Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священник Димитрий Лин: Что Церковь должна так или иначе взаимодействовать с государством, – очевидно

20.12.2017 09:18

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

Комментарий к статье Церковь и государство: Мнения священнослужителей

Всегда очень сложно давать характеристику тому или иному историческому периоду. Жизнь в тот или иной период всегда уникальна, и она определяется многими факторами: политическими, экономическими, духовными; уровнем развития общества. Поэтому, оценивая те или иные исторические явления, есть опасность перенести свои современные представления в прошлое и совершить какую-то ошибку.

Я бы не стал говорить, что какой-то период плох, а какой-то хорош. Да, дореволюционная ситуация была более благоприятна для Церкви – в том плане, что само государство, и прежде всего император, заботились о просвещении, о том, чтобы законы соответствовали церковной традиции, церковным канонам , - а сами каноны были частью государственного права. Понятно, что советский период, наоборот, был атеистическим. Церковь находилась в крайне стесненном положении, ее контролировали различные спецслужбы. До какой степени им это удавалось – дело другое, но они прилагали усилия, чтобы контролировать ситуацию. Но в то же время Церковь была весьма свободна в отправлении тех или иных богослужений (за исключением разве что проповеди). То есть контролировалась политическая составляющая. При этом очевидно: состоянии Церкви было сродни состоянию человека, которого придушили, но все-таки дают ему возможность существовать.

Сегодня Церковь совершенно самостоятельно решает свои внутренние вопросы – в том числе кадровые. Кроме того, она может реализовать то, что невозможно было в советское время – например, свою образовательную программу.

Что Церковь так или иначе должна взаимодействовать с государством, – очевидно. Вся ее история свидетельствует об этом. Что Церковь должна уважать власть, тоже бесспорно. Кроме того, она должна быть еще и частью гражданского общества. Например, Церковь очень много внимания уделяет патриотическому воспитанию, и это вполне соответствует ее роли в гражданском обществе.

Так что сейчас, наверное, самое свободное время. Нет гонений, опеки гражданских властей, внутреннего жесткого контроля спецслужб. Что касается разговоров о сращивании Церкви и государства - думаю, их ведут люди, которые не хотят гармонии в отношениях гражданских и церковных властей. И они либо заблуждаются, либо ведут подрывную деятельность против Церкви.

Но опасность попасть Церкви в зависимое положение, стать одним из элементов государственного управления, существует. Пока что Церковь очень мудро избегает крайностей – по крайней мере, в настоящий момент. И в то же время занимает свое положение в нашем обществе, которого она была лишена в предыдущие годы. А от "сращивания" упаси нас Боже.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...