Санкции затронули только категорию т.н. "лакшери", касающуюся элиты. Большинство населения испанский хамон не употребляет

Рост цен на бензин все равно стоит ожидать. Иначе правительство успокаивало бы нас не этой замечательной цифрой в 100 рублей, а хотя бы 50 рублями – это бы успокоило

"А кому я должен, всем прощаю": Священнослужители о письме самозваного "патриарха Киевского"

05.12.2017 08:54


Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заслушал письменное обращение бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату Русской Православной Церкви.

В письме содержится просьба о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами». Письмо завершается словами: «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем».

Архиерейский Собор с удовлетворением воспринял обращение как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской Православной Церковью. Для ведения дальнейших переговоров Собор учредил комиссию.

Это стало едва ли не самой обсуждаемой в блогах и СМИ новостью, которую трактовали то как победу церковной политики, то как ее крупный провал и фактическое признание победы раскольников и согласие на полное отделение церковной Украины.

«Как вы объясняете появление письма? Как сейчас часто говорят, «что это было?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Владыка Алексий (Кульберг)

Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии

05.12.2017 09:17

Я не могу объяснить появление такого письма, и полагаю, что сделать это может только его автор. Могу лишь предположить: уже престарелого человека посетили нормальные человеческие и христианские мысли. Филарету 88 лет, в таком возрасте некоторым свойственно задумываться о вечном, отказываться от ничтожных земных амбиций и начинать поступать по совести и заповедям Божьим. Я бы очень хотел думать, что Филарет руководствовался именно такими мотивами, когда писал свое обращение.

Понимаю: кроме его личных пожеланий, чаяний, раскаяний есть еще большая политика, в которую он ввязался сам и втянул десятки тысяч людей. Боюсь, что эта политика может не дать осуществиться его добрым человеческим желанием в полной мере.

Реакция Русской Православной Церкви на это обращение в первую очередь свидетельствует о конструктивном подходе - невозможно пересадить с одного поезда на другой сразу всех. В команде Филарета разные люди: искренне заблудившиеся священнослужители, те, которые просто носят одежду священнослужителей, да и откровенные проходимцы. И прежде чем принять в лоно Церкви команду Филарета, необходимо выяснить, кто раскаивается и желает дальше жить в мире, а кто такого желания не имеет, и будет продолжать свое губительное дело. А это большая работа, которую могут выполнить только серьезные люди, обладающие компетенциями, навыками и авторитетом.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

05.12.2017 09:16

Хочется вспомнить предысторию ситуации, которая началась задолго до проблем, существующих сейчас на Украине. Может, кто-то не помнит, а я хорошо помню, что Филарет был одним из главных претендентов на должность патриарха Московского и всея Руси. Когда патриархом избрали Алексия, что-то произошло в сознании Филарета, и он решил уйти из Русской Православной Церкви.

Раскол – страшная беда, которая поражает весь церковный организм. Когда какой-то из членов Церкви отпадает, весь ее организм не может себя хорошо чувствовать – хотя бы из-за сострадания и сожаления. Невозможно чувствовать себя спокойно, если рядом с тобой погибает твой брат. А спастись вне Церкви невозможно. Несмотря ни на что, душа у этого человека – христианка, он, будучи в преклонном возрасте, получил сигнал «сверху», и понял, что перед смертью все-таки нужно вернуться в лоно матери-Церкви и примириться с ней.

Отрадно, что такое письмо появилось, а наша Церковь так на него отреагировала – тем более что опыт по воссоединению у нашего церковного руководства огромный. Уж если удалось примириться с Русской Православной Церковью За границей, думаю, примирить всех православных на Украине тоже получится. Это было бы замечательно.

Каждое богослужение на сугубой ектенье мы молимся за прекращение раздора и притеснения верующих на украинской земле. Видимо, наши молитвы были услышаны, и начался этот процесс. Понимаю, что он будет нескорым, тут много чего нужно взвесить и обдумать. И правильно поступил Собор, когда создал комиссию. Реакция нашей Церкви была молниеносной. Это свидетельство того, что Московский патриархат тоже тяжело переживает раскол на Украине, и хочет видеть всех верных чад в лоне единой Православной Церкви.

Некоторые формулировки этого письма, безусловно, интересны - и с богословской, и с догматической точек зрения - не все так просто. Думаю, это послание будет многократно перечитываться и обсуждаться, но хочу сказать: я рад, что появилась надежда на объединение Церкви и преодоление раскола, потому что для нее это очень болезненное состояние.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

05.12.2017 09:11

Не знаю, как это объяснить, и вряд ли кто знает. Сейчас не время делать какие-то комментарии, поскольку неизвестно, что это за письмо, как попало на Собор. Я слышал, что уже есть комментарии самого Филарета и его секретаря, который привез это письмо, Порошенко. И все разговоры совершенно противоречивы. Поэтому тут надо, конечно, опираться на соборное мнение комиссии, которая будет редактировать результат действий Собора.

Говорить, что можно было бы все решить покаянием или каким-то другим образом, нельзя. Воссоединение Церкви не может произойти, потому что там нет Церкви и иерарха, ибо он отлучен. То есть эти люди попали во внецерковное пространство. И как все будет разрешаться, очень трудно сказать.

Мне бы хотелось, чтобы православные люди Украины хотя бы оставались в лоне Православной Церкви. Сейчас уже не о присоединении к православию идет речь, а о том, что они просто находятся вне Церкви, и этих людей очень много – сотни тысяч.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

05.12.2017 09:07

Действительно, этот вопрос привлек внимание всех верующих без исключения, так как раскол – это и преступление, но прежде всего, трагедия. Как говорили святые отцы, «грех раскола не врачуется кровью мучеников». Даже она не смывает грех раскола! Какие страшные слова! Действительно, если в них вдуматься, мороз по коже. Это преступление «учителей» и трагедия обманувшихся последователей.

Так называемая «Украинская Церковь Киевского патриархата» нарушила важнейшие основы церковного бытия, Церкви как тела Христова, церковное единство. Церковь – это тело Христово, а раскол – расчленение единого тела, отделение его части. Может ли жить отдельная часть тела? - Нет. Как будет себя чувствовать тело, если у него эту часть отнять? – Оно будет страдать. И тело церковное, конечно, страдает, но отдельная его часть жить сама по себе не может.

Но, как мы понимаем сейчас, уже после интервью главного расколоучителя Михаила Денисенко, или Филарета Денисенко, - но уж точно не митрополита и тем более не патриарха, - вся эта затея с письмом не имеет христианского смиренного духа, речь не идет ни о каком извинении. Это всего лишь фразы, и сказаны они просто потому, что в таких документах уместном их употреблять. Одна часть письма «я прошу прощения…» вызывает какую-то робкую надежду. Но весь тон послания сводится к следующему: «А кому что должен, всем прощаю». Полагаю, Филарет, если учесть его последующее заявления, не собирался испрашивать прощение по-настоящему. Он не предполагал, что на его письмо будет получен положительный ответ от Святейшего патриарха Кирилла, Священного Собора Русской Православной Церкви. Это письмо преследовало какие-то иные политические цели и задачи.

Мы знаем, что Михаил (Филарет) Денисенко был активным сторонником и участником не только трагических событий майдана, но и развязанной гражданской войны, геноцида мирного населения, который нам известен под названием «антитеррористическая операция». Он призывал уничтожать инакомыслие, и прежде всего, политическое. Мы знаем, что этот человек был активным агентом, действующим сотрудником спецслужб еще советского государства, его нравственная жизнь никогда не отличалась сдержанностью – не говоря уж о монашеском и епископском достоинстве. И когда такой человек, на репутации которого, как говорят, клейма негде ставить, высказывается в таком тоне, живущая в нас надежда, увы, сменяется пониманием: ни о каком примирении речи не идет, а существование «национальной украинской церкви» для него по-прежнему аксиома.

Сто лет назад в России раскольники-обновленцы заявляли об истинности своей церковной организации, но верующие опознавали друг друга при помощи фразы «вы тихоновцы или нет»? (По имени патриарха Тихона). А сегодня у верующих на братской Украине и везде, где действует Русская православная Церковь, другой «пароль»: «Вы Московского патриархата»? И дело не в подчинении Москве или лично президенту России, а в единстве церковного устройства и канонического церковного тела, что выше любых политических, географических, национальных и прочих реалий.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

05.12.2017 09:05

Когда об этом письме стало известно, с одной стороны, возникла радость, с другой – недоумение, потому что болезнь страшного раскола, который разделил украинских православных, - очень тяжелая. Она продолжается уже четверть века, и преодолеть ее очень важно, нужно, но и очень сложно.

Если судить по заявлениям, которые делал самозваный «патриарх киевский» Филарет, его покаяние несколько необычно. Понятно, если человек, находящийся в преклонном возрасте, который к тому же прекрасно знает каноническую сторону церковной жизни, испытывает некоторое неудобство и, возможно, страх Божий по поводу того, что приближающаяся кончина застанет его раскольником (а это очень тяжкий грех). С другой стороны, резкость, с которой он выступал против патриархии, его откровенно националистические заявления, не давали надежду на легкое – всего одним письмом – преодоление этого раскола. Такое впечатление, что Филарет Денисенко вроде бы искренне хочет воссоединения, но не желает отказываться от своих раскольничьих убеждений.

При ближайшем рассмотрении становится понятно: его покаяние формальное. Он пишет, что все мы должны каяться друг перед другом (из общих соображений), и он тоже кается, но в чем, непонятно. Каяться нужно в расколе, а получается, он кается «вообще», потому что так принято у православных. Это объяснение явно неудовлетворительно, - но, наверное, не может не радовать уже то, что наметились хотя бы какие-то движения в этом направлении. Однако для преодоления раскола необходимо пройти очень долгий путь. И Филарет Денисенко должен покаяться в своем грехе раскола.

Ну а вообще к вопросу автокефалии Украинской церкви у меня однозначное отношение: русский, украинский и белорусский народы - братские. Они связаны традициями, историческими узами и кровным родством. И наша Церковь должна быть единой. Разумеется, при широкой автономии каждой ветви – все-таки для решения местных задач в каждой стране требуется самостоятельность.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

05.12.2017 09:01

Наверное, об этом нужно спрашивать самого лидера украинских раскольников. Но ему почти 90 лет, - это обязывает задуматься о положении, в котором он находится. Думаю, лже-патриарх задумался об этом, осознал: его деятельность за рамками канонической Церкви. Он понимает, что находится в расколе. А для верующего это очень важный вопрос.

Хочется верить, что изначально Филарет руководствовался именно заботой о своей душе, - им двигал страх оказаться в жизни вечной вдали от Бога. Но пресс-конференция этой раскольнической группировки продемонстрировала иное: на ней лже-патриах открытым текстом сказал о политических требованиях к Московскому патриархату. Это требование автокефалии, только непонятно, для кого – для его секты? Ну, это выглядит странно. Если все-таки мотивы письма были продиктованы политикой, это печально, и в таком случае никакого диалога быть не может.

Вообще с учетом нынешней ситуации на Украине очень сложно разобраться в намерениях Филарета. Может быть, человек изначально искренне составлял свое послание, а потом на него надавили, и он испугался. А может, это политика чистой воды.

Тем не менее, Архиерейский собор отнесся к обращению Филарета со всей серьезностью, сразу перейдя от слов делу. А вот чем это закончится, вопрос. Смогут ли филаретовцы создать такую же комиссию для диалога или до этого даже не дойдет?

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

05.12.2017 08:57

О провале церковной политики говорят враги Церкви, сознательные или не сознательные. Русская Православная Церковь в этой связи никаких шагов не предпринимала, кроме как к созданию комиссии – но их создают по любому поводу. Значит, провала никакого нет, а повод поскандалить всегда есть.

Вот что мы видим: человека, отлученного от Церкви. Да, это личная колоссальная трагедия, но какие мотивы, что он думает, мы не знаем, мы ему не духовники. Хотел доброе дело сделать – помоги ему Господь, если нет – ну, тем хуже для него.

Почему я так говорю? Потому что каждый священник с подобным сталкивался. К нам, конечно, не обращается регулярно бывший митрополит. Но вот приходит на исповедь человек, копнешь, а он и каяться не желает. Ну, милый мой, тогда вот Бог, а вот порог. В таком случае таинство не совершается. Люди, конечно, расстраиваются от этого, но таинство не совершается не потому, что так священнику захотелось, а потому что человек не кается.

Как и что было с Филаретом, мы не знаем. Да, нам жалко наших украинских собратьев, впавших в раскол. Но конкретно по этому поводу никаких проблем перед нами нет, проблемы все перед ними.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Цеков: "Сейчас на Украине очень мрачная обстановка, люди запуганы, подобные заявления вполне могут быть связаны с этим. Безусловно, такое надо отслеживать, знать настроения, преобладающие в стране. Но при этом не стоит забывать, что это всё от бессилия. Украинские политики никак не могут повлиять на ситуацию с Крымским мостом".

Происшествия на национальной почве

Около 20 иностранных граждан, содержащихся в трех комнатах на первом этаже, забаррикадировались в помещении, жгли матрацы, разбили несколько камер видеонаблюдения. Основным требованием было улучшение условий содержания и скорейшая депортация на родину.

По завершении рабочей программы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Путин посетил мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в Тверской области. Президент присутствовал на литургии по случаю праздника Крещения Господня, а также поучаствовал в крещенских купаниях.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)