Только не надо кулаками махать: парламентарии о референдуме в Каталонии

02.10.2017 17:13


В Каталонии состоялся референдум о независимости, несмотря на то, что Конституционный суд Испании объявил его проведение незаконным и антиконституционным. Согласно данным предварительного подсчёта голосов 90% проголосовавших поддержали отделение региона от Испании.

Для срыва референдума власти Мадрида бросили Национальную гвардию. Как пишет лондонский Times, полиция вела себя шокирующе жестоко, применяя резиновые пули против избирателей, избивая дубинками мирных демонстрантов. Сотни человек были ранены. Подобные действия со стороны испанских властей контрпродуктивны и неоправданно жестки. На данный момент известно более чем о 800 пострадавших, конфисковано порядка 700 тыс. бюллетеней. Многие каталонцы не хотели этого референдума, спорный он или нет. Но гнев и возмущение воскресными событиями только усилят поддержку реальной заявки на независимость.

Еще во время дебатов по закону о референдуме в каталонском парламенте, правительство Испании созвало экстренное заседание Конституционного суда, который объявил запланированный референдум незаконным. Действительно, возможность выхода регионов из состава страны испанской конституцией не предусмотрена. А внести изменения в конституцию можно только по результатам общенационального референдума. То есть территория может выйти из состава Испании, только если этого захочет большинство граждан страны.

Однако сепаратисты ссылаются на решение Международного суда правосудия по делу о независимости Косово, в котором было заявлено, что односторонняя декларация независимости “не противоречит международному праву”. Мадридские юристы в ответ заявляют, что сравнивать Каталонию с Косово неправомерно, поскольку в Испании нет риска нарушения прав человека, гуманитарной катастрофы или чего-то подобного, пишет «Москва 24».

Напомним, что ранее - 25 сентября прошел референдум в иракском Курдистане, на котором более 90% проголосовавших поддержали идею независимости. Оба референдума — в Курдистане и в Каталонии — вызвали негативную реакцию ряда стран и международных организаций. Так, против плебисцита в Курдистане высказались США, ЕС, Иран, где провели военные учения в качестве предупреждения, и Турция, пригрозившая курдам военным вмешательством. Председатель Европарламента Антонио Таяни высказался с явным неодобрением по поводу референдума в Каталонии. По его мнению, референдум противоречит испанским законам, которые следует уважать. Другие еврочиновники заявляют, что в случае выхода каталонцев из Испании им придется покинуть и ЕС.

В Европе боятся «эффекта домино» - такую реакцию можно понять. Если каталонцам удастся отделиться от Испании, этого же могут захотеть и баски, и галисийцы. Страна просто развалится на куски. Референдум в Каталонии может также стать стимулом для шотландских националистов провести новое голосование об отделении от Великобритании. Ну а в северной Италии многие жители давно мечтают о своем государстве — Венето.

В 90‑е годы прошлого века по Евразии прокатился «парад суверенитетов», что стало следствием гибели СССР и крушения двухполярного мира. Что-то подобное происходит и сейчас.

В 1991 году рухнула Ялтинская мировая система, которая родилась в биполярном мире, где были две сверхдержавы: США и СССР. После развала Советского Союза возникла однополярная мировая система, «американский мир». Данный мировой порядок предусматривал наличие одного лидера — «жандарма», который будет создавать «правила игры» для всех, будет наказывать ослушников.

В США с этой задачей справиться не смогли. Несмотря на всё их богатство и военную мощь, единолично управлять всем миром Вашингтон не способен. Кроме того, за последние двадцать лет окрепли Пекин и Москва. Их уже не устраивает наличие «мирового жандарма». Даже «Старая Европа» время от времени «показывает зубы».

США судорожно стараются сохранить Pax Americana, что порождает новую нестабильность. В свете такой нестабильности мировой системы «парад суверенитетов» будет продолжаться, пишет RuBaltic.Ru.

Как вы прокомментируете референдум в Каталонии? Как, по-вашему, может быть решен этот спор между принципами территориальной целостности и самоопределения? Можно ли говорить о кризисе мировой системы? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Александр Шерин

1-й зампред комитета ГД по обороне, фракция ЛДПР

02.10.2017 17:31

Мне кажется, подобные процессы, которые происходят не только в Испании, но и в ряде других европейских стран, связаны с тем, что европейские государства потеряли собственную независимость – как в экономическом, так и в военном плане. Продолжается давление со стороны НАТО, со стороны руководства Евросоюза. Достаточно вспомнить, как ту же Испанию вынудили пересмотреть свое решение о предоставлении нашим военным кораблям возможности дозаправки в одном из испанских портов.

И вот эта нестабильность внутри государств, когда часть территорий начинает стремиться к независимости, напоминает нам ситуацию с выходом Великобритании из Евросоюза. Поскольку государства, в которых есть национальные образования, не хотят выходить из НАТО или ЕС, то отдельные народы принимают для себя решения покинуть эти страны. Именно в этом я вижу основную причину происходящих событий, а косовский фактор, на мой взгляд, особого значения тут не имеет. Это просто один из формальных, надуманных предлогов для обоснования каталонцами своей позиции. Я думаю, если бы Испания не была в составе Евросоюза и НАТО, то вопрос о независимости Каталонии мог бы и не возникнуть.

Безусловно, сегодня налицо кризис если не всей мировой системы, то Евросоюза – это точно. Почему та же Великобритания приняла решение о выходе из ЕС? Потому что существовали реальные опасения, что в противном случае Великобританию покинет Шотландия. Таким образом, благодаря брекзиту британцам удалось сохранить свою территориальную целостность. Экономическая и военная независимость у государств-членов ЕС на сегодня отсутствует. А внутри этих государств есть народы, которых не устраивает политика добровольного отказа от этой независимости. Соответственно, они и склоняются к решениям покинуть эти государства.

Евгений Федоров

Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция "ЕР", координатор "Национально-Освободительного Движения"

02.10.2017 17:29

Как юрист, я исхожу в данном случае из международного права. В точки зрения международного права границы, сформированные по итогам Второй Мировой войны, являются священными. При этом сказано, что нации имеют право на самоопределение, но с согласия центральных властей соответствующих государств.

Если брать ту же косовскую ситуацию, то на сегодняшний день Косово выведено из состава Сербии незаконно, без согласия сербских властей. Поэтому с точки зрения международного права Косово является временно оккупированной территорией, и оккупированной Соединенными Штатами Америки, которые разместили там свою военную базу.

Думаю, что Каталония будет «задавлена» испанскими властями. Результаты референдума будут отменены, а часть его инициаторов, возможно, уйдут в какой-то радикализм, даже вплоть до террористической деятельности. Но с этим государства сегодня легко справляются. Сейчас для государства не проблема взять под контроль ту или иную территорию, если контроль за ней является законным правом государственного центра, в данном случае - Мадрида.

А вообще вся история, связанная с референдумом в Каталонии, показывает слабость американского однополярного мира и слабость Евросоюза, созданного США. Для нас это дополнительный аргумент в пользу решения задачи по выходу из подчинения Вашингтону и американскому однополярному миру. Мы должны ускорить внутренние национально-освободительные реформы, о которых говорит Путин, в том числе провести деофшоризацию, провести референдум об отмене 15-й и 13-й статей Конституции о внешнем управлении и запрете на идеологию. Нам нужно сформировать национальный капитал, провести необходимые реформы Центрального банка, правительства, политической и судебной системы. То есть, нам предстоит развернуть весь комплекс национально-освободительных реформ по отмене нашей капитуляции 1991 года.

Сергей Цеков

Член Комитета Совета Федерации по международным делам (Республика Крым)

02.10.2017 17:27

Считаю, что с точки зрения всех европейских стандартов и прав человека, о которых в Европе любят много говорить, референдум в Каталонии был организован абсолютно нормально, в соответствии с этими стандартами. Ненормально то, что власти Испании, которые причисляют свою страну к статусу демократических, не дали каталонцам возможности провести референдум спокойно, без всяких эксцессов и конфликтов. Мадрид повел себя крайне неправильно, и на мой взгляд, его действия должны однозначно порицаться со стороны Евросоюза и всех других стран, стоящих на защите демократических принципов и прав человека.

Думаю, здесь можно проводить определенную аналогию не столько с Косово, сколько с референдумом в Крыму, где люди имели возможность свободно высказаться по вопросу о статусе своей территории. Кое-кто утверждал, что делали они это под дулом автоматов, но на самом деле ничего и близко не напоминало подобную ситуацию. У нас была абсолютно спокойная обстановка, а присутствовавшие во время референдума вооруженные люди, - они как раз обеспечивали наше свободное волеизъявление, и мы не боялись никакого противодействия со стороны Украины.

Результаты Крымского референдума явились основой для всех последующих действий крымчан. Думаю, фактически такой же основой для последующих действий каталонского правительства должны быть результаты вчерашнего референдума. Каталонцы либо получат большую самостоятельность в рамках Испании, либо станут независимыми. Но даже если сегодня они получат пока просто больше самостоятельности, все равно наступит какой-то период, когда они начнут добиваться именно независимости, и они ее добьются.

Владимир Лукин

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам (Тверская область). Депутат Госдумы 1-го, 2-го, 3-го созывов. Уполномоченный по правам человека в РФ (2004-2014). Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в США (1992-1994). Президент Паралимпийского комитета РФ

02.10.2017 17:23

То, что происходит сейчас в Каталонии, является логичным развитием событий, которые происходили в Испании долгое время. В Каталонии существует сильное движение сепаратистского свойства. Возникшее еще до Второй мировой войны, оно постоянно тлело, а сейчас принимает очень серьезные масштабы.

Конечно, можно выразить только сожаление, когда развитие событий принимает вот такие формы, когда дела обстоят уже на грани, а может и за гранью пролития крови. Это самое плохое: нарушаются права граждан на жизнь, нарушаются нормальные человеческие отношения.

Кто в этом больше виноват – вопрос очень сложный. В международных отношениях существуют два равнозначных понятия: право народов на самоопределение и суверенитет государства, который может меняться только с помощью решений самого этого государства. Вот эти два пункта и столкнулись сейчас в Испании, и каждый настаивает на своей правоте. Региональные власти и многие люди в Каталонии считают, что они имеют полное право высказаться по поводу формы правления и формы отношений с Испанией, к которой они по Конституции принадлежат. А федеральные власти Испании имеют все основания говорить, что поскольку Конституция предусматривает изменение национальных границ только после согласия и определенных конституционных процедур на федеральном уровне, все остальное является незаконным.

Решить этот вопрос можно только с помощью переговоров. Я сторонник того, чтобы между сторонами произошли серьезные, вдумчивые, не очень публичные, не очень шумные и популистские переговоры, где были бы уточнены полномочия регионов, в том числе Каталонии, и полномочия федерального центра. Многие подобные вещи происходили во многих странах, в том числе и в нашей стране. И конечно, решаются они очень сложно, иногда на долгое время возникают замороженные конфликты. Но мое личное мнение, что плохой мир лучше, чем хорошая война.

В мировой системе было и остается много кризисов. В данном случае речь идет о национальном и правовом конфликте внутри одного государства. Конфликты такого рода обладают каждый своей спецификой, но они существуют во многих местах. И в этом смысле можно говорить об очень серьезной проблеме и о необходимости рано или поздно, консенсусно установить все-таки иерархию принципов, определиться, что важнее: приоритет национальных государств или право людей жить так, как они считают нужным. Причем, важно понять, право какой группы людей. Ведь бывают реальные этносы, а бывают группы, которые преувеличенно считают себя этносами.

