Священник Филипп Ильяшенко: Чтобы создать нового советского человека, необходимо было уничтожить старого

25.01.2018 13:04

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

Комментарий к статье Церковь и модернизация: Мнения священнослужителей

Я полностью разделяю точку зрения глубоко мною уважаемого Александра Владимировича. Действительно, Церковь по своей природе, призванию, сути глубоко консервативна и неизменна. Церковь – тело Христово.

Но в то же время мы понимаем: за 2000 лет существования и несмотря ни на какие потрясения она не только сохранилась как тело Христово – осталась тождественна сама себе, и прошла колоссальный путь развития литургического, обрядового и так далее. И в этом смысле говорить, что Церковь неизменна, было бы глубочайшей ошибкой. И, когда от Церкви этого ожидали или некоторые ее персоны старались угнаться за духом времени, это ничего, кроме бед разделений и страданий для нее, для церковного единства, не приносило.

Действительно: модернизация жизни России с начала советской эпохи была направлена, как и сказал Александр Щипков, на разрушение церковной и культурной традиции русского народа – чтобы им было легче манипулировать, управлять. Чтобы создать нового советского человека, необходимо было уничтожить старого, а также традицию – то, на чем стояла не только Россия как государство, но и русский человек как личность, как народ. Последствия этой работы мы сейчас и видим.

В российском варианте советская модернизация применительно к идеологии – это антицерковная, антиклерикальная политика, которая в окончательном варианте выглядела как физическое уничтожение людей за их убеждения по разным фальсифицированным обвинениям.

Что касается модернизации вообще, модернизация – это когда людоед начинает пользоваться вилкой. Но если он потом даже возьмет тарелку, столовый нож, людоедом он и останется. И когда мы слышим про модернизацию, глобализацию и подобные процессы, должны понимать – это фантики. Как бы нас не уверяли, что в них есть содержимое, это не так. И вот до тех пор, пока мы говорим о столовых приборах и салфетках и не говорим о личности человека, о его культуре, традициях, мы имеем дело с модернизаций в современном ее понимании: вилка должна быть двузубая, потом трезубая, потом шестизубая. И все эти перемены должны происходить быстрее – «догони меня, если сможешь». Но сути это не меняет.

Человеку в условиях консервативной жизни легче не потерять самого себя, а в условиях модернизации, особенно догоняющей, он гонится за внешним, зачастую теряя самого себя, но, быть может, приобретая дополнительный комфорт. Какова цена этого внешнего благополучия, стоит ли ее платить, решать нам. Мы – великая страна, у нас есть традиция, вера, великая национальная идея – православие. Нам есть, где черпать вдохновение, чтобы ответить на эти вопросы.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".