Это в стиле Америки – сохранять 60-тысячную группировку системы ПРО в Южной Корее на границе с КНДР и при этом удивляться, почему Северная Корея продолжает заниматься испытанием ракет

Еще святой Иоанн Лествичник называл тщеславие колючкой, которую как ни кинь, повернется вверх шипом, и о него обязательно уколешься

"Нафтогаз" увеличит исковые требования к "Газпрому" на $5 млрд

08.08.2017 11:37


Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" увеличит требования к "Газпрому" в Стокгольмском суде по иску о транзите газа с 13 до $18 млрд. Об этом "5 каналу" сообщил коммерческий директор НАК Юрий Витренко.

По его словам, "Нафтогаз" ожидает решение по иску к декабрю 2017 года.

"По транзитному контракту мы ждем решения по нашим искам. У "Газпрома" там тоже есть иск, но на очень небольшую сумму - около $7 млн. Наши исковые требования - более $13 млрд, это те, которые уже выставили, а мы еще выставим более чем на $5 млрд", - сказал Витренко.


"Газпром" потребовал через арбитраж оплаты невыбранного "Нафтогазом" газа по условию take-or-pay (бери или плати), полной оплаты за поставки в конце 2013 года и весной 2014 года, а также выплаты штрафов и пени на сумму 47 млрд долларов. "Нафтогаз", в свою очередь, требовал пересмотра цен на газ с мая 2011 года и компенсации переплаты на 18 млрд долларов. В июне, как передает "Полит.ру", глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что по промежуточному решению арбитража с "Нафтогаза" надлежит взыскать более 1,7 млрд долларов.


Увеличение искового требования к "Газпрому" о транзитном контракте не поможет "Нафтогазу" в Стокгольмском арбитражном суде, так как позиции украинской компании первоначально выглядят неубедительно. Такое мнение высказал "Рен ТВ" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

По его словам, "Нафтогаз" пытается "подстраховаться" и показать, что обладает серьезной аргументацией для успеха в суде, однако рассмотрение по транзитному контракту еще даже не начиналось. Он уверен, что попытки компании взыскать с "Газпрома" дополнительные пять миллиардов долларов в Стокгольмском арбитраже не повлияют на процесс.


Решение "Нафтогаза Украины" повысить исковые требования в споре с "Газпромом" основаны на понимании Киевом зыбкости своих позиций. Об этом ФБА "Экономика сегодня" сказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Как известно, в конце мая суд Стокгольма вынес промежуточное решение по части иска "Нафтогаза" к "Газпрому", которая касалась поставок газа Украине. Хотя обе стороны трактовали итоги по-своему, из анализа заявлений можно сделать вывод: компания РФ осталась "в плюсе" примерно на 3 миллиарда долларов по совокупности взаимных претензий. Решение о "повышении ставок" Киев принимал, скорее всего, исходя из желания по итогам выигрыша в "транзитной" части иска отсудить порядка 2 млрд в свою пользу. Киев требует отмены принципа take-or-pay, прописанного в двустороннем контракте. Главный аргумент – это невыгодная и устаревшая форма договоренностей. В этом украинская сторона лукавит: на сегодняшний день это наиболее распространенная в мире практика при сделках на газовом рынке, при этом российские условия были гораздо мягче, чем предъявляют в аналогичных контрактах крупные мировые экспортеры газа во всем мире", - отметил эксперт.

"Суть происходящего: "Газпром" требует от украинской компании лишь соблюдения подписанных контрактов. При этом об отмене самих контрактов речи не идет – суд не вправе их отменить. В его компетенции лишь пересмотреть отдельные условия, если они будут признаны кабальными или ценообразование в мире изменилось настолько, что требуется пересмотр. Именно на это и упирает украинская компания. Скорее всего, задолженности за 2009-2013 годы по поставкам ей простят – все равно Украине таких денег не выплатить. Ситуация уникальна тем, что газовые договора между Москвой и Киевом, наверное, впервые в истории опубликованы в интернете, их может увидеть любой желающий. И ущемление законных интересов "Газпрома" станет беспрецедентной дискредитацией авторитета Стокгольмского арбитража, на это Европа не пойдет", - считает Игорь Юшков.

"Газпром" в 2015 году подал встречный иск, потребовав взыскать с "Нафтогаза" плату за недобор контрактных объемов газа в 2012–2013 годах, которую украинская сторона должна была оплатить по правилу take-or-pay. А 31 мая 2017 года Киев объявил, что суд постановил отменить формулировку "бери или плати" в требовании взыскать с украинской компании $34,5 млрд. Российская компания назвала решение промежуточным и призвала дождаться окончательного.

По словам Юшкова, Украина сама себя загоняет в газовую ловушку. Киев на международных площадках регулярно объявляет, что строящиеся российские газопроводы "Турецкий поток" и "Северный поток-2" – проекты политические и убыточные, а транзит газа в Европу через Украину является наиболее выгодным маршрутом. Но в то же время Киев еще в 2014-м потребовал повысить плату за транзит, что сделает поставки для Европы дороже.

"Параллельно "Нафтогаз" выставляет многомиллиардные претензии за контрактное правило, которое во всем мире считаются нормой. А с 2019-го, когда истекут действующие контракты с РФ, однозначно резко поднимет плату за транзит. Своими действиями Киев напрямую доказывает выгодность обходных газопроводов, а для верности закрепит эти утверждения решением европейского суда. Москве такой расклад только на руку – Европа придет к пониманию неизбежности строительства новых трубопроводов и ухода от недоговороспособной Украины. При этом нынешние шаги по повышению исковых требований к "Газпрому" у Киева идут от понимания зыбкости своих позиций и попыток демонстрировать браваду в крайне невыгодных для себя условиях. Все понимают: решение суда будет взвешенным - "Газпрому" в итоге присудят 3-4 миллиарда долларов штрафа. Платить Украине придется, но она сделает все, чтобы максимально отсрочить этот момент", - заключил эксперт.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Украина и Россия

Омелян: "Я такой шаг абсолютно приветствую, пусть ездят где угодно, кроме Украины. Никаких последствий нет, наоборот - снижается риск любых террористических актов".

Рост цен и борьба с ним

Минпромторг доработал и ужесточил проект увеличения ставок утилизационного сбора на автомобили. Сбор на легковые машины предложено поднять на 87-125% в зависимости от объема двигателя.

"Моя вина в том, что я слишком часто шел на компромиссы, пытался выстраивать отношения, лицемерил. Только когда сам попадаешь в беду, понимаешь, как тяжело живут люди, простите меня за это, люди, я виноват перед вами".

Депутат Дмитрий Савельев отмечает, что урожай зерновых оказался рекордным – собрали более 130 миллионов тонн. Из-за кризиса перепроизводства закупочные цены на зерно опустились ниже себестоимости. Это должно было снизить стоимость продуктов, но они только растут.