Свой флаг Победы мы всегда можем водрузить над зданием государства, которое посягнет на нашу свободу и независимость. Так было и в 1945 году, и в другие исторические периоды

Россия нужна Богу только православная, другая Россия Богу не нужна. В той степени, в которой восстановим свои православные традиции, в той и будем существовать как государство и народ

Современный человек разучился созерцать: Священнослужители о живописи

07.08.2017 09:21


Согласно опросу ВЦИОМ, тройка самых известных публике русских художников выглядит так: И.И.Шишкин (при ответе без подсказок его назвали 32% опрошенных), И.Е.Репин (28%), И.К.Айвазовский (24%). При этом любят из них троих больше всего Айвазовского, и его полотна и впрямь представляют себе. На прямой вопрос об известности Айвазовского уже 93% респондентов говорят, что им знакома фамилия художника, среди них 64% нравятся его работы, - причем отвечавшие, как правило, помнят, что Айвазовский - маринист.

Картинные галереи и выставки, как показал опрос, россияне посещают не часто: 50% были там более года назад, 34% - никогда. Серьезного таланта к рисованию большинство граждан у себя не находит: 41% считает, что рисовать практически не умеют, 28% - могут изображать лишь простые фигуры, узоры.

Вообще же, как известно, в русской культуре роль живописи значительно ниже, чем литературы или музыки: живопись никогда не привлекала к себе столько внимания, не служила поводом для столь горячих споров и не использовалась как средство самоидентификации (ср. с «альбомными» вопросами вроде «Пушкин или Лермонтов?» и «Пастернак или Мандельштам?»)

Чуть ли не единственный в русской истории решительный и непримиримый спор о принципах живописи – правда, только и исключительно церковной, поскольку другой тогда практически не было, - случился при патриархе Никоне. Тогда будущие старообрядцы решительно восстали против проникновения европейской «объемной» живописи в иконопись, а «никониане» ее защищали. В результате в XVIII-XIX вв. большинство икон и церковных росписей выполнялось именно в европейской технике, а тяга к традиционной иконописи вызывала у церковного начальства подозрения в симпатиях к старообрядчеству. Это резко поменялось после революции: сейчас, наоборот, странным выглядит церковное искусство в европейской стилистике.

«Есть ли у вас любимые художники (необязательно русские)? Бываете ли вы в галереях и на художественных выставках? Кто из русских художников, на ваш взгляд, недооценен – а кто, может быть, перехвален?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

07.08.2017 10:02

Живопись я люблю с самого детства. Мои мама и бабушка учителя, я оформлял школьные газеты и даже хотел быть художником. Поэтому мне трудно назвать любимых авторов - хотя, конечно, по колоритности Айвазовский превосходит многих пейзажистов. Еще среди любимых Суриков, Васнецов, Боровиковский, Федотов, Перов, Левитан. Можно хорошую галерею составить из имен наших живописцев, которые не тянулись за «-измами», а воспевали красоту Божьего мира.

Из зарубежных люблю Гейнсборо, Тициана, Рембрандта, Веласкеса и вообще многих, - начиная с эпохи Возрождения и заканчивая импрессионистами. Еще мне нравятся кое-какие работы Ван ден Эйкена. А вот Пикассо мне уже не нравится, я не понимаю, что такое Кандинский, Малевич – весь блок таких авторов. Нет в списке любимых художников типа Налбандяна, то есть тех, кто писал портреты Брежнева и прочее. Я восхищен тем, что делает нынешний художник Шилов, и мне очень печально, что преставился ко Господу Илья Глазунов - у него такие эпохальные полотна!

Последний раз я был в Третьяковской галерее года два назад. Когда приезжаю в Петербург, бываю в Эрмитаже. Кстати, у нас в Рязани есть небольшая, но интересная коллекция живописи. К сожалению, сейчас мне не удается следить за новинками и выставками из-за занятости, а я живопись люблю и могу долго обсуждать композиционные проблемы, цветовые решения, проблемы колорита, рисунка как такового и так далее. Даже несколько работ моих дипломников посвящены богословскому и философскому осмыслению искусства, и в первую очередь живописи.

Протоиерей Александр Добродеев

заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

07.08.2017 09:59

Я не отношу себя к любителям искусства, хотя в детстве рисовал и пытался писать картины, - было такое состояние души. Конечно, я бывал в Третьяковке и во многих других российских выставочных залах. Был и в иностранных галереях, например, в Лондоне.

А почему у нас люди прохладно относятся к живописи? - потому что образ жизни стал немножко другим. Чтобы полюбить живопись, необходимо время, необходимо спокойное соцерцание, а оно сейчас очень трудно дается. Другие у людей приоритеты, да и любовь к живописи у нас не культивируется. И еще, мне кажется, выветривается наш русский дух, о котором мы все время говорим, - он сейчас многим непонятен. Даже техника письма может быть высокой, но духа нет. Поэтому и отношение к искусству такое.

Вот представьте: каждый сидит в своем гаджете и выбирает, что хочет, - и вдруг людей собрали и повели в картинную галерею. Это тяжело воспримут, потому что люди не привыкли к такому. Человеку привить прекрасное вообще всегда сложно. И еще трудно объединить людей: у каждого свой вкус, свой взгляд. Кроме того, общие понятия о нравственности и о прекрасном, - а именно это прививает живопись, - уже не такие, как раньше.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

07.08.2017 09:52

На выставки я, увы, хожу нечасто – не хватает времени. Однако при любом удобном случае стараюсь их посещать. Очень люблю наш Русский музей; когда оказываюсь в других городах, тоже стараюсь ходить на различные художественные выставки и в музеи.

Я не согласен, что роль живописи в русской культуре незначительна – у нас много отечественных мастеров, есть прекрасная русская школа. Мне очень симпатичны представители русской школы XX века, особенно мирискусники с их яркой, самобытной манерой письма. Вообще у нас много замечательных живописцев начала XX века.

Любимых художников у меня немало. Из русских очень нравится Левитан, люблю и Серова. Из западных мне ближе прославленные мастера эпохи Возрождения. Из более поздних – импрессионисты, постимпрессионисты. Нравятся работы Пикассо. Вообще мир живописи очень разнообразен, и выбор сделать трудно. Есть живописцы - классики, о которых нельзя забывать, много также интересных современных художников.

А вот если говорить о художниках, которых перехвалили, мне кажется, это как раз Айвазовский. Я, конечно, не искусствовед, и мне трудно давать экспертную оценку, но, вероятно, дело в доступности его художественных идей. А недооценены, на мой взгляд, классики, академическая живопись. Россия, кстати, всегда имела сильную академическую школу, на ней вырастали остальные яркие художники – в том числе советского времени.

Протоиерей Симеон Антипов

Благочинный Кувандыкского и Медногорского округов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кувандыке

07.08.2017 09:49

Мне нравятся старинные иконы в рублевском стиле - я отдаю предпочтение именно этой древнерусской школе. Работы мастеров афонской школы, тоже, думаю, нравятся многим. Кстати, до революции на Афоне была большая школа иконописи. Наверное, раньше в каждом русском сельском храме можно было увидеть икону, написанную одним из афонских мастеров. У нас в Оренбургской области они хранятся до сих пор.

А вот дать характеристику художникам мне сложно – для этого нужно быть специалистом. К тому же для меня они - непререкаемые авторитеты, и выделить никого я не могу. Я с удовольствием посещаю Третьяковскую галерею в Москве, любуюсь произведениями наших известных художников. Что-то нравится, что-то не очень. Айвазовский, кстати, очень нравится – глаз нельзя отвести от его шедевров.

Конечно, всегда обращаю внимание на работы Рублева – «Троицу», икону Владимирской Божьей матери. Нравятся мне и другие русские художники – тот же Шишкин. Если есть возможность, посещаю выставки и в других городах. Отдаю предпочтение пейзажам, натюрмортам.

Протоиерей Александр Куцов

настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

07.08.2017 09:47

В картинных галереях я, признаться, бываю нечасто. Причина – занятость, а иногда, что уж скрывать, и дороговизна билетов. К тому же, как правило, интересные выставки проходят в крупных городах. Из наиболее известных галерей и музеев я был только в Третьяковской галерее и в Эрмитаже. Приходилось бывать и в региональных музеях – например, в Челябинске.

Все художники-натуралисты – Шишкин, Репин, Айвазовский - вызывают во мне глубокую симпатию. Не знаю, чем это объяснить. Думаю, к их работам привлекает не только талант автора, но и эмоции, которые ему удалось перенести на холст. Подобное, кстати, можно сказать и о музыке, поэзии, прозе. Вообще перехвалить наших классиков сложно – все они достойны почитания и преклонения перед их талантом.

Из недооцененных, на мой взгляд, у нас художник Петров-Водкин. Он почему-то находится в тени своих собратьев по кисти, а между тем это яркий, самобытный художник большой величины. Очень хорош и Маковский. Большую симпатию у меня также вызывает Нестеров. Мне кажется, его творчество тоже следовало бы больше изучать – в том числе в церковных кругах. Это некий синтез иконописи и живописи, такой же интересный, неповторимый стиль письма, как афонская икона.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

07.08.2017 09:44

Конечно, если мне удается бывать в городах и странах, где есть художественные галереи, я стараюсь их посетить. Иногда это небольшие студии, посвященные малоизвестным художникам.

Мне кажется, русских художников нельзя недооценивать - хотя в ответах не прозвучали имена Казимира Малевича, Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Василия Верещагина – а их, на мой взгляд, наши соотечественники должны знать лучше. Можно еще назвать Владимира Татлина, основоположника конструктивизма. Как говорят некоторые знатоки, его работы похожи по стилю на ранние творения Пикассо. Они, кстати, выставлены в парижском музее Помпиду, а также в библиотеке Оксфорда. А его шедевр «Башня Татлина» - один из самых тиражируемых и узнаваемых образов в стиле авангардизма.

В моем родном Санкт-Петербурге я с детства посещал всевозможные музеи и галереи, теперь стараюсь приобщать к искусству и детей. Постоянно бываем с семьей в Эрмитаже – туда мы ходим даже чаще, чем в Русский музей. Недавно, кстати, в Эрмитаже демонстрировалась замечательная коллекция японского художественного искусства середины XIX века. Этой выставке был посвящен большой зал.

Говоря о живописи, нельзя не остановиться и на иконописи. Правда, задача иконы немного другая – попытаться настроить человека на молитву, не создавать чувственных образов (чем подчас «грешат» западные художники, изображавшие различные библейские сюжеты, знакомые нам образы святых). А православная икона отличается строгостью, она настраивает человека на молитву. Иконы особо выдающихся мастеров – например, Андрея Рублева - могут служить предметом философских, богословских бесед, и даже пяти – шестичасовых лекций на эту тему.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

07.08.2017 09:41

Современных художников я не знаю и не понимаю, а классических авторов люблю, восхищаюсь их полотнами и каждый раз, когда вновь вижу картину, с удивлением обнаруживаю новые важные детали. Айвазовский – один из моих любимых, люблю портретистов – Репина, Брюллова, Серова. Так что одного любимого художника не могу выделить.

А люди, как мне кажется, не ходят на выставки и не знают даже всемирно известных художников по веянию времени. Сейчас интернет доступнее, люди там получают большое количество информации и считают, что нет необходимости ходить по музеям. Хотя прописная истина, что высокое искусство действительно воспитывает людей.

Мне самому редко удается попасть на художественную выставку - хотя я, безусловно, был в Третьяковской галерее, в Эрмитаже и во многих других местах. И когда мне удается туда попасть, я восхищаюсь мастерством авторов. Уметь рисовать – это редкий и замечательный дар!

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

07.08.2017 09:38

Я очень люблю Ивана Константиновича Айвазовского, хорошо знаю его биографию, был в его доме-музее в Феодосии, а моя любимая картина «Среди волн». «Девятый вал» - само собой, но она в Москве хранится, и я ее тоже видел. Кстати, Айвазовский очень любил Пушкина, он даже написал картину «Пушкин на берегу моря», - а это ведь мой любимый поэт. У меня дома очень много книг, среди них есть альбомы Айвазовского, я их покупал со студенческих лет, когда они были большим дефицитом, и я экономил на еде, чтобы их купить.

Еще люблю Шишкина, семейная жизнь у него была непростая, но так писать лес – это же что-то невероятное! Смотришь на его картины и чувствуешь запах леса. К произведениям таких авторов невозможно оставаться равнодушным, это гордость России.

К списку любимых художников добавил бы еще Саврасова, Серова, Поленова, Левитана, Венецианова, Васильева, Брюллова. Россияне по праву могут гордиться – ни одна страна, думаю, не может похвастаться таким количеством шедевров, разве что Италия в период эпохи Возрождения.

Когда мне было 29 лет, я три месяца жил в Москве и посетил тогда почти все театры и музеи. И потом в Третьяковской галерее был не раз, дочерей своих специально туда возил, учеников, как и в петербургский Эрмитаж. А еще я встречался с художником Александром Шиловым, у меня даже автограф его есть.

Не знать великих художников, не ходить по музеям, выставочным залам, или ходить и ничего не видеть может только духовно бедный человек. Люди со всего мира едут к нам посмотреть на полотна великих художников, а мы сами так холодно относимся к этому. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что очереди на некоторые выставки очень большие. То есть туда идут люди, которые понимают, как важно посещать такие мероприятия, они находят время и силы отстоять очередь даже в мороз.

Дмитрий Цвибель

Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Петрозаводская еврейская религиозная община»

07.08.2017 09:32

Айвазовский замечательный художник, но жил и творил он в XIX веке. А как же известные мастера XX века, почему их-то не назвали? Причем интересно, что все они выдвинулись при советской власти, которая первоначально поощряла «новое искусство». Действительно, это был колоссальный прорыв. Но по-настоящему популярны наши мастера XX века стали только на Западе.

В числе моих любимых художников – Малевич, Марк Шагал, Александр Бенуа, Врубель, Татлин, Василий Верещагин, Тышлер, Бакст. Почему их у нас плохо знают? Сейчас же все доступно, даже если не посещать выставки, можно показывать на уроках отличного качества диафильмы! Нужно просто перестроить школьную программу. И в художественной литературе проскальзывают эти имена. И, если люди ничего не знают о существовании таких художников, значит, они и не читают.

А свою культуру знать нужно. Даже обидно за соотечественников - мы безнадежно отстаем. Если для нас самые известные художники – Шишкин и Айвазовский, мы остановились в развитии.

На выставках я бываю обязательно – когда приезжаю в города, где они проходят. Но вы же понимаете, в регионы нечасто привозят работы уровня таких художников, как, скажем, Малевич. Но я интересуюсь работами и малоизвестных авторов.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

07.08.2017 09:30

Мой самый любимый русский художник - наверное, Валентин Серов. Когда бываю в Петербурге, стараюсь попасть в Русский музей, где есть его картины. Очень мне нравится «Портрет императора Николая II», где он изображен в мундире, но с очень живыми глазами и удивительным выражением лица - мне кажется, он как раз таким был в кругу близких. Ни один портрет так его не выразил.

Очень люблю английских прерафаэлитов второй половины XIX века – «Офелия» Джона Милля их самая, пожалуй, известная картина. На мой взгляд, прерафаэлиты очень глубоко отражают внутренний мир героев. Еще меня как-то поразила картина. Арнольда Беклина «Остров мертвых».

Если говорить об эстетике, связанной с духовным миром, то, как специалист по древнерусской иконе, я, конечно, скажу, что очень люблю иконы, особенно русскую иконографию. Поэтому в Третьяковке бываю минимум пару раз в году, а если проходят интересные выставки, то и чаще. Хожу с гостями в Исторический музей, в Коломенское. Всегда помимо выставочных экспонатов традиционно обхожу все залы. Очень люблю искусство Древнего Египта. Еще в детстве, когда была в Эрмитаже, заболела этим. И не только эстетическое удовольствие получаю, но еще и литературу читаю – «Книга мертвых», «Книга пещер», «Книга пирамид» – очень интересно. И все герои этих книг есть в залах Пушкинского музея.

Конечно, нельзя не сказать про итальянское Возрождение, а до него – средневековая иконопись. В Перудже и в Падуе соборы расписывал Джотто, там помимо эстетического удовольствия получаешь духовное. Его герои похожи на представителей иных цивилизаций, фантастическое впечатление! Рафаэль, Да Винчи – это и вовсе классика. Кстати, сейчас в Пушкинском музее с помощью института итальянской культуры проходит выставка трех главных художников Венеции – Тициана, Тинторетто, Веронезе. Хочу посетить в ближайшее время. Я вообще слежу за публикациями о выставках. Еще интересная выставка в «Телеграфе» – «Живые сны», где представлены картины Дали, которого, как и Босха очень люблю. Их полотна можно разглядывать бесконечно, от своего духовного развития приходишь к пониманию новых сюжетных деталей. Выставки Босха часто проводят в католических соборах Москвы.

Обидно, что, 200-летний юбилей Айвазовского особо не замечен был в Москве. Серьезных выставок не было, а его картины, конечно же, не могут не оставить впечатления.

А вот насчет равнодушия к живописи со стороны народа не соглашусь. У меня всегда вызывает большое уважение невероятная любовь желающих, готовых стоять три дня в очереди, чтобы попасть на выставку. И я сама стояла в таких очередях, но от этого долгого ожидания возникает не досада, а радость и гордость за высокую духовность нашего народа, нас не сломить ничем! Люди тянутся к духовной отечественной культуре.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Общественного согласия вокруг темы репрессий как не было, так и нет. В частности, орловский обком КПРФ в очередной раз требуют установить в Орле памятник Сталину и «восстановить справедливость в оценке исторической роли Верховного главнокомандующего», которую искажают «исторические спекулянты».

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии