Каждый поет свою песню, а должен быть хор: парламентарии о дефиците бюджета

08.09.2017 17:09


Денег у Минфина нет - ни для кого. К таким выводам пришел «Коммерсант», сравнивая заявки министерств на бюджетные расходы с реальными планами Минфина по тратам. По состоянию на 6 сентября несогласованными остаются заявки следующего года на 1,8 трлн руб., на 2019 год — на 2,2 трлн руб., на 2020 год — 2,4 трлн руб. В отличие от 2017 года, когда бюджетный дефицит мог быть покрыт остатками Резервного фонда, в следующем году такой возможности нет, как нет и емкости рынка госдолга для роста займов. Главные недополучатели средств — военные, дорожные строители и здравоохранение в Федеральном медико-биологическом агентстве.

Бюджетный консерватизм, проповедуемый министром финансов Антоном Силуановым, наступает сам собой — силой вещей, а не политическим решением.

По состоянию на 2018 год среди неудовлетворенных заявок крупнейшая проблемная статья расходов — не госпрограммы и не «майские указы» Владимира Путина, а непрограммная часть: не удовлетворены заявки Минобороны на 485 млрд руб., и это преимущественно не вооружения, а запросы на индексации разного вида довольствия. Неудовлетворенные заявки по «закрытой части» неинвестиционных расходов составляют 118 млрд руб. Медики могут не рассчитывать на 181 млрд руб. из которых 126 млрд руб запрашивали спецврачи ( Федеральное медико-биологическое агентство) на централизацию региональных систем сбора крови и «антитеррористическую защиту» этой системы (Минфин можно понять, истории пока неизвестны террористические атаки на станции переливания крови, хотя теоретически это возможно). На образование не хватает 95 млрд руб. в 2018 году, из них 60 млрд руб.— на ремонт школ и новые ставки учителей. Транспортной системе нужно еще 112 млрд руб., в основном РЖД.

На 2018 год общая сумма несогласованных заявок на инвестрасходы — 559 млрд руб.

При сохранении цен на нефть удовлетворить заявки не поможет даже отмена «бюджетного правила» и трата всех дополнительных нефтегазовых доходов от превышения ценой барреля планки в $40, расчеты на расходование ФНБ на индексацию зарплат и пенсий военным и силовикам также вряд ли оправданы.

«Коммерсант» считает, что видимо, единственным условным «резервом» Белого дома остается программа маткапитала — судьба ее на следующие годы, по данным “Ъ”, должна решиться на следующей неделе на совещаниях в правительстве. Впрочем, даже перенаправление всех средств «демографической поддержки» военным, транспортникам и спецврачам не покроет и четверти их запросов.

Давление же на Минфин в новой ситуации не имеет смысла. У ведомства Антона Силуанова теперь, в отличие от 2015–2017 годов, нет даже технической возможности найти деньги на все заявки без повышения налогов. Повышение дивидендов госкомпаний до 50% прибыли также не решит проблемы, как и изъятие нераспределенной прибыли «Роснефтегаза»,— до 1 трлн руб., полученных таким образом в бюджетные доходы, обеспечат лишь 15% заявленных трехлетних потребностей, или 45% инвестзаявок ведомств,— но, очевидно, соответствующим образом сократят инвестиции госкомпаний.

Увеличить «объем бюджетного пространства» возможно, лишь быстро повысив эффективность госрасходов (чего раньше не происходило) или резко увеличив прибыльность бизнеса госкомпаний и их перечисления в бюджет — или вернувшись в 2018–2020 годах к масштабной приватизации госактивов на 1–1,5 трлн руб. в год. Первый и второй варианты нереализуемы в течение трех лет, третий выглядит лишь немногим более реалистично в свете санкций, но политически, видимо, невозможен.

«Коммесант» предполагает, что 2018 год может стать годом резкого усиления внутренней борьбы в правительстве за ресурсы — их со следующего года можно будет даже при некотором увеличении темпов роста ВВП лишь отобрать у соседнего ведомства.

Каким образом можно покрыть бюджетный дефицит? Стоит перенаправлять на это средства «демографической поддержки»? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Елена Строкова

Член Комитета ГД по международным делам, член Комиссии ГД по вопросам депутатской этики, фракция ЛДПР

09.09.2017 11:44

Бюджетный дефицит следует покрывать не за счет остатков Резервного фонда, а за счет рационального распределения бюджетных средств. На мой взгляд, важным инструментом увеличения «объема бюджетного пространства» может стать пересмотр подходов к финансированию госпрограмм.  Если подойти к финансированию государственных программ системно,  четко определить приоритеты планирования  расходов, сделать так, чтобы каждый  их итоговый показатель можно было реально проконтролировать и предусмотреть систему ответственности   в случае неисполнения поставленных задач, то не понадобится трогать материнский капитала, не придется ставить под угрозу демографические показатели страны.

Кроме того, подобный подход к финансированию государственных программ позволит регионам  за счет рационального расходования госсредств не только решать региональные проблемы, но и покрывать долги, которых у регионов за последнее время накопилось великое множество.

Олег Нилов

член комитета Госдумы по транспорту и строительству, фракция "Справедливая Россия"

08.09.2017 19:09

Задействовать средства маткапитала на покрытие бюджетного дефицита, как, впрочем, и других социальных источников, конечно, недопустимо. Задействовать надо те государственные резервы, ресурсы, которые уходят в чужие карманы.

Это, к примеру, лесная отрасль - вся расходится по карманам, водочная – наполовину оседает в карманах, рыбная – тоже вся уходит «жирным котам» типа Хорошавина. «Справедливая Россия» не раз озвучивала предложения для решения вопроса с дефицитом бюджета, вносила и специальные законопроекты, в том числе по пресловутому прогрессивному налогу. Однако правительство никак не желает рассматривать наши предложения, потому что кому-то из высокопоставленных чиновников живется «весело и вольготно» при существующих схемах распределения бюджетных резервов. Надеемся, что рано или поздно жизнь заставит раскрыть «кладовые», которые государству сегодня не приносят ничего, а лесная отрасль вообще только убытки. Но не может быть, чтобы богатейшие отрасли не приносили бы прибыль! Они приносят, да еще какую, однако, к сожалению, вся прибыль утекает не в то горло. В связи с этим мы предлагаем правительству заткнуть эти бреши, через которые изливаются многомиллиардные потоки.

Пристальное внимание стоит обратить и на сферу таможни. Таможня, которая, как известно, «дает добро» и одновременно недодает в бюджет, по нашим оценкам, триллионы. Так что если поискать с желанием, найти можно много, без желания, как сейчас, - и результат будет нулевым.

Между тем я уверен, что как только рука правительства залезет либо в маткапитал, либо они продолжат придумывать новые оброки на людей, у которых уже и так ничего нет, требования, содержащиеся в наших законопроектах, будут вынесены гражданами на улицы.

Вряд ли в преддверии президентских выборов такое позволят правительству. Потому либо придется «сушить весла», но в год выборов «сушить весла» тоже не вариант, либо, например, начнут возвращать из США 100 млрд долларов, чтобы покрыть имеющийся дефицит. Что в принципе неправильно, потому что нельзя закрывать дыры бюджета средствами из стратегических запасов.

Деньги безусловно надо вернуть, но вложить в те отрасли, которые, как та курочка, могут нести золотые яйца. Например, в фармацевтическую – она может «отбить» любые вложения за год-два, поскольку доходность в ней как в торговле оружием и наркотиками. Тем более с такими высокими нашими ценами. Правда, надо стремиться цены делать человеческими, но и в этом случае вложения возвратятся в течение нескольких лет, после чего можно будет «качать» чистую прибыль.

Такой вариант, однако, - это опять переход кому-то дороги. А так как наше правительство «повязано» плохими связами – их у него очень много, то желания и мужества «разорвать» их слишком мало. Потому получается как в басне «Кот и повар»: «А Васька слушает да ест». Все эти жирные коты Васьки слушают, кивают, пишут планы, но реализовывать их не собираются, поскольку будут затрагиваться личные интересы определенных высокопоставленных чиновников.

Гаджимет Сафаралиев

Член комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «Единая Россия»

08.09.2017 17:47

Источники для покрытия дефицита бюджета есть. В первую очередь – это более эффективное расходование бюджетных средств.

Вместе с тем все запросы исполнить невозможно – как бы много денег не было, запросов всегда будет больше. Вариант «всем сестрам по серьгам» нереализуем, к сожалению.

Так что, как бы это прискорбно не звучало, надо по одежке протягивать ножки и материнский капитал не трогать – этого делать нельзя.

Фонд маткапитала можно расходовать только на изначально определенные нужды – на помощь семьям, в которых двое и более детей. Иначе в обществе начнется непонимание и даже может дойти до волнений.

Сергей Калашников

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)

08.09.2017 17:46

Чтобы понять, как ликвидировать бюджетный дефицит, нужно знать, почему он у нас возникает. Возникает же он потому, что в стране нет стратегического планирования. Каждый поет свою песню, а должен быть хор.

При стратегическом планировании ставятся цели, задачи в соответствии с теми ресурсами, которыми мы обладаем. Без стратегического планирования в одном кармане – ресурсы, в другом – хотелки, друг с другом они никак не связаны, вот и возникает дефицит в головах.

То есть между Минфином и министерствами нет согласованности, и в том числе отсюда возникает дестабилизация управления страной. Чиновники же, которые не могут найти между собой общий язык, отстаивая интересы своего ведомства, получаются абсолютно некомпетентны как государственные управляющие.

А средства материнского капитала «приплетать» к покрытию бюджетного дефицита совершенно ни к чему. Они, действительно, капля в море по отношению к уровню дефицита.

Василий Иконников

Член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Орловская область). Депутат Госдумы (2011-2016). Член КПРФ

08.09.2017 17:44

Начну с того, что, по сути, направление на урезание маткапитала уже прослеживается. Федеральное правительство заставляет регионы сокращать расходы, непредусмотренные законодательством, в частности, их расходные обязательства перед населением.

Так, в Орловской области, как, наверное, и в других субъектах, детей в образовательных учреждениях кормят бесплатно. Это искренне удивляет федеральные власти в том смысле, что они спрашивают: «Раз вы взяли на себя обязательства кормить детей бесплатно, зачем же мы вам даем деньги на сбалансированность бюджета, на другие вещи?» Тем самым в соглашениях они заставляют регионы отказываться от многих социальных выплат, поддерживаемых гражданами.

В этой же линии социальных расходов находится и маткапитал. Конечно, людей в тяжелые времена бросить проще всего, предложив им выплывать самим. Но тогда у людей возникнет встречный справедливый вопрос: «Зачем же нам государство, которое не заботится о своих гражданах?!»

Таким образом наступает ситуация, последствия которой вполне себе предсказуемы.

А как покрывать бюджетный дефицит? – это вопрос правительства. На начало октября в Совете Федерации намечены слушания по бюджету, с докладом ожидается министр финансов Силуанов. В зависимости от того, что он скажет, последует и наш ответ.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

На Украине с будущего года внедряется радикальная реформа образования, призванная полностью изгнать русский язык из школ. Так классы с преподаванием на языках национальных меньшинств останутся только в младшей школе, а с 2020 года украинскими станут и все младшие классы. Русского языка, родного для большей половины населения страны, в государственных школах Украины не останется совсем.

Сергей Катанандов

1й зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Республика Карелия). Глава Республики Карелия (2002-2010) Член ЕР

Начало сентября – не лучшее время для выборов. Устали люди и от одних и тех же лиц, потому очевидно, что тренд на обновление, заложенный администрацией президента, правильный

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)