У нас есть ряд объективных проблем и трудностей, но они преодолимы. Если бы нам еще не мешали и строили с нами взаимное партнерство, то все бы только выиграли

Церковь стала слишком большой и заметной – и в этом, наверное, ее слабое место. Исчезнуть в одночасье из медийного поля нам уже не удастся

Эксперты прокомментировали ситуацию с докладом о новых антироссийских санкциях

17.01.2018 09:46


Эксперты прокомментировали ситуацию с докладом о новых антироссийских санкциях США.

Американский посол в Москве Джон Хантсман заявил на Гайдаровском форуме, что публикация "кремлевского доклада" — списка высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов, приближенных к высшему руководству, не означает автоматического введения антироссийских санкций.

"Это доклад, а не новые санкции. Некоторые сообщают о новых санкциях, но нет. Речь идет о законе, который был принят шесть месяцев назад. Так что это просто выполнение закона, принятого полгода назад. Ничего нового", - цитирует его "Росбалт".

"Кремлевский доклад", согласно подписанному в августе 2017 года президентом Дональдом Трампом закону "О противодействии противникам США посредством санкций", Минфин представит конгрессменам 29 января.


Профессор Высшей школы экономики Александр Домрин считает, что публикация "кремлевского доклада" действительно не обязательно означает введение США новых антироссийских санкций. Он пояснил, что в документе могут содержаться оценочные суждения. По словам эксперта, которые приводит "Федеральное агентство новостей", он надеется, что отношения Москвы и Вашингтона не будут строиться на постоянном введении санкций и контрсанкций.

"Санкции, как показывают предыдущие меры в отношении России, не привели к тому, к чему стремились в Вашингтоне. Может, по прошествии года после вступления Трампа в должность некое отрезвление в вашингтонских умах произошло", — отметил он.


С помощью санкций американские власти оказывают прямое давление на российскую политическую систему с целью вмешаться во внутренние дела, уверен политолог Алексей Мартынов.

"Особенно их волнуют грядущие выборы 18 марта. Я думаю, что они уже спрогнозировали результат и знают, что уже в мае-июне придётся начать переговоры. И в результатах этих переговоров наиболее заинтересованной будет американская сторона. Поэтому они пытаются повлиять на избирательный процесс с помощью давления на нашу политическую и экономическую элиту", - сказал он "Вечерней Москве".

Заявляя о желании найти точки соприкосновения, Штаты оставляют себе лазейку, чтобы была возможность договориться, добавил эксперт.

"Они и так стремительно теряют не только собственное лицо перед мировым сообществом, но и остаточные крупицы влияния на Россию и её политику. Но что бы они там не пытались выродить в виде подобных заявлений, любые недружественные действия со стороны США не улучшают российско-американских отношений", - заключил политолог.


Его коллега Алексей Мухин добавил, что поэтапный характер введения санкций никак не меняет их результат.

"Все эти успокаивающие разговоры о том, что санкции будут вводиться постепенно, напоминают ампутацию ноги по частям. Режут потихоньку, наблюдая за поведением пациента, но всё равно в итоге отнимут конечность", - сказал он.
Эксперт подчеркнул, что санкции носят характер нечестной конкуренции и вводятся незаконно: одна страна из ВТО выступает против другой. Мухин добавил, что посол США, наверняка, отдает себе в этом отчет, поэтому его заподозрить в попытках ввести российскую сторону в заблуждение.

"Думаю, во многом тут дело в личной позиции посла в отношении к России. Он сейчас делает очень осторожные заявления, но настроен он не в нашу пользу. Все его утешительные слова о возможном сотрудничестве, которые он произнёс в конце доклада, опровергаются, если вспомнить, о чём он говорил в начале", - заявил он.

Политолог пояснил, что США, вводя новые санкции, пытаются применить принцип экстерриториальности своей юрисдикции.


Политолог Георгий Бовт считает, что когда посол США говорит, что публикация черных списков, куда так боятся попасть крупные российские предприниматели, не означает автоматического введения санкций, то он говорит правду, но не всю.

"Традиционно вопросы имплементации санкционной политики находятся в введении администрации США. Однако закон 2 августа 2017 года существенно сузил возможности смягчить, отменить или временно заморозить часть санкций, принятых против России в компании с КНДР и Ираном. Всякая такая попытка может быть заблокирована конгрессом, имеющим на это 30 дней, простым большинством голосов. Хотя большинство сейчас у президентской партии, надеяться, что республиканцы поддержат Трампа, если он захочет что-то сделать в этом направлении, не стоит. Настроения конгресса в отношении России — это сегодня ястребиный консенсус. Да и администрация не станет показывать мягкость по отношению к Москве на фоне скандала вокруг якобы вмешательства России в выборы в США и расследования спецпрокурора Мюллера на тему, не было ли сговора Трампа с Кремлем", - заявил он "BFM.ru".

По словам эксперта, конгресс не может заставить Белый дом вводить те или иные конкретные санкции против фигурантов составляемых черных списков. Он может лишь обвинить его в саботаже закона. Правоприменение оставлено на усмотрение курирующих ведомств. Критерии принятия решения достаточно размыты, что делает их предметом торга. Если, к примеру, Госдепартамент захочет заблокировать какие-то сделки, то ему достаточно заявить, что они носят "существенный характер". По сути, бизнес со страной под санкциями начинает носить разрешительный характер. В роли разрешающего будет Белый дом.

Внутри Минфина США есть специальная служба, ведающая санкционной политикой, — Office Of Foreign Asset Control, Управление по контролю за иностранными активами. Туда за разъяснениями могут обращаться контрагенты российских компаний или они сами и получать разъяснения, что можно, а чего нельзя.

"Такое толкование закона осуществляется в виде выдачи индивидуальных лицензий, фактически разрешений на конкретную сделку. Есть еще генеральные лицензии, то есть разрешение на определенный тип операций. Тут нужно заключение OFAC, что проведение таких операций "не меняет существенно внешнюю политику США". Конгресс теоретически может заблокировать и такие лицензии. Но на практике он не будет мелочиться по поводу каждой сделки. Белый дом может и, минуя OFAC, одобрять те или иные торгово-экономические операции со страной под санкциями. Тоже с обоснованием, что они существенно не нарушают санкционный режим. Однако Белый дом не сможет просто опубликовать черные списки и после этого ничего не делать", - считает Бовт.

В практике администрации Обамы были прецеденты, когда одобряемые на уровне спецподразделения по санкциям Минфина США так называемые генеральные лицензии существенно смягчали санкционный режим. В 2015-2016 годах это было сделано в отношении Кубы и Ирана, смягчение санкций тогда прошло именно на уровне подзаконных актов. Законом Хелмса — Бертона 1996 года президенту США было прямо запрещено отменять экономическое эмбарго против Кубы без одобрения конгресса. Однако, по сути, администрация Обамы произвела заметное смягчение эмбарго в одностороннем порядке. И ей за это ничего не было, несмотря на наличие в конгрессе оппозиционного республиканского большинства.

"Другое дело, что России на такие поблажки в обозримом будущем рассчитывать не стоит. Так что посол США Хантсман, когда говорит, что, мол, рано пока беспокоиться, 29 января будет всего лишь список, просто выполняет свою работу. Она состоит в том, чтобы по возможности стараться сообщать стране пребывания даже плохие новости в мягкой манере, потому что в жесткой их сообщат непосредственно из Вашингтона", - заключил эксперт.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

ФСБ и МВД России вскрыли деятельность группы, созданной Эролом Велиевым - помощником депутата Верховной Рады Украины Мустафы Джемилева по указанию находящегося в розыске лидера запрещенного в РФ Меджлиса крымско-татарского народа Рефата Чубарова при поддержке СБУ.

Жан-Ив Ле Дриан резко осудил слова руководителя Чечни об устроителе резни в Париже Хасане Азимове. "Мы не хотим поучений от диктатора, который не уважает первые шаги своего правового государства и, кроме этого, прекрасно знает о тысячах чеченцев, воюющих на стороне "Исламского государства", - сказал он

Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Республика Северная Осетия - Алания). Глава Республики Северная Осетия – Алания (2005-2015). Член Высшего совета партии «Единая Россия»