Санкции затронули только категорию т.н. "лакшери", касающуюся элиты. Большинство населения испанский хамон не употребляет

Рост цен на бензин все равно стоит ожидать. Иначе правительство успокаивало бы нас не этой замечательной цифрой в 100 рублей, а хотя бы 50 рублями – это бы успокоило

Речь идет об элементарной наживе: парламентарии о транспортных тарифах

20.11.2017 16:51


Летать самолетами в России стало дешевле, чем ездить поездами. Об этом недавно сообщила Федеральная монопольная служба России (ФАС).

ФАС сопоставила цены на билеты для проезда поездами РЖД и самолетами авиакомпании «Победа» (100% "дочка" ООО "Аэрофлот"). Как оказалось, стоимость перелета не отличается от поездки в плацкартном вагоне, а иногда бывает и дешевле. В АО “ФПК” (дочернее общество РЖД) такое сравнение назвали “некорректным”.

«Возможность купить билет в плацкартный вагон поезда дальнего следования доступна пассажирам в любой период по фиксированной цене…, а зачастую со скидкой. У авиаперевозчиков низкие цены квотируются как по времени, так и по количеству предложенных мест. При этом разница между средним минимальным тарифом и средним максимальным в экономическом классе может достигать 10 и более раз…»,— сообщили Ъ в АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК).

Накануне после приостановки из-за разногласий по тарифам РЖД возобновила продажу билетов в плацкартные вагоны на 2018 год. По решению правительства стоимость поездки по сравнению с 2017 годом не изменится.

Как Вы прокомментируете эту ситуацию? Согласны ли Вы с аргументами ФПК? – с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

20.11.2017 17:29

Железнодорожный транспорт всегда был дешевле, чем авиационный. Поэтому спорить, что дешевле, лучше или комфортнее, можно долго. Но давайте говорить откровенно: билеты на самолет сегодня очень дорогие, и к поездам есть претензии.

На самолет таких цен, как сейчас, никогда у нас не было. Сравните цены на авиабилеты в Европе и у нас – там гораздо дешевле. Простой пример: многие рвутся отдыхать за границу. Я понимаю, там все хорошо организовано: инфраструктура, гостиницы, сервис – люди с удовольствием едут. Я то уже три года никуда не езжу, меня не пускают из-за санкций, но все знакомые говорят: один из важных факторов в пользу заграницы – это перелет, потому что билет на чартерный рейс в обычный эконом-класс стоит гораздо дешевле, чем аналогичный билет на перелет в Сочи.

Я в свое время работал на Урале в Екатеринбурге, тогда еще в Свердловске, лететь туда из Москвы 2 часа, и билет на самолет стоил 27 рублей, а пенсия была 120 рублей. То есть я на пенсию мог дважды слетать туда-обратно. А сколько сегодня стоит слетать в Екатеринбург? Сможет себе это позволить пенсионер? Иногда билеты становятся роскошью. Какие цены на перелет на Дальний Восток, в Иркутск? Баснословные! Если надо срочно лететь, например, похоронить близкого, а достаток небольшой, то человек не в состоянии купить билет.

Железнодорожники тоже постоянно стремятся поднимать цены, несмотря на отсутствие нормального сервиса. Сколько в Европе или США, где развит железнодорожный транспорт, поездов с плацкартными вагонами? Их там можно только в музее встретить! Разве это нормально, что у нас человек несколько суток едет в плацкарте? Вот сидячие места на небольшие расстояния допустимы, в Европе есть такое везде. В купе тоже более-менее приличные условия, есть еще СВ. Но плацкарт соответствует ли культурным запросам человека и стоимости?

Так что нечего соревноваться с ценами, пусть авиаперевозчики и железнодорожники работают и думают, как улучшить положение – как сделать билеты дешевле и дать возможность пассажиру лететь или ехать в поезде с комфортом.

Есть и еще одна большая проблема: никто не несет ответственности за испорченную поездку. Вот пример: я в минувшую субботу должен был вернуться из рабочей командировки из Белгорода в Москву. Рейс компания «Руслайн» отменили. Я с помощником потратил кучу времени в поисках другого. И вот эти господа, отменившие рейс, думаете, извинились или оказали какую-то помощь пассажирам? Нет, им наплевать, куда деваться и что делать. Хорошо, что у меня есть помощник, а рядовой человек как должен с этим справиться? Нормальная компания объяснила бы причины отмены и порекомендовала другой рейс. Но не в этом случае, и он не впервые, так как я часто летаю в Белгород этой компанией.

Есть министерство транспорта, авианадзор, они должны следить за тем, как компания выполняет свои обязательства. Но на деле ничего подобного. Недавно компания «Вимавиа» погорела, а владельцы сбежали за границу. И все ждали, пока Путин «по шапке надает» за это министру. Не знаю, надавал или нет. Но факт: так хотели улучшить авиаперевозки, открыть много компаний, чтобы поднять конкуренцию, чтобы все бегали за ними. Да, бегают. В поисках ответственных за недобросовестное отношение.

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

20.11.2017 17:05

Естественно, с этими аргументами ФПК согласиться нельзя. Раньше говорили, что пассажирские перевозки субсидируются перекрестно, через товарные, грузовые перевозки. Теперь решили такое перекрестное субсидирование убрать. И в конечном итоге получается так, что в системе РЖД слишком много посредников в лице вот этих дочерних структур, и каждый посредник забирает свой процент.

Кстати, в авиации тоже тарифы весьма завышенные, как и на всем остальном транспорте. Поэтому надо переводить весь транспорт на государственное регулирование, и тогда можно было бы держать тарифы под жестким контролем. А сегодня тарифы регулируются только в интересах самих монополий, и порядок там навести невозможно. Они и отчеты будут делать такие, какие им нужны, и с тарифами поступать, как им в голову взбредет.

Если бы глава РЖД Белозеров получал, как раньше министр путей сообщения, 600-800 рублей в месяц по тем деньгам, то все было бы в порядке. Но сегодня они имеют миллионы и миллиарды, потому что грабят весь народ своими дорогими перевозками. То есть, речь идет об элементарной наживе. Так что, «раскулачить» их надо, убрав всех многочисленных посредников. А то сейчас в поезд садишься, и тебе обязательно надо заплатить за питание: хочешь ты питаться, не хочешь – надо заплатить.

Одним словом, сплошной грабеж – что в авиации, что на железной дороге. А вся их аргументация – это, как говорится, для сохранения хорошего цвета лица.

Олег Нилов

1-й зампред комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция «Справедливая Россия»

20.11.2017 17:02

Здесь сложно однозначно определить, кто прав, а кто виноват. Реальность состоит в том, что существует конкуренция между различными видами транспорта, и побеждает тот, кто выиграет в этой конкуренции.

Здоровая конкуренция должна быть всегда. Но при этом сложно считать себестоимость передвижения на осле, на такси, на тепловозе и на самолете: можно запутаться окончательно. Поэтому утверждать, что себестоимость перемещения на поезде однозначно меньше, чем на самолете, мне кажется, было бы ошибкой. Везде есть какие-то свои нюансы, в том числе у «Аэрофлота» в лицее ее «дочки», авиакомпании «Победа». Там постоянно применяются те или иные новые подходы, например, говорится: давайте вы будете летать по дешевым билетам, но только без багажа, а если с багажом, то это будет вам в 2-3 раза дороже. И при наличии таких нюансов нелегко проводить какие-то сравнения, и лучше в этом вообще не упражняться. Это все равно, что пытаться измерить удава в попугаях или мартышках, как в известном мультике. Пусть будут разные виды пассажирских перевозок, разные тарифы, программы, некоторые из которых субсидируются государством, как, скажем, полеты в Калининград или на Дальний Восток.

Вот проверять сверхприбыли транспортных компаний – совершенно правильная задача. При наличии контроля со стороны ФАС и налоговых служб за сверхприбылями в деятельности перевозчика, эту деятельность можно вполне эффективно регулировать. Нужно контролировать аппетиты компаний справедливым налоговым законодательством и его соблюдением, чтобы сверхприбыль приводила к сверхналогам в бюджет государства.

Если говорить об РЖД, то эта компания должна соотносить свою ценовую политику с возможностями пассажиров, особенно малоимущих: студентов, пенсионеров, инвалидов и т.д. Скажем, тот же «Аэрофлот» за перелет бизнес-классом берет с богатых людей существенно больше, чем себестоимость места, но за счет этого снижает стоимость билетов в эконом-классе, а также поддерживает свой лоукостер. Во всяком случае, так объясняют свои подходы сами представители авиакомпании. Вот и на железной дороге, где есть фирменные поезда, скоростные поезда типа «Сапсана», все должно развиваться примерно таким же образом.

Кстати, хорошо, что уже появились двухэтажные плацкартные вагоны в поездах, ходящих, между Москвой и Петербургом. Число мест благодаря этому увеличивается, цены на билеты остаются доступными, зато условия для пассажиров становятся более современными и комфортными.

Валерий Семенов

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

20.11.2017 16:59

Думаю, в этой ситуации нет и тех, кто прав, и тех, кто не прав. Не важно, приобретаете вы билет на поезд или на самолет: если вы делаете это существенно заранее, т.е. за 3 месяца, или за полгода, то конечно, можно купить билет по более низкой цене.

Но некоторые направления по железным дорогам действительно заслуживают внимания в связи со стоимостью билетов. Понятно, что содержание железнодорожных путей, электроэнергия, которой пользуются сегодня железные дороги, оборачиваются ощутимыми затратами. Тем не менее, в других странах, наверное, нет таких примеров, чтобы авиарейсы стоили дешевле поездок на поезде. Авиация по сути своей стоит дороже, потому что она быстрая, более комфортная с точки зрения условий для пассажиров. И если ФАС фиксирует подобные примеры, то я думаю, это не пустые слова.

Просто хочу отметить, что и дорогие, и дешевые блоки билетов есть как на поездах, так и на авиаперевозках.

Другое дело, что на авиаперевозках дешевых блоков билетов, конечно, очень мало. Поэтому мы не раз поднимали вопрос, что это может отталкивать пассажиров от авиации, и они будут переходить либо на автомобильный, либо на железнодорожный транспорт.

В любом случае, железнодорожный транспорт должен быть доступным для семей с любым достатком. Люди ездят в период отпусков на отдых, ездят на лечение, и доступность поездок, особенно в цене, на железной дороге должна быть существенно больше. Все-таки это более общественный, если можно так выразиться, вид транспорта, междугородних пассажирских перевозок. Поэтому нужно корректировать ценовую политику, нужно совершенствовать систему взаимоотношений между самими российскими железными дорогами и дочерними обществами.

И безусловно, ни на железной дороге, ни в деятельности авиаперевозчиков не должно быть никаких необоснованно завышенных тарифов. К примеру, в одном из столичных аэропортов при стоимости билета в 1,5-2 тысячи рублей до Питера, нужно отдать еще 700 рублей за то, чтобы чемодан замотали пленкой!

Так что российскому министерству транспорта есть чем заниматься, чтобы создавать более благоприятные условия для людей – что на железной дороге, что в авиации.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Всемирная организация здравоохранения опубликовала очередно издание Международной классификации болезней. На этот раз в список болезней и психических расстройств попала зависимость от компьютерных игр. Таким образом ВОЗ реагирует на все большее число обращений к врачам со стороны родственников и самих поклонников симуляторов, стратегий и аркад

Нарушением КоАП считается «пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде».

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)