Священник Филипп Ильяшенко: Российская империя была православным государством, но Церковь была ведомством государственного аппарата

20.12.2017 09:06

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

Комментарий к статье Церковь и государство: Мнения священнослужителей

Прежде всего, хочу поздравить всех читателей с днем памяти великого всемирного святого – святителя Николая Чудотворца.

Почему XIX век представляется такой идиллией? – По двум причинам. Прежде всего, потому, что Российская империя была православным государством, православие – государственной религией, а абсолютное большинство населения - практикующими православными христианами. Во-вторых, из-за недостаточной исторической грамотности – действительно, институция Церкви была «православным ведомством» аппарата государственного управления Российской империи. Поэтому при всех преимуществах православного царства, где попечитель от Церкви – император, положение Церкви было подведомственное и ничуть не свободное. И это несомненное искажение канонического церковного управления, которое не могло не сказываться на положении дел в обществе.

А почему сегодня все иначе, и почему этот вопрос всех так заинтересовал? Опять же, на мой взгляд, по двум причинам. Владимир Романович прав: никогда в своей истории Церковь не была так свободна, не обладала такими возможностями, как сегодня. И эти возможности, даже если их использовать не на сто процентов, дают невероятный результат. Поэтому кажется, что такое невозможно само по себе, без поддержки государственной власти. Значит, государство с Церковью сращивается, - ну и далее по списку идут все остальные привычные обвинения.

И вторая причина – мы находимся в условиях противостояния. Ничего особенного в этом нет, так было всегда. Один правитель говорил, что у России нет союзников, кроме собственных армии и флота, другой выводил русских ратников на лед озера, где просвещенная Европа пыталась добить Русь после монголо-татарского нашествия - и так далее. Иногда противостояние выражалось в горячих войнах, иногда в холодных. Сейчас война становится информационной, виртуальной – это данность жизни.

В этом противостоянии используются всяческие средства, чтобы ослабить противника. Очевидно, что Россия сегодня живет благодаря нравственному закону, хранитель и выразитель которой – государствообразующая религия, православное христианство. Выбей эту опору государственной жизни, и все развалится. Вот вынеси с Красной площади Ленина – не развалится ничего, прекрати ставить памятники тиранам и убийцам - только лучше будет, а выбей эту опору, эффект для государства будет разрушительным, необратимым.

Наша главная национальная идея понятна – православие с его нравственным законом, духовными устремлениями ввысь. Уничтожь веру в эту идею, и все пойдет прахом.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".