Любое лекарство – все равно что алкоголь или наркотик, крайне опасная вещь. Не надо доверять рекламе с волшебными мазями и таблетками, потому что это может быть смертельно опасно

Мы честно и безвозмездно помогаем побеждать врагов, и у нас это получается. Мы – третий Рим, мы призваны не только себя спасти, но и все человечество

Основы семейной этики в школе: Мнения священнослужителей

02.04.2018 09:12


Основы семейной этики необходимо включить в курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России", который целесообразно расширить и преподавать в школах с пятого по девятый классы, считает председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Он отметил, что для подрастающего поколения, в первую очередь, важно узнавать о нравственных основах семейной жизни. Иерарх обратил внимание на то, что нынешний курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), который читается в средних учебных заведениях, рассчитан всего на один учебный год и длится лишь один час в неделю.

Отметим, что введение даже такого курса вызвало множество протестов, а жалобы на ограничение выбора из предложенных модулей раздаются до сих пор.

"Расширение курса "Основы религиозных культур и светской этики" с пятого по девятый класс – я думаю, это та необходимость, которая сегодня действительно назрела. Сейчас предлагается, чтобы этот курс назывался "Основы духовно-нравственной культуры народов России", – добавил глава ОВЦС.

По словам митрополита Илариона, школа должна давать детям не только образование, но и воспитание. "Помимо тех предметов, которые изучаются в школе, самое главное – чтобы школьники за время своего обучения поняли, зачем они живут, в чем смысл жизни и на какие духовно-нравственные ценности они смогут опираться в своей жизни", — отметил он.

«Как вы относитесь к идее введения курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России"? За счет каких часов предметов его следует вводить? Не вызовет ли он неприятия у школьников – как сейчас многие рассказывают, что уроки литературы отбили у них охоту читать классику?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

02.04.2018 09:35

Священноначалие нашей Церкви всегда обращает внимание на злободневные вопросы. Недавно я узнал данные по разводам и бракосочетаниям в нашем районе – почти сколько браков зарегистрировано, столько и расторгнуто. Эта весьма печальная статистика наталкивает на мысль, что нужно что-то предпринимать.

Получается, учить детей некому – раз нет самой семьи, где ребенок может получить информацию, как строить взаимоотношения супругам. Но в одном я с владыкой не соглашусь: учитель этому даже при всем желании научить не сможет. Такие вещи постигают только в семье. Невозможно все это перекинуть на школу. Думаю, даже духовно-нравственное воспитание, в большей степени – задача самой семьи.

А предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который владыка предлагает ввести, можно сказать, уже преподают у нас в Оренбургской области; есть и наработки.

Действительно, хорошо бы преподавать его не только в четвертом классе, но и до девятого, чтобы раз в неделю ребята знакомились с основами духовной жизни. Но возникает вопрос: «А за счет каких предметов»? Наши дети и так сейчас заняты и перегружены. Поэтому я бы пока воздержался и не предлагал вводить этот предмет: все-таки этими проблемами должна заниматься семья.

Мы можем попробовать ей помочь, быть может, через воскресную школу, проповеди, беседы, встречи на классных часах, но дополнительно нагружать детей, думаю, не следует – это может вызвать отторжение.

А в школе учить этим ценностям через, литературу, через какие-то исторические факты – как это и было раньше в нормальной школе.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

02.04.2018 09:33

Полагаю, вопрос, который поднимает митрополит Иларион, актуален – никакие экономические или социальные достижения, никакое супероружие не помогут стране, которая не сумеет воспитать нравственность в детях – своих будущих гражданах.

Нельзя отрицать: сегодня семья как явление, как институт, фактически не существует на уровне государственной политики, некоего нравственного понятия. Семья как некий институт, где можно делить, перераспределять собственность, наследство, получать пособия – да, пожалуйста. Как союз любви, тайна любви – увы. Но очевидно, что этот вопрос волнует Церковь, и конечно, беспокоит государство.

Послушайте выступления нашего президента, посвященные проблемам демографии, и отдельные его замечания в тех или иных ситуациях. Однозначно можно сказать: это проблема, которую государственные мужи осознают. И потому вопрос воспитания нравственного чувства, сохранения его, – комплексный.

Но говорить, что мы сейчас научим нравственности, наверное, не совсем правильно. Нравственность можно показать, и настоящий пример захватывает, зовет за собой, приводит к желанию ему следовать.

Современная молодежь, начиная с 90-х годов, – обманутое поколение, которому сказали: все, что приятно, естественно, удобно, – нравственно. Это тождественные понятия. Если у тебя есть некие желания, следуй им, и это будет вполне нравственно, так как естественно. Нужно сохранять только некую обертку благопристойности, да и то в последнее время мы видим, как эту обертку срывают и раздирают в клочья в развитых странах.

Поэтому заниматься этим вопросом нужно на всех уровнях, начиная с детского сада, школы. Конечно, нельзя забывать и о средствах массовой информации. Что угодно можно преподавать в школе, но если по любому каналу смакуется безнравственность, мерзость, извращение, что мы хотим получить? Неужели мы думаем, что урок раз в неделю (пускай и не в течение года, а восьми или больше лет) решит эту проблему? Конечно, нет. Но начинать, безусловно, нужно, и очень хорошо, что за отправную точку принимается одна из основных вещей гражданского общества – школа.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

02.04.2018 09:31

Волков бояться – в лес не ходить. Любые нововведения вызывают у людей настороженность – а значит, нужно им объяснять, для чего это нужно.

На мой взгляд, кроме уроков духовно-нравственной культуры народов России необходимы уроки критического осмысления действительности. Мы живем в эпоху информационных вбросов, фейков, непроверенной информации, которая распространяется по месседжерам и социальным сетям со скоростью пожара. Я сейчас занимаюсь с ребятами из православного подросткового клуба. Бывает, они прочитают какую-то новость, и верят ей. Начинаешь проверять – она не соответствует действительности. Всю информацию, которую мы сегодня получаем, нужно перепроверять. Мы живем в сложном мире, и без духовно-нравственных ориентиров и критического осмысления действительности детям не обойтись. Наш мир, увы, безнравственный и местами лживый. Сегодня с экранов телевизоров откровенную ложь говорят лидеры стран, - что уж говорить об информации, которая гуляет по соцсетям?

У нас в клубе занимаются дети с 12 по 15 лет, и их родители стоят перед серьезной проблемой – интернет. Сейчас с телефона ребенок может зайти в сеть и увидеть информацию, которая по возрасту ему не подходит. Ребенку, который не различает добро и зло, попасться в эти сети легко.

Поэтому, думаю, детям такие уроки не повредят. Тем более что «Основы православной культуры…», которые я факультативно преподаю в одной из частных школ города, – культурологический проект. Там не учат детей молиться, не тащат на богослужения и так далее. Ребенок знакомится с основами главных религий мира, и в этом не может ничего плохого.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

02.04.2018 09:28

Раз уже в нашем современном российском обществе в семьях почти прекратили заниматься воспитанием детей, многие отдают это на откуп СМИ, или считают, что воспитанием детей должна заниматься школа (чего все предыдущие годы после краха Советского Союза не было), идея владыки кажется интересной и своевременной. И, конечно, необходимо этот курс – «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – составить всем сообща: педагогам, ученым, докторам и профессорам – чтобы он был общепризнанным.

И мне кажется, особая роль в нем должна быть все-таки отведена православию, дающему ориентиры и ценности, которые разделяла и исповедовала основная часть населения нашей страны. Конечно, в этом курсе также должны содержаться основные сведения об исламе, буддизме и других традиционных религиях народов, населяющих Российскую Федерацию.

Немаловажно и то, кто будет преподавать такой курс – это должны быть люди, любящие свой предмет, не пропагандисты или проповедники. Нужно, чтобы дети и подростки, знакомясь с религиями и духовно-нравственными ценностями, могли иметь о них хотя бы поверхностное представление. И, если они потом пожелают изучать какую-то религию дальше, будут знать, как к этому подойти.

Такой курс мог бы позволить развеять какие-то суеверия, ложные представления о религии, потому что сейчас нередко из уст вроде бы образованных людей, публичных деятелей слышны в адрес Церкви всякие глупости, несуразности.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

02.04.2018 09:26

Идею я поддерживаю. Боле того, я и сам не единожды высказывался на этот счет. Обучению детей основам семейной жизни сейчас уделяется мало внимания. Раньше у нас бабушки и дедушки воспитывали младшее поколение. Был другой семейный уклад. Потом началась урбанизация, люди уехали в города и там начали обустраивать свою жизнь самостоятельно. Они оказались оторваны от корней – нет рядом дедушек и бабушек, нет той системы жизни и ценностей, которая складывалась и работала веками. Некому стало подсказывать молодежи, как правильно выстраивать свою жизнь. А школа занималась исключительно уроками, как и университет. Да, проводят «классные часы» иногда на тему нравственности и семейной жизни, но этого мало. Надо регулярно и повсеместно, и чтобы были учебники с конкретными примерами.

Президент говорит, что нужен технологический рывок, это все хорошо, но страна должна быть крепка в первую очередь ценностями, традициями, семьями. И я полностью согласен с владыкой, он предлагает очень правильную идею. Конечно, в этом контексте надо учитывать наш многонациональный народ, использовать примеры наших культур и традиций.

Дети сегодня в школах загружены зазубриванием теорем и формул. Уверен, живое человеческое общение будет им только приятно. Когда учитель с ними разговаривает о житейских примерах, это уже не просто урок, на котором строго спросят домашнее задание, тут будут душевные разговоры, дискуссии и поиск себя. Это наверняка будет нравиться детям.

Фатых-хазрат Гарифуллин

полномочный представитель Верховного муфтия Духовного управления мусульман Азиатской части России

02.04.2018 09:18

В школах у детей действительно большие нагрузки, им постоянно пытаются ввести какие-то новые курсы. Но изучать нравственные основы семейной жизни не менее важно, чем, например, точные науки. Девочки – будущие матери и жены, а мальчики – опора и защита семьи. Как они должны готовиться к этой семейной жизни? Так что такой курс будет очень полезным. Тем более демография призывает относиться к этому вопросу очень серьезно.

Банально, но семья – это ячейка общества. И если в нашей стране будут хорошие и крепкие семьи, где рождаются здоровые дети и получают здоровое воспитание, значит, наша великая Россия будет процветать. А если семьи распадаются, дети не получают достойного образования и хорошего воспитания, тогда ни на что надеяться не следует.

Хорошо бы использовать на уроках примеры отличных семей, ученикам это будет интересно и полезно. Причем примеры можно брать из жизни конкретного класса, где и проводится урок. Всегда же найдется такая отличная семья, которая может быть образцом для других. Просто у нас не принято, почему-то, говорить об этом, а зря. Благодаря такому в школах будут проходить не сухие уроки, а живые, и дети будут с удовольствием ходить в школу, им будет к чему стремиться.

Семен Лившиц

Председатель региональной общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Орловской области"

02.04.2018 09:17

Я сам в школе преподавал этику и психологию семейной жизни час в неделю в 10 классе (в советской школе). Ее преподавали люди разных профессий (я, например, был учителем географии). А еще – учителя истории, литературы и русского языка, физики, у которых не хватало часов.

Я заканчивал медучилище, и это мне помогало на уроках. А литераторы опирались на произведения классиков: Толстого, Тургенева. Историки – на исторические сведения. К тому же сейчас, когда школьная программа перегружена, тяжело найти время, и это дополнительная нагрузка.

И потом, кто будет вести эти уроки? Подготовленные люди? А кто их будет готовить? Специалистов на сегодняшний день в этом направлении, как я понимаю, не существует, их нужно готовить. Если начать в этом году, через пять лет предмет может войти в программу – если, конечно, за это время его не передумают вводить.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Военнослужащие обстреляли объекты гражданской инфраструктуры в селе Саханка самопровозглашенной Донецкой народной республики и в Киевском районе Донецка. Пострадали трое мирных жителей.

Происшествия на национальной почве

Около 20 иностранных граждан, содержащихся в трех комнатах на первом этаже, забаррикадировались в помещении, жгли матрацы, разбили несколько камер видеонаблюдения. Основным требованием было улучшение условий содержания и скорейшая депортация на родину.

По завершении рабочей программы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Путин посетил мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в Тверской области. Президент присутствовал на литургии по случаю праздника Крещения Господня, а также поучаствовал в крещенских купаниях.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".