Если враждебной политикой и санкциями против России Европа выстрелила себе в колено, то отказываясь от помощи в борьбе с терроризмом, она стреляет себе в висок

Государственное регулирование в области информации либо неэффективно, либо намеренно дискредитируется

Минфин подготовил защищающие водителей поправки к закону об ОСАГО

07.08.2017 13:01


Минфин подготовил поправки к закону об ОСАГО, которые призваны защитить права автовладельцев, пишет "Коммерсант". В частности, ведомство предлагает дать страховщикам право во время переходного периода только снижать, а не повышать тарифы. Инициатива стала реакцией на опасения водителей, что стоимость полисов ОСАГО повысится.

Проект дает право ЦБ устанавливать только общие границы базового тарифа, а страховщик в зависимости от характеристик автомобиля, целей его использования и вида собственника сможет самостоятельно определять конкретное значение тарифа. Для этого компания сможет вводить ряд понижающих коэффициентов, зависящих, например, от манеры вождения,— проект предусматривает установку страховщиком устройств телематики (средств, отслеживающих стиль езды) на автомобиль клиента. Коэффициент мощности и территориальный коэффициент Минфин предлагает удалить из формулы расчета конечной цены полиса — вместо них предлагается ввести коэффициент нарушения ПДД, учитывающий превышения скорости более чем на 60 км в час, выезды на встречную полосу, проезды на красный, вождение в нетрезвом виде и т. д. Согласно поправкам, максимальный размер страховой премии по ОСАГО не сможет превышать трехкратное значение базовой ставки тарифа.

Минфин планирует выпустить на рынок три вида полисов: с лимитами выплат 500 тыс. руб. по вреду жизни и здоровью и 400 тыс. руб. по имуществу, а также варианты с выплатами в 1 млн руб. по жизни и 1 млн руб. по имуществу и 2 млн руб. по жизни и 2 млн руб. по имуществу. Страховщик будет не вправе отказать клиенту в заключении договора по выбранному им варианту или навязывать альтернативу. Водителям предлагается также дать возможность приобретать полис на срок больше года. Размер неустойки, которую страховщик заплатит за просрочку направления клиенту мотивированного отказа в выплате, составит 200 руб. в день, но не более 10 тыс. руб.


Проект поправок от Министерства финансов в конечном итоге может дать обратный эффект, заявил ФБА "Экономика сегодня" автоэксперт Дмитрий Попов.

"Идея ввести в тарифообразование за страхование по ОСАГО зависимость от стиля вождения конкретного человека, на первый взгляд, логичная и здравая. Регулярно превышающий скорость и выезжающий на встречную полосу автолюбитель несет большую угрозу для других участников движения, потому и платить страховщику должен больше. Но в последнее время в ОСАГО предлагается все больше поправок, которые уже поставили работу страховщиков на грань рентабельности", - сказал он.

По словам эксперта, автострахование – это постоянный конфликт интересов государства, страховщика и водителя. Правительство хочет, чтобы автомобилисты были максимально довольны, страховщики заинтересованы в максимальной прибыли, а автомобилист не хочет платить в результате ДТП вовсе. Последние нововведение, когда в результате отсутствия консенсуса по виновнику ДТП его участники могут просто разъехаться, приводят к тому, что выплаты будут полагаться и виновнику, и пострадавшему.

"Новые "либеральные" поправки приведут к тому, что страховщикам окончательно станет не выгодно работать с ОСАГО, и они начнут сдавать лицензии. Поднятие выплат до 1-2 миллионов рублей только ускорит этот процесс. Суть проблемы проста: государство негодует, что в регионах сложно купить полис, но страховщикам не выгодно его там продавать. То есть конфликт интересов в этой части уже усугубляется", - отметил специалист.

"Вводя переменную стиля вождения в стоимость полиса ОСАГО, нужно учитывать, что мы даем "дубинку" в руки инспекторам ГИБДД. Нарушителю легче будет "материализовать" штраф на месте в карман инспектору, чтобы не попасть в базу и не переплачивать за полис. А это уже стимулирование коррупции. Еще нюанс – как законодатели будут привязывать многолетние полисы ОСАГО к прохождению техосмотра и получению автомобилистом медицинской справки? Если автомобилю более 7 лет, он должен проходить ТО ежегодно, но многолетний полис освобождает его от этой необходимости. А отсутствие ТО влияет на аварийность и безопасность на дорогах. Любые "либеральные" поправки в закон приводят к тому, что страховщики выплачивают больше, следовательно, они повышают цену полиса. При имеющихся плюсах минусов в таких инициативах может быть больше, потому каждое предложение нужно рассматривать очень взвешенно, с учетом "конфликта" интересов всех трех сторон, а не только исходя из поддержки водителей", - заключил Дмитрий Попов.


Заместитель гендиректора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов назвал проект Минфина по реформированию ОСАГО крайне неудачным. "Последствия его реализации могут быть очень печальными для рынка", — заявил он РБК.

"В первую очередь тревожит то, что предлагается дать возможность выбирать полисы как стандартные, так и с увеличенным лимитом, при том что государство сохраняет за собой право устанавливать тарифы", — сказал он. Иванов считает, что дорогие полисы с лимитом в 2 млн руб. будут покупать исключительно мошенники. "И мы будем бессильны, поскольку у нас не будет инструмента для защиты в виде повышения тарифов", — сказал он.

Кроме того, отметил Иванов, "очень большое сомнение" вызывает идея отказа от территориальных коэффициентов по мощности. "Будет странно, если житель маленького городка будет вынужден платить больше. Если стоимость его полиса приблизится к стоимости полиса москвича. При том что интенсивность движения и прочее — совершенно несопоставимы [в Москве и в других городах]", — пояснил он.

Самой главной проблемой ОСАГО Иванов называет неадекватность базового тарифа, который не позволяют повысить. "Денег, которые компания собирает по ОСАГО, не хватает, чтобы производить выплаты. То есть компания выплачивает больше, чем собирает", — отметил он.


Генеральный директор "АльфаСтрахование" Владимир Скворцов заявил РБК, что предложение Минфина разрешить снижать тарифы пойдет на пользу лишь меньшей части регионов страны. "Тогда как почти две трети регионов продолжат генерировать убытки, что, к сожалению, приведет лишь к банкротству страховщиков либо их постепенному отказу от работы по ОСАГО", — сказал он.

"К сожалению, текущий тариф вряд ли также достаточен, чтобы позволить перейти к лимиту выплат в 2 млн руб. в случае смерти участника ДТП. Так как сам он рассчитывался для покрытия убытков по имуществу в пределах 400 тыс. руб. (в ценах 2013–2014 годов) и до 500 тыс. руб. по "жизни и здоровью", а лимиты выплат по риску вреда жизни и здоровья в 2 млн руб. в нем попросту не были учтены и заложены тогда", - заявил он.

По мнению Скворцова, разрешить ситуацию помог бы переход на полностью освобожденный от регулирования тариф, "позволяющий учитывать максимум информации о рисках, качестве вождения, опыте и стаже водителя, его автомобиле — по принципу справедливой тарификации, исходя из персональных данных и личных особенностей каждого водителя".


Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев отметил в разговоре с М24.ru, что основные поправки к закону об ОСАГО направлены на то, чтобы сделать тарифы более гибкими для страховщиков и индивидуальными для водителей.

"Основные поправки направлены как вектор на то, чтобы сделать тариф более индивидуальным для водителя, и для страховщика появится возможность маневрировать – это некая либерализация. Однако этот законопроект, на наш взгляд, не принесет пользу ни для страховщиков, ни для автолюбителей. И первая причина – это увеличение лимита по страхованию. На сегодня ОСАГО является убыточным направлением для страховщиков, и увеличение лимита по ОСАГО приведет к тому, что еще больше компаний откажутся от него и не захотят им заниматься. По нашей оценке, нынешние лимиты должны на ближайшее время оставаться, пока тариф не станет свободным", – пояснил исполнительный директор РСА.

Второй причиной неэффективности поправок Уфимцев назвал появление многолетних договоров, поскольку нестабильность рубля сказывается на цене заменяемых автозапчастей.

"К сожалению, из-за изменений курса валюты стоимость заменяемых частей очень сильно изменяется. Если сделать многолетний договор, то по нему стоит сразу делать высокий повышающий коэффициент, чтобы обезопасить страховщика от роста валюты и стоимости запчастей. Если же будет низкий коэффициент – страховщики откажутся от этих полисов", – заключил собеседник.


Адвокат Общественного движения автомобилистов "Свобода выбора" Сергей Радько отметил, что ОСАГО в целом невыгодно для страховщиков. Однако пока компании не спешат от него отказываться.

"Что касается заключения договоров более чем на год – это выгодно для водителей, поскольку они могут не опасаться повышения тарифов. Но что касается самой тенденции, когда страховщикам дается возможность устанавливать тарифы самим, может привести к тому, что ОСАГО в очередной раз подорожает. Страховщики постоянно говорят, что ОСАГО в некоторых регионах является убыточным. Но они пока от него не отказываются, потому что это одно из основных направлений их деятельности", – рассказал Радько.

Как считает юрист, государству "неплохо бы подумать на перспективу" того, как обеспечить страхование за счет бюджетных средств или задуматься о создании государственного страховщика.

"Не исключено, что страховые компании могут уйти с рынка или начать закрываться по разным причинам. Слишком много судебных решений, слишком много с них взыскивают. Получается, что страховщики всегда находят повод назвать ОСАГО невыгодным. Но мне кажется, что это (изменения в закон – прим.) делается, скорее, для того, чтобы создать общественное мнение и подготовить почву для нового витка роста цен на ОСАГО", – считает эксперт.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
ДАИШ

По мнению члена комитета по международным делам Госдумы Сергея Железняка, это преступление должно подтолкнуть руководство стран Европы к объединению усилий, чтобы совместно со спецслужбами России бороться с террористическими группировками

Украина и Россия

Пушков: "Результат работы нового"постпреда Украины в Крыму" будет тем же, что у предыдущего: он будет никому не известен и производить будет лишь пустоту".

Авиатранспорт: безопасность полетов, терроризм, инциденты

Депутат Олег Нилов ранее предлагал законодательно обнулить НДС на авиаперевозки на территории всей страны. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что данные меры станут хорошим стимулом и для турфирм, и для авиаперевозчиков, что в целом положительно скажется на развитии туризма в РФ

"В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, тактичным, обращаться к ним на "вы", проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания", — отмечается в документе.

Дмитрий Полонский: "Крымчане как не смотрели, так и не будут смотреть никакие украинские каналы, не будут слушать украинские радиостанции по одной причине, потому что всё, что показывает украинское телевидение, — это сгусток непрофессиональной ненависти, которую они исторгают по отношению к Крыму, крымчанам и к нашей России".

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии