Надо работать, а не надеяться, что само рассосется: парламентарии о демонополизации экспорта газа

08.08.2017 10:55


Межведомственная комиссия при Совете безопасности России по безопасности в экономической и социальной сферах рекомендовала правительству разработать условия либерализации экспорта газа. Документ утвердил секретарь Совбеза Николай Патрушев.

В состав комиссии входят представители экономических и силовых ведомств. На заседании, которое, по данным издания, состоялось 6 июля, присутствовали также топ-менеджеры двух крупнейших независимых производителей газа — "Роснефти" и НОВАТЭКа. При этом представителя "Газпрома" на встрече не было, пишет РБК со ссылкой на "Ведомости". По данным газеты, на совещании обсуждалось развитие проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ) в мире как угроза энергетической безопасности России.

Комиссия рекомендовала правительству "определить приоритетные направления государственной политики развития СПГ-индустрии", чтобы уже в среднесрочной перспективе Россия вошла "в число мировых лидеров производства и экспорта СПГ". В документе также говорилось о необходимости разработать "скоординированную стратегию" поставок газа "на целевые рынки" и "условия либерализации экспорта природного газа с учетом имеющихся рисков для обеспечения экономической безопасности" России.

Вопрос о демонополизации газового экспорта уже неоднократно поднимался перед правительством. В декабре 2016 года главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин отправил письмо президенту Владимиру Путину, в котором обещал президенту более 500 млрд руб. налогов, если он отменит монополию "Газпрома" на экспорт газа. Путин 17 декабря поручил главе Минэнерго Александру Новаку "проработать" обращение Сечина и "доложить".

Нужна ли России демонополизация экспорта газа? Как противостоять современным угрозам энергетической безопасности России? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

08.08.2017 10:58

Единственным ключевым способом экспортирования российского газа за рубеж у нас до сих пор является транспортировка газа по трубопроводам. Но этот способ, во-первых, очень затратный, а во-вторых, очень ограничивает рынок сбыта. И как только на рынке сбыта в Европе либо в Азии что-то меняется, то автоматически "Газпром", а с ним и страна, теряют доходы.

Весь мир уже давно идет по пути развития продаж сжиженного газа. В чем их приоритет? Прежде всего в гибкости. Если вы торгуете сжиженным газом, вы можете сразу, быстро менять потоки своего товара, направляя их на те рынки, где спрос больше. А с газопроводами вы этого сделать не сможете.

Поэтому я целиком поддерживаю все выводы и рекомендации, содержащиеся в докладе комиссии нашего Совбеза. Но заниматься этим надо было давным-давно, еще лет 10 назад. А второе, что давно пора было делать – это отменять монополию "Газпрома", в чем я полностью согласен с Игорем Ивановичем Сечиным. Монополия "Газпрома" привела к деградации нашей газодобывающей промышленности. Частные инвестиции в отрасль не идут, конкуренции там не происходит, и соответственно, издержки не снижаются, а перспективные методы добычи не внедряются. В результате мы из-за этой монополии "прохлопали" сланцевую революцию.

Если бы у нас не было монополии "Газпрома", то, я думаю, российские частные компании, как и в США, и во всем остальном мире, давно бы развивали альтернативные методы добычи газа. И мы бы тогда не отстали от мира в соответствующих технологиях так сильно.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

08.08.2017 10:58

Я абсолютно убежден в том, что никакой демонополизации экспорта газа делать не надо. Это приведет к приватизации всего нефтегазового комплекса, который остается сегодня единственным источником доходов в нашей стране, и в конечном итоге послужит толчком к краху Российской Федерации как государства.

Слухи о необходимости демонополизации нефтегазового сектора распространяют лица заинтересованные, которым хочется урвать самые дорогие куски российской экономики. А в результате они будут поставлять нефть и газ туда, куда захотят, не соблюдая никакие государственные интересы и приоритеты. Это будет вакханалия еще почище 90-х годов.

