сайт Тинькофф банк

Законы у нас хорошие, а вот правоприменение всегда страдает: парламентарии о ситуации вокруг "Тинькофф-банка"

20.09.2017 17:09


Тинькофф Банк уличили в массовых нарушениях прав клиентов и собственных сотрудников. Как удалось выяснить журналистам, Тинькофф регулярно получает предписания от самых различных инстанций от Роспотребнадзора и Роструда до судебных решений. Однако банкиры не спешат исполнять невыгодные для себя решения - все дело в том, что зачастую штрафы даже за неисполнение требований госорганов незначительны для финансового гиганта.

История с “Тинькоффом” началась с того, что в августе кемеровский дуэт видеоблогеров "Немагия" выложил на "Ютуб" обзор на "Тинькофф-банк" и его основателя Олега Тинькова, в котором и рассказали о массовых нарушениях со стороны банка. В ответ Тиньков написал заявление в полицию и подал в суд, потребовав от “Немагии” удалить ролик. Сторону блоггеров заняли их коллеги по цеху - многочисленные популярные блогеры объявили банкиру бойкот. В итоге ситуация обрела такой накал, что в дело включилась и пресса, которая решила проверить ролик на достоверность.

Собственно, как выяснил Life, Роспотребнадзор неоднократно выносил предупреждения банку в связи с тем, что последний грубо нарушает права клиентов, устанавливая комиссию за снятие наличности с банковских карт. Хотя ведомство потребовало прекратить брать комиссию ещё в конце прошлого года, такое положение до сих пор содержится в типовом договоре банка.

Более того, в 2016-м Роспотребнадзор обнаружил, что одному из своих челябинских клиентов банк незаконно поднял проценты по кредиту. Суды также неоднократно устанавливали, что банк включает в договоры незаконные положения. Как и в предыдущем случае, все “незаконные” пункты по-прежнему содержатся в документах Тинькоффа.

Претензии к банку выставляла и трудовая инспекция. За нарушения прав работников в августе этого года председатель правления "Тинькофф-банка" Хьюз Оливер Чарльз был оштрафован на 33 тысячи, а сам банк — на 225 тысяч рублей. Впрочем, эти цифры выглядят смешно в масштабах прибыли "Тинькофф" — за минувший год она достигла 9,1 млрд рублей.

То, что трудовым инспекторам удалось подобраться к банку, похоже на исключение из правил. Ведь обычно банк мешает госорганам проводить у него ревизии. Это следует из материалов нескольких судов в разных регионах страны, которые изучил Лайф. Например, в этом году банк оштрафовали на пять тысяч за то, что его сотрудники препятствовали работе инспектора Роструда — просто не пускали в офис.

Как Вы прокомментируете эту ситуацию? С чем связано то, что Тинькофф предпочитает платить штрафы, вместо того, чтобы исполнять предписания госорганов? — с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

20.09.2017 17:30

Ситуация с Тинькофф-банком свидетельствует по сути о противозаконном характере его действий. Поэтому здесь должны подключаться уже правоохранительные органы, а не просто какие-то контролирующие и надзорные структуры. Недопустимо позволять банку отделываться за свои нарушения символическими для него штрафами и продолжать нарушать закон и права клиентов.

Да и в целом ничего хорошего о нашей сегодняшней банковской системе я сказать не могу. Реальным производством банки у нас не занимаются, их цель – извлечь как можно больше прибыли на разного рода финансовых спекуляциях и вывезти основную ее часть за рубеж. Они постоянно играют на колебаниях курса рубля, а он регулируется сегодня Центробанком на основе тех цен, которые складываются на бирже. А там устанавливают цены, выгодные финансовым спекулянтам, а не экономике. Не исключаю, что делают это люди, которых банки специально держат на бирже в интересах своего бизнеса.

В свою очередь разница между банковскими процентами и ключевой ставкой сейчас настолько огромная, что никакое реальное производство брать кредит под эти проценты просто не в состоянии. К примеру, когда я беседую с директорами заводов, они говорят: если у нас рентабельность предприятия 8%, то как мы можем брать кредит под 16%?!

Поэтому нам нужен новый закон о банковской деятельности, который поставил бы эту деятельность под контроль государства.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

20.09.2017 17:28

Я бы не стал давать оценку конкретной ситуации с конкретным банком, поскольку это может выглядеть предвзято. А в целом к банковской системе, к тому, как она функционирует, у меня немало претензий.

Сегодня банковский бизнес у нас устроен так, что страдают как заемщики, если смотреть на истории с валютными ипотечниками, так и вкладчики, если смотреть на ситуацию с вкладчиками «Югры». А если где-то, как выясняется, еще и сотрудники страдают от произвола руководства, то это уже вообще беда.

И я считаю, что имиджевые потери банков от разного рода исков и претензий их клиентов могут быть гораздо серьезней, чем издержки от выплаты штрафов. Не случайно существует тезис: прибыль дороже всего, но честь дороже прибыли. Вот если предприниматели будут помнить об этом, то сообщений о претензиях к тем или иным банкам у нас будет меньше.

Когда появляется информация о претензиях к тому или иному банку, она точно его не красит. Дело в том, банковский бизнес устроен именно на доверии и репутации, которые очень много значат в этой сфере. Если у банка плохая репутация, то как бы вы его ни рекламировали, никто туда обращаться не будет – ни заемщики, ни вкладчики. Да и высококвалифицированный персонал в этом случае набрать будет невозможно. Квалифицированные сотрудники сегодня высоко ценятся на рынке труда, и работодателя они выбирают в том числе и по репутации.

Поэтому я считаю, что в данной ситуации руководство банка должно сделать выводы и в дальнейшем избегать такого рода публичных скандалов.

