Создается впечатление, что скоро кирдык придет всей государственной пенсионной системе, людей бросят и скажут: давай, сам копи и сам живи!

Перенаселенность Москвы - вина властей, которые по-прежнему надеются, что вот этот базар, который они называют сладким для них словом «рынок», все отрегулирует. Не отрегулирует, и рассчитывать на это бесполезно!

Религиозна ли Россия: Мнения священнослужителей

23.08.2017 09:41


Василий Томсинский, один из основателей атеистической организации «Здравомыслие», опубликовал в «Независимой газете» статью «Мир становится менее религиозным». Он, в частности, пишет: «Религиозная картина в России парадоксальна… Одни и те же данные используются для доказательства того, что Россия и необыкновенно религиозна, и что она по существу не религиозна... Согласно выводу Pew Research Center, религиозность в России не уникальна, а типична для постсоциалистических стран, в которых доминирует православие. Для таких стран характерны, во-первых, высокая декларируемая религиозность, во-вторых, низкое участие в деятельности религиозных организаций, в-третьих, сильная связь между религией и национальностью… По опросам общественного мнения, около 90% населения в России заявляют о своей религиозности».

Как уже сообщали Regions.ru, в недавнем опросе «Левада-центра» доля называющих себя верующими оказалась все же гораздо ниже – всего 53%, а не 90%. Но, по тем же данным, она быстро растет, а доля заявляющих о своем атеизме снижается – сейчас она составляет 13%, упав за три года вдвое.

Томсинский считает, что это результат действий государства: «Политический режим проводит клерикальную политику – административными и пропагандистскими мерами внедряет религию, и с течением времени клерикальная политика получает больше поддержки. А политическая элита вместе с элитой крупных религиозных групп постепенно формируют единую номенклатуру». Иными словами, если государство перестанет «внедрять религию», подавляющее большинство называющих себя верующими быстренько «перекуется» в атеисты – «раздражение этой политикой властей России постепенно растет», пишет он.

Вообще говоря, об огромном разрыве между числом «номинально» верующих и «практикующих» (в православной среде их называют «воцерковленными») постоянно говорят и священнослужители. Доля тех, кто регулярно посещает церковные службы, соблюдает посты и молится дома, колеблется по разным опросам в пределах от трех до десяти процентов населения, а остальные такой образ жизни до сих пор воспринимают как некоторое чудачество – пусть даже и симпатичное (более 90% опрошенных «Левада-центром» относятся к православным с уважением и доброжелательностью). Многие важные для Церкви положения (например, решительное неприятие абортов) встречаются едва ли не большей частью общества в штыки.

«Как бы вы ответили на утверждение «Политический административными и пропагандистскими мерами внедряет религию, и раздражение этой политикой властей постепенно растет»? Увеличивается ли разрыв между числом тех, кто называет себя верующими, и тех, кто пытается жить в соответствии с верой, - или же уменьшается?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

23.08.2017 10:11

Такие громкие заявления, которые время от времени делают люди, называющие себя атеистами - способ заявить именно о себе лично, а не о каком-то конкретном мировоззрении. Атеизм - такая же вера, она основана на том, что Бога нет. И противопоставлять себя нам, верующим, которые считают, что Бог есть, думаю, эти люди не имеют никакого права.

Я не согласен с тем, что вера в нашей стране насаждается административно-политическим путем, и не просто потому, что нахожусь в «православном лагере» - я реально смотрю на вещи. Россия по Конституции светское государство, и нигде у нас администрация не насаждает никаких религиозных обрядов, шествий, праздников – ничего. Так что когда делают такие громкие заявления, нужно уточнять, что имеется в виду. Если наш президент ездит на Валаам – это его личное дело. Он, как любой гражданин в нашей стране, имеет право исповедовать религию или нет. Так что эти громкие заявления не отражают действительности.

Да, Церковь поддерживает патриотический настрой населения, любовь к родине, традиционные семейные ценности. Думаю, мы и должны сотрудничать в этом направлении с государством, потому что у нас общие цели. Мы единое государство, и Церковь всегда старалась молиться за наше земное отечество. Даже в коммунистические времена Церковь молилась за власть – это лежит в основе христианства. Любое правительство посылается нам Богом, и власть надо уважать.

А современных атеистов распирает гордыня, и они хотят показать, что никогда ничему не подчинялись. Нет, мои дорогие, вы подчинены греху. Это страшный грех - гордыня, который идет от дьявола.

Что касается приведенных цифр – они действительно время от времени меняются, показывая то одно состояние общества, то другое. Человек считает себя в некотором смысле православным (может быть, по историческим, культурным, национальным особенностям). Но у меня среди прихожан и мордва, и украинцы, и русские, и корейцы, и никаких проблем с национальностью у нас не возникает. Я на Пасху приветствую своих прихожан на восьми языках, и все они с радостью стоят плечом к плечу в храме и славят Господа нашего, Иисуса Христа.

Я бы не стал сравнивать постсоветские государства, в каждом есть свои особенности. Православие характерно тем, что, с одной стороны, учитывает некие национальные особенности, с другой – ведет нас к Иисусу Христу, Господу всех, независимо от национальности.

Что касается сращения политических и религиозных элит – думаю, это тоже надумано. Любой епископ местной Церкви всегда защищает интересы христиан. Примеров тому много. Думаю, это тоже не очень обоснованный аргумент.

Что всегда раздражает, - когда говорят о «практикующих» и «непрактикующих» верующих. Когда мы после архиерейского Собора 2013 года стали регулярно проводить беседы с населением, я был удивлен, насколько хорошо оно знакомо с православием. У всех сохраняется идеал чистосердечной веры в Бога. Может быть, эти люди не всегда в храме, но они приходят, видят сохраненность идеала и верность служения Богу, и с этим никто ничего не может поделать. Смотрите, сколько со всех сторон выливается на нашу Церковь грязи! И интернет тут занимает лидирующие позиции. Там ведется такая антиклерикальная борьба, что у меня иногда волосы дыбом встают – и это спланированная акция. Но, несмотря на огромные усилия нас очернить, на выливающийся на всех нас объем нечистот, сплетен и грязи, мы спокойно идем дальше. И если в конце 90-х у нас в Оренбургской области было всего 11 действующих приходов, то сейчас только в моем благочинии на востоке Оренбургской области уже 7 действующих храмов - и построило их не государство. Приходят и строят люди, а существуют храмы на пожертвования. Этот, хотя и медленный, рост, показывает: ничто не идет сверху.

А если бы это было сверху – издали бы приказ, чтобы в каждом селе был храм, священник получал жалованье от государства (чего и близко нет). Многие искреннее удивляются, когда узнают, что Церковь от государства не получает ни копейки. Эти вещи почему-то замалчиваются. И все, что строит Церковь, не принадлежит ни священникам, ни епископу – это принадлежит всему народу. Это тоже написано во всех наших уставах и протоколах.

И когда люди объективно посмотрят на то, что происходит с верой в нашей стране, тогда только можно вести диалог, а уделять внимание голословным обвинениям, мне кажется, не стоит.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

23.08.2017 10:07

Любой человек по природе своей религиозен – «душа по природе христианка». Но в силу того, что нам приходится защищаться, нас постоянно преследуют темные страхи, мы вынуждены встраиваться в те ниши, которые для нас безопасны. Поэтому все эти цифры ни о чем не говорят.

Конечно, верующих, которые посещают храмы и стремятся жить христианской жизнью в ее полноте, немного – пожалуй,даже названные цифры слишком оптимистичны. Но Христос же говорил о верующих в него людях, - имея в виду как раз тех, кто живет по этой вере и стремится подчинять свою жизнь идеалам, которые для них дороги. Их никогда не будет много. Он назвал этих людей «солью». «Вы соль земли»,- сказал он о них. Ну а мы знаем, что соли много быть не должно – мы же не в бочке с солеными огурцами. Но для нашего общества, народа, культуры именно эти люди определяют и вкус, и цвет, и запах, и звучание. Так что здесь все как и должно быть.

С чем я точно бы не согласился – так это с утверждением, что государство что-то там насаждает. Как раз последние несколько лет мы чувствуем упорное желание государства максимально дистанцироваться от любой религиозности - в том числе вступая в противоречие с собственными красивыми словами, которые произносятся перед народом или на официальных собраниях с высоких трибун. Мы наблюдаем как раз обратный процесс - государство пытается говорить с Церковью, с верующими издалека, показывая себя независимой силой.

Но я уверен – это всего лишь следствие внутренней политики власти, продиктованной какими-то своими интересами. И вряд ли так будет всегда. Этот вопрос тоже требует изучения, чтобы понять: какой же подлинный фактор религиозности в принятии решений современной российской властью, на каком уровне и как он себя проявляет? Так что у меня нет в этом плане опасений. Есть другие – власть опять перегнет палку и захочет поставить себя над какими-то идеями, ценностями, чтобы мы активно показывали себя союзниками нерелигиозности, неверия. Как бы это не переросло в какую-то новую форму государственного секуляризма. И, конечно, меня пугает резкое противоречие между тем, что говорится, и тем, с чем мы реально имеем дело - особенно в том, что касается православного образования в нашей стране.

Протоиерей Александр Куцов

настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии

23.08.2017 10:03

Все подобные цифры условны. Чтобы понять и правильно оценить религию в ее практике, необходим опрос всего населения – например, национальный референдум. Тогда картина будет ясна. Государственная машина всегда играла и будет играть важную роль в том, куда стремится общество. Так уж сложилось, что государству здесь отведена ведущая роль (неважно, идет речь о религии или о других сферах жизни человека). К сожалению, это так, и можно констатировать: когда государство делает шаги навстречу Церкви, процент людей, которые называют себя верующими, растет. И наоборот – если государство проводит жесткую политику в отношении какой бы то ни было религии, церковной группы, Церкви как таковой, количество таких людей снижается.

Но это не означает, что человек перестает быть религиозным. «Homo religiosus» он остается всегда – даже тогда когда сам того не хочет. Это отмечают и религиоведы, и психологи.

Так что здесь есть некоторый парадокс – внешняя религиозность зависит от инструментов государства, а религиозность внутренняя никогда не подчинялась никаким нажимам извне – это то, что составляет суть человека (как его душа, мысли, стремления). Какие формы принимает эта религиозность – другой вопрос. Но то, что она присуща каждому человеку, сомневаться не приходиться. Она может принимать очень уродливые формы, иногда благородные и возвышенные, но она была и будет в человеке всегда. Это не зависит от каких-то политических настроений, от устремлений власти, от государственной политики - будь она антирелигиозной или, наоборот, направленной на сближение с религиозными конфессиями.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

23.08.2017 09:56

Это слишком громкие заявления.

Я как священник вижу, что государственная власть пытается взять себе в партнеры Русскую Православную Церковь. В истории такое не впервые. Государственная власть нередко в своей политике опиралась на Церковь - это ни для кого не секрет. Даже двуглавый орел на нашем гербе символизирует симфонию государства и Церкви: одна голова – власть светская, вторая - духовная. И этот орел до сих пор остается символом нашего государства - так сложилось исторически.

Но такие отношения нельзя назвать пропагандой. Если мы посмотрим новости, увидим, что журналисты одинаково освещают и Великий пост, и священный месяц Рамадан у мусульман, и я не заметил, чтобы дикторы с особым придыханием говорили о православных праздниках. Так что сегодняшние отношения между государством и Церковью можно назвать именно партнерскими.

Из истории мы знаем о разных отношениях Церкви и государства. Например, в советскую эпоху это были отношения угнетенного и угнетателей. Томсинский видит то, что хочет видеть.

И потом: если взять федеральные СМИ, там открыто и без утайки обсуждаются церковные проблемы. Околоцерковные скандалы подхватывают и федеральные СМИ - в том числе «прокремлевские». И поверьте, в Церкви тоже много тех, кто критически относится к проблемам в государстве – в том числе, коррупции. Так что клерикальная пропаганда - в голове автора статьи.

Думающие люди понимают: времена, когда государство относится к Церкви лояльно, могут закончиться. Никто не может сказать, что будет, если сменится политический ветер. Не исключено, что опять начнутся расстрелы на Бутовских полигонах. Так что иллюзий у нас нет.

Но кое в чем я могу согласиться с автором статьи. Кричать, что у нас православная страна, и бить себя в грудь - смешно. Да, наша страна существует в системе координат православного христианства. Вся отечественная литература пронизана духом Евангелия, «ранена христианской темой». Но сегодня большинство, к сожалению (и в этом вина и духовенства), относятся к Церкви как к поставщику «духовных услуг». Это огорчает. Многие приходят в Церковь решать свои психологические проблемы, а не к Христу. Но священники наставляют свою паству: «Мы должны приходить к Богу, а не только соблюдать какие-то внешние условия: попостился, помолился и будет тебе счастье».

А еще хотелось бы сказать вот о чем: у нас в стране проживает 146 миллионов человек, а против абортов собрали только миллион подписей. Их поставили даже не все прихожане. Вот тех, кто выступил против убийства нерожденных детей, действительно можно назвать православными.

Так что большая часть духовенства и думающей церковной интеллигенции розовые очки не надевают и не считают, что в стране что 80% верующих. Крещеных - да, это наша потенциальная паства. И перед нами еще очень много задач.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

23.08.2017 09:53

У нас сейчас действительно стало больше верующих. Раньше, к примеру, считалось, что из 100 человек только 5 посещает мечеть, хотя все 100 человек называли себя верующими, но сейчас тех, кто ходит в мечеть и совершает регулярно намаз, гораздо больше.

Я не согласен, что государство подталкивает к религии и это раздражает людей. А вообще каждый человек видит то, что ему хочется видеть - вот и кажется Томсинскому, что истинных верующих немного.

До «перестройки» все верили в коммунизм, а оказалось, что это вранье. Люди начали задумываться, для чего они созданы, - эти вопросы и привели их к вере. После «перестройки» было даже модно быть верующим. Но и эта мода прошла, и теперь в храмы приходят люди, которые действительно верят и понимают, как это важно. Человек не может существовать без веры. А сейчас, хвала всевышнему, по телевидению и радио священники и имамы могут рассказывать о том, что такое вера, что она несет миру, - но это не назовешь пропагандистской мерой.

Отмечу еще, что раньше в религии было противостояние между стариками и молодежью, а теперь молодежь сама приходит в мечети. Думаю, и дальше верующих будет становиться только больше.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

23.08.2017 09:49

Некоторые считают себя верующими, если на Рождество или на Пасху сходят на кладбище или в храм, - это верно. Но и тут надо понимать, что только люди в возрасте, которые не работают или вышли на пенсию, могут ходить в храмы ежедневно. А кто работает каждый день, себе такого позволить не может и посещает храмы и службы только в выходные дни, - тем более если работа, дом и храм находятся в разных частях города. Так что трудно определить, кто истинно верующий, а кто только таковым себя считает.

Мусульманам вообще надо пять раз в день совершать намаз, но это очень трудно делать в трудоспособном возрасте. Хотя и тут можно найти выход и совершать намазы хотя бы до работы, после нее и вечером. Поэтому в нашей религии молитва совершается дома. И в православии, насколько мне известно, молиться можно дома.

Но и по-настоящему верующих, на мой взгляд, действительно стало больше, и среди них больше молодежи. Некоторые обращаются к вере из-за проблем в жизни. Например, не так давно к нам пришла мама мальчика, который серьезно заболел. Ее семья всегда была атеистической, а врачи сказали, что спасти ребенка может разве что молитва, - они все, что могли, уже сделали. И безнадежно больной мальчик пришел в себя, случилось чудо. Теперь мама и сестра мальчика регулярно посещают мечеть, они поверили во Всевышнего.

Так что жизнь разная, сложная и самое главное, что у людей сегодня есть право выбора и свобода религии. А вот если бы государство каким-то образом внедряло религию, - думаю, как раз в храмах никого бы не было. Прошли те времена, когда насильно людей куда-то можно было загнать.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

23.08.2017 09:43

Мне сложно говорить по поводу увеличения или уменьшения числа верующих, но у меня есть некоторые соображения.

Мне кажется, многие считают себя православными по принципу: «Раз я русский, значит православный». В основном люди уделяют внимание «внешней» стороне религии, а на деле религиозность и знание основ православия у них низкие - по принципу «что-то услышал, кто-то рассказал». Церковные лавки, где продается религиозная литература, посещают редко. Одна такая была возле моего дома, и она не просуществовала даже месяца – закрылась из-за нерентабельности.

При этом те, кто считает себя православными, отдают дань традиции – «Раз все ходят в Церковь по праздникам, значит, пойду и я». А регулярно посещают службы единицы.

Это, конечно, наследие Советского Союза, когда религия была под запретом. В Церковь пускали только пожилых, молодым дорога туда была закрыта. А запретный плод, как известно, сладок, и людей это привлекало.

Что же касается «административных и пропагандистских мер» - да, уровень популярности президента Путина сейчас очень высок. С кем бы я ни говорил, все отмечают, что это масштабная фигура, и замены ему нет. Что президент ходит в церковь на праздники и это показывают по ТВ, побуждает за ним тянуться.

А в регионах приверженность религии не демонстрируется так наглядно, да и доверия к местным властям в этом смысле нет. Подлинной духовности жители в них не видят – только слова, и все. Поэтому им не доверяют.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".