Граждане точно не должны страдать: парламентарии о нехватке лекарств в регионах

04.10.2017 17:18


В регионах нет денег на льготные препараты. Благополучные отчеты из Минздрава основываются на дезинформации, в то время как больные не могут купить лекарства. В самом Минздраве обещают что-то сделать в следующем году. Эксперты предлагают множество решений, вплоть до отмены системы закупок, но сомневаются в перспективах с учетом кризиса.

На заседании комитета Госдумы по охране здоровья отметили, что ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» финансируется в лучшем случае на 50%, каждое третье обращение от граждан в регионах связано с недостатком лекарств. Благополучные отчеты из Минздрава основываются на информации, которую предоставляют управления здравоохранения, фактически скрывающие реальную картину. Врачи выписывают рецепты на необходимые лекарства, но пациенты не могут их получить, потому что в аптеках льготных лекарств нет.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова объяснила это тем, что с 2004 года по закону полномочия по обеспечению лекарствами лежат на субъектах Федерации, а у них не хватает на это денег. Министр считает, что нужно пересмотреть всю систему лекарственного обеспечения, предложив несколько моделей лекарственного страхования. Также Минздрав планирует рассмотреть варианты финансовой поддержки регионов в 2018 году.

Заместитель председателя Формулярного комитета РАН, профессор Павел Воробьев рассказал НГ, что нынешняя модель неэффективна и устарела. Воробьев обрисовал нынешнюю ситуацию. В августе деньги на льготные лекарства в регионах закончились. Не осталось даже на инсулин. Районные власти вынуждены класть пациентов в больницы, чтобы полечить их инсулином. Это, между прочим, нарушение. И делающие сейчас это главные врачи вполне могут отправиться под суд за нецелевое использование средств.

Основные условия для нормального лекарственного обеспечения уже давно решены во всем мире, просто почему-то в России не применяются. Например, цены в России порой в два и даже во много раз выше, чем на Западе. Никакой коммерческой тайны, про которую рассказывают, нет. Во всем мире используют цены сравнения в нескольких странах (референтные). В России чиновники об этом только говорят. Также необходимо исключить закупки лекарств. Должны оплачиваться приобретенные лекарства: человек получил то, что ему нужно по рецепту, аптека – деньги, которыми она расплатится с дистрибьютором и производителем. Тогда исчезнет нынешняя огромная коррупционная составляющая вокруг торговли лекарствами - считает Воробьев.

Как Вы прокомментируете ситуацию с нехваткой лекарств в регионах? На ком лежит ответственность - на регионах или все-таки на Минздраве? Почему мировая практика в области лекарственного обеспечения не действует в России?

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

04.10.2017 17:30

Вопрос опять упирается в экономику. Дело в том, что в бюджете не хватает денег, поэтому придумывают различные хитрости, чтобы не оплачивать социальные расходы. По идее, любого губернатора сегодня можно судить за то, что он не выполняет социальные гарантии. Но у нас нет правосудия, поэтому судить некого и некому.

К примеру, в моем регионе сегодня подняли вопрос о том, что если у людей, получающих какие-то социальные выплаты, есть задолженность по коммунальным платежам, по банковским кредитам и т.д., то они социальную помощь получать не должны. В результате добросовестные плательщики вынуждены теперь бросать все свои дела, и заниматься выколачиванием справок, - с водоканалов, энергосетей, управляющих компаний и т.д., - чтобы доказать, что они никому ничего не должны. А для чего вообще придумали такую меру? Для того, чтобы не выплачивать социальные гарантии! К концу года сложится экономия в несколько миллиардов рублей, а люди социальную помощь не получат.

Действительно, платежи по дотациям на лекарства у нас переложили на субъекты федерации. А у тех, как вы знаете, совокупный бюджетный дефицит составляет 3 трлн рублей. Вот регионы льготные лекарства и не оплачивают: у органов государственной власти субъектов РФ просто физически нет на это денег. Люди идут с рецептами, чтобы получить бесплатные лекарства, а им говорят: бесплатных нет, за деньги – пожалуйста. Естественно, ответственность за такую ситуацию лежит на федеральном правительстве. Они деньги у регионов забирают, кладут в резервные фонды, а регионам оставляют социальные обязательства, которые оплачивать нечем. Как-то один губернатор сказал, что из 530 полномочий субъекта федерации оплачивается только 120 – под все остальные полномочия денег нет.

Высоким ценам на лекарства тоже удивляться не приходится. Сколько раз мы говорили о том, что надо ввести госмонополию на производство и реализацию лекарственных средств. Можно установить нормы для фармацевтических предприятий и аптечных сетей, ограничить их аппетиты. Но ведь никто не хочет этого делать! В правительстве по-прежнему считают, что рынок сам все отрегулирует. Вот он и регулирует: как только обнаруживается дефицит того или иного лекарства, цены на него оказываются второе выше, чем на Западе. А между тем, на Западе цены уже давно регулируются государством. В той же Америке даже цены на одежду ставятся сразу на швейной фабрике. У нас же полный бардак творится с ценами на лекарства, цены устанавливают кто во что горазд. И все потому, что нет никаких ограничений в этом вопросе, а они должны быть.

Федот Тумусов

1-й зампред Комитета ГД по охране здоровья, фракция «Справедливая Россия»

04.10.2017 17:28

На мой взгляд, проблема заключается не в действиях Минздрава или субъектов федерации, а в самой нашей системе лекарственного обеспечения. Она предусматривает несколько направлений такого обеспечения: когда человек лежит в больнице, где его бесплатно лечат, когда человек находится на амбулаторном лечении и покупает лекарства по назначению врача, и наконец, когда те или иные категории больных, включая инвалидов, имеют право на льготное обеспечение лекарствами. При этом финансирование частично идет из федерального бюджета, частично – из региональных бюджетов. В итоге система получается очень сложной, запутанной, включающей в себя и какие-то механизмы, оставшиеся еще с советских времен, и определенные новшества.

Поэтому данную систему нужно коренным образом поменять. Я сторонник того, чтобы бесплатно обеспечивать лекарствами за счет средств федерального бюджета всех больных - вне зависимости от того, попал ли человек в больницу, или находится на амбулаторном лечении, или имеет инвалидность. Вот тогда нам удастся уйти от сегодняшней путаницы, от ситуаций, при которых выясняется, что для кого-то лекарств хватает, а для кого-то – нет. И насколько я понимаю, в Минздраве уже созрело осознание необходимости именно такого подхода к лекарственному обеспечению.

По подсчетам специалистов, это потребует порядка 500 млрд рублей в год. Для российского государства это не такие уж и большие деньги, и при желании их всегда можно найти. Главное, чтобы у нашего правительства появились желание и воля к подобному реформированию системы лекарственного обеспечения.

Что касается вопроса о ценах на лекарства, то здесь все зависит от того, что с чем сравнивать. Если говорить о дженериках, то у нас цены на них, как правило, в два-три раза ниже, чем на оригинальные препараты. А если брать оригинальные препараты, то цены на них везде одинаково высокие. Поэтому утверждать, что за рубежом цены на лекарства сплошь и рядом в 2-3 раза дешевле, чем в России – это, на мой взгляд, некорректно. Другое дело, что во многих странах уровень дохода граждан в 2-3 раза выше, чем в России, поэтому и доля расходов на лекарства у людей там существенно ниже.

Людмила Кононова

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике (Архангельская область)

04.10.2017 17:26

Ключевая причина этой проблемы состоит именно в том, о чем говорит министр здравоохранения. Многим нашим регионам действительно не хватает денег. Поэтому решение проблемы нужно искать в различных вариантах помощи регионам – с тем, чтобы их бюджеты не были столь дотационными. Возможно, действовать надо через межбюджетные трансферты, либо еще каким-то образом - скажем, через субсидии, субвенции.

Да, закупки лекарств происходят у нас на конкурсной основе, поэтому и цены формируются исходя их тех предложений, которые имеются при проведении конкурсов. Но в данном случае дело не столько в системе закупок, сколько, еще раз повторю, в общей финансовой ситуации.