В общем, все это требует очень серьезного обсуждения на международном уровне, но обсуждения неспешного, исходящего из того, что сначала надо договориться, а потом уже махать кулаками. Это самое плохое дело - махать кулаками.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

02.10.2017 17:19

Прошедший в Каталонии референдум высветил множество проблем, существующих не только в нынешней Испании, но и в других государствах Европы. И, в первую очередь, для Испании. В связи с этим референдумом возникают три основных вопроса. Имели право каталонцы на проведение референдума? Как должно было вести центрально правительство Испании перед намечавшимся референдумом и во время его поведения? Какие возможные последствия наступят по итогам референдума?

Каталония, как сообщалось СМИ, многажды заявляли о своем стремлении отделиться от Испании. В текущем году этот вопрос стал центральным в политике властей Каталонии. Центральные же власти Испании проиграли в тактике противодействия, полагаясь на то, что в конституции Испании процедура подобного референдума не предусмотрена и использовали возможности Конституционного Суда, заведомо прогнозируя его решение в виде соответствующего запрета. А затем вопреки той же конституции использовали силовые силы и средства в целях недопущения референдума. И фактически тем самым усилили объединение каталонцев. Между тем центральные власти Испании упустили возможность вести переговорный процесс с властью автономной Каталонии.

Что касается, факта проведения референдума, то власти Каталонии, смею предположить, воспользовались обычным принципом граждан - что не запрещено законом, то разрешено. Из этого, кстати, и для нашей практики следует сделать выводы, а именно - по чувствительным вопросам государственного строительства законодательство должно опережать практику, упреждая негативные последствия. Предлагаю обратить внимание на взаимосвязанные нормы испанской конституции. В статье 1, в частности, утверждается конституционная формула о том, что "Испания конституируется в правовое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм (часть 1). Носителем национального суверенитета является испанский народ, источник государственной власти (часть 2)". В статье 2 предусмотрено, что "конституция основана на нерушимом единстве испанской Нации, общем и неделимом Отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними". Статья 10 утверждает, что достоинство человека и неприкосновенность его прав, свободное развитие личности, уважение к закону и правам других является основой политического строя и общественного мира (часть 1), а нормы, связанные с правами и обязанностями, закрепленные конституцией соответствуют Всеобщей Декларации прав человека, международным договорам и соглашениям по этим вопросам, ратифицированным Испанией (часть 2).

А теперь полагаю необходимым обратить внимание на статью 5 Всеобщей Декларацию прав человека, из которой усматривается, что "никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию". По сообщениям же, приходящим из Испании, все упомянутые нормы правительством Испании были нарушены. Сотни жертв тому упрямые свидетельства. И теперь перед ним стоит очень сложная задача. Включая возможное специальное заседание Совета Безопасности ООН. В первую очередь испанское правительство впрямую столкнулось с существующим международным правом, в частности, с право на самоопределение, которое предусмотрено "Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций" от 24 октября 1970 года (Vo/. 9. Мб. Р.129б) и другими нормами международного права. Согласно Декларации, все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. И каждое государство обязано уважать это право.

Декларация также гласит, что свободное присоединение к независимому государству является способом осуществления права на самоопределение (иллюстрацией этого предложения является факт присоединения Крыма к России). Кроме того, Декларация призывает воздержаться от насильственных действий в отношении таких народов. Для своей защиты они вправе обращаться за поддержкой. Именно об этом говорится в Декларации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 году. Нам остается наблюдать за происходящем в Испании. Думаю, что темы для комментариев по этому региону будут возникать неоднократно.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Недавно исполнилось 6 лет с момента гибели бывшего лидера Ливии Муамара Каддафи, его убили поддерживаемые НАТО повстанцы. После его смерти страна фактически распалась на несколько территорий, контролируемых разными группировками. Богатые нефтью регионы оказались в руках экстремистов и террористических групп. Население живёт на грани нищеты

"Отсутствие возможности самостоятельно применять в рамках производства по указанному административному правонарушению доставление и административное задержание вынуждает должностных лиц ФССП России обращаться за содействием к должностным лицам органов внутренних дел, что замедляет процесс производства по делу".

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"