Борьба с коррупцией в России напоминает спортивную рыбалку: поймали, посчитали, взвесили и отпустили. Одним словом, идет имитация кипучей деятельности

Один раз попался на камеру, и ты уже подозреваемый, второй раз попался, и ты политический заключенный

Священнослужители о секулярном сознании и чувствах верующих

04.04.2018 08:36


Режиссер, председатель «Русского художественного союза» Эдуард Бояков в эфире телеканала «Спас» отметил, что, с одной стороны, в наши дни все больше людей заявляет о своей религиозной принадлежности, а с другой — в московской богемной среде по-прежнему преобладает мнение, что говорить о вере «не надо», потому что это — «интимное, частное дело». «Что за глупость? Почему "не надо"? Как это "не надо"? Наоборот, мое заявление очень громкое: я неофит, я христианин, я раб Божий. А после этого, сказав, что я христианин, я говорю — я отец, я сын, я муж», — подчеркнул Э. Бояков.

Кроме того, гость студии указал на необходимость уважения религиозных чувств верующих: «Словосочетание "оскорбление чувств верующих" употребляется, как минимум, с сарказмом. Хочется сообщить. И мы с товарищами в Русском художественном союзе об этом говорим. С близкими друзьями об этом говорим. Да, надо напоминать, что действительно у верующих, у нас есть чувства. Ребята, ну разрешите нам тоже иметь эти чувства. Мы же не роботы какие-то», — заявил он.

Э. Бояков призвал противостоять секулярному сознанию, преодолевая антихристианские тенденции в медийном пространстве. «Что нам делать? Ответ — не соглашаться, противостоять. И работать локтями мы тоже должны. Мы должны отвоевывать это пространство. Рекламно-семиотическое, билбордовое… Мы не уходим в монастыри, мы живем здесь, мы живем в этом городе, мы живем в миру. Значит, мы должны на этом языке нести ту целостность святой вести, мы должны служить святости, мы должны служить идее обожения бескомпромиссно», — добавил он.

«Я замечаю процесс, который меня очень радует. Я замечаю возникновение таких связей между людьми в сегодняшнем обществе, которые основаны на христианстве… Дай Бог, мы имеем сейчас ситуацию начала такой волны, которая действительно может оказаться второй волной после воцерковления, которое было в Перестройку, в 80-90-х годах», — заключил Э. Бояков.

«Насколько обоснованы, на ваш взгляд, слова о «второй волне воцерковления» - замечаете ли вы ее признаки? Каким образом христианская интеллигенция может отвоевывать семиотическое пространство? Уместно ли христианину «работать локтями»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

04.04.2018 09:10

Ставить цели исполнения евангельских заповедей и свидетельствовать об этом в открытую христианину лишним не будет. Святой апостол Петр говорит: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением», и это свидетельство должно быть прямым, активным, недвусмысленным. Христианину чего-либо бояться тут совершенно не надо. Надо быть вооруженным верой во Христа, ибо, как говорит апостол, «нет другого имени спасительного под солнцем, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».

О «второй волне воцерковления» объективно судить сегодня не так просто. Для этого нужно временнóе расстояние, чтобы оценить наплыв или заметное количество народа в церкви. Я бы не сказал, что вообще с 90-х годов были серьезные провалы в посещаемости храмов. Единственное отличие: сейчас появляются люди вполне зрелые. Если в 90-е волна была массовая, то сейчас у меня ощущение, что больше приходит людей с более сознательным отношением, сформировавшиеся, с выстраданной верой. Одна только проблема была, есть и будет – это молодежь. Поскольку притока молодежи в Церковь мы сейчас не видим, это значит, что у нас будут серьезные кадровые проблемы в будущем.

А по поводу медиапространства вопрос спорный. Рекламно-билбордовый вопрос надо решать не на уровне одного человека. Тут должны быть соборные коллективные решения: насколько приемлем тот или иной вариант рекламы. Конечно, в современном мире информации и мобильности нужны и соответствующие формы проповеди и миссионерства. И они должны всерьез вырабатываться, а не спонтанно применяться.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

04.04.2018 09:08

Я тоже долго думал, как назвать то, что сейчас наблюдаю. Режиссер Эдуард Бояков помог мне это сформулировать. Действительно, мы сейчас наблюдаем вторую волну воцерковления после перестройки – в храмах очень много молодых людей, многие из них с университетским образованием.

И я действительно чувствую патриотический, религиозный подъем в нашей стране. Он ярко характеризует изменения в сознании людей. Я помню перестроечное время, когда я сам только начал ходить в храм – чувствовалось, что многие приходят туда только из любопытства. Сейчас человек приходит после серьезных раздумий, после изучения православия, соответствующей литературы. Люди приходят подготовленными к общению с Богом. Для них это уже не просто осознание чего-то нового, но тот стержень, который они приобрели. И теперь им хочется, чтобы душа наполнилась общением с Богом, а без Церкви, конечно, это невозможно. Так что уважаемый режиссер правильно подметил этот процесс.

Другой момент, который заметил я – в Церковь приходят совсем юные люди, 10-12- летние. Ко мне, например, на каждую службу ездит из соседней деревни за 25 километров двенадцатилетний мальчик. Я поражаюсь его упорству. Это пробуждение детской души, радость богообщения, которая возможна только для детского сознания. И мы наблюдаем сейчас огромную палитру чувств и смыслов, которая приводит человека в Церковь.

А что касается «работы локтями» – быть может, автор просто выбрал не совсем удачное определение. Современный христианин действительно должен заявлять о своем мироощущении – аргументировано, четко, внятно. Я думаю, именно это автор имел в виду. Конечно, кулаками мы махать ни в коем случае не будем – это не наш метод, но рассказывать о своем учении, показывать его делами мы должны, потому что секулярный мир как раковая опухоль пытается захлестнуть своими метастазами весь организм общества, а это разрушительно, так как отделяет человека от Бога. И христианин, особенно интеллигентный, обладающий даром слова, может многое: помочь сомневающимся, тем, кто поддался на сиюминутные уговоры. В этом плане роль интеллигенции очень велика. Так что «вторая волна», думаю, скоро поднимется еще выше. И это замечательно.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

04.04.2018 09:06

Говорить о каких-то волнах можно спустя столетия. А сейчас нужно быть сверпроницательным человеком, чтобы уметь отделять одни исторические периоды от других.

Мы действительно живем в новом мире, в котором перемены происходят стремительно, не захватывая при этом все общество, а вырывая из него какие-то отдельные элементы, и между этими общественными структурами, безусловно, создается напряжение. Оно не может не выражаться в каких-то положительных или отрицательных моментах.

Положительных в качестве такого общественного договора, который устанавливается в обществе и принимается всеми, где фиксируются определенные нормы поведения. Отрицательного – когда люди берут палки или камни и начинают доказывать свою правоту, вытесняя из своей жизни себе неугодных. И в этом смысле, конечно, нужно быть чутким, чтобы понимать, в какой ты сейчас находишься среде – которая тебя выталкивает и ты должен как-то сопротивляться, либо в той, что готова с тобой договариваться. А готов ли к такому договору, к диалогу ты?

Поэтому нужно поднимать эти вопросы, выяснять точки зрения, и, понимая, кто их поддерживает, адекватно оценивать свои силы. Но точно не для того, чтобы локтями расталкивать неугодных, а чтобы брать на себя немощи немощных – тех слабых остальных. Это то, чему учил нас Христос, который говорил, что нужно не себе угождать, но ближнему. И это, наверное, будет действительно понятный христианский путь. Хорошо, если по нему пойдут люди, и совсем не хочется, чтобы он расценивался как объявление войны обществу – тем более, каким-то конкретным персонам.

Но, безусловно, возвышать свой голос, иметь внятную и твердую позицию – это традиция Церкви, ее тысячелетиями отработанное настоящее оружие. В этом ее сила, а не в локтях.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

04.04.2018 08:59

В 80-90-е годы был большой приток людей в Церковь, а сейчас те, кто воцерковляется, идут туда осознанно. Часто это бывает обусловлено каким-то жизненным опытом. Это, и переоценка ценностей, приводит человека в Церковь. И это хорошо.

Локтями ничего отвоевывать не нужно – режиссер просто неудачно выразился. Да, Церковь должна говорить открыто, не бояться этого в открытом пространстве, в общественной жизни. И сейчас голос Церкви звучит громко. Но, конечно, я согласен с мнением Эдуарда Боякова: воцерковленным верующим не нужно скрывать свои взгляды - вера человека, его убеждения распространяются не только на узкую область личных переживаний. Это более серьезно и затрагивает разные стороны жизни человека. Но «работать локтями», безусловно, не стоит – нас и Евангелие так жить не учит.

А интеллигенты, я думаю, тем более будут стараться решать проблемы в форме диалога. Нам нужно настраиваться на диалог – в том числе с людьми других взглядов, неверующими. Это, на мой взгляд, наиболее правильная сейчас позиция для верующих. И не хотелось бы, чтобы это переходило в оскорбления. Но если человека оскорбляют за его убеждения, конечно, он должен такое пресекать.

Иерей Святослав Шевченко

Председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии

04.04.2018 08:56

Если первая волна интереса к православию проходила под знаком количества, то вторая проходит под знаком качества.

90-е годы были ознаменованы политическими, экономическими, социальными потрясениями, а на пике потрясений всегда случается всплеск религиозности – это психологический фактор. В 90-е на православие сформировалась даже настоящая мода. Но это было принятие внешней, обрядовой стороны Церкви: большинство пришедших в то время в Церковь людей, как в притче Христа о сеятеле, можно сравнить с зерном, которое бросили на каменистой почве, и оно либо не дало всходов, так как засохло, либо было заглушено сорняками. Отсюда и появился этот казус, о котором сегодня много рассуждают: по данным разных социальных опросов от 70 до 80 процентов россиян считают себя православными христианами, но посещают храмы 10-15 процентов, а постоянно участвуют в таинствах и того меньше – 3-4 процента. Сегодня в связи с различными церковными реформами, такими как разукрупнение епархий и близостью епископов к народу, обязательных перед крещением и венчанием катехизаторских курсов, люди стали более осознанно подходить к принятию веры.

Что касается второго вопроса – как правило, творческой интеллигенцией, да и вообще интеллигенцией называются люди, которых сегодня формируют общественное мнение. Это актеры, музыканты, художники, режиссеры, певцы. Почему бы верующему режиссеру не создать хороший философский фильм о добром и вечном? Или художнику не устроить выставку на христианскую тематику? Я считаю, у нашей творческой интеллигенции есть все шансы повлиять на духовно-нравственный фон в нашей стране.

Уважаемый режиссер, когда говорил о «работе локтями», видимо, имел в виду не наглость, а упорство в отстаивании своей системы ценностей. Вспомним Евангелие: Христос часто говорил людям, которых хотел исцелить, слово «дерзай» – будь настойчивым в отстаивании своей христианской позиции. А «работать локтями» значит делать кому-то больно, это не по-христиански. Так что «дерзновение», на мой взгляд, боле подходящее слово к определению того явления, о котором пытался сказать Эдуард Бояков.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

04.04.2018 08:52

«Вторая волна воцерковления» связана очень тесно с волной патриотизма, которая началась после присоединения Крыма и понимания, что вокруг России сжимается кольцо в мировом пространстве. Ощущение враждебности в международных отношениях очевидно. И на что можно опереться патриотически настроенным людям, кроме как на Православную Церковь? В этой связи очень легко впасть в искушение, когда религиозные чувства могут отождествляться с политикой и национализмом. Это опасный путь, потому что православие не может быть связано с идеологией и национальной принадлежностью. Христианство взывает человека ко спасению независимо от того, где он родился и в каких условиях живет. Но вот нынешняя ситуация способствует к тому, чтобы люди приходили к вере, шли в храм. Так что это реалии нашей жизни.

Действительно, Церковь стала неотъемлемой частью современного общества, так или иначе она влияет на него. И это очень неплохо. Да, голос Церкви слышен, и с ним приходится считаться - независимо от убеждений, разных взглядов и слоев общества Церковь всеми воспринимается как собеседник.

Конечно, надо вести диалог в этих условиях. Во всех случаях мы должны стараться понять друг друга: те, кто стоит по разные стороны баррикад, кто приемлет и не приемлет Церковь. Ведь агрессивно настроены обычно те, кто не понимает и не знает, как устроена церковная жизнь, деятельность, церковный круг. Они знают только «верхушку айсберга» и мыслят штампами. А если вникнут, то увидят, что там много хорошего. Ведь в храм приходят люди, которые хотят творить добро. Христиане – люди благонамеренные. А то, что среди них бывают разные, так в любом обществе существуют отклонения.

Язык вражды и противостояния непродуктивен – это хорошо показало советское время, и в гонениях на Церковь проиграла советская власть.

И Церковь, в свою очередь, готова идти на уступки, но в принципиальных моментах уступок быть не может. Как раз это и должна чувствовать противоположная сторона: какие-то вещи для Церкви неприемлемы, даже если они и становятся нормой на Западе. Если общество навязывает позицию, с которой христианин не согласен, он должен без опаски заявлять свою позицию. Эти «камни преткновения» – темы, которые активно дискутируются в обществе: аборты, эвтаназия, однополые «браки» и прочее. И если не будет диалога, получится затяжной конфликт.

В новом обществе уже появились элементы культуры, которых не было раньше: православные и околоправославные блогеры, консервативно настроенные люди и прочее. То есть в современном российском пространстве есть большая группа людей, у которых соответствующая мировоззренческая позиция. И понятно, что наступление на эту позицию ничего хорошего не даст: они будут активно отстаивать свои интересы, если с ними никто не будут считаться.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

04.04.2018 08:42

В разговоре о том, можно ли считать веру сокровенным чувством или какой-то внешней позицией, которую занимает человек в общественном пространстве, нужно иметь в виду сложный процесс, происходящий в последнее столетие. Связан он был с тем, что Церковь, начиная с эпохи Петра I, стала частью Российской империи, Российского государства. Это привело к тому, что она, можно сказать, стала официальной идеологией Российской империи. И это, с одной стороны, естественный процесс завершения становления государства, поскольку Церковь была в начале процесса. В каком-то смысле она его и завершила, став частью системы. Однако официальность или даже, можно сказать, официоз таит некую опасность – в этом случае дух мира сего часто начинает проникать в жизнь Церкви. А с другой стороны, Церковь стала ответственна за государственную внутреннюю и внешнюю политику, за гонения на инакомыслящих и так далее. Это всегда приводит к тому, что религиозное чувство (сокровенное, внутреннее) входит в противоречие с официальной позицией – по крайней мере, у части населения.

Известно, что в XIX веке (да и в XVIII) евхаристическая жизнь чад Русской Православной Церкви была сведена к минимуму. Многие православные на Руси хорошо, если причащались раз в год. И это, наверное, не случайно, потому что чем больше внешнего официального, тем меньше внутреннего сакрально-духовного.

Да, сейчас мы, конечно, можем говорить про «второе крещение Руси» и про ту огромную работу по духовному возрождению, по катехизации наших людей, которая ведется благодаря усилиям Святейшего патриарха Кирилла. