Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Нельзя все просто отобрать и поделить: парламентарии о сокращении разницы доходов богатых и бедных

09.01.2018 17:12


Патриарх Кирилл в праздник Рождества Христова призвал к борьбе с расслоением общества на богатых и бедных.

Эта проблема находит отражение и в политическом, и в социальном, и в духовном измерениях, приводит мнение главы РПЦ Life.

Он указал на необходимость сократить разницу доходов между богатыми и бедными. Именно на решение этой проблемы должны быть направлены политические и экономические меры, принимаемые государством, считает он.

— Расслоение общества — это огромная проблема. Всё это сегодня присутствует в нашей жизни. Социализм пытался решить эту проблему. Но давайте честно скажем: он её не решил, — указал предстоятель РПЦ в интервью телеканалу "Россия 1".

По мнению патриарха, от преодоления этого разрыва зависит стабильность в обществе, поэтому она находит отражение и в политическом, и в социальном, и в духовном измерениях.

— Чем этот разрыв больше, тем больше дестабилизация общества. Тем больше возникает негативной энергии. Тем больше у людей отторжение от всего того, что происходит в обществе и в стране, — добавил он.

Как вы прокомментируете мнение патриарха? Социализм, по мнению главы РПЦ, не справился с сокращением разницы доходов между богатыми и бедными, под силу ли это нынешней экономической системе? Можно ли решить проблему, поднятую патриархом, и как? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Олег Смолин

1-й зампред Комитета ГД по науке и высшему образованию, фракция «КПРФ»

09.01.2018 17:45

Первое. Я абсолютно солидарен с патриархом в той части, что для современной России социальное неравенство – это огромная проблема. По официальным данным т.н. децильный коэффициент, т.е. соотношение доходов 10% самых бедных к доходам 10% самых богатых, составляет у нас 16-17 раз. Это вроде бы так же, как, например, в США. Но по неофициальным данным, которые приводит, в частности, бывший руководитель Росстата Василий Михайлович Симчера, разница в доходах бедных и богатых составляет у нас 28-36 раз.

А если мы посмотрим на самую верхушку богатых людей в России, то получится, что мы рекордсмены по социальному неравенству среди стран «Большой двадцатки». У нас на долю 1% населения приходится примерно 71% всего национального богатства.

Второе. Думаю, когда патриарх сказал, что социализм не решил проблему социального неравенства, имелось в виду не то, что при социализме социальное расслоение было высоким. Наоборот, коэффициент социального расслоения был тогда у нас ниже, чем во всех странах Запада, включая социальные государства Европы. Проблема была в другом: мы перебрали в советский период с социальным равенством, и поэтому у части населения стимулов к труду оказалось недостаточно. Одним словом, мы не нашли оптимального сочетания равенства и экономической активности. И с моей точки зрения, нам нужно было не останавливать косыгинскую реформу, а вести ее дальше – условно говоря, в духе сочетания плановых и рыночных начал, как это вполне успешно делает Китай.

Третье. Давно известны пути ограничения социального неравенства в наиболее продвинутых странах, и связаны они с системой прогрессивного налогообложения. Мы являемся рекордсменами «Большой двадцатки» по социальному неравенству в том числе и потому, что у нас нет такой системы. Нам нужно было давно ввести прогрессивные налоги - не очень высокие, чтобы люди привыкли эти налоги платить, т.е. не такие, как во Франции или в Швеции, а примерно такие, как в США. Там, кстати, недавно Дональд Трамп снизил налоги для богатых, но все равно они гораздо больше, чем в России.

Благодаря прогрессивному налогообложению мы смогли бы часть полученных доходов перераспределять людям, которым явно не хватает на жизнь, и соответственно, смогли бы уменьшить это самое социальное неравенство. А уровень МРОТ при этом у нас был бы как минимум вдвое более высоким.

Поэтому патриарх правильно обозначил проблему, и в данном случае его позиция абсолютно совпадает с позицией оппозиционных думских фракций. Все они дружно голосуют за проекты законов о прогрессивном налогообложении, кем бы эти проекты ни предлагались. Все упирается только в позицию парламентского большинства в лице фракции «Единая Россия», которая руководствуется мотивом о неповышении налогов. Однако, на деле налоги все равно повышаются практически для всех, кроме т.н. олигархов. А нужно делать наоборот!

Еще раз, пользуясь случаем, хочу поддержать позицию патриарха по вопросу уменьшения социального расслоения, и поздравить всех граждан России с Новым годом и наступающим Старым новым годом, а всех людей православной культуры – еще и с Рождеством Христовым!

Степан Киричук

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР

09.01.2018 17:26

Я согласен, что социализм не справился с этой проблемой. Но все же при том строе, а был он социализмом или нет, второй вопрос, справедливости все равно было больше. Я по себе сужу: если бы не та социальная система, вы бы у меня интервью сегодня не брали. Например, при нынешних условиях, я бы в своей белорусской деревне максимум дошел бы до должности главного инженера или председателя колхоза. И уж никак не окончил бы техникум, институт, аспирантуру. А вот та система, которая, по мнению патриарха, не решила вопросы расслоения общества, и я с ним согласен, все-таки позволила мне и многим одаренным ребятам, прилагая лишь собственные усилия, добиться чего-то в обществе. Сегодня таких возможностей меньше, чем тогда. И тот социализм мы так и не достроили, хотя говорили, что вошли в эпоху развитого социализма.

Мне кажется, настоящий социализм сегодня есть в некоторых странах. Например, в скандинавских – в Норвегии, Швеции, даже в какой-то степени в Финляндии, бывшей республике Российской империи.

Как в нашей стране решить проблему расслоения на бедных и богатых, не знаю. Могу точно сказать, что нельзя бороться с богатыми, например, все у них отобрать и поделить между бедными. Мне кажется, надо идти путем создания высокооплачиваемых технологичных престижных рабочих мест по всей стране, а не только в Москве и других крупных городах и агломерациях. Рыбак в Аромашевском районе, который вылавливает нашего тюменского карася, должен зарабатывать как программист в Москве, тогда будет порядок. Но как это сделать, не знаю. Однозначно, каждый должен много работать на своем месте. Вот бы всей стране для начала достигнуть уровня жизни, как в Тюменской области. Это был бы первый шаг.

Я оптимист и верю, что мои последователи, нынешняя молодежь, обязательно добьются результатов преодоления этого зла – неравенства. Хотя речь даже не о разнице между людьми, а о разнице возможностей между ними. Ведь есть такие люди, которым создавай, что угодно, а все равно будут горлопанами, критиканами и бездельниками. А у нормальных молодых людей все впереди.

И мне кажется, Владимир Владимирович Путин, который обозначил недавно цель о создании огромного количества рабочих мест , смотрит в точку именно в решении этого вопроса. Думаю, этой цели мы достигнем.

Олег Шеин

Депутат ГД РФ III-VII созывов, фракция «Справедливая Россия»

09.01.2018 17:23

Начну с того, социализма у нас не было, а был государственный капитализм. Социализм предполагает высокую степень общественного самоуправления, которое в Советском Союзе очевидно отсутствовало. Тем не менее, госкапитализм советского образца справился с задачей преодоления социального неравенства. Более того, у нас даже была проблема уравниловки, когда люди, работавшие по-разному, имевшие принципиально разную продуктивность, получали совершенно одинаковую заработную плату. И это было серьезной проблемой, особенно в 70-е и 80-е годы. Но эта система не могла долго продержаться, поскольку она как раз не была социалистической. Эта система не зависела от людей, и в результате верхушка осуществила политическую трансформацию, помимо власти забрав себе еще и собственность.

Теперь о современном положении дел. Сегодня политическая система и политическая модель нашей страны настроены как раз на расширение неравенства и социального, имущественного неравноправия. На сегодня у нас 150 тысяч семей долларовых миллионеров владеют 62% национального богатства. И если в 2000 году в России был один долларовый миллиардер, то сегодня их порядка 100. В этой ситуации остальная часть общества оказывается лишена возможностей для собственного развития и для развития своих детей.

Поэтому без коренной смены вплоть до социальной революции, существующей политической модели в стране, ситуация с социальным неравенством меняться не будет. Требуются общественные решения, которое повлекут за собой принятие законов, нацеленных на фактическую экспроприацию богатств верхушки: через налоговые изменения, через запрет вывода капиталов за границу, через принудительное по отношению к бизнесу ускоренное повышение заработной платы в обществе, и т.д.

Если мы пойдем по этому пути, то со временем сможем реализовать у себя модель, близкую к скандинавской. Но произойдет это только тогда, когда у нас в профсоюзах, - настоящих, а не бумажных, - будет состоять порядка 60% населения, когда люди будут готовы бастовать друг за друга и защищать друг друга, а не только самих себя.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

09.01.2018 17:19

Безусловно, патриарх Кирилл правильно поднял эту тему как самую злободневную. На сегодня главная социально-экономическая проблема в нашей стране – это именно дикий разрыв между бедными и богатыми. И к тому, что патриарх призвал искать решение этой огромной проблемы, можно относиться только положительно.

Разделение общества на бедных и богатых было везде и во все времена. Общество никогда не было однородным в части доходов, и к сожалению, наверное, никогда таким не станет: так уж организовано человечество. Другой вопрос, о какой степени социального разрыва идет речь. Если этот разрыв велик настолько, что одни становятся буквально нищими, а другие купаются в непозволительной роскоши, покупая сверхдорогие яхты, приобретая по несколько дворцов и т.д., это уже совершенно недопустимо.

Не знаю, что патриарх имел в виду, говоря о том, что социализму не удалось решить проблему социального неравенства. Но я знаю, что в Советском Союзе разница в доходах наиболее обеспеченных и наименее обеспеченных граждан составляла не более 3-3,5 раз. Сегодня только по официальным подсчетам, которые признает государство, она составляет 16 раз, а на самом деле гораздо выше! Если не ошибаюсь, в большинстве других развитых стран максимальный разрыв между бедными и богатыми составляет порядка 9-10 раз. И неоднократно ученые, как наши, так и зарубежные, предупреждали: если этот коэффициент зашкаливает за цифру 10, то общество уже нельзя считать благополучным, рано или поздно его начнут сотрясать социальное недовольство и социальные взрывы.

Поэтому, рассматривая сегодняшнюю ситуацию с социальным неравенством в России, я бы не стал кидать камень в сторону социализма. Да, кто-то считает, что у нас был плохой социализм. А разве сегодня у нас хороший капитализм, когда разрыв между богатыми и бедными по самым оптимистическим подсчетам составляет 16 раз?!

Но я уверен, что и при нынешней экономической системе можно добиться значительного сокращения этого разрыва. Уже больше 10 лет и я, и многие другие люди в нашей стране ставят вопрос о необходимости ввести наконец прогрессивную шкалу налогообложения. Не осталось, наверное, уже ни одной страны, в которой существовала бы сегодня такая плоская шкала, как у нас, где все одинаково платят 13% подоходного налога – от тети Маши до Абрамовича. Парадоксально, но сегодня бывший помощник президента Андрей Илларионов, который в свое время по сути изобрел эту плоскую шкалу, критикует нас из Америки, а дело его в России живет!

Насколько мне известно, пару месяцев назад в Госдуму уже в который раз были внесены парламентской оппозицией очередные законопроекты о прогрессивной шкале. Понятно, что у разных партий разные подходы, разное видение этой шкалы. Но принцип остается один и тот же: если кто-то у нас имеет большие или тем более сверхбольшие доходы, он обязан делиться с обществом. Ты продаешь нефть, продаешь газ, ты получаешь сверхприбыли – так поделись с народом, который живет в этой стране! Но сколько бы у нас не ставился вопрос о прогрессивной шкале, он до сих пор не решается.

Я не отношусь к числу поклонников американского экономического опыта и американской системы, но не могу не привести такой пример. В США, где давно существует прогрессивное налогообложение, 20% населения, имеющих достаточно большой доход, обеспечивают 80% американского бюджета!

Нам не нужно слепо копировать чью-либо модель социального развития, тот же скандинавский опыт. У нас своя территориальная специфика, свои климатические условия и т.д. Но нам надо наконец создавать какую-то бригаду специалистов для выработки оптимального, соответствующего всем российским условиям, варианта прогрессивной шкалы налогообложения. А для этого власть должна признать необходимость такого шага и понять, что без перехода на прогрессивную шкалу нам не удастся решить проблему чрезвычайного социального расслоения в нашем обществе.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."