Сплошной грабеж – что в авиации, что на железной дороге. А вся их аргументация, как говорится, для сохранения хорошего цвета лица

У нас постоянно говорят о традиционном для России выборе, сделанном тысячу лет, но это только слова. Управляющая нашей страной элита - как раз постхристианская, для нее ничего не значат христианские символы и ценности

Пока экономика в стагнации, проблемы будут только нарастать: парламентарии о неисполнении "майских указов" президента

20.10.2017 15:57


Российские регионы начали проваливать "майские указы". Карелия заявила о невозможности исполнения одного из так называемых майских указов президента Владимира Путина, касающегося увеличения размера заработной платы работников в бюджетной сфере.

Пока это единственный регион, признавший невозможность выполнить поручения президента, однако, как утверждают эксперты, эта тенденция будет нарастать - на фоне тяжелой ситуации в экономике у регионов нет средств на повышение зарплат бюджетникам, и некоторые уже идут на различные уловки, чтобы подтасовать цифры. Согласно же прогнозу Минэкономразвития - целевые показатели и вовсе удастся достичь лишь через 20 лет.

Ранее СМИ уже сообщали, что у российских регионов возникают проблемы в части выполнения указов, касающихся повышения зарплат работникам бюджетной сферы. Например, добиться повышения доходов научных сотрудников смогли лишь 17 из 85 регионов РФ. В случае с преподавателями вузов с задачей справились 26 регионов. При этом рост зарплат многим категориям на данный момент составляет около 25%, а согласно указу Путина, к 2018 году зарплаты должны увеличиться полтора раза.

Минэкономразвития прогнозирует такой рост лишь через 20 лет. Как пишет Newsru.com, единственный шанс выполнить указы в срок - начать массовые увольнения бюджетников.

Ранее эксперты призывали главу государства частично отказаться от исполнения распоряжений, отмечая, что ради их реализации чиновникам придется проводить "опасные маневры" - "сократить ремонты школ, обеспечение оборудованием и соответствующими материалами больниц". По мнению экспертов, такие меры станут вынужденными в условиях "нерастущих доходов".

С майскими указами “борются” и на уровне министерств. В марте 2017 Счетная палата нашла махинации Минтруда. Ради выполнения майских указов ведомство внедрило новый профстандарт, который привел к формальному сокращению соцработников в стране на 15%. Не включая в свои отчеты почти каждого шестого работника, чиновники смогли "поднять" на бумаге уровень средней зарплаты.

Как Вы прокомментируете ситуацию с невыполнением майских указов? - спросили корреспонденты Regions.ru у парламентариев.

Василий Иконников

Член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Орловская область). Депутат Госдумы (2011-2016). Член КПРФ

20.10.2017 17:26

Все регионы стараются выполнять «майские указы», насколько у них хватает ресурсов. Но практически у всех есть одна и та же проблема: высокий уровень реального дефицита бюджетов, и закредитованность – большие долги.

А еще есть навязывание федеральным центром дополнительных нефинансируемых мандатов – расходных обязательств, которые передаются из федерального центра регионам, но при этом деньги за ними не следуют. Вся эта совокупность не дает регионам в полной мере развиваться, в том числе и решать проблемы в объеме «майских указов» президента. Хотя они стараются изо всех сил.

Сейчас правительству нужно подумать, как «расшить» долги. На мой взгляд, несмотря на положительные действия президента, когда ввели реструктуризацию бюджетных кредитов на 7 лет, все равно долговая нагрузка у субъектов России в совокупности в пределах 2,6 триллионов рублей. Это колоссальная цифра! И вот эти долги как путы в ногах – не дают дальше регионам двигаться.

Так что федеральному центру надо решать эту основную проблему. И в принципе это возможно сделать, отрегулировав не только межбюджетные трансферы, но и изменив распределение налогов между федеральным центром и регионами.

Екатерина Лахова

Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Брянская область). Член ЕР

20.10.2017 17:24

Хочу отметить, что невыполнение «майских указов» не касается всех регионов. Во-первых, в Карелии новый губернатор. И интересно, с какой командой он работает. Если всех прежних работников выгнал, а новую команду набрал, то легче всего сказать, что денег не хватает. Пусть правильно проанализирует бюджет и расставит приоритеты.

У всех ситуация такая, на северо-западе почти все регионы не доноры, а не одна Карелия. Так что у меня впечатление, что это не профессиональный подход к работе. Какой-то скороспелый вывод сделали. Им надо бюджет формировать, а они заявления делают. И уж точно экономия не должна быть за счет социальной сферы. Не надо думать, что за счет ремонтов школ и больниц будут решать проблему.

И еще один момент: скоро начнется выборная кампания. Поэтому, я думаю, многое будет связано с нею, чтобы показать, мол, смотрите, указы-то не эффективнее. Так что и это может быть одной из причин подобного заявления.

Михаил Щапов

Член комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

20.10.2017 16:51

Это неудивительно. И в более благополучные годы майские указы было сложно исполнять - регионы для этого вынуждены были влезать в долги. Сейчас ситуация существенно ухудшилась. Экономика не растет, региональные бюджеты сводятся с трудом, политика минфина в отношении привлечения кредитов ужесточилась. В итоге финансировать указы многим просто не на что.

Сами по себе майские указы сложно оценить негативно. Они например позволяют существенно улучшить положение работников бюджетной сферы. Проблема в том, что сама по себе система межбюджетных отношений не соответствует этим идеям. Федеральный центр изымает две трети средств, получаемых от налоговых поступлений и потом перераспределяет их в соответствии с не вполне прозрачным механизмом.

Регионам навязывают исполнение майских указов, не давая при этом инструменты, чтобы заработать больше и профинансировать новые расходы. Естественно субъекты федерации уже не в состоянии выполнять указы, но виноваты окажутся они - Минфин никогда не признает, что вся система межбюджетных отношений не позволяет выполнить указы.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

20.10.2017 16:12

Буквально вчера на комитете мы рассматривали прогноз социально-экономического развития России на ближайшую трехлетку, представленный Минэкономразвития. Так вот, прямо в прогнозе говорится, что в ближайшие 3 года майские указы президента выполнены не будут! Как можно так относиться к поручениям главы государства?! Ведь завтра же за это и спросить могут!

Мне кажется, это сознательная позиция правительства. Там игнорируют указы президента, необходимость их реализации, и финансово их выполнение никак не обеспечивают. Они придумали очень удобный для себя вариант: постепенно передавали субъектам РФ все больше и больше полномочий, а финансовое обеспечение ограничивали, т.е. не подкрепляли эти полномочия. И получилось, что правительство вроде как не причем: ответственность за невыполнение указов президента лежит теперь на регионах, а задачи, поставленные перед федеральным бюджетом, правительство выполняет.

При этом, по данным Счетной палаты, цифры финансовой обеспеченности регионов, которые предоставляют они сами, отличаются от цифр правительства в 70 раз. Можно, конечно, объяснить это бухгалтерией, но факт остается фактом. У регионов денег на выполнение президентских указов нет, и правительство об этом знает, но ничего не предпринимает. Не знаю, чего они ждут – отставки премьер-министра?

Я считаю, что нужно менять прогноз социально-экономического развития и приоритеты в бюджете. Раз у нас есть поручения главы государства, нужно смотреть, как консолидированный бюджет позволяет выполнить эти поручения.

Правительство должно отвечать за страну в целом, а если Минфин не знает, где взять дополнительные средства в бюджет, то мы, «Справедливая Россия», подскажем реальные источники, на которые мы постоянно указываем и в наших законопроектах, и в наших программных документах.

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

20.10.2017 16:09

Действительно, регионы должны обеспечивать выполнение указов, касающихся повышения зарплат бюджетников, но средств у регионов не хватает, и в итоге с этими своими обязательствами они справиться не могут. В проекте бюджета на 2018 год на выполнение этих указов предусмотрено порядка 70 млрд рублей, которые будут направляться регионам. Но этих денег все равно будет явно недостаточно.

Как вы знаете, сейчас начинается реструктуризация долгов регионов, также нацеленная на появление у них базы для выполнения «зарплатных» указов. Ну, где-то 468 млрд рублей им скостят, денег у регионов станет побольше, чтобы худо-бедно эти указы выполнять. Но при заслушивании в Думе всех бюджетных вопросов отмечалось, что половине регионов все равно придется выполнять указы президента за счет сокращения количества врачей и педагогов.

Поэтому проблема как была, так и остается, и возможно, будет продолжать обостряться. Ведь регионам предстоит решать еще и другую задачу. С 1 января следующего года минимальная заработная плата вырастет с нынешних 7 тысяч 800 рублей до 9 тысяч 478 рублей. Поэтому регионам понадобятся ресурсы для повышения зарплат не только врачам и учителям, но и всем остальным категориям бюджетных работников.

Возникает законный вопрос: а где искать источники необходимых средств? Напомню, что среди майских указов были и такие, которые ставили задачу повышения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза. Но производительность труда у нас так пока и не растет. В соответствии с майскими указами должны были появиться инвестиции в экономике – они тоже не появились. В итоге получается, что экономика находится у нас по сути дела в стагнации. А раз в экономике дела не идут, то проблемы, связанные с невыполнением указов о повышении зарплат бюджетников, будут только нарастать.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

20.10.2017 16:01

Как представляется, тема поднятая вашим агентством впрямую затрагивает вопросы качества государственного управления и эффективности исполнительской дисциплины, а также существующей психологии отношений в этих сферах.

Общеизвестно, что наш президент В.В.Путин издал названные агентством указы в канун вступления в должность на шестилетний срок в мае 2012 года. То время отличалось благоприятными внешними факторами для экономики и бюджета России. Но жизнь тем и отличается, что не стоит на месте и движется вперед.

За истекший период многое вовне изменилось. России в целом и, разумеется, каждым субъектом федерации в отдельности приходится преодолевать множество искусственно созданных препятствий - одни санкции дорого обходятся всем нам, поэтому и возникли различного рода трудности с реализацией указов. Сама жизнь подсказывает, что сроки исполнения актов главы государства в ближайшее время будут корректироваться по объективным причинам.

Но в данном случае, как представляется, не хватает централизованного обоснования перед президентом о переносе сроков. Кто это мог бы сделать на основании соответствующего обобщения? Думаю, прежде всего - правительство России, счетная палата и контрольное управление администрации президента.

Будем надеяться, что эти ответственные государственные институты не оставят глав регионов каждого по одиночке перед главой государства. И тем самым предупредят различного рода лукавые лавирования, которые в конечном итоге могут плохо отразится на самих главах субъектов и подорвут веру в них населения соответствующих субъектов.

Будем надеяться, что ситуации, подобной в Карелии, больше не будет. На то и существуют перечисленные в начале комментария государственное управление, исполнительская дисциплина и связанная с ними психология отношений.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Cопредседатель "Деловой России" Андрей Назаров предложил подготовить напутствие бизнеса президенту перед началом избирательной кампании. Подчеркнув поддержку со стороны Владимира Путина, он в то же время отметил, что "приоритеты государства в стимулировании развития бизнеса несколько смещены"

Владимир Полетаев

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности (Республика Алтай)

Не надо забывать, что есть такой инструмент как прокуратура, куда можно направить запрос о неисполнении депутатского запроса, и они отреагируют моментально

Николай Тихомиров

Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Вологодская область)

Нужны изменения в системе госуправления, чтобы эффективность структуры была с лучшей отдачей. А не как сейчас: вязкая, неповоротливая, бюрократическая, которая ежедневно «тушит пожары»

Документом предусмотрен переход с 2018 года на новое бюджетное правило. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы.