"Матильда" и "православный Талибан": Мнения священнослужителей

19.09.2017 09:00


Поджоги кинотеатров и другие противоправные действия в связи с фильмом «Матильда» вызвали активные разговоры о «православном Талибане». Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) по этому поводу заметил: «Ситуация, складывающаяся вокруг фильма «Матильда», к сожалению, напоминает ту, что развернулась некоторое время назад вокруг скандального французского еженедельника «Шарли Эбдо». Тогда нас всех пытались поставить перед дилеммой: вы с «Шарли» или вы с террористами, которые расстреляли сотрудников редакции? Сейчас нас пытаются поставить перед выбором: либо ты поддерживаешь «Матильду», либо ты с теми, кто призывает сжигать кинотеатры… Многие не понимают, зачем нужно было в год столетия революции в очередной раз публично плюнуть в человека, который был расстрелян вместе со своей семьей, с несовершеннолетними детьми. Годовщина революции — повод к молитве и поминовению безвинно пострадавших, а не к тому, чтобы продолжать оплевывать их память».

Известный православный публицист Сергей Худиев по этому поводу пишет:

«Мирон Кравченко, «Руководитель организации «Христианское Государство — Святая Русь» по Центральному региону, Москве и Московской области, представитель СМИ», был сфотографирован на Украине во время учредительной конференции «Антипутинского информационного фронта». Что же, если люди выглядят, как платные провокаторы, говорят, как платные провокаторы, и действуют, как платные провокаторы — это еще, строго говоря, не доказывает, что они — платные провокаторы… Но для практических целей стоит исходить из того, что они — именно платные провокаторы.

Практика «операций под ложным флагом» стара как мир, это стандартный прием как политического, так и коммерческого мошенничества. Конечно, я не могу утверждать, что «Христианское государство — Святая Русь» выполняет антицерковное и антигосударственное задание, я платежки не видел, но, как говорят американцы, «оно крякает, как утка», и выглядит в точности как операция под ложным флагом. Бесспорный и всем открытый факт в том, что деятельность этих провокаторов используется для того, чтобы развернуть медийную кампанию против Церкви, которая на официальном уровне уже недвусмысленно осудила поджоги…

В общем случае берутся какие-то преступные или неприемлемые действия людей, которых можно как-то отождествить с христианством, после чего любое выражение христианской позиции объявляться преступным и неприемлемым… Провокаторы, которые устраивают поджоги, и православные христиане, которые выражают протест против «Матильды» исключительно мирными и законными средствами, объединяются в одну группу «страшного православного талибана, он же ИГИЛ».

Вопрос «А сколько, собственно, голов отрезал православный талибан с игилом, сколько людей он убил?» задавать бессмысленно — ну, не отрезал, значит в ближайшем будущем непременно отрежет, спасайся, кто может. Точно также бессмысленно входить в рассуждения о том, что терроризм — это не три-четыре провокатора, которые устроили пару поджогов без человеческих жертв, а злодеи, которые совершают массовые убийства случайных и невинных гражданских лиц. Террористы располагают определенной инфраструктурой — центрами обучения, профессиональными студиями для производства террористической пропаганды, средой, которая их поддерживает и аплодирует их деяниям».

«Кому, на ваш взгляд, выгодно раскручивать скандал вокруг «Матильды»? Какая реакция на фильм и на скандал вокруг него кажется вам правильной?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

19.09.2017 09:52

Провокации всегда эффективно действуют, их трудно расследовать. И во время «Кровавого воскресенья» 1905 года были провокаторы, которые стреляли в жандармов, и в других событиях нашей недавней истории можно усмотреть чистой воды провокации. А выгодны они тем, кому нужно дестабилизировать ситуацию в России.

С другой стороны, я помню, как несколько лет назад дьякон Андрей Кураев сетовал, что не видит признаков православного терроризма, проводя аналогию с исламским. Он имел в виду, что если у нас народные экстремистские силы отсутствуют, значит, нет никакого народного сопротивления засилью идей общества потребления. Не знаю, с подачи провокаторов или нет, но получается, что отец Андрей ошибался. Есть у нас движения, которые пытаются что-то предъявить гламуру. Только это Церковью приветствоваться не может и вообще подпадает под статьи УК РФ. Тем не менее, если кто-то хотел проверить, будет ли общество сопротивляться таким плевкам, то выяснилось, что будет. Только не знаю, радоваться этому или печалиться.

Понятно, что это не церковное сопротивление, а спонтанное движение, которое легко можно назвать экстремистским, - но еще это значит, что общество неспокойно. Сейчас во всем мире происходят попытки дестабилизировать ситуацию – и в США, и в Европе, и в России – во всем западном постхристианском обществе. Так что ситуация вокруг «Матильды», возможно, связана не только с внутрироссийскими реалиями и попытками дискредитировать Русскую Православную Церковь. Это попытка дискредитировать традиционные институты в общехристианской цивилизации, чтобы начать глобальную войну, благодаря которой можно будет не просто каштаны таскать из огня, а устроить новый финансовый передел, как это происходило всегда в мировых войнах.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

19.09.2017 09:48

Раскручивать скандал вокруг фильма «Матильда», на мой взгляд, выгодно нескольким группам и сообществам – они хотят одним махом навредить и нашему Российскому государству, и Русской Православной Церкви. А еще довести до умопомрачения людей, которые сейчас стоят перед духовным выбором, и решают, в каком направлении им идти и развиваться.

Начну по порядку. Все акции протеста, которые мы видим вокруг, казалось бы, заурядного явления – очередного фильма про святого русского, православного человека, - я расцениваю как новые политтехнологии, «раскачивание лодки». В этой ситуации уже неважно, что за причина, кто герой, кто антигерой. Тут главное – поднять волну протеста и расшатать устои государства. Мы видим попытку перенести майданные технологии на территорию нашей страны. И это получается: попытка привлечь людей к стихийным неконтролируемым митингам явно оказалась успешной. Да, такие акции могут выйти из-под контроля и привести к травмам, а может, и к гибели людей. И над этим нужно задуматься.

А организация «Христианское Государство — Святая Русь» не единственная. Их огромное количество. Прикрываясь названиями «Святая Русь», «истинное православие» и тому подобными, они легко могут ввести в заблуждение непросвещенного человека. Но тем и хороша наша матушка-Русь, что проживающие на ее территории люди, даже не имея серьезного богословского образования, достаточно грамотны. В этом плане хорошо высказался наш министр культуры Мединский – эти люди не имеют никакого отношения ни к православию, ни даже к христианству. Увешав себя сомнительными иконами, крестами, выступая с хоругвями, они пытаются пристроиться к Русской Православной Церкви и выдают себя за поборников Христа. Так и хочется им сказать: возьмите Евангелие в руки, узнайте Христа.

Их используют в корыстных целях, - как, к сожалению, часто используют людей, которые, как им кажется, любят Бога. А цель одна – навести тень на нашу Русскую Православную Церковь. Только она сейчас – цементирующее звено в нашем государстве и объединяет людей различных национальностей и политических взглядов. Она призвана привести людей к миру, к добру - а не к тому, что предлагают эти люди.

Священноначалие официально выразилось по этому поводу, но его никто не слышит. СМИ тиражируют провокационные выступления колоритных людей в папахах. Даже слово «провокация» в этой ситуации мне кажется мягким. И люди, которые думают, по какому духовному пути им идти, видят, какие православные агрессивные - требуют что-то запретить, кого-то разогнать, ввести цензуру. Думающий, интеллигентный человек, который привык опираться на логику, факты, говорит: «Да вы посмотрите, какие они оголтелые мракобесы»! А нам нужно противопоставлять огульному охаиванию нашей Церкви великолепное интервью митрополита Илариона. В нем он говорит о своем отношении к этому фильму.

Почему люди, которые идут экстремистским путем, хотят нам навязать свое мнение, чуждые христианству методы борьбы? Эти люди привыкли делить мир на черное и белое. Либо ты белый, либо красный, либо ты за фильм «Матильда», либо экстремист. Но есть и другая, взвешенная точка зрения, которую высказывает наше священноначалие.

Самое поразительное - что люди, высказывающие бурные протесты против фильма, пытаются закрыть всем нам рты. Если следовать их логике, надо вырезать половину Евангелия. Они не понимают, что такое покаяние, вера в Бога, прощение, любовь. Нам – духовенству, всем здравомыслящим людям в нашей стране - необходимо объединяться и противостоять этому оголтелому экстремизму, который нам хотят навязать насильно.

Протоиерей Симеон Антипов

Благочинный Кувандыкского и Медногорского округов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кувандыке

19.09.2017 09:36

На мой взгляд, этот скандал - просто рекламный ход. Люди, которые не посмотрели бы «Матильду», теперь обязательно на нее пойдут. И, думаю, сборы у фильма будут немаленькими.

На Святейшего, на иерархов, на остальное духовенство всегда собирали «компромат», возводили поклепы. В чем только их ни обвиняли! Дескать, и водкой они торгуют, и сигаретами, а гуманитарную помощь продают. Но это же ложь! И с «православным игилом» то же самое.

Понятно, кому нужна дискредитация Церкви – тем, кому мешает Русь. Эти люди всячески стараются опорочить Церковь, подорвать ее авторитет. И теперь подвернулся такой прекрасный повод – фильм «Матильда». Почему бы не подлить масла и в этот огонь? А меньше было бы шумихи в средствах массовой информации, меньше было бы грязи, которую льют на Церковь.

Думаю, нужно прекратить истерику вокруг этого фильма. Пусть его смотрит, кто хочет. Да, за нашу историю, за российских мучеников обидно – очерняется их память. Святым угодникам приписывают самые низменные страсти. И после смерти их продолжают мучить и казнить. Но лучшая реакция – игнорировать этот фильм. Увы, - ему создали отличную рекламу – теперь «Матильду» посмотрят даже те, кто не собирался этого делать.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

19.09.2017 09:31

Известно, что организация «Христианское Государство — Святая Русь» появилась только под информационный повод - чтобы противостоять прокату фильма «Матильда» Учителя. Мне, как человеку, связанному с информационной средой, понятно: это чей-то медийный проект. Чей – остается только гадать. Вероятно, он был задуман теми, кому выгодно привлекать внимание к теме противостояния православной общественности и современных деятелей культуры. Но можно с уверенностью сказать: лидеры этой организации – последователи нетрадиционной околоправославной религиозной группы из так называемого «альтернативного православия» (такой вывод можно сделать по их фотографиям в социальных сетях). Столь же понятно, что у этих людей националистическое прошлое. Они были в гуще украинского майдана. Эти люди профессионально занимаются провокациями и скандалами. Меня удивляет, что ими еще не занялись наши спецслужбы и что сами они спокойно раздают направо и налево интервью экстремистского характера.

Понятно и то, что эти люди не относятся к Русской Православной Церкви - у них нет благословения священноначалия на свою деятельность. У меня ощущение, что это религиозно-политический проект каких-то политтехнологов. Я его называю «Пусси Райот -2». Заметьте: как только приближаются главные выборы в нашей стране, появляется скандальный информационный повод, вызывающий всеобщее внимание. Значит, это кому-то нужно. На мой взгляд, это не спонтанные акции.

С другой стороны, в последние годы действительно наблюдается конфликт между традиционными культурными ценностями и так называемым современным искусством. Но это конфликт идей либеральной интеллигенции и консервативной части общества. И его, я думаю, будут продолжать использовать в своих целях.

Тем не менее, я не сторонник запретов и считаю, что если фильм сняли, пусть показывают – но с пометкой «не соответствует исторической действительности». А все, что могут сделать нормальные православные – «проголосовать рублем» (то есть не ходить на «Матильду»). Думаю, это самая действенная борьба.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

19.09.2017 09:26

Появление такого фильма в такое время вызывает реакцию, которую можно описать как ощущение человека, которому сказали, что к столетнему юбилею со дня смерти его любимого дедушки, прожившего счастливую жизнь, любившего бабушку, будет показана картина на основе письма, или записки, написанной дедушкой не бабушке. А авторы этой картины еще и предположат, что бабушка бегала за адресатом дедушкиного послания, чтобы заполучить волосы, ногти, кровь этой женщины - в целях какого-то колдовского шабаша.

Конечно, если кто-то за углом скажет про нашего дедушку сальность, мы этого даже не услышим, но если к столетию со дня его смерти снимут фильм, к тому же на деньги не автора этого произведения, а членов дедушкиной семьи, нам будет очень неприятно.

Но и это еще не все. Когда мы наберем в поисковике фамилию и имя исполнителя главной роли в этом фильме, увидим -- он снимается не просто в картинах 18+, а в тех, которые вообще невозможны к показу (их блокируют наши контролирующие органы).

Возможно, автор фильма считает, что вся наша страна – помойка, и ничего страшного в том, чтобы снять какую-то сальность, скабрезность, и показать это публике, нет. Но в этом году столетие величайшей трагедии в нашей истории, величайшего преступления. Неужели фильм Алексея Учителя - все, что мы можем сказать по этому поводу? Фильм, где государь-император Николай, как какой-то озабоченный слюнявый подросток, «крутит» роман? К тому же это полнейшая чушь. После вступления в брак с царицей Александрой Федоровной не было ничего. Более того, жизнь царской семьи - пример идеальной семейной жизни. Даже тогдашнему, безусловно, нравственно развращенному обществу, этот пример «колол глаза». И большевики, бандиты, захватившие власть, поняли: чтобы ее удержать, нужно уничтожить то, что свято для русского народа. А что было святым, сакральным? – Прежде всего, высшая власть. Мы знаем, какое внимание уделялось созданию опошленного, безобразного образа последнего российского императора. И в этом смысле те, кто сегодня призывает показывать и смотреть такие фильмы, действуют в большевистском духе. Если ты хочешь захватить власть, удержать ее и контролировать народ, нужно уничтожить то святое, что у него есть. Для этого нужно плясать на амвонах храмов, высмеивать, опошлять, а потом и преследовать святое для народа – традиции, верность благородство, целомудрие. И тогда народ можно превратить в стадо жвачных животных.

Грустно, что к столетию страшного события мы способны вспомнить ту эпоху только так. И следом за глубокоуважаемыми, умнейшими людьми нашего времени, вслед за владыкой Иларионом, епископом Тихоном (Шевкуновым), я хочу сказать: все противоправные действия в отношении показа этого фильма иначе как провокацией назвать нельзя. Но и навязывание «Матильды», несмотря на сопротивления большой части населения - тоже провокация. Трудно сказать, какая из них хуже и принесет больше вреда.

И еще я сожалею, что суматоха вокруг этого фильма делает ему рекламу и повышает сборы. Да, эта реклама построена на скандале – понятно, что если о произведении, претендующем на коммерческий успех, ничего не говорят, оно обречено на провал. И у авторов фильма появляются основания думать: «Чем больше грязи, тем больше народу слыхали о фильме, тем больше людей придут посмотреть – если не из художественного интереса, то из чувства протеста».

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

19.09.2017 09:22

Я вижу здесь некое благочестивое недомыслие со стороны некоторых людей – ажиотаж, созданный вокруг «Матильды» ревнителями православия, ненормален.

В истории кинематографа много фильмов, антицерковных по своей сущности, которые порочат не только святых Православной Церкви, но и самого Господа Иисуса Христа. И что-то мы не слышали голосов ревнителей православия, защищавших добрые имена святых и Господа (хотя Он, конечно, не нуждается в защите). Но общественности, наверное, следовало бы высказать свое мнение по этому поводу.

Мне кажется, что фильм «Матильда» совершенно не соответствует масштабу кампании, которая вокруг него развернулась. Создается впечатление, что это, быть может, неразумная, но кем-то спланированная пиар-акция - если бы не эти выступлений, сложно было бы представить, что в нашем обществе возникнет такой интерес к «Матильде». Кроме того, всем ревнителям православия нужно помнить – человек предполагает, а как отзовется его слово в сердцах людей, неизвестно. В церковной среде много людей, настроенных экстремистки, да и просто психически нездоровых. Поэтому создание подобного ажиотажа чревато разными ужасными акциями.

Мне кажется, нужно воспитывать христиан, чтобы они поняли: Господь сказал, что если мы будем жить в мире, всегда будем от этого мира страдать. И это утверждение, наверное, справедливо во все времена.

Повторюсь: если бы не было ажиотажа, никто бы и не заметил этот фильм. А теперь многие православные говорят: я должен посмотреть «Матильду», чтобы понять, насколько неправ был Алексей Учитель. И мне кажется, дурнее рекламу представить трудно.

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

19.09.2017 09:20

Выгодно это тем, кто создал фильм. Самое простое – с помощью скандалов сделать шикарную рекламу. Ведь антиреклама – лучшее средство для роста популярности. Можно предположить, что авторы фильма были совсем глупы и не понимали, какую реакцию у Церкви и общества вызовет фильм. Но это ложь. Они как раз такой реакции и ожидали. Так что не надо строить из себя невинных дурачков и обвинять Церковь.

Кстати, официальная позиция РПЦ на этот счет очень взвешена и уж точно она не призывает к разбоям и экстремизму. Но существует и радикальное крыло церковного общества, которое можно только с натяжкой назвать церковным, хотя оно себя так позиционирует. И если начать копать, окажется, что этот Кравченко не за правду борется, а раздувает костер, который должен разделить наше общество.

Вот и получается в этом скандале вокруг фильма такая смесь: с одной стороны из людей не очень умных, с другой стороны из провокаторов, а с третьей стороны из экстремистов, которые вполне себе существуют, что совсем не новость.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

19.09.2017 09:18

Мы понимаем, что грядет 2018 год. Для нас, россиян, это особый год: состоятся выборы главы государства. Поэтому вполне возможно, что разгорающийся скандал вокруг фильма изначально создан с прицелом на эти события. Глядя на список участников скандала, я все больше убеждаюсь в своих догадках.

Что касается самого фильма, то, на мой взгляд, его авторы перешли недопустимую черту. Император Николай II причислен к лику святых Православной Церковью. Поэтому показывать его в непристойном виде недопустимо. Возможно, стоит убрать из фильма несколько фрагментов, которые не вписываются в образ императора великой державы, и проблема была бы решена.

А провокаторы сегодня будут действовать при любой возможности. Россию сейчас мало кто любит, так как мы самостоятельное государство. Поэтому любой повод будет использоваться, чтобы расколоть общество. Вот и использовали для скандала этот фильм, только скандал уже переходит все границы, пора его прекращать.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

19.09.2017 09:06

Ситуация уже дошла до точки, когда пора вмешаться государству. То, что художники сами выбирают сценарии и снимают фильмы – это одно, запрещать никто ничего не собирается. Но если общество не готово к такой свободе мысли, что хочешь – смотри, не хочешь – не смотри, надо регулировать систему, иначе так и будут возникать дискуссии и скандалы.

Я о фильме знаю только из общих обсуждений. Не смотрел его, и смотреть не хочу. Но ясно одно: в такие спорные моменты всегда появляются люди, которым не нравится стабильность в обществе, и их цель – расшатать общество еще больше. Что бы ни было – им лишь бы заваруху устроить. И вот этот Кравченко из той же категории. Стабильность и спокойствие в обществе – это не цели его организации. Зайти такие люди могут очень далеко. Поэтому, чтобы предотвратить дальнейшие возможные события, государство должно вмешаться и прекратить этот балаган.

И, кстати, запретом фильма не решить проблему. Есть интернет, где наверняка каждый сможет посмотреть кино. Но если бы государство выступило с однозначной позицией, осуждающей фильм и происходящие вокруг него события, и в прокате фильм бы запретили, в обществе было бы спокойнее.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

19.09.2017 09:05

На мой взгляд, правильно предоставить самим зрителям судить о качестве художественного материала. Зритель проголосует ногами и деньгами. Если фильм будет расценен в обществе как откровенно провокационный, плохой, некачественный и оскорбляющий память святых, к коим отнесен Николай II, то люди не пойдут на него, фильм не окупится. В итоге таким проектам не будет места в нашем обществе, а фильм снят на деньги Фонда кино, то есть фактически за счет государства. Исходя из этого, государство и Фонд кино потом будут иначе относиться к сценариям и проектам.

Но сейчас возникает обратная картина. Люди, которые его не видели, создали фильму небывалую рекламу: я даже не хотел смотреть «Матильду», но теперь хочу пойти в кинотеатр и посмотреть, что же там скандального. То есть антиреклама сработала! И этого никак не могут понять некоторые «горячие головы» и активисты.

Во всем этом потоке, может быть, искреннего возмущения людей верующих есть и люди, которые «присасываются» к любому конфликту. Им неважно, кто с кем и о чем спорит. Им главное участвовать в этом споре, чтобы внести раскол в обществе. Вот и появляются люди, которые были замечены среди нацболов, прошли через мусульманские организации, а теперь «защищают православие». Им все равно, что защищать, лишь бы это носило активный конфронтационный характер. И будь это не «Матильда», а столкновение футболиста с болельщиком, они бы оказались и там. Им все равно. Так что и сейчас они не защищают православные ценности, а, как правильно сказано в заявлении церковных руководителей, дискредитируют православие и вызывают гнев граждан по отношению к церковным структурам. Все это нужно прекратить: активность госпожи Поклонской и других псевдоревнителей нравственности, чтобы предоставить возможность голосовать зрителям.

А что касается самого Николая II, он считается невинно убиенным. Но что мы можем сказать о тех, кто защищал монархию до последнего, а император их предал? Эти люди погибли, и их тысячи, если не сотни тысяч. Они не причислены к лику святых. Про них можно снимать фильмы, но почему-то этого не делают. Так что этому фильму скандальности добавляет не то, что он о святом Николае II, а то, что из-за оценки деятельности императора в обществе тоже есть раскол.

И последнее: фильм показывает Николая II как живого человека. А он не мог любить или он абсолютно безгрешный человек? Наоборот, в фильме правдивая информация. Так что я не вижу ничего страшного в его выходе в широкий прокат.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Общественного согласия вокруг темы репрессий как не было, так и нет. В частности, орловский обком КПРФ в очередной раз требуют установить в Орле памятник Сталину и «восстановить справедливость в оценке исторической роли Верховного главнокомандующего», которую искажают «исторические спекулянты».

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии