«Волгоцеммаш» в овечьей шкуре
02.04.2018 16:01
Если верить официальному сайту, то ОАО «Волгоцеммаш», входящее в группу «Тольяттиазот», производит широкий спектр оборудования для цементной промышленности: вращающиеся печи, трубные мельницы, дробилки, сушильные барабаны и т.д.
А вот в реальной жизни все не так однозначно. Например, по оценке совета директоров, чистый убыток за 2016 год составил 229,479 миллиона рублей.
И все же владельцы ОАО «Тольяттиазот» не закрывают хронически убыточное предприятие, хотя большой вопрос, имеет ли «Волгоцеммаш» шансы на выживание без полной модернизации и реорганизации.
Вот лишь несколько цифр(данные “Спарк-Интерфакс”), характеризующих деятельность «Волгоцеммаша»:
- более 800 миллионов рублей – операционный убыток за период 2013-2017 гг.;
- Фонд оплаты труда в размере 350 миллионов (средняя зарплата – около 20 тысяч) – это половина средней выручки в размере 700 миллионов рублей;
- 600 тысяч рублей / год – объемы выпуска продукции в пересчете на одного сотрудника, что в три раза ниже, чем средний показатель по цементной промышленности;
- 8 миллиардов рублей – столько составил совокупный долг предприятия на 31 декабря 2016 года;
- 2 миллиарда рублей – рабочая кредиторская задолженность.
- т.е. 10 миллиардов рублей – это суммарная задолженность «Волгоцеммаша»;
- 180 миллионов рублей – это отрицательный показатель EBITDA (т.е. доналоговая прибыль – объем прибыли до вычета налогов и других расходов).
С 2015 по 2017 гг. МЧС, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Ространснадзор и другие ведомства провели около 40 плановых и внеплановых проверок «Волгоцеммаша». По итогам более 20 проверок зафиксировали нарушения, в том числе повторные.
Зачем же собственникам такое предприятие? Возможно потому, что в экономической модели семьи Махлай, «Волгоцеммаш» может играть важнейшую роль.
По данным бухгалтерской отчетности, с 2013 по 2017 годы владельцы «Тольяттиазота» вложили в «Волгоцеммаш» в сумме более 3, 5 миллиарда рублей. В основном, речь о долговом финансировании, полученном от аффилированных лиц.
3,5 миллиарда – это выручка «Волгоцеммаша» за 5 лет работы. Если бы в «Волгоцеммаш» действительно вложили 3, 5 миллиарда реальных денег, то сегодня на месте завода было бы современное производство, а на деле предприятие, как работало с отрицательной рентабельностью, так и работает.
Загадка «Волгоцеммаша» объяняется просто. Сергей и Владимир Махлай - собственники «Тольяттиазота» - находятся в федеральном и международном розыске за хищения и отмывание денег в особо крупных размерах.
Семья Махлай как бенефициары группы сегодня проходят в качестве главного фигуранта расследования, которое ведет центральный аппарат Следственного комитета РФ. Речь о стандартной схеме – продукция «Тольяттиазота» продавалась за рубеж ниже рыночной стоимости, там фирма-прокладка продавала ее по цене рынка, а разницу перечисляла в офшоры. Плюс ко всему, так собственники «Тольяттиазота» экономят еще и на уплате налогов в бюджет РФ. Вместе с ними в розыск были объявлены:
- бывший гендиректор «Тольяттиазота» Е. Королев;
- граждане Швейцарии Андреас Циви и Берт Рупрехт – зиц-председатели Nitrochem Distribution AG, которые закупали продукцию ниже рыночной цены, а затем продают за реальную стоимость.
По ходатайству СК РФ, акции и имущество «Тольяттиазота» арестованы, поэтому с 2013 года традиционный канал вывода денег с предприятия заблокирован. Интересное совпадение – сразу после этого семья Махлай начинает активно привлекать средства для модернизации «Волгоцеммаша», а за рубеж якобы на закупку дорогостоящего оборудования переводятся сотни миллионов долларов.
На цементное производство вроде бы идут миллиарды рублей инвестиций. Например, с 2013 года звучат амбициозные планы по «модернизации» металлургического производства.
Но на деле, как рассказывают рабочие «Волгоцеммаша», часть закупленного оборудования поставщики не поставили, а другую партию до сих пор не смонтировали, поэтому оно так и стоит на территории в транспортных контейнерах, постепенно приходя в негодность. Так куда тратятся миллиарды?
Если анализировать финансовую сторону «модернизации», то картина выглядит так. Сначала владельцы заявляют о модернизации стоимостью 300 миллионов долларов. Затем перечисляют деньги на закупку оборудования за рубеж – но не 300, а меньше 50 миллионов. Разница по дорожке, проторенной гражданами Циви и Рупрехтом, идет в офшоры, а частично возвращается в Россию в виде налички для «решения вопросов».
50 миллионов – это менее 20 % от всей суммы, что владельцы могут воспринимать как стоимость схемы по «транзиту» и «обналичке» денег за границей. В принципе, нормальная цена в нынешней ситуации, когда «Тольяттиазот» находится под прицелом правоохранителей.
Впрочем, с недавних пор МВД России активно интересуется и «программой модернизации», оформив свой интерес в виде уголовного дела, по которому проходят неустановленные пока лица из числа топ-менеджмента и владельцев. Следствие изучает несколько схем по закупке оборудования, когда деньги ушли за границу, но закупленное оборудование так и не появилось на заводе.
Следствие подозревает, что собственники «Волгоцеммаша» в сговоре с руководством компании «Премиум Инжиниринг» перечислили фирмам-однодневкам несколько миллионов долларов, а еще десятки миллионов ушли в офшоры через ПИ по поддельным документам.
На данный момент компания «Премиум Инжиниринг» уже признана банкротом – сработала стандартная схема «иск от аффилированной структуры».
Нерентабельное предприятие «Волгоцеммаш» на самом деле превратили в новое финансовое сердце, перекачивающее за границу сотни миллионов долларов, заработанные «Тольяттиазотом»?
Александр Красильников