Санкции затронули только категорию т.н. "лакшери", касающуюся элиты. Большинство населения испанский хамон не употребляет

Рост цен на бензин все равно стоит ожидать. Иначе правительство успокаивало бы нас не этой замечательной цифрой в 100 рублей, а хотя бы 50 рублями – это бы успокоило

Современный человек разучился созерцать: Священнослужители о живописи

07.08.2017 09:21


Согласно опросу ВЦИОМ, тройка самых известных публике русских художников выглядит так: И.И.Шишкин (при ответе без подсказок его назвали 32% опрошенных), И.Е.Репин (28%), И.К.Айвазовский (24%). При этом любят из них троих больше всего Айвазовского, и его полотна и впрямь представляют себе. На прямой вопрос об известности Айвазовского уже 93% респондентов говорят, что им знакома фамилия художника, среди них 64% нравятся его работы, - причем отвечавшие, как правило, помнят, что Айвазовский - маринист.

Картинные галереи и выставки, как показал опрос, россияне посещают не часто: 50% были там более года назад, 34% - никогда. Серьезного таланта к рисованию большинство граждан у себя не находит: 41% считает, что рисовать практически не умеют, 28% - могут изображать лишь простые фигуры, узоры.

Вообще же, как известно, в русской культуре роль живописи значительно ниже, чем литературы или музыки: живопись никогда не привлекала к себе столько внимания, не служила поводом для столь горячих споров и не использовалась как средство самоидентификации (ср. с «альбомными» вопросами вроде «Пушкин или Лермонтов?» и «Пастернак или Мандельштам?»)

Чуть ли не единственный в русской истории решительный и непримиримый спор о принципах живописи – правда, только и исключительно церковной, поскольку другой тогда практически не было, - случился при патриархе Никоне. Тогда будущие старообрядцы решительно восстали против проникновения европейской «объемной» живописи в иконопись, а «никониане» ее защищали. В результате в XVIII-XIX вв. большинство икон и церковных росписей выполнялось именно в европейской технике, а тяга к традиционной иконописи вызывала у церковного начальства подозрения в симпатиях к старообрядчеству. Это резко поменялось после революции: сейчас, наоборот, странным выглядит церковное искусство в европейской стилистике.

«Есть ли у вас любимые художники (необязательно русские)? Бываете ли вы в галереях и на художественных выставках? Кто из русских художников, на ваш взгляд, недооценен – а кто, может быть, перехвален?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

07.08.2017 10:02

Живопись я люблю с самого детства. Мои мама и бабушка учителя, я оформлял школьные газеты и даже хотел быть художником. Поэтому мне трудно назвать любимых авторов - хотя, конечно, по колоритности Айвазовский превосходит многих пейзажистов. Еще среди любимых Суриков, Васнецов, Боровиковский, Федотов, Перов, Левитан. Можно хорошую галерею составить из имен наших живописцев, которые не тянулись за «-измами», а воспевали красоту Божьего мира.

Из зарубежных люблю Гейнсборо, Тициана, Рембрандта, Веласкеса и вообще многих, - начиная с эпохи Возрождения и заканчивая импрессионистами. Еще мне нравятся кое-какие работы Ван ден Эйкена. А вот Пикассо мне уже не нравится, я не понимаю, что такое Кандинский, Малевич – весь блок таких авторов. Нет в списке любимых художников типа Налбандяна, то есть тех, кто писал портреты Брежнева и прочее. Я восхищен тем, что делает нынешний художник Шилов, и мне очень печально, что преставился ко Господу Илья Глазунов - у него такие эпохальные полотна!

Последний раз я был в Третьяковской галерее года два назад. Когда приезжаю в Петербург, бываю в Эрмитаже. Кстати, у нас в Рязани есть небольшая, но интересная коллекция живописи. К сожалению, сейчас мне не удается следить за новинками и выставками из-за занятости, а я живопись люблю и могу долго обсуждать композиционные проблемы, цветовые решения, проблемы колорита, рисунка как такового и так далее. Даже несколько работ моих дипломников посвящены богословскому и философскому осмыслению искусства, и в первую очередь живописи.

Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

07.08.2017 09:59

Я не отношу себя к любителям искусства, хотя в детстве рисовал и пытался писать картины, - было такое состояние души. Конечно, я бывал в Третьяковке и во многих других российских выставочных залах. Был и в иностранных галереях, например, в Лондоне.

А почему у нас люди прохладно относятся к живописи? - потому что образ жизни стал немножко другим. Чтобы полюбить живопись, необходимо время, необходимо спокойное соцерцание, а оно сейчас очень трудно дается. Другие у людей приоритеты, да и любовь к живописи у нас не культивируется. И еще, мне кажется, выветривается наш русский дух, о котором мы все время говорим, - он сейчас многим непонятен. Даже техника письма может быть высокой, но духа нет. Поэтому и отношение к искусству такое.

Вот представьте: каждый сидит в своем гаджете и выбирает, что хочет, - и вдруг людей собрали и повели в картинную галерею. Это тяжело воспримут, потому что люди не привыкли к такому. Человеку привить прекрасное вообще всегда сложно. И еще трудно объединить людей: у каждого свой вкус, свой взгляд. Кроме того, общие понятия о нравственности и о прекрасном, - а именно это прививает живопись, - уже не такие, как раньше.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

07.08.2017 09:52

На выставки я, увы, хожу нечасто – не хватает времени. Однако при любом удобном случае стараюсь их посещать. Очень люблю наш Русский музей; когда оказываюсь в других городах, тоже стараюсь ходить на различные художественные выставки и в музеи.

Я не согласен, что роль живописи в русской культуре незначительна – у нас много отечественных мастеров, есть прекрасная русская школа. Мне очень симпатичны представители русской школы XX века, особенно мирискусники с их яркой, самобытной манерой письма. Вообще у нас много замечательных живописцев начала XX века.

Любимых художников у меня немало. Из русских очень нравится Левитан, люблю и Серова. Из западных мне ближе прославленные мастера эпохи Возрождения. Из более поздних – импрессионисты, постимпрессионисты. Нравятся работы Пикассо. Вообще мир живописи очень разнообразен, и выбор сделать трудно. Есть живописцы - классики, о которых нельзя забывать, много также интересных современных художников.

А вот если говорить о художниках, которых перехвалили, мне кажется, это как раз Айвазовский. Я, конечно, не искусствовед, и мне трудно давать экспертную оценку, но, вероятно, дело в доступности его художественных идей. А недооценены, на мой взгляд, классики, академическая живопись. Россия, кстати, всегда имела сильную академическую школу, на ней вырастали остальные яркие художники – в том числе советского времени.

Протоиерей Симеон Антипов

Благочинный Кувандыкского и Медногорского округов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кувандыке

07.08.2017 09:49

Мне нравятся старинные иконы в рублевском стиле - я отдаю предпочтение именно этой древнерусской школе. Работы мастеров афонской школы, тоже, думаю, нравятся многим. Кстати, до революции на Афоне была большая школа иконописи. Наверное, раньше в каждом русском сельском храме можно было увидеть икону, написанную одним из афонских мастеров. У нас в Оренбургской области они хранятся до сих пор.

А вот дать характеристику художникам мне сложно – для этого нужно быть специалистом. К тому же для меня они - непререкаемые авторитеты, и выделить никого я не могу. Я с удовольствием посещаю Третьяковскую галерею в Москве, любуюсь произведениями наших известных художников. Что-то нравится, что-то не очень. Айвазовский, кстати, очень нравится – глаз нельзя отвести от его шедевров.

Конечно, всегда обращаю внимание на работы Рублева – «Троицу», икону Владимирской Божьей матери. Нравятся мне и другие русские художники – тот же Шишкин. Если есть возможность, посещаю выставки и в других городах. Отдаю предпочтение пейзажам, натюрмортам.

Протоиерей Александр Куцов

настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

07.08.2017 09:47

В картинных галереях я, признаться, бываю нечасто. Причина – занятость, а иногда, что уж скрывать, и дороговизна билетов. К тому же, как правило, интересные выставки проходят в крупных городах. Из наиболее известных галерей и музеев я был только в Третьяковской галерее и в Эрмитаже. Приходилось бывать и в региональных музеях – например, в Челябинске.

Все художники-натуралисты – Шишкин, Репин, Айвазовский - вызывают во мне глубокую симпатию. Не знаю, чем это объяснить. Думаю, к их работам привлекает не только талант автора, но и эмоции, которые ему удалось перенести на холст. Подобное, кстати, можно сказать и о музыке, поэзии, прозе. Вообще перехвалить наших классиков сложно – все они достойны почитания и преклонения перед их талантом.

Из недооцененных, на мой взгляд, у нас художник Петров-Водкин. Он почему-то находится в тени своих собратьев по кисти, а между тем это яркий, самобытный художник большой величины. Очень хорош и Маковский. Большую симпатию у меня также вызывает Нестеров. Мне кажется, его творчество тоже следовало бы больше изучать – в том числе в церковных кругах. Это некий синтез иконописи и живописи, такой же интересный, неповторимый стиль письма, как афонская икона.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

07.08.2017 09:44

Конечно, если мне удается бывать в городах и странах, где есть художественные галереи, я стараюсь их посетить. Иногда это небольшие студии, посвященные малоизвестным художникам.

Мне кажется, русских художников нельзя недооценивать - хотя в ответах не прозвучали имена Казимира Малевича, Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Василия Верещагина – а их, на мой взгляд, наши соотечественники должны знать лучше. Можно еще назвать Владимира Татлина, основоположника конструктивизма. Как говорят некоторые знатоки, его работы похожи по стилю на ранние творения Пикассо. Они, кстати, выставлены в парижском музее Помпиду, а также в библиотеке Оксфорда. А его шедевр «Башня Татлина» - один из самых тиражируемых и узнаваемых образов в стиле авангардизма.

В моем родном Санкт-Петербурге я с детства посещал всевозможные музеи и галереи, теперь стараюсь приобщать к искусству и детей. Постоянно бываем с семьей в Эрмитаже – туда мы ходим даже чаще, чем в Русский музей. Недавно, кстати, в Эрмитаже демонстрировалась замечательная коллекция японского художественного искусства середины XIX века. Этой выставке был посвящен большой зал.

Говоря о живописи, нельзя не остановиться и на иконописи. Правда, задача иконы немного другая – попытаться настроить человека на молитву, не создавать чувственных образов (чем подчас «грешат» западные художники, изображавшие различные библейские сюжеты, знакомые нам образы святых). А православная икона отличается строгостью, она настраивает человека на молитву. Иконы особо выдающихся мастеров – например, Андрея Рублева - могут служить предметом философских, богословских бесед, и даже пяти – шестичасовых лекций на эту тему.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

07.08.2017 09:41

Современных художников я не знаю и не понимаю, а классических авторов люблю, восхищаюсь их полотнами и каждый раз, когда вновь вижу картину, с удивлением обнаруживаю новые важные детали. Айвазовский – один из моих любимых, люблю портретистов – Репина, Брюллова, Серова. Так что одного любимого художника не могу выделить.

А люди, как мне кажется, не ходят на выставки и не знают даже всемирно известных художников по веянию времени. Сейчас интернет доступнее, люди там получают большое количество информации и считают, что нет необходимости ходить по музеям. Хотя прописная истина, что высокое искусство действительно воспитывает людей.

Мне самому редко удается попасть на художественную выставку - хотя я, безусловно, был в Третьяковской галерее, в Эрмитаже и во многих других местах. И когда мне удается туда попасть, я восхищаюсь мастерством авторов. Уметь рисовать – это редкий и замечательный дар!

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

07.08.2017 09:38

Я очень люблю Ивана Константиновича Айвазовского, хорошо знаю его биографию, был в его доме-музее в Феодосии, а моя любимая картина «Среди волн». «Девятый вал» - само собой, но она в Москве хранится, и я ее тоже видел. Кстати, Айвазовский очень любил Пушкина, он даже написал картину «Пушкин на берегу моря», - а это ведь мой любимый поэт. У меня дома очень много книг, среди них есть альбомы Айвазовского, я их покупал со студенческих лет, когда они были большим дефицитом, и я экономил на еде, чтобы их купить.

Еще люблю Шишкина, семейная жизнь у него была непростая, но так писать лес – это же что-то невероятное! Смотришь на его картины и чувствуешь запах леса. К произведениям таких авторов невозможно оставаться равнодушным, это гордость России.

К списку любимых художников добавил бы еще Саврасова, Серова, Поленова, Левитана, Венецианова, Васильева, Брюллова. Россияне по праву могут гордиться – ни одна страна, думаю, не может похвастаться таким количеством шедевров, разве что Италия в период эпохи Возрождения.

Когда мне было 29 лет, я три месяца жил в Москве и посетил тогда почти все театры и музеи. И потом в Третьяковской галерее был не раз, дочерей своих специально туда возил, учеников, как и в петербургский Эрмитаж. А еще я встречался с художником Александром Шиловым, у меня даже автограф его есть.

Не знать великих художников, не ходить по музеям, выставочным залам, или ходить и ничего не видеть может только духовно бедный человек. Люди со всего мира едут к нам посмотреть на полотна великих художников, а мы сами так холодно относимся к этому. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что очереди на некоторые выставки очень большие. То есть туда идут люди, которые понимают, как важно посещать такие мероприятия, они находят время и силы отстоять очередь даже в мороз.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

07.08.2017 09:32

Айвазовский замечательный художник, но жил и творил он в XIX веке. А как же известные мастера XX века, почему их-то не назвали? Причем интересно, что все они выдвинулись при советской власти, которая первоначально поощряла «новое искусство». Действительно, это был колоссальный прорыв. Но по-настоящему популярны наши мастера XX века стали только на Западе.

В числе моих любимых художников – Малевич, Марк Шагал, Александр Бенуа, Врубель, Татлин, Василий Верещагин, Тышлер, Бакст. Почему их у нас плохо знают? Сейчас же все доступно, даже если не посещать выставки, можно показывать на уроках отличного качества диафильмы! Нужно просто перестроить школьную программу. И в художественной литературе проскальзывают эти имена. И, если люди ничего не знают о существовании таких художников, значит, они и не читают.

А свою культуру знать нужно. Даже обидно за соотечественников - мы безнадежно отстаем. Если для нас самые известные художники – Шишкин и Айвазовский, мы остановились в развитии.

На выставках я бываю обязательно – когда приезжаю в города, где они проходят. Но вы же понимаете, в регионы нечасто привозят работы уровня таких художников, как, скажем, Малевич. Но я интересуюсь работами и малоизвестных авторов.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

07.08.2017 09:30

Мой самый любимый русский художник - наверное, Валентин Серов. Когда бываю в Петербурге, стараюсь попасть в Русский музей, где есть его картины. Очень мне нравится «Портрет императора Николая II», где он изображен в мундире, но с очень живыми глазами и удивительным выражением лица - мне кажется, он как раз таким был в кругу близких. Ни один портрет так его не выразил.

Очень люблю английских прерафаэлитов второй половины XIX века – «Офелия» Джона Милля их самая, пожалуй, известная картина. На мой взгляд, прерафаэлиты очень глубоко отражают внутренний мир героев. Еще меня как-то поразила картина. Арнольда Беклина «Остров мертвых».

Если говорить об эстетике, связанной с духовным миром, то, как специалист по древнерусской иконе, я, конечно, скажу, что очень люблю иконы, особенно русскую иконографию. Поэтому в Третьяковке бываю минимум пару раз в году, а если проходят интересные выставки, то и чаще. Хожу с гостями в Исторический музей, в Коломенское. Всегда помимо выставочных экспонатов традиционно обхожу все залы. Очень люблю искусство Древнего Египта. Еще в детстве, когда была в Эрмитаже, заболела этим. И не только эстетическое удовольствие получаю, но еще и литературу читаю – «Книга мертвых», «Книга пещер», «Книга пирамид» – очень интересно. И все герои этих книг есть в залах Пушкинского музея.

Конечно, нельзя не сказать про итальянское Возрождение, а до него – средневековая иконопись. В Перудже и в Падуе соборы расписывал Джотто, там помимо эстетического удовольствия получаешь духовное. Его герои похожи на представителей иных цивилизаций, фантастическое впечатление! Рафаэль, Да Винчи – это и вовсе классика. Кстати, сейчас в Пушкинском музее с помощью института итальянской культуры проходит выставка трех главных художников Венеции – Тициана, Тинторетто, Веронезе. Хочу посетить в ближайшее время. Я вообще слежу за публикациями о выставках. Еще интересная выставка в «Телеграфе» – «Живые сны», где представлены картины Дали, которого, как и Босха очень люблю. Их полотна можно разглядывать бесконечно, от своего духовного развития приходишь к пониманию новых сюжетных деталей. Выставки Босха часто проводят в католических соборах Москвы.

Обидно, что, 200-летний юбилей Айвазовского особо не замечен был в Москве. Серьезных выставок не было, а его картины, конечно же, не могут не оставить впечатления.

А вот насчет равнодушия к живописи со стороны народа не соглашусь. У меня всегда вызывает большое уважение невероятная любовь желающих, готовых стоять три дня в очереди, чтобы попасть на выставку. И я сама стояла в таких очередях, но от этого долгого ожидания возникает не досада, а радость и гордость за высокую духовность нашего народа, нас не сломить ничем! Люди тянутся к духовной отечественной культуре.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Цеков: "Сейчас на Украине очень мрачная обстановка, люди запуганы, подобные заявления вполне могут быть связаны с этим. Безусловно, такое надо отслеживать, знать настроения, преобладающие в стране. Но при этом не стоит забывать, что это всё от бессилия. Украинские политики никак не могут повлиять на ситуацию с Крымским мостом".

Происшествия на национальной почве

Около 20 иностранных граждан, содержащихся в трех комнатах на первом этаже, забаррикадировались в помещении, жгли матрацы, разбили несколько камер видеонаблюдения. Основным требованием было улучшение условий содержания и скорейшая депортация на родину.

По завершении рабочей программы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Путин посетил мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в Тверской области. Президент присутствовал на литургии по случаю праздника Крещения Господня, а также поучаствовал в крещенских купаниях.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)