Поэтому никакой демонополизации нефтегазового сектора, включая экспорт газа, быть не может. Наоборот, мы, коммунисты, ставим вопрос о национализации всего нефтегазового комплекса. Ведь даже участие в нем в небольших объемах частного сектора приводит к внутреннему удорожанию цен на нефтепродукты и газ, и даже правительство не в состоянии с этим бороться, не может сладить с теми акулами бизнеса, которые прихватизировали хотя бы небольшую, но часть этого комплекса.

Теперь что касается нашей внешней политики по нефти и газу. Если бы у нас была прочная база реального сектора экономики, если бы мы полностью не опирались обеими ногами на нефтегазовый сектор, мы легко могли бы применить свои санкции, т.е. отказать в поставке газа Европе за то, что она перекрыла нам все каналы внешнеэкономических связей. Но сегодня мы настолько завязаны на нефть и газ, что если мы закроем "задвижку", то прежде всего задушим сами себя, а не Запад, который будет ввозить сжиженный газ или нефть из Арабских Эмиратов.

Поэтому нам сейчас необходимо прежде всего перевооружать свой реальный сектор экономики, строить новые, высокотехнологичные заводы и фабрики, закупая оборудование у наших партнеров, таких как Индия и Китай. Но к сожалению, к этому нет политической воли нашего правительства. А раз нет, значит мы "задвижку" перекрывать не сможем и от нефти и газа будем зависеть полностью и бесповоротно.

Если говорить о возможностях развития в России СПГ-индустрии, то у нас уже есть опыт в этой области. Как известно, наши "Сахалин-1" и "Сахалин-2" как раз работают на сжиженном газе. Там построен завод по сжиженному газу, который отправляется в Японию, Китай и другие ближайшие государства. Я не против того, чтобы все развивать. Просто сегодня нефть и газ мы добываем уже на уровне советских времен. Они у нас не бесконечны, и нам нужно переходить на альтернативные энергетические источники. К слову, активных запасов нефти в стране всего на 18 лет, а вся та нефть, которая прогнозируется, находится в Северном Ледовитом океане. Доставать ее там не так-то просто и не так-то дешево.

Поэтому нам надо беречь свои нефть и газ для будущих поколений, консервируя свое углеводородное сырье и переходя сегодня на какие-то альтернативные источники. Тем более что у нас достаточно электроэнергии, еще не выработаны ресурсы атомных электростанций. Одним словом, прежде всего необходимо сохранять природные ресурсы, думая о будущих поколениях. А попутно осваивать какие-то новые технологии никогда не вредно.

Сергей Калашников

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)

08.08.2017 10:58

Демонополизация газового экспорта, безусловно, нужна – любая монополия ведет к стагнации производительных сил, поэтому свободная конкуренция во всех отраслях, в том числе в газовой, может только приветствоваться. Если же рассматривать проблему нашего сжиженного газа, то вопрос не в сжижении, а в его доставке.

Дело в том, что у нас нет ни специальных кораблей, которые могли бы осуществлять его перевозку, ни денег на их строительство. Тем не менее, работать в этом направлении надо. Может быть, стоит предоставить какие-то преференции по инвестициям для частного сектора. Однако ожидать прорывных успехов при отсутствии танкеров-газовозов не приходится.

Вячеслав Шверикаc

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике (Республика Адыгея)

08.08.2017 10:58

Я, конечно, выступаю за демонополизацию экспорта газа. Монополия плоха в любом случае. Так, с монополистом "Газпромом" мы отстали в мировой СПГ-индустрии, которая в настоящее время развивается ускоренными темпами. Хотя проекты по сжиженному газу у нас были, но "Газпром" качал себе и качал газ по трубе в Европу, поэтому сжижением особо и не занимались. Несколько десятилетий руководители этих проектов "стучались" в "Газпром", но была труба, все было хорошо и о будущем не думали. Зачем, мол, лишние затраты.

А тут вдруг, наконец-то, увидели, что нашу нишу своим сжиженным газом хотят занять США, другие занимающиеся газодобычей страны, где эта отрасль на подъеме, поэтому нам уже придется их всех догонять. Однако перспективы у нас все равно есть, правда, теперь нам запуск СПГ-направления обойдется дороже.

Сергей Лисовский

1-й зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (Курганская обл). Член ЕР

08.08.2017 10:58

Газовая сфера очень закрытая, так что эта тема для узких специалистов, к коим я себя не отношу. Но то, что газовая сфера монополизирована, известно всем. И здесь я хочу обратить внимание, что проблема монополизации не так однозначна. Монополизация – это вообще большой вопрос, поэтому не могу сказать уверенно, что в данном случае монополизация – это плохо.

Если вспомнить, например, РАО "ЕЭС России", то эта компания тоже была монополистом, но в энергетической отрасли. Несмотря на то, что она была монополистом, ее деятельность хоть как-то можно было регулировать. С ее упразднением появилась куча энергокомпаний – этаких маленьких монополистов, которые еще более алчны, и регулировать их деятельность крайне затруднительно.

Короче говоря, газовый вопрос не для тех, кто находится в стороне от газового бизнеса. Но то, что разрушение монополии РАО ЕЭС стало для страны большим минусом, - это факт.

А чтобы противостоять угрозам энергетической безопасности, как, впрочем, и любым другим, надо элементарно работать, а не сидеть и ждать ситуации, когда уже ничего не делать будет просто нельзя. Надо, наконец-то, перестать надеяться, что само рассосется, тем более что в большинстве случаев не рассасывается, и мы вынуждены в авральном порядке что-то начинать предпринимать.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

08.08.2017 10:48

Прежде всего следует напомнить о том, что статус и полномочия Совета Безопасности России определены в соответствии с федеральным законом "О безопасности". В частности, глава 3 этого закона так и называется "Статус Совета Безопасности". В соответствии со статьей 13 Совет безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государства, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Возглавляется и формируется Совет безопасности президентом РФ. А согласно статье 16 закона секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

Помимо того, президентом России указом от 6 мая 2011 года № 590 утверждено положение о Совете Безопасности, детально определяющее задачи, полномочия и организацию деятельности этого органа. В соответствии с пунктом 22д положения секретарь Совета Безопасности организует и координирует деятельность рабочих органов Совета Безопасности - межведомственных комиссий.

Исходя из сообщений в СМИ по результатам, можно предположить, что названная межведомственная комиссия выполнила поручение президента России и подготовила на рассмотрение правительства предложения по вопросу о стратегии производства и поставок сжиженного природного газа. Удивляет отсутствие на заседании комиссии представителя "Газпрома". Это, скорее всего, некий публичный демарш на предполагаемые решения.

Процитированные тезисы итогового документа свидетельствуют о его корректности и не посягают на компетенцию правительства, давая возможность ему самому принимать управленческие решения по производству нужных объемов и поставкам газа (включая сжиженный) на международный и внутренний рынки, исходя из существующих угроз экономической безопасности России.

В современных условиях, когда США настойчиво предлагают развить поставки сжиженного природного газа в Западную Европу и по сути предлагают недобросовестную конкуренцию нашему "Газпрому", появление дополнительных отечественных игроков на газовом рынке, скорее всего, повысит шансы российского поставщика (поставщиков) по отстаиванию своих интересов. А следовательно - и России.

Нам остается немного подождать взвешенных решений высшего органа исполнительной власти, который, с одной стороны, в соответствии со статьей 8 Конституции России обязан гарантировать поддержку конкуренции в экономическом пространстве, с другой - обеспечить противодействие угрозам экономической безопасности нашей страны. Задача весьма ответственная.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

В мае — начале июня розничные цены на бензин превысили уровни в 41, 42 и 43 рубля за литр. На этом фоне правительство приняло решение о снижении акцизов на бензин и дизтопливо и договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями, что они зафиксируют розничные цены на уровне 30 мая

Нарушением КоАП считается «пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде».

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.