Народ России никогда не жил хорошо. Ни одна власть, начиная с первых князей, царей, в том числе советская, не ставила себе в качестве определяющей задачу повысить благосостояние людей

У нас постоянно говорят о традиционном для России выборе, сделанном тысячу лет, но это только слова. Управляющая нашей страной элита - как раз постхристианская, для нее ничего не значат христианские символы и ценности

Затягивать пояса уже дальше некуда! - Парламентарии о сокращении расходов бюджета

13.11.2017 11:20


Представленный в Госдуму трехлетний бюджет можно назвать уникальным по темпам урезания расходов бюджета. Как пишет "Независимая газета", за последние десятилетия Россия никогда еще не сталкивалась с таким резким сокращением госрасходов. Подобная политика затягивания поясов в нашей стране может привести к новой рукотворной рецессии, считают известные сторонники бюджетной жесткости - экс-министр финансов Алексей Кудрин и экономисты из Института Гайдара.

С 2017 до 2020 года расходы бюджета номинально увеличатся на 2,6%. Но в реальном выражении они снизятся почти на 10%. При этом сокращение расходов по статье "Национальная экономика" составит почти 17% в реальном измерении, а по статье "Жилищно-коммунальное хозяйство" расходы сократятся более чем на 40%. На "Социальную политику" федеральные расходы снизятся почти на 16% с учетом инфляции за 2017–2020 годы. Такие сравнения приведены в заключении на проект бюджета от Института Гайдара и Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).

Столь жесткая бюджетная политика основана на умозрительном решении Минфина, что все доходы казны при цене нефти свыше 40 долл. за баррель должны отправляться в резервы – то есть на покупку валюты и иностранных ценных бумаг.

Такую позицию правительства в Институте Гайдара называют необоснованной и негибкой. "Новая конструкция бюджетных правил, накладывая чрезмерно жесткие ограничения на объем расходов федерального бюджета, не позволит обеспечить необходимые расходы для экономического развития и финансирования структурных реформ", – предупреждает и Кудрин. "Для российской экономики, в отличие от развитых стран, характерен более ограниченный доступ к заемным средствам как для бизнеса, так и для населения. Чем сильнее такого рода кредитные ограничения, тем больше сокращение госрасходов во время экономического кризиса может увеличить глубину спада", – отмечает экс-министр.

В базовом правительственном прогнозе на ближайшие три года нарисован рост на уровне 2,1–2,3% ВВП в год. Но за счет чего появится такой рост, если власти планируют абсолютное сокращение финансирования национальной экономики (на 4,9%), национальной обороны (на 2,4%) и ЖКХ (на 31,6%)? Искусственное сдерживание доходов населения и откачка денег из экономики создает условия для нового экономического спада даже в тех сферах, которые напрямую не связаны с бюджетом.


Как Вы оцениваете предложенный трехлетний бюджет? Согласны ли Вы с позицией Минфина, что все доходы казны при цене нефти свыше 40 долл. за баррель должны отправляться в резервы – то есть на покупку валюты и иностранных ценных бумаг или разделяете ли опасения экспертов Института Гайдара и РАНХиГС, что подобная политика затягивания поясов в нашей стране может привести к новой рукотворной рецессии? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Степан Киричук

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР

13.11.2017 11:24

Мне всегда нравится, что критикуют те, кто сам ничего не может делать и не делает – ни Институт Гайдара, ни другие академии. Критиковать надо не расходы, а низкие доходы. Расходы – это уже следствие, что вторично. Если будут хорошие доходы, будут увеличены и расходы. Нельзя бюджет правильно разделить или неправильно. При любой ситуации кому-то будет чего-то не хватать. Это как в обычной семье: денег всегда не хватает, но живут же.

Я полагаю, будут еще корректировки в расходной части бюджета. И, наверно, примут во внимание конструктивную критику, которая следует не только от этих контор, а от других специалистов. И даже как-то не очень прилично академикам из РАНХиГС предлагать такую критику. Основа правительства – экономика. И пока с ней проблемы, дели – не дели, всегда мало будет.

У меня самого большие претензии к доходной части. У нас очень низкие доходы. При имеющихся ценах на нефть и газ надо думать, как еще зарабатывать бюджету, а не как урезать расходы. Министерство экономики и Центробанк очень не дорабатывают в этом плане. Именно они должны думать, как обеспечить рост дохода и бюджета. Надо заниматься экономикой по-настоящему.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

13.11.2017 11:24

Нам предстоит еще рассматривать этот бюджет в Совете Федерации. Мы пока толком его не видели, только прогнозы имеем. То, что он будет напряженный, совершенно очевидно для меня и тех, кто интересуется экономическим положением нашего государства. Но я убежден, то иного выхода сейчас просто нет.

Мы все понимаем, что при темпах роста ВВП на уровне примерно 2% ожидать какого-то большого благосостояния в стране – это иллюзии. Слишком скромно развивается наша экономика. Если бы она развивалась высокими темпами в 5-6% ВВП, то была бы возможность решать социальные и другие вопросы. Но при весьма скромных темпах Минфин вынужден срезать расходы. Так что, если говорить откровенно, ожидать на будущий год каких-то особых подвижек в этом отношении не стоит.

Мы много лет ставим вопрос, что нынешняя экономическая модель, которой уже 20 лет, погорела еще в 2008 году, когда был мировой кризис, а в 2014 году, когда грянул наш российский кризис, окончательно себя исчерпала. Мы в тупике. Но сколько лет подряд мы говорим, давайте определимся с новой моделью! Есть Алексей Кудрин, который что-то предлагает, есть Столыпинский клуб, есть временная комиссия в Совете Федерации, которая за полтора года наработала определенные положения о том, как улучшить ситуацию в экономике, есть предложения правительства. Надо все выносить на более широкое обсуждение с привлечением специалистов. А то предложения есть, а решений, как пережить тяжелый год, нет. Если не решим, что дальше делать, значит, на 10-20 лет вперед страну оставим в таком же положении, как сейчас. Тогда, конечно, это чревато непредсказуемыми делами, и мы еще не раз с вами будем разговаривать на тему сокращения расходов бюджета.

Что касается цен на нефть и закупку ценных бумаг, то государство должно иметь какие-то резервы, без этого не может быть движения вперед. Но, как говорят специалисты, анализирующие наши резервы, которые еще недавно были большими, а сейчас резко уменьшились, надо было только треть оставлять на всякий случай, а две трети направить на мобилизацию экономики, обновление технологий, инфраструктуру. То есть деньги надо вкладывать в экономику, чтобы получить отдачу. Но, заработав хорошие деньги в "тучные годы", когда нефть стоила дорого, вместо того, чтобы направить средства на модернизацию, мы их резервировали в американских ценных бумагах. И если бы часть пустили на развитие экономики, тогда, возможно, сегодня не стоял бы вопрос о жестком урезании бюджета.

Сергей Калашников

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-1998, 2011-2015). Член ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000)

13.11.2017 11:24

Не согласен с экспертами по поводу новой рукотворной рецессии. Оснований для таких опасений, для таких резких заявлений не вижу. Дело в том, что сокращение госрасходов неминуемо в условиях кризиса, в которых мы живем.

Согласен, бюджет, действительно, проблемный. Но проблема - в его структуре, а не в сокращении государственного финансирования. Тем более что в бюджете появился целый ряд статей, которые направлены на повышение дотаций регионам для выравнивания их бюджетов. Это крайне важный момент, потому что реальная жизнь – она именно в регионах. Именно в субъектах Российской Федерации люди живут реальной жизнью.

Михаил Щапов

Член комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

13.11.2017 11:24

Минфин - лишь исполнитель общей политики правительства. Оно исходит из своих возможностей. Есть два пути: развивать экономику и затягивать пояса. Чтобы развивать экономику, нужна воля и смелость, которых у нынешнего состава правительства просто нет. Нужно урезонить госкорпорации, заставить их платить дивиденды в полном объеме, нужно снижать неэффективные расходы, нужно перестать тратить деньги на сомнительные с точки зрения экономики проекты вроде "Зенит-Арены", нужны вложения в инфраструктуру, необходимо ослабить давление на региональные бюджеты - отдать им больше ресурсов для развития.

Нынешний состав правительства на это не решится, а значит будет затягивать пояса. Причем пояса там, где нет крупных лоббистов: в социалке, образовании, в разделе "Национальная экономика". Это странное прочтение правила "в кризис режь неэффективные расходы", при которым "под нож" идут расходы, связанные с будущим уровнем экономического развития и качества жизни наших людей.

Такая политика, естественно, ведет страну к дальнейшей экономической стагнации. Поэтому, например, наша фракция проголосовала против этого бюджета и скорее всего проголосует снова против во втором и третьем чтении.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

13.11.2017 11:24

Я думаю, что тот трехлетний бюджет, который был принят, приведет к рукотворной революции, а не рецессии. Затягивать пояса уже дальше некуда! У нас разваливается вся социальная сфера, разваливается пенсионное обеспечение, экономика брошена на произвол судьбы, ничего в ней не делается, и расходы на нее урезаются. При этом огромные деньги идут на военные нужды, и расходы эти нельзя назвать прозрачными. Куда деваются деньги, что там делается – никто ничего не знает.

Поэтому я чувствую, что этот бюджет является действительно предреволюционным: народ просто восстанет. Ведь то, что затеяли авторы и проводники сегодняшней бюджетной политики, способно погубить не только экономику, но и всю страну. Уже сегодня каждый день пачками закрываются заводы и фабрики, закрываются детские сады и школы, а в следующие три года они развалят абсолютно все!

Деньги выгребаются из регионов, из золотовалютных резервов, из нефтегазовых доходов, и все закачивается опять в иностранные банки. У нас почти 500 млрд долларов уже за границей, а сейчас туда будут уходить и доходы, получаемые за счет цены на нефть свыше 40 долларов за баррель. Страна разваливается, а деньги уходят в Соединенные Штаты и в Европу! Я думаю, что это элементарное предательство интересов России. Деньги копят тогда, когда их много и девать некуда. А когда страна разваливается на части на глазах – нечего копить деньги: надо спасать страну.

Михаил Емельянов

1-й зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция «Справедливая Россия»

13.11.2017 11:24

Мы видим, что уже и эксперты-либералы бьют тревогу по поводу проводящейся сегодня бюджетной политики. Они абсолютно правы: именно к рукотворной рецессии такая политика и приводит.

Таким образом, Силуанов перещеголял даже своих учителей-либералов. Такая жесткая политика не только пагубно отражается на населении, на его здоровье, уровне жизни, но и просто убивает экономический рост. Возникает впечатление, что Силуанов задался целью наложить на нашу экономику еще более существенные санкции, чем США. Он настоящий демон российской экономики, убийца экономического роста!

А планы вновь направлять дополнительные доходы бюджета на покупку валюты и размещение их в иностранных ценных бумагах по сути своей преступные, если учитывать возможные последствия их реализации. И непонятно, каким образом за это будут отвечать. По крайне мере, если все эти накопления попадут под санкции и соответствующие счета арестуют, мне интересно, как будет Силуанов отвечать: за преступную небрежность или преступную неосторожность?

Тут может быть одно из двух: либо он все знал, предвидел, но самонадеянно рассчитывал избежать конфискации наших средств, либо по своему легкомыслию просто этого не предвидел. Вот в чем заключается здесь главная проблема: в полной безответственности лица, отвечающего за ситуацию с государственными финансами.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Федеральный бюджет на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов принят депутатами Госдумы в третьем чтении. Теперь документ должен быть одобрен Советом Федерации и подписан президентом страны. Согласно законопроекту доходы федерального бюджета в 2018 году составят около 15,26 трлн руб., а расходы — около 16,53 трлн руб.

Министерство здравоохранения предложило разрешить организациям и индивидуальным предпринимателям отказывать в продаже алкогольной продукции пьяным покупателям. Изменения в закон касаются магазинов, кафе, баров и ресторанов.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР