Госдума приняла закон о запрете анонимайзеров

21.07.2017 12:33


Депутаты нижней палаты парламента приняли в окончательном чтении закон, устанавливающий запрет средств для сокрытия данных о компьютере или пользователе в сети от удаленного сервера, в том числе анонимайзеров.

"В целях повышения эффективности ограничения доступа к информационным ресурсам, доступ к которым в России ограничен на законном основании, с учетом возможностей легального использования технологий, используемых для обхода блокировок, настоящим проектом предлагается установить запрет обеспечивать использование на территории РФ информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для ЭВМ для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе сайтам и страницам сайтов в сети интернет, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен", - приводит агентство "Москва" текст пояснительной записки.

Кроме того, с целью исполнения указанного запрета закон предусматривает предоставление доступа к информационному ресурсу Роскомнадзора, содержащему сведения об информационных ресурсах, доступ к которым ограничен на территории России.

Закон устанавливает меры административного принуждения, обеспечивающие исполнение установленного запрета. За неисполнение требования Роскомнадзора исполнить запрет в течение 30 дней - ограничение доступа к информационным ресурсам, предоставляющим доступ к сетям, системам, программам для ЭВМ, используемым для обхода блокировок.

"Предлагаемый настоящим проектом механизм ограничения доступа к информационным ресурсам на основании решений Роскомнадзора внедряется с целью предотвращения наступления вредных последствий от использования средств обхода блокировок (к возможным вредным последствиям относятся распространение запрещенной информации, экстремистских материалов, нарушение исключительных прав и тому подобное) и не исключает возможность последующего обжалования таких решений в судебном порядке", - отмечается в пояснительной записке.

Закон возлагает на операторов поисковых систем обязанность прекращать на территории РФ выдачу ссылок на заблокированные в стране информационные ресурсы; в целях содействия исполнению операторами поисковых систем указанного запрета - предоставляет им доступ к информационному ресурсу Роскомнадзора, содержащему сведения об информационных ресурсах, доступ к которым ограничен на территории России.

Законодательную инициативу внесли на рассмотрение нижней палаты парламента депутаты Госдумы Максим Кудрявцев ("Единая Россия"), Николай Рыжак ("Справедливая Россия") и Александр Ющенко (КПРФ).


Как ранее рассказывали РБК два источника в нижней палате, ускорить принятие законопроектов о регулировании в Сети депутатов во время закрытого правительственного часа просил директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников. При этом, как ранее отмечали эксперты, в законопроекте заложена опасность, что под запрет могут попасть популярные ресурсы, включая поисковики и магазины приложений.

В свою очередь, руководитель "Роскомсвободы" Артем Козлюк отмечал, что "в законопроекте заложена возможность расширенной трактовки понятия того, кто может быть признан "владельцем информационных систем, которые могут использоваться на территории России для обхода ограничения доступа". "Не исключено, что Роскомнадзор будет требовать убирать информацию о средствах обхода блокировок под угрозой блокировки самого этого ресурса", - говорил он.


Депутат Антон Горелкин отметил, что на сегодняшний день анонимайзерами пользуются миллионы людей, и если их не ввести в правовое поле, "мы безнадежно покроемся плесенью и отстанем от времени, в котором мы живем", передает RNS.

"Законопроект вводит четкую процедуру взаимодействия государства с администраторами виртуальных частных сетей и анонимайзеров. Те из них, кто пойдут навстречу, а это не сложно, продолжат работу в России. Ведь условия, по сути, просты — не перенаправлять пользователей на ресурсы из списка Роскомнадзора (реестр заблокированных ресурсов - прим.). Законопроект не носит запретительный характер. Никто не будет проверять историю ваших поисковых запросов, посещенных страниц, и т.д. Речь идет об элементарной актуализации законодательства. Это по сути начало диалога с владельцами виртуальных частных сетей и анонимайзеров, и теперь мяч на их стороне", — сказал депутат.


Поправки ко второму чтению закона предполагают, что в случае принятия законопроекта он вступит в силу с 1 ноября 2017 года. Ответственность за контроль по исполнению законопроекта ложится на Роскомнадзор. При этом к выявлению способов обхода блокировок в интернете могут быть подключены МВД и ФСБ.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Документом также вводится единый налоговый платеж физического лица, а налоговым органам предоставляются полномочия по самостоятельному уточнению платежей при обнаружении ими ошибок в платежных документах, допущенных плательщиками.

Рост цен и борьба с ним

Первый закон предполагает снижение акцизов на бензин. Вторым правительству предоставляется право вводить дополнительные вывозные таможенные пошлины на светлые нефтепродукты до 90%.

Украина и Россия

Цеков: "Они начинают войну практически против других государств, прежде всего, против России. Это будет противодействовать гражданскому судоходству. Для достижения мира нужно уметь договариваться, надо вступить в нормальный диалог с Россией".

Сидякин: «В цене на жилье много составляющих: это и стоимость стройматериалов, и плата за подключение к коммунальной инфраструктуре, и соблюдение правил землепользования и застройки. Закон меняет модель жилищного строительства, а не экономику стройки, поэтому напрямую на цену квартир изменения в долевом строительстве не должны сильно влиять».

В Вологодской области только 45% жителей обеспечены чистой питьевой водой, в Костромской — 66,7%, в Курганской — 69,3%. В остальных регионах более 70% населения имеют доступ к качественной воде. На 100% обеспечены нормальной водой жители Москвы, Петербурга и Северной Осетии.

Согласно действующему законодательству, меры ответственности за реализацию семян и посадочного материала ненадлежащего качества и неизвестного происхождения в организованных и неорганизованных местах торговли предусмотрены только в отношении лиц, ведущих коммерческую деятельность.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР