"Единая Россия" постоянно обманывает избирателей. Она не только не выполняет того, что обещает, - она делает то, о чем молчит в период избирательных кампаний

Церковь стала слишком большой и заметной – и в этом, наверное, ее слабое место. Исчезнуть в одночасье из медийного поля нам уже не удастся

Сначала любить, потом учить: парламентарии об экстремизме в школах

22.01.2018 10:44


За неполные две недели после окончания новогодних каникул в школах произошло несколько шокирующих инцидентов, когда агрессивные школьники нападали на одноклассников и учителей. Во всех случаях есть пострадавшие. И вот снова сообщение – в Бурятии ученик девятого класса с топором и коктейлем Молотова ворвался в кабинет, где проходили занятия у седьмого класса, и начал резать присутствующих, а затем поджёг здание школы.

По мнению главы комиссии Совета Федерации по совершенствованию семейного кодекса Елены Мизулиной, нападения на школы могут быть спланированной акцией.

"Жуткая ситуация. И это уже не первый случай. А значит — нужно смотреть системно. Есть основание полагать, что это целенаправленная акция, организованная через группы в социальных сетях", — приводит слова Мизулиной ТАСС.

Сенатор напомнила также о существовании "суицидальных групп" в соцсетях, деятельность которых оказалась организованной и спланированной целой группой лиц.

"Мы давно говорим об опасности так называемых групп с играми альтернативной реальности, которые взращивают жестокость, формируют агрессивную модель разрешения конфликтов... Причем сами соцсети необходимо подключать к ограничению такого рода опасного контента", — отметила Мизулина.

После инцидента в пермской школе №127 высказывались предложения оборудовать все школы страны рамочными металлоискателями, но, как видим в последнем случае в Бурятии, кроме холодного оружия был использован коктейль Молотова, а значит, потенциальных школьных экстремистов рамки металлоискателя не остановят. Кроме того, нападение можно устроить и за пределами школы.

В чем причина, только ли соцсети виноваты и как бороться с экстремизмом школьников? – с таким вопросом Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Баир Жамсуев

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Забайкальский край)

22.01.2018 10:57

Невозможно из образовательных и детских учреждений сделать крепость. Не надо доводить до абсурда, усиливая охрану.

И вообще причина в другом. В том, что мы до сих пор не можем понять, что социальные сети - не только благо, но и огромная опасность. Поэтому любые информационные технологии, которые имеют агрессивный характер и настраивают детей на опасные действия, надо рассматривать как один из видов вооруженной борьбы против нашего общества. Пока не придет осознание этого, пока мы не обеспечим надежную защиту в соцсетях, к сожалению, страшные события, как в Перми и Бурятии, могут повториться.

Так что мы должны поставить этому заслон, такую же современную защиту, которая помогла отразить атаки дронов на наши базы "Хмеймим" и "Тартус" в Сирии. Если бы у нас не было такой совершенной системы защиты для сбивания дронов, а такая атака была применена впервые в мире, то последствия были бы ужасными.

В соцсетях ведется настоящая война против нашего будущего. Нужно дать этому правовую оценку и выработать адекватные меры. Ведь в эту войну втягивают самую беззащитную часть нашего общества – детей. Настало время дать этому отпор.

Франц Клинцевич

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Смоленская область). Депутат Госдумы (1999-2011). Член ЕР

22.01.2018 10:57

Все исключать нельзя, но соцсети однозначно не самое главное. Тут много факторов, я говорю только о тех, которые, на мой взгляд, существенны и важны. В связи со сменой образовательных стандартов мы пришли к тому, что учреждения предоставляют только образовательную услугу. Воспитания никакого теперь нет, и это очень важная проблема, которую мы сами создали и из-за которой просто упустили детей.

Социальный аспект с годами меняется, либерализация многих процессов, демократизация, свободы, к которым мы по большому счету не были готовы, тоже сыграли свою роль. В конечном итоге получилось, что мир изменился, а школа оказалась не готова с точки зрения безопасности. Это важнейшая вещь, которая была упущена. Не могут дети ходить по школам с топорами и ножами. Но, как показала жизнь, каждый второй так ходит, потому что есть конфликты друг с другом, потому что это круто.

Еще один важный момент – психология. Все больше людей с больной психикой. Я это знаю по военно-врачебным комиссиям перед призывом на службу. Эти факторы тоже надо анализировать, заниматься психическим состоянием детей. Надо вникать, в каких социальных условиях живут, какими социальными лифтами пользуются родители, какая психологическая обстановка в семьях. Зачастую у больных родителей и здоровые дети становятся больными. А у учителей с их нагрузками и бесконечными отчетами нет возможности даже с детьми разговаривать по душам.

Меня могут поправить, мол, какой я специалист, но я не надуманный кандидат психологических наук. И считаю, что на это надо обратить серьезное внимание на государственном уровне.

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

22.01.2018 10:57

Начну с того, что мы имеем здесь не факт, а явление. Несколько повторяющихся фактов – это уже явление. Причем в данном случае мы явно обогнали Европу и стремимся вслед за Соединенными Штатами. Лучше бы мы догоняли их по уровню экономики и материального благосостояния!

Есть совершенно очевидная причина, лежащая на поверхности, за которую все хватаются. Эти дети, нападающие на других учеников и на учителей, повторяют то, что они видели в интернете или на телеэкране. Т.н. "публичное насилие" вошло в своеобразную моду, но возникает вопрос, почему в России оно вошло в моду гораздо больше, чем в Европе.

Дело не только в интернете и не только в недостатке безопасности школ. Одними лишь мерами безопасности проблему тоже не решить. Например, если мы, как предлагают некоторые коллеги, введем во всех школах металлоискатели, то в крупных школах дети, пришедшие к первому уроку, будут входить в школу лишь к последнему уроку. Если в школе учатся несколько сотен детей, то представьте себе, как они будут двигаться через металлоискатель! Чисто полицейскими и охранными мерами решить проблему школьного насилия не удастся, хотя и какие-то из этих мер тоже предпринимать нужно.

Я считаю, что ключевая проблема кроется, если угодно, в том движении, которое происходило в послесоветское время, в особенности где-то после 2003 года, т.е. в движении от живого образования в сторону мертвого образования. Что нам говорили, когда вводили единый госэкзамен? Нам говорили, что надо убрать из школы человеческий фактор. Но образование – это прежде всего сфера человеческих отношений, а не юридических, это сфера отношений учителя и ученика. Как только из этих отношений убрали человеческий фактор, появилась бесчеловечность и ее следствие – насилие. Ситуация усугубляется еще и агрессивной информационной средой, которая нередко формирует агрессивный тип личности. К сожалению, в России сегодня в моде т.н. "конкурентный индивидуализм", когда человек хочет выделиться любой ценой. Ну и, кроме того, российское учительство вынуждено все меньше заниматься детьми и все больше – бумагами, отчетами, формальными показателями, и т.д.

Поэтому проблема комплексная, и какими-то частными, отдельными законами ее не решить. Надо серьезно менять курс образовательной политики, вспоминая известного Яна Амоса Коменского, который говорил: сначала любить, потом учить. Можно вспомнить и знаменитый фильм "Место встречи изменить нельзя", где один из героев говорит, что преступность может быть побеждена в эру милосердия.

Меры по ограничению сцен насилия на экранах и в интернете, безусловно, нужны. Меры по укреплению безопасности в школах, наверное, нужны. Но всего этого недостаточно для того, чтобы покончить со школьным насилием. По моему убеждению, прежде всего нужен другой курс образовательной политики.

Олег Шеин

член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»

22.01.2018 10:57

Надо понимать, что проблема здесь вовсе не в социальных сетях. К примеру, во Франции или в Италии тоже есть социальные сети, но про такие эпизоды там никто не слышал. Если бы что-то подобное там было, то, наверное, наше телевидение незамедлительно бы об этом сообщило, учитывая, как пристально оно следит за социальной атмосферой в странах Евросоюза.

Очевидно, что проблема заключается в культурных ценностях, в отсутствии необходимых воспитательных механизмов, а это уже системный вопрос. Раньше образование несло в себе две функции: образовательные и воспитательные, т.е. привитие неких этических норм, стандартов поведения, навыков коммуникации. И в этом контексте очень большую роль играли, например, классные руководители, которые имели за свой труд отдельную доплату. Они руководили классами, непосредственно адресно работали с каждым ребенком, а также с родителями. Причем мы прекрасно понимаем, что и в советские годы социальная среда была не самой хорошей, особенно если учесть проблему алкоголизма, когда пьяные буквально лежали на улицах. Тем не менее, вот эти воспитательные системы в школах сдерживали то отрицательное влияние внешней среды, которое могло воздействовать на детей из сложных семей.

Сегодня этого нет, сегодня на этом экономятся деньги. И кстати, все эти инциденты с жестокостью и экстремистскими действиями школьников от статуса родителей уже не зависят. Напомню, что у одного из таких школьников, как следует из сообщений в интернете, отец является майором одной из наших воинских частей. А там сейчас люди хорошо получают, поэтому речь идет о семье с хорошим заработком.

Также могу напомнить случай, когда несколько лет назад в Москве школьник пришел в класс с огнестрельным оружием и стрелял по одноклассникам. Этот ребенок тоже был из благополучной семьи! То есть вопрос не в доходах семьи, а прежде всего в воспитании, которое формируется на стыке нескольких элементов: воспитании родительском, школьном и внешнем, которое проецируется главным образом через телевидение. Телевизор – это то, с чем большинство детей сталкивается в самом раннем возрасте. Во многих семьях он работает в фоновом режиме, и волны разного рода негативной информации так или иначе, но проникают в сознание ребенка.

Поэтому первое, что сегодня нужно делать, – это возвращаться к основам той системы воспитания, которая существовала в советское время. Думаю, что люди, которые сами росли и воспитывались в то время, меня хорошо поймут. Все они помнят очень добрые, положительные мультсериалы, помнят саму воспитательную систему, построенную на постулировании принципов товарищества, взаимной поддержки, солидарности, справедливости. Все это доносилось до подрастающего поколения в самых разных форматах – в детских книжках, тех же мультиках, телепередачах, и т.д. Возможно, это было несколько оторвано от реалий, которые были в обществе, но, по крайней мере, государство пыталось все это прививать. Сегодня же таких "прививок" мы не видим.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Правительство выступило против введения запрета на регистрацию по месту жительства без соблюдения учетной нормы жилплощади на одного человека. Кабмин считает, что она не является основанием для возникновения права пользования помещением, а отражает лишь факт нахождения в том или ином месте

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.

Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Республика Северная Осетия - Алания). Глава Республики Северная Осетия – Алания (2005-2015). Член Высшего совета партии «Единая Россия»