Народ России никогда не жил хорошо. Ни одна власть, начиная с первых князей, царей, в том числе советская, не ставила себе в качестве определяющей задачу повысить благосостояние людей

У нас постоянно говорят о традиционном для России выборе, сделанном тысячу лет, но это только слова. Управляющая нашей страной элита - как раз постхристианская, для нее ничего не значат христианские символы и ценности

сайт президента Республики Татарстан

Возвращения парада суверенитетов допустить нельзя: парламентарии о принудительном обучении школьников национальным языкам

14.11.2017 10:30


8 ноября президент Татарстана Рустам Минниханов на заседании Госсовета республики объявил, что ему удалось договориться с Москвой по "языковому вопросу" — принудительное обучение школьников татарскому, пусть и в крайне урезанном виде, будет продолжено. По словам Минниханова, власти Татарстана предлагают внести изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт, добавив специальным пунктом обязательность изучения государственных языков республик. Письменное подтверждение от Москвы готовности согласовать данное компромиссное решение в Татарстане ожидают на этой неделе.

Судя по бравурным комментариям на форумах татарских националистов, а также по подаче информации в близких к Казанскому кремлю изданиях, власти Татарстана стремятся создать впечатление, что сумели "договориться" — им разрешили сохранить "принудиловку" по татарскому вопреки федеральному законодательству, ФГОС и поручениям Владимира Путина, пишет EADaily.

Координатор интернет-сообщества "Русский язык в школах национальных республик", мать двух детей Екатерина Беляева, оценивая общий настрой выступлений в Госсовете Татарстана, отметила, что власти Татарстана выдают желаемое за действительное.

"Существующий ФГОС позволяет всем желающим изучать татарский язык, никому это не запрещается. Такое чувство, что власти Татарстана специально нагнетают истерию в среде татароязычного населения, вводя в заблуждения, пугая запретами на изучение татарского языка, хотя ничего подобного нет", — считает общественница, подозревая, что "это используется для давления на Москву".

У наблюдателей в Татарстане складывается ощущение, что власти региона рассчитывают именно на то, что Москва снова "прогнется" в языковом вопросе. Провал с перезаключением договора о разграничении полномочий с Москвой хоть и стал своего рода поражением для этнократии в Татарстане, но по-прежнему воспринимается как политический торг: ведь название должности президента республики удалось сохранить, пусть лишь до 2020 года (что, впрочем, не означает, что подковерная игра за его сохранение не продолжится ближе к окончанию этого срока). Для татарских националистов и этнократии важно то, что "Москва уступила", позволив сохранить один из атрибутов эпохи "парада суверенитетов" начала 1990-х.

Что касается родителей школьников, находящихся под языковым гнетом уже не первый десяток лет, то они очень надеются, что в этот раз Москва "не кинет", будет твердо стоять на своем. Потому что "компромиссное решение", за которое так ратуют в Татарстане власти, — это не только сохранение "принудиловки" по татарскому для школьников. Это сохранение прежней системы власти "по национальному и родственному признакам", от которого так устало население республики. А если Путин "даст слабину" в этом вопросе, то можно не сомневаться, что этнократия в Татарстане попытается взять реванш. Так, как это произошло на заре 1990-х, резюмирует EADaily.


Как Вы прокомментируете "торг" Минниханова с Кремлем по сохранению принудительного обучения школьников татарскому языку, пусть и в крайне урезанном виде, следует ли идти на уступки? Можно ли в многонациональной стране заставлять принудительно изучать государственные языки национальных регионов? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

14.11.2017 10:32

Я могу сослаться на опыт Советского Союза. По-моему, примерно до 1974 года действовало правило, когда в школах национальных республик все обязаны были изучать национальный язык. Я, например, родился в Донбассе рядом с Донецком, где проживает 80% русских. И с пятого класса я, как и все дети, изучал украинский, хотя я русский и учился в русской школе. Если приезжала новая семья, например, перевели военнослужащего с другого конца страны на Украину, тогда ребенку давали разрешение не изучать украинский.

Знаю, что эта тема была очень болезненной во время перестройки, когда начались смутные времена, которые кончились развалом СССР. Белорусы тогда говорили, что многие вопросы в конце 80-х годов возникли на основе национализма, как и во многих республиках. Когда в школах перестало действовать правило по изучению национального языка, белорусы практически забыли свой родной язык. И этим воспользовались националисты, которые говорили, вот, мол, как зажимают нашу культуру, даже язык не дают изучать. И на этом было очень много спекуляций, тяжело было очень все уладить.

Поэтому, я считаю, ничего страшного нет, если в русской школе в Татарстане будут изучать татарский язык в минимальном объеме не в ущерб русскому языку. Ребенок потом по крайне мере будет знать язык той республики, в которой родился или учился, будет более образованным. А вот если уберут язык, будут лить воду на мельницу националистов, которые скажут, что татар ущемляют, а националистов в Татарстане хватает. Им нельзя давать ни малейшей возможности разрушать наше единство.

Баир Жамсуев

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Забайкальский край)

14.11.2017 10:32

В Российской Федерации есть Конституция и федеральные законы. Понятно, что при имеющейся системе образовательных стандартов доминирующим, на мой взгляд, является общероссийский стандарт обучения.

Вопрос по изучению языков в национальных республиках и округах– это очень серьезная проблема, и она действительно существует. Но система изучения национальных языков должна опираться не только на их изучение в школе, это должно начинаться с детского сада, но еще больше зависит от родителей. Я уверен, что невозможно обучить ребенка языку, если родители сами на нем не говорят. Но в первую очередь все должно происходить естественно и добровольно, будь это татарский, башкирский, бурятский и какой угодно язык. Разработаны учебные стандарты, и федеральное министерство пусть оказывает помощь в гибкой системе обучения в школах.

Принудительного обучения быть не должно. Вот приезжают в регион родители с ребенком, и как им быть? Автоматически ребенок станет троечником, если это не язык общения его семьи? И потом, если в национальной республике национальный язык распространен, то люди другой национальности сами с удовольствием будут его изучать, просто потому что знание языка упростит им жизнь. Но если язык не нужен ни дома, ни в быту, зачем учить?

Так что в Татарстане явно перебор с изучением татарского, и к словам нашего президента все же должны прислушаться. Мы живем в федеративном государстве, где государственный язык один – русский. Я не говорю уже о том, что такая спорная ситуация становится камнем преткновением для националистов. Это один из поводов для конфликтной ситуации.

Валерий Рашкин

Первый зампред Комитета Госдумы по делам национальностей, фракция КПРФ

14.11.2017 10:32

Не знаю, с кем и на каком уровне Минниханов договорился по языковому вопросу. Я считаю, что это один из сложнейших вопросов, который просто так, наобум, решать нельзя.

В течение последних десятилетий в Российской Федерации сложилась определенная традиция, при которой обязательным для изучения является государственный русский язык и необязательным – изучение национальных языков, существующих в тех или иных регионах. Ломать эту традицию – значит менять федеральное законодательство. Но если мы будем менять законодательство по такому ключевому вопросу, то я считаю, тем самым мы создадим почву для гражданской войны. Вспомните, как Украина из-за того, что там попытались запретить изучение русского языка на территории Донецка, Луганска, Крыма, получила гражданскую войну, которая кровоточит и по сей день.

Поэтому ни Минниханову в Татарстане, ни нашему федеральному ведомству по делам национальностей в масштабах всей России я бы не советовал замахиваться на решение данного вопроса так, как было объявлено главой Татарстана. Иначе мы получим очень жесткое возмущение всех русскоговорящих, проживающих в национальных регионах страны.

Разве можно сбрасывать со счетов тот факт, что русские составляют 80 с лишним процентов от общей численности населения России?! Я бы попросил Минниханова обратиться к статистике и посмотреть, кто у нас является государствообразующим народом и какой язык является в России государственным. Наверное, надо не семь, а сто раз отмерить, прежде чем даже выступать с теми предложениями, которые он недавно озвучил.

Хочу обратить внимание, что у нас пока еще не все страсти улеглись вокруг Ингушетии, где сравнительно недавно в первом чтении был принят закон о десталинизации. Это вызвало в республике такое резкое общественное противостояние, что дошло уже до призывов о выходе ее из состава России! Не сложно представить, к какому противостоянию мы придем, если в той или иной национальной республике РФ русских будут заставлять учить в школах неродной для них национальный язык этой республики.

Александр Шерин

1-й зампред комитета ГД по обороне, фракция ЛДПР

14.11.2017 10:32

Такой подход к языковому вопросу недопустим, и я рассматриваю это как давление на русскоязычное население на территории Российской Федерации.

Ко мне приходит большое количество обращений от семей военнослужащих, которым по роду деятельности приходится порой переезжать из одного гарнизона в другой. И зачастую эти гарнизоны находятся на территории разных национальных регионов. Получается так, что ребенок, который переезжает вместе со своими родителями, помимо своего родного русского языка вынужден изучать еще и национальный язык соответствующего субъекта РФ! А завтра отцу-офицеру будет дан приказ переехать в другой национальный регион, и тогда ребенок будет вынужден учить еще один язык! Естественно, что ничего результативного из этого не выйдет.

Поэтому должно быть так, чтобы ребенок учил тот язык, который является для него родным. Понятно, что обязательным к обучению является и один из иностранных языков, предусмотренных школьной программой. Но когда речь идет о языках, присущих тому или иному национальному субъекту РФ, то изучать их дети должны исключительно по желанию. И фракция ЛДПР будет решительно эту позицию отстаивать.

Нам хватает проблем с тем, что во многих республиках бывшего Советского Союза увольняют русскоязычных граждан за незнание национального языка. В частности, ко мне обращается очень много русских, которые были вынуждены уехать из Узбекистана из-за подобных дискриминационных мер. Зачем же нам создавать еще и проблемы, когда детей из русских семей будут заставлять изучать языки национальных республик?! А что мы будем делать тогда с семьями военнослужащих?

Одним словом, федеральному центру нельзя в таких вопросах идти на уступки национальным регионам. В противном случае мы будем планомерно разрушать принципы и основы единого, целостного государства и в конечном итоге развалим страну. Давайте все-таки не забывать, что Россия – это не конфедерация, а федерация, с едиными законами, едиными образовательными стандартами. Зачем же нам возвращаться к параду суверенитетов начала 90-х, который развалил СССР и чуть было не развалил Россию? Такое ощущение, что незадолго до президентских выборов происходит некий торг, и ряд национальных элит ждут от Кремля большей лояльности и уступчивости к своим требованиям.

Никто не ущемляет национальные регионы в изучении и развитии их национальных языков. Но заставлять изучать эти языки русских детей, живущих в таких регионах, - это похоже на попытки выдавить оттуда русских. Уверен, что в Российской Федерации этот номер не пройдет. У нас одно государство, одна столица, один президент, одна Конституция и один государственный язык, обязательный для изучения всеми гражданами страны.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Федеральный бюджет на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов принят депутатами Госдумы в третьем чтении. Теперь документ должен быть одобрен Советом Федерации и подписан президентом страны. Согласно законопроекту доходы федерального бюджета в 2018 году составят около 15,26 трлн руб., а расходы — около 16,53 трлн руб.

Министерство здравоохранения предложило разрешить организациям и индивидуальным предпринимателям отказывать в продаже алкогольной продукции пьяным покупателям. Изменения в закон касаются магазинов, кафе, баров и ресторанов.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР