Из российской торговли необходимо вытеснять иностранных "монстров": парламентарии об угрозе исчезновения рынков

19.02.2018 10:50


Еще год или два - и в России вообще могут исчезнуть рынки, в том числе сельскохозяйственные, предупредил в интервью "Российской газете" статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Он привел данные Росстата, в соответствии с которыми сегодня на всю страну осталось немногим более тысячи рынков, что в пять раз меньше, чем 10 лет назад. Связано это с ужесточением законодательства. С 1 января 2013 года все рынки, кроме сельскохозяйственных, необходимо размещать в капитальных зданиях. В результате количество самых востребованных населением рынков - универсальных - в этот период сократилось почти втрое, с более чем двух тысяч до 800.

"Сценарий с исчезновением рынков станет катастрофой. Мы его даже не рассматриваем, поскольку уверены, что нам удастся претворить в жизнь наши предложения и создать необходимые условия для сохранения рынков и их дальнейшего развития", - сказал замминистра.

Он сообщил, что Минпромторг разрабатывает законопроект, который должен кардинально изменить ситуацию с рынками, чтобы сохранить и развивать этот "народный» сектор торговли. В частности, по словам Евтухова, предполагается "дать регионам право самим определять обязательность размещения рынков в капитальных зданиях, причем для всех типов рынков".


С чем Вы связываете столь существенное сокращение количества рынков в стране за последние 10 лет? Существуют ли на сегодня условия и возможности для сохранения и развития этого сектора торговли? – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к парламентариям.

Илья Осипов

член комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция «Единая Россия»

19.02.2018 10:52

Значение сельскохозяйственных и универсальных рынков нельзя недооценивать. Такие рынки обеспечивают прежде всего доступность для городских жителей фермерской продукции со всеми ее преимуществами. И резкое сокращение их количества за минувшие 10 лет, конечно, не может не огорчать. Честно говоря, даже странно слышать об этой проблеме из уст замминистра, ведь именно данное ведомство должно было контролировать развитие ситуации с рынками, чтобы не допустить такого существенного сокращения этого сектора торговли.

Развивать такую форму торговли необходимо еще и потому, что речь идет о малом предпринимательстве, о доступных для сельхозпроизводителей каналах реализации продукции, о минимизации посредников. Чем больше прибыли получает сельхозпроизводитель, тем лучшее качество продукции будет получать в свою очередь потребитель.

В чем причина обозначенной проблемы? Мы с вами уже говорили, что возможности у малого и крупного бизнеса очень разнятся. И когда к торговцу на рынке или к маленькому магазину мы предъявляем требования те же самые, что и к широкой торговой сети, - это неправильно. Здесь нужно искать компромиссное решение, которое с одной стороны не будет ставить под угрозу права потребителя и гарантирует ему хорошее качество продукции, а с другой стороны снимет все излишние административные и налоговые барьеры для мелких товаропроизводителей.

Мне кажется, стоит обратить очень серьезное внимание на то, как организованы рынки и ярмарки в Западной Европе. Уж на что там развита сетевая торговля, тем не менее, даже в самые маленькие города раз в неделю приезжают небольшие продовольственные ярмарки, благодаря которым мелкие сельхозпроизводители получают возможность предложить свою продукцию. Такие ярмарки в рамках одного региона перемещаются с место на место, у них есть официальные точки торговли, надежные поставщики, соблюдены все санитарные требования. При этом очень важно, что муниципальные власти идут им навстречу, оказывают всяческое содействие в организации.

На мой взгляд, и у нас будущее не за рынками образца 70-х-80-х годов прошлого столетия, а за такими вот передвижными ярмарками, основанными на совершенно другом, более рациональном и эффективном подходе.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

19.02.2018 10:52

Проблема эта очень застарелая. Дело в том, что в 90-х годах, когда пришла рыночная экономика, рынки расплодились у нас повсюду, и их стало более 7 тысяч. Потом, когда пошла борьба с нелегальной торговлей, начали закрывать сначала промтоварные рынки, а потом и продовольственные тоже. Таким образом, где-то к 2006 году рынков у нас осталось, по-моему, 3600. А уже позднее, когда нашу торговлю начали захватывать иностранные торговые сети, то за взятки чиновники начали писать закон о том, чтобы все рынки были отправлены в стационарные помещения. Рынки все позакрывали, а денег на стационарные рынки у городов, поселков и сел не нашлось, потому что требовалось не только их построить, но и оборудовать водопроводом, канализацией, отоплением и т.д.

В результате остались только 800 рынков. И сходите посмотрите, кто сегодня хозяева этих рынков. Азербайджанцы! И проводят они свою политику, т.е. берут всю продукцию в основном из Азербайджана, а у наших сельхозпроизводителей если и берут, то по самой дешевой цене.

Но главная проблема в том, что на сегодняшний день 82% торговли принадлежит иностранным торговым компаниям. Почему у нас не идет импортозамещение? Потому что оптовая и розничная торговля вся находится в руках иностранных инвесторов. И они под разными предлогами отказываются торговать многими нашими промышленными и сельскохозяйственными товарами.

Помните, в прошлом году Собянин экскаваторами сносил магазины? И это были отечественные магазины, торговавшие отечественными продуктами! А ярмарки выходного дня почему стали исчезать в столице? Видимо, иностранные торговые сети добились, чтобы в Москве вообще отечественной торговли не было.

Так вот, если мы не национализируем торговлю или не создадим свою, отечественную торговую сеть, у нас вообще не останется никакой промышленности. Ведь производить и не продавать – это вопреки всем законам экономической логики.

Поэтому нужно развивать и потребкооперацию, и рынки, как колхозные, так и промтоварные, нужно развивать сеть магазинов, как потребкооперации, так и государственной торговли. Необходимо вытеснять всех этих иностранных "монстров", чтобы через наши торговые сети реализовывались преимущественно наши товары.

Степан Киричук

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР

19.02.2018 10:52

Я пользуюсь рынками в Тюмени, а в Москве хожу на Кунцевский. Да, они в капитальных зданиях. В нашей области очень хорошие рынки, и я не вижу огромных очередей там или же неудобства для жителей. Прекрасно построенные и сделанные здания, ассортимент и выбор там замечательный.

А если замминистра переживает за те рынки, которые не отвечали санитарным условиям и располагались, где хотели, на любой пустой площади, то это напрасно. На любой территории, где при сегодняшнем действующем законодательстве есть настоящий губернатор и главы муниципальных образований, а не числящиеся губернаторами и мэрами люди, полный порядок на рынках, и их предостаточно.

Если кому-то кажется, в том числе и Виктору Евтухову, что мешает федеральное законодательство, то я не против, давайте посмотрим. Знаю, он очень вдумчивый человек. Но если он работал не только в теории, но и на практике, то должен знать, что практика применения должна быть выгодной для населения.

Для Тюменской области эта проблема неактуальна. Но раз замминистра так говорит, видимо, где-то проблема есть? Только на данные Росстата полагаться я бы не стал, доверять ему сегодня нужно с осторожностью. Это очень сложная теоретическая контора. Им бы надо давно преобразоваться и посмотреть на реальность.

Так что я не вижу проблемы, будто мы останемся без рынков или будто надо что-то менять, но готов обсудить этот вопрос. Мне представляется, что проблема в некомпетентности руководителей на местах. Очень много сегодня теоретиков на этой работе. Им это мешает принимать реальное практикоориентированное решение. Может, они сами довели в каких-то регионах до такой проблемы.

Ирина Гехт

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (Челябинская область)

19.02.2018 10:52

Если вспомним события 20-летней давности, то попасть на сельскохозяйственный рынок мог любой фермер, любое личное подсобное хозяйство, арендовав часть прилавка и торгуя своей продукцией. А в начале 2000-х ситуация начала меняться, появились перекупщики, и простым крестьянам на рынки попасть стало сложно. Потом на определенном этапе произошло сокращение производства сельскохозяйственной продукции, это привело к тому, что количество рынков начало уменьшаться.

Сейчас, когда мы говорим о необходимости роста подсобных и фермерских хозяйств, то сельскохозяйственные рынки – это возможность для них получить доступ к прилавкам, продавать излишки продукции, и это востребовано населением. У нас в всегда считалось, что продукция на рынке более свежая и качественная. И вот позиция Евтухова уже менее жесткая. Ведь изначально говорили о том, что надо убрать понятие "сельскохозяйственный рынок" и не проводить никакой градации. Но надо иметь в виду, что у нас аграрная страна, много отдаленных территорий. Сельскохозяйственный рынок – это возможность для многих крестьян продать свою продукцию.

Но, если честно, я слабо верю в развитие рынков, потому что Минпромторг занимает позицию представителей крупных сетей, и в вопросах внутренней продовольственной помощи там придерживаются принципиальной позиции централизации торговли, то есть через сетевые магазины. Но идти по европейскому пути не совсем правильно, потому что у нас другие условия и большая страна. И Минсельхоз тоже высказал свои опасения и предложения. Надеюсь, совместными усилиями все же это будет доработано и будет сохранена форма торговли в виде сельскохозяйственного рынка. Может, появятся преференции для фермеров, которые торгуют собственной продукцией.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Медведев: "Даже в таких условиях главная задача сейчас – обеспечить достижение целей национального развития. Эти цели определены в указе от 7 мая 2018 года. Важнейшая из них – увеличение реальных доходов граждан нашей страны, рост пенсий выше инфляции и устойчивый экономический рост"

Нарушением КоАП считается «пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде».

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.