Александр Борисов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике (Псковская область)

04.10.2017 17:25

Конечно, это полное безобразие, когда в тех или иных регионах отсутствует возможность обеспечивать льготников необходимыми лекарствами. Закон нужно исполнять, и граждане должны быть обеспечены всем, что по закону им полагается.

Понятно, что вопрос передачи полномочий достаточно дискуссионный. Считаю, что если какой-то регион не справляется со своими обязанностями по лекарственному обеспечению, было бы логично, если бы федеральный центр взял на себя вопросы, связанные с финансированием и закупкой лекарств для этого региона. Я пока не готов подробно обсуждать порядок действий, но в принципе, мне кажется, можно было бы собирать информацию о количестве нуждающихся и в соответствии с полученными данными производить закупки лекарственных препаратов.

В любом случае, я сторонник того, чтобы федеральный центр держал под четким и постоянным контролем ситуацию с лекарственным обеспечением в субъектах федерации. Регионы у нас разные, с разной бюджетной обеспеченностью, но граждане точно не должны страдать из-за того, что какие-то регионы отстают сегодня в своем социально-экономическом развитии.

Михаил Щапов

Член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, фракция КПРФ

04.10.2017 17:22

Регионам не хватает денег на все, а не только на лекарства. На тушение лесных пожаров, на зарплаты врачам и учителям, на строительство дорог. Меры, предлагаемые правительством - это попытка заткнуть дыру в плотине руками. Проблема системная. она не касается только лекарственного обеспечения. Вся система межбюджетных отношений разбалансирована, не эффективна и порождает диспропорции.

Сейчас отношения между регионами и федеральным центром напоминают перевернутую пирамиду. Основной объем налоговых поступлений собирается в регионах, но до 80% собранного зачисляется в федеральный бюджет. В итоге, в прошлом году только четыре региона смогли принять бюджеты с профицитом, восемь - вышли "в ноль", а остальные - дефицитны. На оставшиеся после такого распределения средства регионы должны содержать свою социальную сферу, бюджетников, развивать экономику, строить инфраструктуру. Естественно этих денег не хватает. Регионы вынуждены постоянно занимать: общий госдолг субъектов федерации уже составляет 30% от всех доходов. Да, федеральное правительство постепенно заменяет коммерческие кредиты бюджетными. Но это какая-то извращенная логика: сначала забрать три четверти дохода, а потом вернуть часть денег в виде кредита, который регион должен будет когда-то вернуть. Как он вернет кредит, если доходная база не растет, потому что экономика в стагнации?

Когда региону не хватает собственных средств федерация направляет дотации, но система их распределения непрозрачна и, как правило, этих средств тоже не хватает. В итоге накапливается масса проблем. Если ситуация с лекарствами острая и заметная, то есть и более глубокие, но не менее угрожающие процессы. Ветшает инфраструктура, десятилетиями не ремонтируются системы ЖКХ, социальные объекты - школы, больницы, детские сады и т.д. Все эти проблемы постепенно накапливаются, и однажды мы получим системный кризис, по сравнению с которым нехватка лекарств покажется мелочью.

Необходимо пересматривать систему межбюджетных отношений. Нужно оставлять регионам больше средств, дать им больше пространства для маневра. Федеральный центр должен умерить свои аппетиты, перестать финансировать экономически нецелесообразные мегапроекты, сократить расходы на содержание аппарата. Тогда и деньги на лекарства найдутся, и на новые дороги, и на школы с больницами.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Недавно исполнилось 6 лет с момента гибели бывшего лидера Ливии Муамара Каддафи, его убили поддерживаемые НАТО повстанцы. После его смерти страна фактически распалась на несколько территорий, контролируемых разными группировками. Богатые нефтью регионы оказались в руках экстремистов и террористических групп. Население живёт на грани нищеты

"Отсутствие возможности самостоятельно применять в рамках производства по указанному административному правонарушению доставление и административное задержание вынуждает должностных лиц ФССП России обращаться за содействием к должностным лицам органов внутренних дел, что замедляет процесс производства по делу".

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"