В экономике мы уже достигли самого дна и теперь, наверное, в тартарары пойдем, потому что никто ничего делать не хочет

Политика нашего президента направлена на развитие патриотизма. Потому и желающих служить среди молодых людей призывного возраста больше, и родителям стало спокойнее

Сначала любить, потом учить: парламентарии об экстремизме в школах

22.01.2018 10:44


За неполные две недели после окончания новогодних каникул в школах произошло несколько шокирующих инцидентов, когда агрессивные школьники нападали на одноклассников и учителей. Во всех случаях есть пострадавшие. И вот снова сообщение – в Бурятии ученик девятого класса с топором и коктейлем Молотова ворвался в кабинет, где проходили занятия у седьмого класса, и начал резать присутствующих, а затем поджёг здание школы.

По мнению главы комиссии Совета Федерации по совершенствованию семейного кодекса Елены Мизулиной, нападения на школы могут быть спланированной акцией.

"Жуткая ситуация. И это уже не первый случай. А значит — нужно смотреть системно. Есть основание полагать, что это целенаправленная акция, организованная через группы в социальных сетях", — приводит слова Мизулиной ТАСС.

Сенатор напомнила также о существовании "суицидальных групп" в соцсетях, деятельность которых оказалась организованной и спланированной целой группой лиц.

"Мы давно говорим об опасности так называемых групп с играми альтернативной реальности, которые взращивают жестокость, формируют агрессивную модель разрешения конфликтов... Причем сами соцсети необходимо подключать к ограничению такого рода опасного контента", — отметила Мизулина.

После инцидента в пермской школе №127 высказывались предложения оборудовать все школы страны рамочными металлоискателями, но, как видим в последнем случае в Бурятии, кроме холодного оружия был использован коктейль Молотова, а значит, потенциальных школьных экстремистов рамки металлоискателя не остановят. Кроме того, нападение можно устроить и за пределами школы.

В чем причина, только ли соцсети виноваты и как бороться с экстремизмом школьников? – с таким вопросом Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Баир Жамсуев

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Забайкальский край)

22.01.2018 10:57

Невозможно из образовательных и детских учреждений сделать крепость. Не надо доводить до абсурда, усиливая охрану.

И вообще причина в другом. В том, что мы до сих пор не можем понять, что социальные сети - не только благо, но и огромная опасность. Поэтому любые информационные технологии, которые имеют агрессивный характер и настраивают детей на опасные действия, надо рассматривать как один из видов вооруженной борьбы против нашего общества. Пока не придет осознание этого, пока мы не обеспечим надежную защиту в соцсетях, к сожалению, страшные события, как в Перми и Бурятии, могут повториться.

Так что мы должны поставить этому заслон, такую же современную защиту, которая помогла отразить атаки дронов на наши базы "Хмеймим" и "Тартус" в Сирии. Если бы у нас не было такой совершенной системы защиты для сбивания дронов, а такая атака была применена впервые в мире, то последствия были бы ужасными.

В соцсетях ведется настоящая война против нашего будущего. Нужно дать этому правовую оценку и выработать адекватные меры. Ведь в эту войну втягивают самую беззащитную часть нашего общества – детей. Настало время дать этому отпор.

Франц Клинцевич

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Смоленская область). Депутат Госдумы (1999-2011). Член ЕР

22.01.2018 10:57

Все исключать нельзя, но соцсети однозначно не самое главное. Тут много факторов, я говорю только о тех, которые, на мой взгляд, существенны и важны. В связи со сменой образовательных стандартов мы пришли к тому, что учреждения предоставляют только образовательную услугу. Воспитания никакого теперь нет, и это очень важная проблема, которую мы сами создали и из-за которой просто упустили детей.

Социальный аспект с годами меняется, либерализация многих процессов, демократизация, свободы, к которым мы по большому счету не были готовы, тоже сыграли свою роль. В конечном итоге получилось, что мир изменился, а школа оказалась не готова с точки зрения безопасности. Это важнейшая вещь, которая была упущена. Не могут дети ходить по школам с топорами и ножами. Но, как показала жизнь, каждый второй так ходит, потому что есть конфликты друг с другом, потому что это круто.

Еще один важный момент – психология. Все больше людей с больной психикой. Я это знаю по военно-врачебным комиссиям перед призывом на службу. Эти факторы тоже надо анализировать, заниматься психическим состоянием детей. Надо вникать, в каких социальных условиях живут, какими социальными лифтами пользуются родители, какая психологическая обстановка в семьях. Зачастую у больных родителей и здоровые дети становятся больными. А у учителей с их нагрузками и бесконечными отчетами нет возможности даже с детьми разговаривать по душам.

Меня могут поправить, мол, какой я специалист, но я не надуманный кандидат психологических наук. И считаю, что на это надо обратить серьезное внимание на государственном уровне.

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

22.01.2018 10:57

Начну с того, что мы имеем здесь не факт, а явление. Несколько повторяющихся фактов – это уже явление. Причем в данном случае мы явно обогнали Европу и стремимся вслед за Соединенными Штатами. Лучше бы мы догоняли их по уровню экономики и материального благосостояния!

Есть совершенно очевидная причина, лежащая на поверхности, за которую все хватаются. Эти дети, нападающие на других учеников и на учителей, повторяют то, что они видели в интернете или на телеэкране. Т.н. "публичное насилие" вошло в своеобразную моду, но возникает вопрос, почему в России оно вошло в моду гораздо больше, чем в Европе.

Дело не только в интернете и не только в недостатке безопасности школ. Одними лишь мерами безопасности проблему тоже не решить. Например, если мы, как предлагают некоторые коллеги, введем во всех школах металлоискатели, то в крупных школах дети, пришедшие к первому уроку, будут входить в школу лишь к последнему уроку. Если в школе учатся несколько сотен детей, то представьте себе, как они будут двигаться через металлоискатель! Чисто полицейскими и охранными мерами решить проблему школьного насилия не удастся, хотя и какие-то из этих мер тоже предпринимать нужно.

Я считаю, что ключевая проблема кроется, если угодно, в том движении, которое происходило в послесоветское время, в особенности где-то после 2003 года, т.е. в движении от живого образования в сторону мертвого образования. Что нам говорили, когда вводили единый госэкзамен? Нам говорили, что надо убрать из школы человеческий фактор. Но образование – это прежде всего сфера человеческих отношений, а не юридических, это сфера отношений учителя и ученика. Как только из этих отношений убрали человеческий фактор, появилась бесчеловечность и ее следствие – насилие. Ситуация усугубляется еще и агрессивной информационной средой, которая нередко формирует агрессивный тип личности. К сожалению, в России сегодня в моде т.н. "конкурентный индивидуализм", когда человек хочет выделиться любой ценой. Ну и, кроме того, российское учительство вынуждено все меньше заниматься детьми и все больше – бумагами, отчетами, формальными показателями, и т.д.

Поэтому проблема комплексная, и какими-то частными, отдельными законами ее не решить. Надо серьезно менять курс образовательной политики, вспоминая известного Яна Амоса Коменского, который говорил: сначала любить, потом учить. Можно вспомнить и знаменитый фильм "Место встречи изменить нельзя", где один из героев говорит, что преступность может быть побеждена в эру милосердия.

Меры по ограничению сцен насилия на экранах и в интернете, безусловно, нужны. Меры по укреплению безопасности в школах, наверное, нужны. Но всего этого недостаточно для того, чтобы покончить со школьным насилием. По моему убеждению, прежде всего нужен другой курс образовательной политики.

Олег Шеин

член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»

22.01.2018 10:57

Надо понимать, что проблема здесь вовсе не в социальных сетях. К примеру, во Франции или в Италии тоже есть социальные сети, но про такие эпизоды там никто не слышал. Если бы что-то подобное там было, то, наверное, наше телевидение незамедлительно бы об этом сообщило, учитывая, как пристально оно следит за социальной атмосферой в странах Евросоюза.

Очевидно, что проблема заключается в культурных ценностях, в отсутствии необходимых воспитательных механизмов, а это уже системный вопрос. Раньше образование несло в себе две функции: образовательные и воспитательные, т.е. привитие неких этических норм, стандартов поведения, навыков коммуникации. И в этом контексте очень большую роль играли, например, классные руководители, которые имели за свой труд отдельную доплату. Они руководили классами, непосредственно адресно работали с каждым ребенком, а также с родителями. Причем мы прекрасно понимаем, что и в советские годы социальная среда была не самой хорошей, особенно если учесть проблему алкоголизма, когда пьяные буквально лежали на улицах. Тем не менее, вот эти воспитательные системы в школах сдерживали то отрицательное влияние внешней среды, которое могло воздействовать на детей из сложных семей.

Сегодня этого нет, сегодня на этом экономятся деньги. И кстати, все эти инциденты с жестокостью и экстремистскими действиями школьников от статуса родителей уже не зависят. Напомню, что у одного из таких школьников, как следует из сообщений в интернете, отец является майором одной из наших воинских частей. А там сейчас люди хорошо получают, поэтому речь идет о семье с хорошим заработком.

Также могу напомнить случай, когда несколько лет назад в Москве школьник пришел в класс с огнестрельным оружием и стрелял по одноклассникам. Этот ребенок тоже был из благополучной семьи! То есть вопрос не в доходах семьи, а прежде всего в воспитании, которое формируется на стыке нескольких элементов: воспитании родительском, школьном и внешнем, которое проецируется главным образом через телевидение. Телевизор – это то, с чем большинство детей сталкивается в самом раннем возрасте. Во многих семьях он работает в фоновом режиме, и волны разного рода негативной информации так или иначе, но проникают в сознание ребенка.

Поэтому первое, что сегодня нужно делать, – это возвращаться к основам той системы воспитания, которая существовала в советское время. Думаю, что люди, которые сами росли и воспитывались в то время, меня хорошо поймут. Все они помнят очень добрые, положительные мультсериалы, помнят саму воспитательную систему, построенную на постулировании принципов товарищества, взаимной поддержки, солидарности, справедливости. Все это доносилось до подрастающего поколения в самых разных форматах – в детских книжках, тех же мультиках, телепередачах, и т.д. Возможно, это было несколько оторвано от реалий, которые были в обществе, но, по крайней мере, государство пыталось все это прививать. Сегодня же таких "прививок" мы не видим.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Рязанский: "Надо исходить из того, что первоисточник роста — это заработная плата, будет расти — будет расти и средняя пенсия. Сейчас при средней зарплате в 35 тыс. рублей можно рассчитывать на пенсию от 15 до 18 тыс. рублей соответственно. Чтобы иметь пенсию в 25 тыс. рублей, нужно исходить из зарплаты в 50 тыс. рублей".

Парламентарии комментируют

Индекс, показывающий, как россияне оценивают боеспособность российской армии, за 30 лет измерений достиг исторического максимума, свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Уверенность в боеспособности Вооруженных сил России растет все 30 лет наблюдений. В текущем году он достиг исторического максимума в 73 пункта.

Степан Киричук

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР

Россия проводит очень сдержанную, аккуратную, сверхтерпеливую, а может быть и правильно терпеливую, политику по отношению к Украине. Пример надо брать с нашего президента, как он себя ведет. А мы, граждане, должны создавать условия, чтобы быть мирными и дружелюбными

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.