Сергей Лисовский

1-й зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (Курганская обл). Член ЕР

20.09.2017 17:26

Вопрос с правоприменением в России вообще довольно сложный. Иногда говорят, что у нас законы плохие. Да нет, законы-то нормальные, а вот правоприменение всегда страдает. Либо мы сталкиваемся с мизерными штрафами за серьезные нарушения, либо с выборочным правоприменением: к одним какие-то нормы применяют, к другим – нет.

Если говорить о правах работающих, то я считаю, что наше Трудовое законодательство слишком либеральное. Одно дело, когда был Советский Союз, везде были одни госструктуры, и государство навязывало сотрудникам свои условия. И не зря в свое время говорили: государство делает вид, что платит, а мы делаем вид, что работаем. Так вот, эту же систему мы пытаемся воплотить в рыночной экономике, где очень огромные риски. От работодателей требуют защиты прав трудящихся, но при этом никто не учитывает права предпринимателей, которые берут на себя всю полноту ответственности за судьбу организации. И получается, когда мы принимаем какие-то популярные законы в области трудового законодательства, мы на самом деле уничтожаем суть предпринимательства. У нас скоро смогут работать только госкорпорации, которые особо не заботятся о реальной эффективности, и которые в случае финансовых проблем опускают руку в госбюджет. Поэтому я считаю наше трудовое законодательство чрезмерно либеральным, не соответствующим рынку и защите прав предпринимателей.

Примерно та же ситуация складывается и по отношению к предпринимателям, работающим в банковской сфере. Все говорят о защите вкладов частных лиц, но никто не говорит о предпринимателях, о том, сколько пропало миллиардов или десятков миллиардов рублей честных и порядочных предпринимателей, поставленных на край банкротства или вынужденных работать в очень сложных финансовых условиях.

Если говорить о Тинькоффе, то я считаю, что банк этот интересный. Он предполагает совершенно новую форму работы с клиентами. И мне кажется, что наши нынешние «монстры» в лице крупных финансовых структур, в том числе государственных, не очень довольны появлению таких банков. Ведь по сути, и крупные госбанки тоже собирают комиссию, просто это так завуалировано и так представлено, что трудно применить к ним какие-либо меры воздействия. Ну и плюс у нас выборочное применение законодательства, и государственным структурам у нас зачастую многое прощают.

Я также предполагаю, что суть претензий к Тинькоффу кроется еще и в чисто конкурентных моментах. Он не дает возможности полностью монополизировать рынок банковских услуг крупным государственным банкам, которые уже в большей степени являются не государственными, а банками управляющего менеджмента.

Поэтому мне кажется, на ситуацию надо посмотреть более внимательно. Думаю, вопрос нужно ставить не о претензиях к Тинкоффу, а об изменении трудового законодательства, введении ответственности сотрудников за результаты труда. А во-вторых, нужно смотреть на этот банк как на лидера достаточно новой отрасли банковских услуг, и поддержать его.

Валерий Семенов

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

20.09.2017 17:23

Возможно, в чем-то ситуация с Тинькофф-банком связана с несовершенством системы, а в чем-то и с определенными недоработками. У нас же есть орган, который регулирует всю сферу финансовой деятельности – Центральный банк РФ. Конечно, можно выносить и по линии Роспотребнадзора какие-то предписания, и по линии Трудовой инспекции. Но когда за дело берется Центробанк, то все относятся к этому очень серьезно.

Учитывая такой объем клиентуры, такую рекламу, которую проводит Тинькофф-банк, я думаю, регулятор должен все-таки более плотно заняться вопросами, которые возникли в связи с его деятельностью. Ведь помимо трудового коллектива банка с его интересами, правами, есть и сами вкладчики, которые пользуются услугами этого банка. А сегодня он распространил свою деятельность еще и на систему государственных услуг, работает и по штрафам, и по разного рода льготам в приобретении железнодорожных и авиабилетов, и т.д. и т.д.

Понятно, что инспектирующие организации, каждая по своей линии, принимают меры, предупреждают, штрафуют. Но наверное, пора уже предпринимать усилия и Центробанку. Когда с людей берут лишнюю комиссию и включают дополнительные условия, дополнительную нагрузку на клиентов в договора при оформлении разного рода финансовых сделок, то вот это уже должно быть в сфере внимания регулятора в лице Центробанка.

Да, у каждого банка есть свои определенные условия, они могут создавать какие-то новые продукты, которые будут интересны людям. Но должна быть необходимая черта, за которую переступать никто не должен, чтобы не нарушать права граждан Российской Федерации. Если в ходе осуществления каких-либо финансовых операций действительно страдают клиенты Тинькофф-банка, то по линии регулятора ему надо выносить определенные предписания, и в конечном итоге просто понуждать его руководство работать по общепринятым нормам. Банк находится на территории Российской Федерации и должен выполнять условия тех структур, которым государство поручило контролировать ту или иную сферу.

В последнее время Центробанк продемонстрировал, что может четко работать по предупреждению нарушений в финансовой сфере. Вот и данную ситуацию ему надо бы очень внимательно изучить.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Чем быстрее растет ВВП, тем меньше денег остается у граждан. Об экономическом парадоксе пишет НГ. Издание отмечает, что реальные доходы граждан продолжают сокращаться четвертый год подряд, в то время, как Минэкономразвития рапортует об ускоряющемся экономическом росте.

"Отсутствие возможности самостоятельно применять в рамках производства по указанному административному правонарушению доставление и административное задержание вынуждает должностных лиц ФССП России обращаться за содействием к должностным лицам органов внутренних дел, что замедляет процесс производства по делу".

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии