Анатолий Лысков: Есть необходимость в конституционном законе "О Федеральном Собрании"

17.07.2017 10:49

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

Комментарий к статье От перестановки слагаемых сумма не меняется: парламентарии о дисциплине в Госдуме

Вопрос о депутатской дисциплине является не только весьма сложным по политическим признакам, но и своеобразным зеркальным показателем существующей государственной дисциплины в стране. Отсюда, с одной стороны, он не может быть решен привычными методами, применяемыми в исполнительной власти или какой-нибудь государственной или частной компании, как это пытаются предложить, а иногда и уже осуществляют, некоторые политики. С другой стороны, такими подходами нельзя посягать на свободу делегированного избирателями депутату права совершенствовать действующее законодательство как основной функции представителя источника власти в законодательном органе.

В основе существования критикуемого уровня дисциплины лежат несколько главных причин. Первое. В настоящее время, избирая депутата, избиратели не знают, как он должен вести себя, получив мандат депутата и действуя от их имени. В свою очередь и избирающийся депутат полагается на собственное представление о поведении и избрании схем по отстаиванию интересов избирателей.

Для устранения создавшегося положения имеется настоятельная необходимость в принятии федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании". В данном законе с учетом имеющегося богатого опыта парламентаризма можно учесть все нюансы, необходимые как для познаний избирателями, так и знаний избранных депутатов. При этом предлагаемый закон призван закрепить и развить главное предназначение депутата создавать законы на основе делегированного права избирателями. Отсюда над депутатом не может довлеть дисциплина, подобная дисциплине для чиновника, и аппаратные приемы по ее соблюдению.

В указанном ФКЗ должны быть предусмотрены гарантии равного отношения к депутатам и к избирателям, отдавшим свои голоса и предпочтения той или иной партии или независимым депутатам. Необходимость принятия ФКЗ обусловлена, разумеется, и другими мотивами, вытекающими из Конституции РФ и современных потребностей совершенствования государственности.

Второе. Перспективным механизмом по укреплению дисциплины могло бы стать установление законом процедуры принесения присяги каждым депутатом нового созыва Государственной Думы. Недавно депутаты приняли поправки в закон о гражданстве и предусмотрели содержание присяги и процедуру ее принесения человеком, желающим стать гражданином России. А вот о поправках в действующее законодательство (или о включении соответствующего раздела в названный выше ФКЗ) по вопросу принесения присяги ими самими очередь пока еще не дошла. Видимо, есть какие-то непонятные в публичной плоскости мотивы не приносить присягу служить России. Или еще хуже, следуя собственному гимну Госдумы, пребывать в ожидании, когда им, избранникам народа, Русь челом ударит до земли (предлагаю читателям самим вчитаться в некорректное содержание гимна, а именно:"Вам, избранникам народа, Русь челом бьет до земли..."). Уровень дисциплины, как мне представляется, и начинается со строк гимна, отражающего искаженное отношение к собственной стране. Иными словами, да простят меня бывшие коллеги, поправлять нужно гимн, а не зарплату удерживать с депутатов по искусственным причинам, и в дальнейшем сделать политический шаг к присяге депутата Государственной Думы как к новому политическому приему по укреплению дисциплины.

Третье. За нарушение законодательства целесообразно установить оправдавший себя в советский период институт отзыва депутата из состава Государственной Думы. Разумеется, не перенося механически действие данного института, а применяя его в соответствии с современными реалиями. Как представляется, установление данного института исключит случаи нарушения Конституции РФ со стороны Госдумы относительно конкретного депутата и утвердит уважительное отношение к избирателям, как к источнику государственной власти.

И в заключение. Вопрос о депутатской дисциплине должен быть постоянным в деятельности политических партий, вошедших в состав Госдумы, ибо за этим стоит не только репутация той или иной партии, но и ее отношение к укреплению авторитета законодательной ветви государственной власти России.

Изложенные мною идеи предлагается рассматривать как возможные темы к дискуссиям в интересах наших сограждан.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Приказ главы Минюста Александра Коновалова, позволяющий заключённым, которые, по данным руководства учреждений ФСИН, исправились и готовы к вольной жизни, "досиживать" свой срок за пределами тюремного забора, вызвал дискуссию о дальнейших шагах по либерализации уголовного законодательства

В нем нет норм, ограничивающих или запрещающих хранение трафика иностранных граждан. Если же российская компания будет хранить данные пользователя из ЕС без его согласия или предоставит эти данные правоохранительным органам без решения суда, она нарушит новый регламент.