Власть расширяет права полиции потому что понимает,что люди будут жить все хуже и хуже, люди будут выходить на улицу, чтобы заявить свое возмущение и протест, чтобы попытаться до власти достучаться

Новый закон о полиции - страшный для граждан страны и я, как депутат, призову людей прийти к зданию Думы и не допустить его принятия. Иначе мы получим абсолютный и кровавый произвол полицейщины

Татарские националисты и татарский язык: Мнения священнослужителей

24.10.2017 08:54


14 октября в столице Татарстана прошел митинг по случаю так называемого «Дня памяти», ежегодно проводимого татарскими националистами из-за взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. На мероприятие пришли около 200 человек, в том числе активисты марийской националистической организации «Мари ушем» («Союз мари») и чувашского общества национально-культурного возрождения «Иреклех».

Согласованное с исполкомом Казани мероприятие началось с мелкой потасовки с полицией, которая, однако, к задержаниям не привела, пишет EurAsia Daily. Выступления были посвящены обязательности изучения татарского языка в школах Татарстана и «референдуму в Каталонии». Если последнее событие татарские националисты использовали, просто чтобы напомнить о референдуме в Татарстане в 1992 году (тогда на голосование был вынесен вопрос «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство?»), то языковому вопросу было уделено максимальное внимание.

Выступавшие критиковали Владимира Путина - за то, что объявил о недопустимости принудительного обучения неродному языку в национальных республиках и сокращения часов на преподавание русского. На плакатах, которые держали участники, было написано «Долой имперскую политику ассимиляции!», «Требуем соблюдения конституции РФ и РТ — татарский язык как государственный в школах Татарстана», «Сколько воинов погибло при взятии Казани? Где памятник?», «Империя! Когда прекратятся зверства, начатые в 1552 году?» и т. п.

Regions.ru не раз поднимали вопрос навязывания национальных языков в некоторых республиках; см., например:

За проблемы с национальными республиками надо благодарить большевиков: Мнения священнослужителей

Попытки поставить телегу впереди лошади опасны для целостности страны: парламентарии об использовании национальных языков в регионах

Как изучать языки в национальных республиках? - Мнения священнослужителей

Этнолингвистический конфликт: Парламентарии об изучении национальных языков в школах регионов

Русский язык в национальных республиках: Мнения священнослужителей

"Принуждение к национальному языку": Мнения священнослужителей

Татарстан саботирует слова президента: Мнения священнослужителей

«Как бы вы прокомментировали насильственное насаждение национальных языков в ряде регионов? Считаете ли вы эту проблему серьезной?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

24.10.2017 09:39

Это болевая точка, на которую пытаются давить определенные политические силы - как в свое время они пытались использовать ситуацию с крымскими татарами. Основное население все устраивает. Жители Татарстана сотни лет сосуществовали с русскими, украинцами. Но есть люди, которые постоянно разыгрывают националистическую карту.

Я думаю, это не более чем предвыборное раскачивание лодки. И очень радует, что подобные провокации не находят у населения поддержки. Показательно, что на митинг собралось всего около 200 человек. В Татарстане, в том числе и в Казани, татар очень много – примерно 50% населения! Так что можно представить, сколько людей могло выйти на самом деле.

В регионах, где преобладает тот или иной народ, он имеет право на свой язык. Но это не значит, что его нужно навязывать всем окружающим. В нашей стране основной язык – русский. И, если человек думает, говорит и пишет по-русски, не надо заставлять его делать это по-другому – по крайней мере, в нашей стране.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

24.10.2017 09:32

К счастью, таких регионов немного – кроме, пожалуй, Республики Татарстан, нескольких республик Северного Кавказа, а также Бурятии. У нас эта проблема столь остро не стоит. Я думаю, подобные митинги сейчас принимать во внимание не следует – всегда найдется небольшая кучка людей, недовольных центральной властью, которые будут выискивать какие-то исторические предпосылки. Объективную картину, как всегда, они либо не видят, либо специально не замечают. Митинг в Казани – яркое тому подтверждение, поскольку Республика Татарстан обладает максимальными культурными и иными автономиями – в рамках федеративного государства, а претензии предъявляют просто недальновидные люди.

Что значит: «Сколько воинов погибло при взятии Казани? Где памятник?» Ну, давайте углубимся в исторические дебри, вспомним переселение гуннов, нашествие монголов. Это глупо. Этот лист истории давно перевернут, теперешняя Республика Татарстан тогда вошла в состав России, тогдашняя элита встала на службу Российской империи. Татарская аристократия занимала высокие государственные посты, татарский язык развивается. И у нас в Оренбургской области есть татарские села, где местные жители свободно говорят на своем языке, сохраняют свои культурные традиции, проводят национальные праздники. Ни о какой ассимиляции, тем более насильственной, речи нет.

Что касается языка, мы должны помнить: Россия – многонациональное государство, в котором, согласно нашей Конституции, есть единый язык национального общения - русский. Кстати, можно напомнить татарам, что у русских до сих пор нет своей государственности. И нас это нисколько не волнует, потому что мы спокойно развиваемся в нашей стране. Пусть они успокоятся и больше нам никаких претензий не предъявляют.

Времена необдуманной ельцинской политики «раздачи суверенитета» давно прошли. Россию со всех сторон обложили враги государства, которые хотят оторвать от нее самые вкусные, жирные куски, и для этой цели пытаются возродить националистические движения. Думаю, о таких митингах, если мы реже будем освещать их в прессе и обсуждать, никто и не вспомнит. С момента мероприятия, о котором мы говорим, прошло уже больше недели, - и кто о нем знает?

А национальный язык татары пусть изучают по желанию – как и остальные народы, населяющие нашу страну. Никто им это не запрещает - как и развивать культуру, традиции. Наоборот, это всецело поддерживается.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

24.10.2017 09:23

Желание человека говорить на родном языке, на котором говорят в его семье, понятно. Нужно обеспечить законное право думать, писать и читать на этом языке всю оставшуюся жизнь. Однако здесь мы наталкиваемся на естественные барьеры, связанные с отсутствием на большинстве языков мира нужной литературы и информации. Она в основном на английском, а у нас в России - на русском.

Развивая национальные языки, нельзя забывать и о реальности, в которой мы находимся. Язык – основа жизни народа. Это и основа нашей цельности, которую мы можем вместе сохранять; языковое пространство. И если оно будет разрушаться, вместе с ним мы лишимся многих преимуществ, которые сейчас у всех нас есть.

Некоторые политики в угоду каким-то своим личным или местечковым интересам пытаются насильственно насаждать национальные языки в ущерб общему для нас языку – русскому, общегосударственному. Это печальная реальность. И этим будут пользоваться наши недруги, чтобы усугубить ситуацию. Противостоять можем только все мы вместе. Кроме того, язык должен людям открывать преимущества; необходимо также расширять возможности, которые получает человек, владея не только языком своей семьи и народа, но и общегосударственным. И, конечно, нужно идти дальше: предлагать более точные и ясные наши общие цели, рисовать общую картину нашей жизни, более понятную, чем те смутные общие цели, которые предлагают сейчас наши враги, разыгрывая, в том числе, национальную карту. Этого, к сожалению, почти нет.

А нужно соблюдать баланс, вести диалог. Должна быть привлечено и научная общественность. На это нам сейчас нужно обращать внимание, нежели на какие-то наши успехи или неудачи, происходящие за пределами России. Это я думаю, сейчас актуальнее.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

24.10.2017 09:13

Национальные проблемы сегодняшнего дня - результат давних событий. Основы создания государственного устройства были приняты людьми, которые 100 лет назад насильственно, беззаконно захватили власть.

Старый порядок строился на административном делении. Бандиты, пришедшие к власти, многие из которых сами принадлежали к национальным меньшинствам Российского государства предшествующего периода, в пику старому порядку, используя все средства и способы, взяли за основу государственного строительства принцип национальный. Еще на подготовительном этапе захвата власти всякое недовольство приветствовалось и даже провоцировалось. Очевидно: благодатной почвой во все времена всегда и везде будут вопросы национальные.

Последствия этого решения большевиков мы видим сейчас, когда грандиозное государство прекратило свое существование и разломы пошли не по социальным или имущественным признакам, но по национальным. Отсюда и возник миф, что на территории современной Республики Татарстан проживает единый народ, наследник народа, собранного великим Чингисханом, завоевавшим полмира. Но там проживает множество народов, и о единой национальной идентичности и связи с «великим Чингисханом» говорить не приходится. Это понятно даже школьнику.

Тем не менее, заявляется, что есть единый народ, проживающий компактно на этой территории, поэтому он претендует на какую-то форму государственного суверенитета и имеет на это право. Действительно, на протяжении почти века утверждалось, что нация имеет право на самоопределение – это был основополагающий принцип государственного строительства, но в советское время он не соблюдался: СССР был диктатурой. Более того, права человека, права наций грубейшим образом попирались. Это и насильственная депортация целых народов, и репрессии по тем или иным обвинениям. Худшего ада, чем тот, в котором находился народ, и прежде всего русский (да и другие народы, проживающие на территории Советского Союза), не было никогда и нигде. А теперь это государство прекратило свое существование, но идеи остались - они живут дольше, чем политические формы.

К моменту освобождения Казани в ней находилось сто тысяч русских пленных, сто тысяч рабов. Это было хищническое государство, которое жило за счет захвата, разорения, ограбления сопредельного народа – то есть русского. Обязанностью русского государства было положить конец этим нападениям, порабощению, захвату своих сограждан – что и было сделано. Казань из города-хищника стала мирной, пришла в благоденствие, появилась возможность заниматься различным трудом. Знать этого государства была приравнена к знати государства русского (то есть произошло полное уравнение в правах). И конечно, национальный вопрос никогда там не стоял.

70-80 лет всех учили, что каждая нация имеет право на самоопределение. Так что одна из проблем – наследство XX века. Плоды беззакония вековой давности мы будем собирать еще долго. Но есть и другая проблема. В нашем мире сталкиваются интересы разных держав. Усиление одних государств вызывает недовольство других, потому что мир един, замкнут, и как в сообщающемся сосуде, если где-то прибывает, где-то должно убыть. Сейчас в условиях подготовки к известным событиям начала осени 2018 года используются все способы и цели, чтобы понизить рейтинги наиболее вероятных кандидатов на президентский пост, дестабилизировать гражданский мир, разрушить общественное согласие в государстве.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

24.10.2017 09:11

Татары сами не дорожат своим языком, - у многих уже дети не говорят по-татарски! Родители в первую очередь должны дома разговаривать на родном языке, чтобы сохранить культуру. Некоторые не хотят учить ребенка татарскому, потому что важнее другие языки – английский и прочие европейские. А в школе и так нагрузка большая, куда, мол, еще национальный язык учить.

В итоге власти Татарстана видят реальную проблему: все меньше становиться людей, говорящих на татарском. Но это не значит, что можно обучать людей языку принудительно. Да, должно быть уважение и знание языкового минимума, чтобы поздороваться-попрощаться человек мог на местном национальном языке. Человеку так жить будет комфортнее и удобнее, зная и понимая местный язык. Но если нет желания его учить, никто не должен принуждать.

И потом хватает ситуаций, когда семья переезжает с места на место. И что же – везде язык новый учить? Моя сестра с тремя детьми переезжала по долгу службы несколько раз - то в Эстонию отправили, то на Камчатку. Как детям адаптироваться?

Обострять ситуацию ни в коем случае нельзя, надо ее дипломатично разрешить. К примеру, думаю, изучение национального языка может носить рекомендательный характер и только. Уважение друг к другу долго быть с обеих сторон. Категоричность точно в этом вопросе ни к чему.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

24.10.2017 09:04

Это очень серьезная проблема. Любые сепаратистские движения внутри государства ослабляют и разрушают его единое экономическое, политическое, языковое пространство. Тем более, что у Татарстана, как и многих республик, высокий уровень автономии. Я сам это видел, будучи в республике. К тому же там идет переработка нефти, и деньги с нефтеперерабатывающих заводов по согласованию с Центром оседают в республике.

Попытки татарских националистов опереться на события далекого прошлого времен Ивана Грозного смешны. Ну, а в Москве есть станция Китай-город, где при археологических раскопках были найдены артефакты, относящиеся к Шелковому пути. Из этого же не следует, что эту территорию Москвы нужно отдать Китаю? Удовлетворить требования татарских националистов значит получить в центре России еще одну Украину. Такого допустить нельзя ни в коем случае.

Мне вспоминаются события 80- х годов в Финляндии, когда саамы потребовали от властей выхода из состава республики. Финское правительство посовещалось и решило такую возможность им предоставить. И лишило «самостоятельное государство» электро-, газоснабжения. Кроме того, оттуда вывели финских полицейских. Новоиспеченное государство просуществовало ровно неделю, а потом саамы сказали, что передумали. Нельзя жить в государстве и быть от него полностью независимым. С политической точки зрения это, возможно, будоражит кровь, щекочет нервы. А экономически такое невозможно.

Тем более что в Татарстане проблемы не только с федеральной властью. На территории республики проживает много различных национальностей, в том числе татары-мусульмане и татары-христиане. У последних даже национальная одежда другая. И они между собой не могут договориться, потому что исповедуют разную религию. Каждый считает другого предателем веры отцов.

А что Иван Грозный присоединил Казанское ханство к Руси, помогло этой территории выиграть не только в экономическом плане, но и в военном – на нее зарились многие. Но благодаря сильной поддержке Московии она смогла устоять. Так что в плане сохранения нации, самоидентификации татары ничего не потеряли – напротив, приобрели.

Как можно уменьшить количество часов русского в средней школе, или вовсе прекратить преподавание этого языка? Русский в России – общий язык, который позволяет находить народам взаимопонимание. Я понимаю, если на русском не говорят, допустим, немцы – ну, есть переводчики. Но внутри одного государства это невозможно.

Татарам никто не запрещает исповедовать ислам, они носят национальную одежду. Никто не мешает им развивать и сохранять национальную культуру, язык, традиции, никто их не дискриминирует. Так что подобные митинги вызваны желанием разжечь среди многонационального населения Татарстана рознь, заложить заряд, который может привести к националистическому взрыву - чего ни в коем случае допустить нельзя.

Алексей Гришин

Президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество», главный советник Администрации Президента РФ по вопросам взаимодействия с религиозными организациями России (2002-2011), член Общественной палаты РФ (2011-2014)

24.10.2017 09:03

Проблема, к сожалению, становится серьезной. Достигнутый в 2010-х годах баланс в обучении титульным языкам в последнее время политизируется и выходит на другой уровень. Особенно опасно это в связи с тем, что Россию не в 2018, так в 2024 году ждет существенное переформатирование органов госвласти с уходом из политики главного стабилизирующего фактора – Владимира Путина. Националисты готовятся к этим событиям и поднимают голову. Это очевидно. Для них становится разменной монетой создание умышленного конфликта вокруг изучения титульных языков в национальных республиках.

Еще недавно по этой теме не было серьезных жалоб. Но вдруг повсеместно они начали возникать. В разных местах начали требовать изучения титульного языка не только от тех, для кого язык родной, но и от других граждан, проживающих на территории республики, в том числе от школьников и студентов, которые приехали временно. У нас многонациональная страна со множеством национальных республик, у нас более 140 языков, и если, к примеру, по рабочим делам семье приходится часто переезжать, то ребенок должен в каждой республике изучать новый язык? И это помимо английского, французского и других языков, которые изучают по школьной программе!

В этой связи психологи и Минобрнауки предлагают демократичный вариант: изучение языков по желанию. Предполагается, что представитель титульной нации, для которого язык родной, сам захочет изучать его в силу любви к своей культуре, привитой в семье и обществе. И других граждан это не принижает. И речь тут не только о русских, а о других народах, у кого помимо русского есть и свой язык. Человек может захотеть изучать местный язык, потому что ему тут жить и строить карьеру. Практика показывает, что многие добровольно идут и изучают. Но если человек не желает, то ни о каком принуждении не может быть и речи.

Проблема искусственно политизируется, застрельщиком в этом по непонятным мне причинам стал Татарстан. Хотя такие проблемы есть на Северном Кавказе и в Башкирии. Но в Татарстане создан «Милли Шура» – национальный совет, который объявил изучение татарского языка важнейшим фактором гражданской идентичности. То есть нет татарского – нет патриотизма. Это неправильный посыл, и отсюда мы видим дальнейшие действия. Если в школах ситуацию может контролировать федеральное министерство, то ДУМ Татарстана заявило, что внутри республики переходит на документооборот исключительно на татарском языке. Имамов обязали в проповедях настаивать на изучении татарского. Возникает формирование исключительности.

Мне кажется, что Минобрнауки и другие компетентные органы могли бы жестче реагировать на явное нарушение конституционных прав в сфере изучения языков. Мы должны обеспечивать единое языковое и политическое пространство в стране.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".