У нас есть ряд объективных проблем и трудностей, но они преодолимы. Если бы нам еще не мешали и строили с нами взаимное партнерство, то все бы только выиграли

Церковь стала слишком большой и заметной – и в этом, наверное, ее слабое место. Исчезнуть в одночасье из медийного поля нам уже не удастся

сайт "Яблока"

Пиар-ход и популизм: парламентарии о предложении Явлинского перераспределить налоговые доходы в пользу МСУ

22.01.2018 17:26


Григорий Явлинский заявил, что партия "Яблоко" разработала законопроект, который резко повышает уровень финансирования МСУ. По его словам, все налоговые сборы предлагается разделить на три части (по 33,3%) между федеральным центром, бюджетами регионов и МСУ. Кроме того, муниципалитетам будет положена доля в 67% от сборов налогов на доходы физических лиц (НДФЛ, подоходный налог).

Именно на уровне "местного самоуправления складывается образ жизни, качество жизни людей", но сейчас МСУ "превратилось в фикцию", приводит мнение Явлинского "Коммерсант". В Москве же полномочия МСУ ограничены так, как ни в одном регионе. Советы муниципальных депутатов фактически могут лишь принимать отчеты различных районных структур, но не контролировать их, поскольку все они входят в систему исполнительной власти города.

Глава столичного района Якиманка Андрей Морев уверен, что МСУ нужны только полномочия, которые подкреплены финансово. Так, из 28 млрд руб., получаемых в Якиманке от НДФЛ, муниципальное собрание получило на реализацию своих полномочий только 14 млн руб., хотя Бюджетный кодекс дает на муниципальный уровень от 5% до 10% отчислений НДФЛ, то есть "в 10–20 раз больше, чем есть сейчас". Григорий Явлинский добавил, что "в Москве на муниципальный уровень уходит только 0,3% налоговых поступлений, хотя по стране — 6%".

"Даже стрижка газонов проводится только после специального распоряжения из департамента жилкомхоза мэрии", - сказала "Ъ" глава Гагаринского района Елена Русакова. Также не учитывается мнение депутатов по поводу "платных парковок".

"Треть всех налоговых доходов на МСУ — это справедливо",— считают в Общественной палате. Но, как сказал "Ъ" глава комиссии по территориальному развитию и МСУ ОП Андрей Максимов, поправки "может заблокировать губернаторский корпус, влияние которого на муниципальный уровень настолько жесткое, что вызывает беспокойство федерального центра".

Тема МСУ может повысить результат Явлинскому как кандидату в президенты, но только в Москве, считает глава правления Центра политических технологий Борис Макаренко.

Напомним, в сентябре 2017 года по итогам муниципальных выборов в Москве "Яблоко" (в коалиции с "Объединенными демократами" Дмитрия Гудкова) стало второй после "Единой России" партией по количеству районных депутатов (181 из 1,5 тыс.).


Как Вы относитесь к предложению Явлинского по перераспределению налоговых доходов в пользу МСУ? Как это может повлиять на выборную кампанию? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Степан Киричук

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР

22.01.2018 17:29

"Справедливо и правильно" ни по какой формуле налоги для местного самоуправления из федерального центра распределить невозможно. Причина очень проста: субъекты РФ, а их у нас 85, очень разные по экономическо-финансовому потенциалу. Например, 67% подоходного налога, которые Григорий Алексеевич предлагает отдавать муниципалитетам, для Ямало-Ненецкого и для Ханты-Мансийского округов – это очень излишне. Там очень высокие заработные платы, большой удельный вес этих заработных плат, и если им дать 67% НДФЛ, то и других налогов не понадобится, да и это будет лишним. А вот для таких субъектов, как, например, Адыгея, и 100% будет мало. Поэтому, если следовать предлагаемой Явлинским схеме перераспределения налоговых доходов, мы тем самым заложим своего рода конфликт.

Наше законодательство предполагает сбалансированность бюджетов, которая регулируется и федеральными, и региональными законами. Мы знаем, что сегодня субъект РФ может до 100% НДФЛ отдать местному самоуправлению. Пожалуйста, это его право. Важно, чтобы хватало денег на те полномочия, которые переданы органам МСУ. Вот в чем суть!

Предложение Явлинского – явно популистское, и всерьез я бы его не рассматривал. Не думаю, что оно может как-то повлиять на ту или иную предвыборную кампанию и добавить голосов партии "Яблоко".

Все должно быть индивидуально, а органы государственной власти субъектов федерации ответственны за сбалансированные бюджеты органов МСУ. И, на мой взгляд, нам необходимо усилить спрос с субъектов РФ за качественное формирование муниципальных бюджетов. Кроме того, нужно повысить ответственность Министерства финансов не только за федеральный бюджет, который оно исполняет и дополняет, кстати, очень хорошо, но и за региональные и муниципальные бюджеты. Оно принимает меры, и достаточно эффективные. Каждый год муниципальные бюджеты увеличиваются, и их потери по сравнению с потерями региональных и федерального бюджетов всегда менее существенны. Но конечно, муниципалам хотелось бы больше.

А экономисту Григорию Явлинскому я желаю вносить больше предложений не о том, как, что и между кем перераспределить, а о развитии экономики нашей страны, наших регионов.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

22.01.2018 17:29

Наверное, Явлинский подхватил идею, с которой выступил недавно на Гайдаровском форуме Силуанов, который говорил, что нам надо оптимизировать налоговое законодательство.

Я же считаю, что прежде всего нам нужно отказаться от действующего принципа формирования бюджета. Ведь по сути наш бюджет формируется не за счет доходов регионов, а за счет предприятий, зарегистрированных в соответствующих регионах. То есть у нас налоги платятся не там, где предприятие расположено, а там, где оно зарегистрировано. А зарегистрированы предприятия в Москве, поэтому все налоги идут в Москву, и регионам ничего не остается. Я согласен, что налоговые доходы нужно делить, но делить сейчас нечего, поскольку в регионах, в общем-то, ничего нет.

Поэтому надо прежде всего формировать бюджет по бюджетной обеспеченности на каждого человека и делить все поровну. Вот тогда Москва или тот же Ханты-Мансийск жировать не будут, а будут жить скромнее. Чем, допустим, виновата Калмыкия, что там не зарегистрировано ни одного нефтяного предприятия и она полностью на дотациях государства? А чем виноват Дагестан, где тоже нет никаких природных ресурсов, из-за чего он тоже на 100% на федеральном бюджете?

Так вот, нам надо все налоги консолидировать в одну кучу и делить по бюджетной обеспеченности на каждого человека. Все об этом подходе знают, и так было в советское время. Но на сегодня для удобства сделали так: где предприятие зарегистрировано, туда оно и платит налоги. Взять хотя бы мой округ - Астраханскую область. Там есть "Лукойл", есть "Газпром", но извините, в позапрошлом году область заняла первое место по бедности. А все потому, что и "Лукойл", и "Газпром" зарегистрированы в Москве и платят налоги в Москву.

Вот почему налоги должны уплачиваться по месту нахождения предприятия, а распределяться по нормам бюджетной обеспеченности. В этом случае мы сможем поделить их еще и между местным самоуправлением.

Инициатива Явлинского – не из тех, что может влиять на ход каких-либо выборов. Дело в том, что сама тема местного самоуправления от рядового избирателя далека. Глава администрации эту тему понимает, а рядовому гражданину откуда знать, как распределяются налоги, как действует Налоговый кодекс и т.д.? Он знает только, что бюджетные деньги часто разворовываются – и все. А вопросы, связанные с бюджетными и налоговыми маневрами, вряд ли могут как-то повлиять на выборы.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

22.01.2018 17:29

Мне кажется, Явлинскому и его соратникам по партии следовало бы посерьезнее подойти к такому законопроекту. Видимо, его в спешке какой-то готовили. И потом, что имеется в виду, чтобы все налоги делить на три части? А как же быть с НДС? Там же предусмотрены вычеты для экспортеров. И если, например, крупный экспортер будет зарегистрирован в органе местного самоуправления и одна треть НДС будет туда идти, то он не просто не будет туда платить, а МСУ ему еще и доплачивать все время придется. Так что НДС по такой схеме точно делить нельзя.

Можно, конечно, все что угодно предложить. Можно и 95% налоговых доходов передать на уровень МСУ. Но тогда придется и армию финансировать из местных бюджетов!

В отношении НДФЛ и налога на прибыль я согласен с предложенным подходом, но я думаю, действовать нужно поэтапно. Давайте вначале добьемся распределения налоговых доходов между федеральным центром и регионами хотя бы в пропорции 50 на 50. А регионы в рамках своих полномочий потом уже сами решат, сколько чего передавать МСУ. В соответствии с действующим законодательством у них есть такое право.

Я бы не стал слишком серьезно относиться к подобным инициативам и предполагать, что они смогут что-то поменять на выборах. Тем более что для большинства избирателей нет особой разницы, о каких бюджетных деньгах идет речь – федеральных, региональных или местных. Все то, что предлагается на выборах кандидатами, они оценивают в первую очередь с точки зрения своих собственных доходов, уровня своего собственного благосостояния.

Валерий Семенов

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

22.01.2018 17:29

Однозначно это пиар-ход, притом, по моему мнению, если не для президентской кампании, то на перспективу на выборы мэра столицы. Явно же не просто так выделена в этой теме Москва.

И я не согласен с предложением Явлинского. Хотя он считается хорошим экономистом, но его предложения всегда не были привязаны к сегодняшней жизни. В том числе и это. Потому что большинство муниципалитетов практически полностью не имеют доходов, а в большинстве своем доходы по НДФЛ – это доходы работников бюджетной сферы, и естественно они не перекроют потребности муниципалитетов.

Да, есть муниципалитеты самодостаточные, с профицитом бюджета, для многих даже отрицательный трансфер предусмотрен, но их мизер. И если изменить межбюджетные отношения, то многие муниципалитеты просто потеряют средства. Сегодня они получают субсидии, субвенции, дотации из регионального и федерального бюджета. Но при распределении по 33,3% будут пересмотрены и межбюджетные отношения, которые направлены как раз на то, чтобы поддержать не только МСУ, но и субъекты, которые не покрывают расходную часть по социальным статьям, ЖКХ и т.д.

Так что такой подход не имеет места быть. Это просто хороший пиар-ход, который, видимо, по мнению того же Явлинского должно подхватить МСУ. Не подхватят! Потому что руководители муниципалитетов, которые не имеют доходной базы, сами будут категорически против. Они реально понимают, что не выполнят всех расходных обязательств, которые предусмотрены законами.

У нас так устроено, что высокодоходные субъекты отдают большую часть в центр. Например, для моего Красноярского края было бы хорошо оставить налоги у себя, но мы же понимаем, что в других субъектах не даны природой такие полезные ископаемые, нет таких заводов и фабрик, которые появились здесь благодаря советскому периоду индустриализации. То есть возникнет диспропорция, другие регионы останутся без денег.

Да, нужно менять пропорции по налогам и стимулировать субъекты, которые зарабатывают деньги и дают основной фонд налогами в бюджет. Но это не тупое перераспределение налоговых поступлений. Должен быть индивидуальный, стимулирующий подход. А не так: вот, забирайте свои 33,3% и живите как хотите.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Средние розничные цены на бензин в первом квартале выросли по отношению к тому же периоду 2017-го на 6,2%, в то время как годовая инфляция составила 2,2%, а в первом квартале 2017-го она достигала 4,6%. Получается, что сейчас в отличие от первого квартала прошлого года бензин дорожает в среднем в три раза быстрее роста потребительских цен

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.

Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Республика Северная Осетия - Алания). Глава Республики Северная Осетия – Алания (2005-2015). Член Высшего совета партии «Единая Россия»