Россию лишили Олимпийских Игр, потом лишат Чемпионата мира по футболу, потом организуют восстание олигархов – и дальше все по плану. А мы будем Родченковым заниматься!

Еще святой Иоанн Лествичник называл тщеславие колючкой, которую как ни кинь, повернется вверх шипом, и о него обязательно уколешься

Мигрант - не враг и не разбойник, но и не панацея в решении проблем рынка труда: парламентарии о миграционной стратегии

25.09.2017 17:14


Центр стратегических разработок предложил создать единую миграционную стратегию. Сделать это предлагается по крайней мере до 2025 года, а лучше как можно раньше, пишет "Коммерсант". По мнению экспертов ЦСР спасти Россию может только активное стимулирование миграции. Основные идеи: пропаганда миграции на всех уровнях общества, создание единого ведомства по контролю за миграцией, отменить экзамены по русскому языку и вообще - снизить требования к мигрантам.

Что-то делать с миграцией, точнее её стимулировать необходимо потому, что без ежегодного миграционного прироста в 250 000–500 000 человек, который заложен Росстатом в демографический прогноз, численность населения будет сокращаться, что «неблагоприятно скажется на геополитическом положении страны и ее месте в иерархии крупнейших мировых держав» А это неизбежно произойдет, так как после 2010-х гг трудоспособное население сильно сократилось и теперь спасти Россию можно только мигрантами - считают в ЦСР.

Сейчас, как утверждают в ведомстве Кудрина, в миграционной политике отсутствует понимание “зачем нужны мигранты”. Поэтому необходимо подготовить от имени правительства или президента послание о роли миграции для России и вообще активно пропагандировать важность миграции в народе, от широкой общегосударственной компании по борьбы с ксенофобией до специальных курсов МВД, на которых сотрудникам будут разъяснять важность миграции. В планах также создание федеральной программы для подготовки кадров миграционного менеджмента и отдельное ведомство, которое вберет в себя все функции по контролю миграции, сейчас эти функции разделены между МВД, МИД-ом, Погранслужбой и Рострудом.

Также эксперты кудринского центра, среди прочего, выступают за отмену экзамена по русскому языку для временных мигрантов, неуклонное соблюдение принципа «равная оплата за равный труд» для мигрантов, возможность мигрантам получать профессионально-техническое образование в кредит с его отработкой в России и обязательное сохранение безвизового режима.

Как Вы относитесь к предложениям ЦСР? - об этом Regions.ru поинтересовалось у парламентариев.

Олег Шеин

член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»

25.09.2017 17:32

Вначале мы должны понять, есть ли у нас вообще трудовой кризис. На самом деле сегодня демографическая ситуация в России лучше, чем она была при Советском Союзе. Если говорить о балансе трудовой силы, то в 1970 году на тысячу работников в РСФСР приходилось 783 пенсионера и несовершеннолетних, в 1989-м году – 755, а в 2015-м – 713. Поэтому никакого глубокого дефицита рабочей силы в России сейчас не существует.

Есть ли при этом на рынке труда сложности с точки зрения работодателей? Безусловно есть, и связаны они с отсутствием достаточной квалификации среди людей рабочих профессий. Мы видим, что квалифицированные строители, или люди, занятые квалифицированным машинным трудом – это очень часто не российские работники, а работники из Армении, Молдавии, Белоруссии, Украины и т.д. Они делают работу лучше: может, не за счет образования, а за счет определенных профессиональных навыков и опыта. Соответственно, мы должны говорить о том, чтобы у нас работала отечественная система переподготовки и переквалификации рабочих кадров, которая на сегодняшний день в стране не функционирует.

Достаточно обратить внимание, что в сфере среднего специального образования в 2000 году федеральный бюджет финансировал 1 млн 100 тысяч мест, а сегодня финансирует лишь 300 тысяч, т.е. почти в 4 раза меньше. Соответственно, если мы не готовим свои кадры, то логично, что работодатели будут искать кадры за границей, в ближнем зарубежье.

Мигрант – это не враг, гастарбайтер – не разбойник, как любят рассказывать у нас с экранов телевизоров люди с какими-то полуфашистскими взглядами. Но видеть в них альтернативу российской рабочей силе, безусловно, нельзя. У нас есть большие внутренние резервы на собственном рынке труда. И если мы хотим, чтобы этот рынок регулировался, мы должны быть заинтересованы в легализации трудовой миграции и в наказании работодателей, использующих нелегальный труд.

Посмотрите, какая ситуация сложилась на сегодня: у нас 8 млн иностранных рабочих, из которых только 1,5 млн – легальных. А с нелегальных мигрантов, как известно, не платятся налоги, они лишены элементарных прав, их нередко обманывают по зарплате, и неудивительно, что потом они выходят грабить прохожих. Поэтому надо наказывать работодателей за использование неофициального труда – причем, труда как иностранных работников, так и российских.

У нас не менее 25 млн российских граждан работают неофициально - без пенсионных гарантий, без достаточного медицинского обеспечения, без возможностей полноценного отдыха и т.д. Понятно, что этот подход качественно отличается от того, что в очередной раз советуют Кудрин и его команда. Ну какая может быть пропаганда миграции в российском обществе? Вот человеческое отношение – оно никогда и нигде не помешает.

Также бессмысленно ставить и вопрос и о контроле за миграцией. Контролировать надо использующих неофициальный труд работодателей, и штрафовать их хорошенечко, чтобы не показалось мало. Когда рабский труд будет невозможен и цена труда возрастет, тогда мало у кого получится привлекать людей за копейки из-за границы. Вряд ли такой механизм поддержат эксперты из центра господина Кудрина, который представляет как раз интересы работодателей.

Ярослав Нилов

председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР

25.09.2017 17:30

Почему вновь возникли разговоры о стимулировании трудовой миграции? Я думаю потому, что за последнее время у нас усилилась нехватка рабочих рук, и прежде всего специалистов среднего специального образования. И вместо того, чтобы поддерживать и развивать внутреннюю миграцию, создавать условия для трудовой мобильности граждан, нам опять хотят, как я понимаю, навязать необходимость внешней миграции.

ЛДПР изначально занимает жесткую позицию по вопросам миграции. Нами была разработана концепция четырех векторов, которая предусматривает жесткий государственный контроль за перемещением, трудоустройством, проживанием мигрантов, а также за теми денежными потоками, которые мигранты пересылают к себе на родину. При этом для граждан России необходимо вводить профориентацию в школе, уделять больше внимания вопросам среднего специального образования. Вот тогда ситуацию можно будет реально изменить.

А подготовка некоей миграционной стратегии, на мой взгляд, ни к какому практическому решению проблем не приведет. Да и предложение о создании отдельного ведомства по контролю за миграцией вызывает определенные вопросы.

В России ведь только совсем недавно упразднили ФМС, была проведена соответствующая структурная реформа. Стоит ли теперь возвращаться к тому, от чего решено было отказаться?

Степан Киричук

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР

25.09.2017 17:28

В целом я позитивно отношусь к этим предложениям и считаю, что единая миграционная стратегия нам нужна, как и пропаганда миграции в обществе. Возражения вызывают только два момента.

Во-первых, на мой взгляд, нам все-таки нельзя отказываться от экзамена а по русскому языку для мигрантов. Может, его стоит как-то видоизменить, как-то облегчить, но русский язык, хотя бы на бытовом уровне, мигранты должны знать.

А во вторых, я не вижу необходимости в создании специального ведомства по контролю за миграцией. Создавать по каждому направлению отдельное ведомство было бы, по-моему, излишним.

Ну а в принципе саму проблему в ЦСР подняли правильно. Вопросам, связанным с трудовой миграцией, нужно придавать больше значения и уделять больше внимания. И министерство труда, и Минэкономразвития, региональные управленцы – все они должны работать здесь более целенаправленно.

Наверное, можно считать довольно категоричным представление о том, что только массовый приток мигрантов позволит нам решить все проблемы, возникающие на рынке труда. Это суждение входит в определенное противоречие с одной из главных задач, которые поставил перед нами президент – с задачей повышения производительности труда.

Александр Борисов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике (Псковская область)

25.09.2017 17:20

Конечно, миграционная стратегия – вещь хорошая, но вот что именно она должна предусматривать – вопрос очень дискуссионный. Есть пункты, которые можно принять безоговорочно, в том числе о соблюдении принципа «равная оплата за равный труд», а есть пункты, такие как об отмене экзамена по русскому языку, которые необходимо обсуждать.

В любом случае, необходимо добиваться того, чтобы порядок привлечения трудовых мигрантов был понятным, прозрачным и цивилизованным. При этом важно учесть все те ошибки миграционной политики, которые имели место в Европе. Больше всего не хотелось бы, чтобы потоки миграции носили у нас бесконтрольный и бессистемный характер.

Я также считаю, что вопросами миграции должны заниматься те самые ведомства, чья деятельность связана отчасти и с привлечением трудовых ресурсов. Ну и, естественно, эти вопросы должны находиться под контролем руководства российских регионов.

Собственно, руководствуясь патентной системой для трудовых мигрантов, отдельные регионы уже сейчас стараются привлекать то количество рабочей силы, которое им необходимо. Не думаю, что иностранную рабочую силу следует рассматривать как некую панацею в решении проблем нашего рынка труда. Эти проблемы больше связаны с квалификацией и с оплатой труда работников. И я считаю не совсем правильным, когда тех или иных трудовых мигрантов воспринимают более конкурентными работниками по сравнению с гражданами России.

Надо не забывать, что наше государство имеет не только экономические, но и социальные функции, а потому оно должно гарантировать своим гражданам преимущество при трудоустройстве.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

25.09.2017 17:15

Проблема, поднимаемая Центром стратегических разработок по руководством А. Кудрина, затрагивает не только вопросы экономики, как указывают эксперты ЦСР. В современных условиях это еще и сложные вопросы обеспечения безопасности государства, общества и конкретных граждан.

Европейские страны уже сполна вкусили все негативные обстоятельства стихийной миграции. То, что миграционные процессы требуют всестороннего государственного управления, особых доказательств по сути не требуется. Это действительно так. Но вряд ли будет правильным, подчеркиваю - в современных условиях, для решения целей государственного управления создание отдельного ведомства с передачей ему полномочий многих действующих ныне структур, названных в вопросах для комментария.

Действующие государственные институты в виде МВД, Пограничной службы и других имеют уже большой опыт в сфере миграции, пренебрегать которым с политической точки зрения не правильно. Комплексное же государственное управление в сфере миграции целесообразно осуществлять через координирующие процедуры и механизмы Совета безопасности Российской Федерации, у которого достаточно соответствующих полномочий и возможностей по привлечению к решению комплексных проблем миграции квалифицированных специалистов, досконально знающих как обеспечить и безопасность, и потребности экономики.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Депутат Госдумы Виталий Милонов предложил ограничить предновогоднюю продажу срубленных елей. По его мнению, тысячи легальных и полулегальных елочных базаров, на которых продаются ели, сосны и другие хвойные деревья, наносят ущерб экологии и формирует у граждан расточительное отношение к природе

Елена Афанасьева

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Оренбургская область). Депутат Госдумы (2003-2014). Член ЛДПР

Талантливые ребята пробиться не могут, а всякие аферисты, пожалуйста, сидят на серьезных должностях, принимают важные решения, а потом нам же салом по мусалам

Таймураз Мамсуров

Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Республика Северная Осетия - Алания). Глава Республики Северная Осетия – Алания (2005-2015). Член Высшего совета партии «Единая Россия»

Делить пирог, чтобы оторвать кусок пожирнее, - это похоже на американцев. У них же принято так: не надо никого побеждать, главное себя объявить победителем

Законопроект дает гражданину РФ как принимающей стороне право снять иностранного гражданина с учета в связи с утратой мигрантом основания для учета по месту пребывания. Соответствующее заявление можно будет направить в МВД, через МФЦ, почтой или по интернету.