Свой флаг Победы мы всегда можем водрузить над зданием государства, которое посягнет на нашу свободу и независимость. Так было и в 1945 году, и в другие исторические периоды

Россия нужна Богу только православная, другая Россия Богу не нужна. В той степени, в которой восстановим свои православные традиции, в той и будем существовать как государство и народ

Ребенок - не объект для достижения результатов: парламентарии о гибели школьников на уроках физкультуры

12.10.2017 17:14


Всё больше детей умирает на уроках физкультуры. Министр образования Ольга Васильева в ходе заседания комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре привела шокирующие цифры - только в 2016 году на уроке физкультуры погибли 211 школьников! При этом умирают, казалось бы, совершенно здоровые дети. Министр винит в этом защиту персональных данных, педагоги, врачи и эксперты - сам Минобр.

Оценивая причины роста детской смертности во время уроков физкультуры, министр образования возложила вину за это на политику защиты персональных данных в стране. "Персональная защита данных к чему привела - у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок", - уточнила Васильева.

Учителя уверяют - никаких проблем из-за защиты персональных данных в столичных учебных заведениях нет. А вот здоровье у детей стало хуже, при многократно возросшей нагрузке. Вторят им и врачи.

"Если Министерство образования хочет хоть немного сократить количество случаев внезапной смерти детей на уроках физкультуры, им стоит заняться пересмотром собственной деятельности в сфере школьного образования, - приводит "МК" слова врача-педиатра Татьяны Карлович. - Сейчас дети по сравнению с советскими временами находятся в постоянном стрессе, у них более сложная программа, огромное количество дополнительных занятий и почти нет свободного времени. Раньше серьезная нагрузка на школьника ложилось лишь в 10-11 классе перед поступлением в институт, теперь же подобное состояние дети испытывают с самого нежного возраста. Кроме того, поколение современных детей с точки зрения здоровья значительно более слабое, чем предыдущие. Причина этого кроется, во-первых, в медицинском прогрессе, когда стали спасать и ставить на ноги ранее безнадежных малышей. А во-вторых, в стремительно ухудшившейся экологической ситуации и некачественном питании".

"Возможно проблема в беспецедентной забюрократизированности образовательной системы, когда бумажек много, а результата очень мало", - сказал Regions.ru депутат ГД Михаил Щапов. Он призвал провести срочное расследование этих случаев: "До какой степени деградации должна была дойти система образования, чтобы дети гибли на уроках физкультуры? Считаю, что правительство должно срочно внести поправки в закон о персональных данных. Также необходимо провести расследование. Мы должны выяснить имена тех, кто допустил такую халатность".

Как Вы прокомментируете эту ситуацию? Кто в ней виноват, Минобр или закон о персональных данных?

Людмила Кононова

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике (Архангельская область)

12.10.2017 17:16

Действительно, дети у нас, к сожалению, перегружены. И наверное, это системная ошибка, что мы, пытаясь нагрузить школьников разными знаниями, дополнительными занятиями, кружками и т.д., порой забываем о том, что это всего лишь дети. У детей должно быть детство, они должны иметь возможность отдыхать, играть, общаться со своими сверстниками.

И вот эти чрезмерные перегрузки зачастую и приводят к проблемам со здоровьем у детей. Детский организм просто-напросто не приспособлен ни к восприятию огромного количества информации в школе, ни к большому количеству занятий в различных кружках и секциях. Дополнительное образование необходимо, но оно никогда не должно быть избыточным.

И конечно, нужно кардинально пересмотреть методики проведения уроков физкультуры. Когда их подгоняют под какой-то единый стандарт – это самое страшное. К урокам физкультуры надо подходить как к занятиям, которые дают общую физическую подготовку. А если кто-то проявляет в чем-то определенные спортивные способности, он должен идти в спортивную школу. В общеобразовательной школе мы не вправе требовать от ребенка каких-то безумных результатов.

Пусть даже уроки физкультуры будут проходить не два, а три раза в неделю, но только мы не должны задавать детям очень высокую планку, которая им не по силам. Я сама была в свое время абсолютно неспособным ребенком в плане физической подготовки и помню, как мучительно мне давались уроки физкультуры, когда нужно было пробежать определенную дистанцию за столько-то секунд, прыгнуть на столько-то метров.

Поэтому на уроках физкультуры мы не должны задавать детям нормативы, которые задаются в спортивных школах. Пускай просто учатся бегать, прыгать, играть в командные игры – без привязки к каким-то секундам, минутам, метрам. Будет неплохо, если при этом учитель расскажет детям, что такое здоровье, физическая культура, здоровый образ жизни. А когда дети вынуждены бегать на скорость, по нормативам отжиматься, прыгать в длину и т.д., у многих такие занятия вызывают страх и даже отвращение. Между тем, основная цель урока физкультуры – привить ребенку любовь к занятиям спортом. А этого невозможно добиться, если мы будем рассматривать ребенка как некий объект для достижения каких-то спортивных результатов. К тому же необходимо понимать, что, не достигая этих результатов, многие дети начинают чувствовать себя ущербными, становятся закомплексованными.

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

12.10.2017 17:16

Я бы ответил здесь по формуле царя Соломона: и ты прав, сын мой, и ты права, дочь моя. Действительно, современные дети в образовании перегружены по сравнению с нами. Я был гораздо более свободным человеком в школе, чем мой внук.

По данным специальных институтов, у нас примерно у 60% ребят здоровье не соответствует нормам. Наверное, в этом есть и какая-то доля проблемы, связанной с персональными данными. Но я бы обратил внимание еще на одну вещь. Современная школа, по сравнению с советской, очень сильно бюрократизирована. У нынешних педагогов, в том числе и учителей физкультуры, есть целый набор формальных бюрократических требований, которые они должны исполнять.

Если положено, скажем, проводить занятия физкультуры на улице в мае, часто это делается без учета погодных условий, температуры воздуха. Если положено всем пробежать столько-то кругов, все бегут, и мало кто обращает внимание, в каком состоянии находятся дети. Я слышал интервью мамы ребенка-инвалида, которая рассказала, что ее ребенку ставили тройки. И только когда она объяснила, наконец, учителю, что это ребенок с инвалидностью, тогда стали ставить четверки и пятерки.

Одним словом, нам нужен не бюрократический, а человеческий, индивидуальный подход к ребенку. И тогда таких трагедий в школах будет случаться гораздо меньше.

Федот Тумусов

1-й зампред Комитета ГД по охране здоровья, фракция «Справедливая Россия»

12.10.2017 17:16

Конечно, данные о количестве школьников, погибших в прошлом году на уроках физкультуры, не могут не шокировать. Тут можно долго искать виноватых, искать причины то в одном, то в другом. На самом же деле это системная проблема, связанная и с перегруженностью школьной программы, и с проблемами в системе школьного питания, и с человеческим фактором.

Недавно в городе Якутске я участвовал в проведении совместно с активистами ОНФ рейдов по выявлению качества питания в школьных столовых. Как выяснилось, в большинстве случаев школьное питание, несмотря на достаточно широкий ассортимент и соблюдение всех санитарных требований, не соответствует рекомендациям ученых, т.е. здоровое, сбалансированное питание детям не обеспечивается. Естественно, это отражается на здоровье школьников.

Большую негативную роль сыграло и то, что в свое время в большинстве наших школ не стало медкабинетов и школьных врачей. Теперь школьная медицина стала понемногу восстанавливаться, но появилась другая проблема – затруднение доступа к медкартам школьников.

Естественно, в каждом конкретном случае, связанном с гибелью школьника на уроке физкультуры, виновных должны искать работники правоохранительных органов. В целом же проблема, как мы видим, состоит из ряда социальных и экономических причин. Поэтому и решать ее надо системно – так, чтобы оградить наших детей и от неправильного питания, и от стрессов, и от невнимательного отношения со стороны педагогов. Я, например считаю, что недопустимо разрешать занятия физкультурой детям, которым противопоказаны какие-либо физические нагрузки. Более того, и у всех остальных школьников перед уроками физкультуры, прежде чем они начнут выполнять какие-либо упражнения, всегда необходимо выяснять их самочувствие.

Валентина Петренко

Член Комитета СФ по социальной политике (Республика Хакасия). Председатель общероссийского движения «Матери России»

12.10.2017 17:16

Страшнее ничего нет, когда гибнут дети, а речь идет о десятках погибших в школе, это вообще нонсенс! Безусловно, ситуация должна стать предметом не только серьезного анализа. Прежде всего, надо принять меры, чтобы исключить возможность гибели даже одного ребенка.

Причин тут множество. Вы знаете, что в последнее время иначе стали относиться к диагностике, профосмотрам детей. Но, видимо, проводится недостаточная системная работа медицинского сопровождения ребенка. Предположим, родился он с теми или иными проблемами, с недостаточностью деятельности сердечной мышцы или с сосудистыми заболеваниями. При адекватном лечении болезнь может исчезнуть, а может перейти в хроническую форму. И нужно не упустить момент, когда нагрузки на уроках физкультуры, занятость в кружках, спортивных секциях и в школе может стать чрезмерной. Родители и преподаватели физкультуры должны серьезно подойти к исполнению обязательных рекомендаций врачей, надо знать и учитывать индивидуальный подход к деткам.

И диспансеризация должна проходить с учетом узких специалистов, а не просто переходом из кабинета в кабинет, мол, жалоб нет и ладно. Я уже не говорю о том, что уроки физкультуры должны проводиться по четким методикам, а не просто "три круга вокруг школы". А то ребенок вчера еще болел, а сегодня пять километров пробежать должен. И если ребенок не может это сделать, он не должен быть униженным или "двойку" получать.

Важен режим ребенка, чтобы не было переутомления. А то всю ночь просидит за компьютером, не высыпается, а потом получает нагрузки в школе. И если это происходит систематически, то неизбежно сказывается на здоровье. То же самое касается правильного питания, закаливания. И в целом надо пересмотреть режим школьника, способен ли даже здоровый ребенок выдержать нынешние физические и образовательные нагрузки, чтобы к окончанию школы не превратиться в больного. А еще есть наркотики, алкоголь, и родители с учителями могут даже не знать об этих проблемах школьника.

Еще надо внимательнее относиться к жалобам ребенка, не списывать их на какие-то капризы и увиливание от занятий. Лучше переоценить, чем недооценить возможные проблемы. Мы боремся за жизнь одного ребенка, а гибнут десятки детей! Так что медицинское, учительское, родительское сообщество должно обсудить этот вопрос. Если что-то надо менять законодательно, значит, нужно менять. Министр образования у нас очень серьезно к этому относится, и, думаю, серьезно возьмется за решение проблемы.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Россия находится на технологическом распутье, считает руководитель Центра анализа идеологических процессов Института философии РАН Александр Рубцов. Либо наше отставание станет необратимым, либо наша страна “мобилизуется” и перегонит весь мир. Ученый также отмечает, что мало просто изобретать что-то инновационное, прежде всего страна должна изменить приоритеты.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

Есть и среди детей отклонения, как и среди взрослых. Но это не значит, что надо снижать возраст уголовной ответственности. Надо детьми заниматься, а не по тюрьмам их рассаживать

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии