.

Для устранения создавшегося положения имеется настоятельная необходимость в принятии федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании". В данном законе с учетом имеющегося богатого опыта парламентаризма можно учесть все нюансы, необходимые как для познаний избирателями, так и знаний избранных депутатов. При этом предлагаемый закон призван закрепить и развить главное предназначение депутата создавать законы на основе делегированного права избирателями. Отсюда над депутатом не может довлеть дисциплина, подобная дисциплине для чиновника, и аппаратные приемы по ее соблюдению.

В указанном ФКЗ должны быть предусмотрены гарантии равного отношения к депутатам и к избирателям, отдавшим свои голоса и предпочтения той или иной партии или независимым депутатам. Необходимость принятия ФКЗ обусловлена, разумеется, и другими мотивами, вытекающими из Конституции РФ и современных потребностей совершенствования государственности.

Второе. Перспективным механизмом по укреплению дисциплины могло бы стать установление законом процедуры принесения присяги каждым депутатом нового созыва Государственной Думы. Недавно депутаты приняли поправки в закон о гражданстве и предусмотрели содержание присяги и процедуру ее принесения человеком, желающим стать гражданином России. А вот о поправках в действующее законодательство (или о включении соответствующего раздела в названный выше ФКЗ) по вопросу принесения присяги ими самими очередь пока еще не дошла. Видимо, есть какие-то непонятные в публичной плоскости мотивы не приносить присягу служить России. Или еще хуже, следуя собственному гимну Госдумы, пребывать в ожидании, когда им, избранникам народа, Русь челом ударит до земли (предлагаю читателям самим вчитаться в некорректное содержание гимна, а именно:"Вам, избранникам народа, Русь челом бьет до земли..."). Уровень дисциплины, как мне представляется, и начинается со строк гимна, отражающего искаженное отношение к собственной стране. Иными словами, да простят меня бывшие коллеги, поправлять нужно гимн, а не зарплату удерживать с депутатов по искусственным причинам, и в дальнейшем сделать политический шаг к присяге депутата Государственной Думы как к новому политическому приему по укреплению дисциплины.

Третье. За нарушение законодательства целесообразно установить оправдавший себя в советский период институт отзыва депутата из состава Государственной Думы. Разумеется, не перенося механически действие данного института, а применяя его в соответствии с современными реалиями. Как представляется, установление данного института исключит случаи нарушения Конституции РФ со стороны Госдумы относительно конкретного депутата и утвердит уважительное отношение к избирателям, как к источнику государственной власти.

И в заключение. Вопрос о депутатской дисциплине должен быть постоянным в деятельности политических партий, вошедших в состав Госдумы, ибо за этим стоит не только репутация той или иной партии, но и ее отношение к укреплению авторитета законодательной ветви государственной власти России.

Изложенные мною идеи предлагается рассматривать как возможные темы к дискуссиям в интересах наших сограждан.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Правительство России приняло решение о внеплановом повешении акцизов на бензин. С 1 января 2018 года акциз будет увеличен на 50 копеек за литр, затем еще одно такое же повышение произойдет с 1 июля, что позволит пополнить бюджет только в следующем году на 60 млрд рублей. По прогнозам Минфина за период с 2018 по 2020 годы поступления могут составить 220 млрд. рублей.

Сергей Катанандов

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Республика Карелия). Глава Республики Карелия (2002-2010) Член ЕР

Начало сентября – не лучшее время для выборов. Устали люди и от одних и тех же лиц, потому очевидно, что тренд на обновление, заложенный администрацией президента, правильный

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)