Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Владимир Лукин: Решить конфликт вокруг Каталонии можно только с помощью серьезных переговоров

02.10.2017 17:23

Владимир Лукин

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам (Тверская область). Депутат Госдумы 1-го, 2-го, 3-го созывов. Уполномоченный по правам человека в РФ (2004-2014). Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в США (1992-1994). Президент Паралимпийского комитета РФ

Комментарий к статье Только не надо кулаками махать: парламентарии о референдуме в Каталонии

То, что происходит сейчас в Каталонии, является логичным развитием событий, которые происходили в Испании долгое время. В Каталонии существует сильное движение сепаратистского свойства. Возникшее еще до Второй мировой войны, оно постоянно тлело, а сейчас принимает очень серьезные масштабы.

Конечно, можно выразить только сожаление, когда развитие событий принимает вот такие формы, когда дела обстоят уже на грани, а может и за гранью пролития крови. Это самое плохое: нарушаются права граждан на жизнь, нарушаются нормальные человеческие отношения.

Кто в этом больше виноват – вопрос очень сложный. В международных отношениях существуют два равнозначных понятия: право народов на самоопределение и суверенитет государства, который может меняться только с помощью решений самого этого государства. Вот эти два пункта и столкнулись сейчас в Испании, и каждый настаивает на своей правоте. Региональные власти и многие люди в Каталонии считают, что они имеют полное право высказаться по поводу формы правления и формы отношений с Испанией, к которой они по Конституции принадлежат. А федеральные власти Испании имеют все основания говорить, что поскольку Конституция предусматривает изменение национальных границ только после согласия и определенных конституционных процедур на федеральном уровне, все остальное является незаконным.

Решить этот вопрос можно только с помощью переговоров. Я сторонник того, чтобы между сторонами произошли серьезные, вдумчивые, не очень публичные, не очень шумные и популистские переговоры, где были бы уточнены полномочия регионов, в том числе Каталонии, и полномочия федерального центра. Многие подобные вещи происходили во многих странах, в том числе и в нашей стране. И конечно, решаются они очень сложно, иногда на долгое время возникают замороженные конфликты. Но мое личное мнение, что плохой мир лучше, чем хорошая война.

В мировой системе было и остается много кризисов. В данном случае речь идет о национальном и правовом конфликте внутри одного государства. Конфликты такого рода обладают каждый своей спецификой, но они существуют во многих местах. И в этом смысле можно говорить об очень серьезной проблеме и о необходимости рано или поздно, консенсусно установить все-таки иерархию принципов, определиться, что важнее: приоритет национальных государств или право людей жить так, как они считают нужным. Причем, важно понять, право какой группы людей. Ведь бывают реальные этносы, а бывают группы, которые преувеличенно считают себя этносами.

В общем, все это требует очень серьезного обсуждения на международном уровне, но обсуждения неспешного, исходящего из того, что сначала надо договориться, а потом уже махать кулаками. Это самое плохое дело - махать кулаками.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."