Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Священник Филипп Ильяшенко: Чтобы создать нового советского человека, необходимо было уничтожить старого

25.01.2018 13:04

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

Комментарий к статье Церковь и модернизация: Мнения священнослужителей

Я полностью разделяю точку зрения глубоко мною уважаемого Александра Владимировича. Действительно, Церковь по своей природе, призванию, сути глубоко консервативна и неизменна. Церковь – тело Христово.

Но в то же время мы понимаем: за 2000 лет существования и несмотря ни на какие потрясения она не только сохранилась как тело Христово – осталась тождественна сама себе, и прошла колоссальный путь развития литургического, обрядового и так далее. И в этом смысле говорить, что Церковь неизменна, было бы глубочайшей ошибкой. И, когда от Церкви этого ожидали или некоторые ее персоны старались угнаться за духом времени, это ничего, кроме бед разделений и страданий для нее, для церковного единства, не приносило.

Действительно: модернизация жизни России с начала советской эпохи была направлена, как и сказал Александр Щипков, на разрушение церковной и культурной традиции русского народа – чтобы им было легче манипулировать, управлять. Чтобы создать нового советского человека, необходимо было уничтожить старого, а также традицию – то, на чем стояла не только Россия как государство, но и русский человек как личность, как народ. Последствия этой работы мы сейчас и видим.

В российском варианте советская модернизация применительно к идеологии – это антицерковная, антиклерикальная политика, которая в окончательном варианте выглядела как физическое уничтожение людей за их убеждения по разным фальсифицированным обвинениям.

Что касается модернизации вообще, модернизация – это когда людоед начинает пользоваться вилкой. Но если он потом даже возьмет тарелку, столовый нож, людоедом он и останется. И когда мы слышим про модернизацию, глобализацию и подобные процессы, должны понимать – это фантики. Как бы нас не уверяли, что в них есть содержимое, это не так. И вот до тех пор, пока мы говорим о столовых приборах и салфетках и не говорим о личности человека, о его культуре, традициях, мы имеем дело с модернизаций в современном ее понимании: вилка должна быть двузубая, потом трезубая, потом шестизубая. И все эти перемены должны происходить быстрее – «догони меня, если сможешь». Но сути это не меняет.

Человеку в условиях консервативной жизни легче не потерять самого себя, а в условиях модернизации, особенно догоняющей, он гонится за внешним, зачастую теряя самого себя, но, быть может, приобретая дополнительный комфорт. Какова цена этого внешнего благополучия, стоит ли ее платить, решать нам. Мы – великая страна, у нас есть традиция, вера, великая национальная идея – православие. Нам есть, где черпать вдохновение, чтобы ответить на эти вопросы.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"В свое время Медведев как президент и как премьер-министр все сделал для того, чтобы позволить нашему олигархату для снижения русской рабочей силы «закачивать» в Россию огромные толпы мигрантов. Спохватились только тогда, когда «жареный петух клюнул», и появились уже целые районы, в том числе в Москве, где доля компактно проживающих мигрантов превышает 20%. А 20% - это уже когда люди навязывают свой образ жизни, не желают адаптироваться, и по сути дела становятся хозяевами ситуации..."

"Мы знаем, что президент уже услышал граждан, сказав, что необходимо разобраться с данной законодательной инициативой, и фактически отложив ее рассмотрение во втором чтении. А теперь еще и патриарх высказался. Мы должны с коронавирусом бороться, а не с гражданами, поэтому тут с патриархом трудно не согласиться..."

Такое впечатление, что либеральные страны Европы по-прежнему живут иллюзиями 80-х-90-х годов, когда они чувствовали себя в абсолютной безопасности, когда были ослаблены социальные противоречия, и можно было пользоваться очень широкими свободами, давая свободы и меньшинствам, в том числе национальным. Но ситуация изменилась, и меньшинства претендуют уже на свою долю власти и богатства. Они активно выступают против действующей системы политических, экономических и социальных отношений в этих ...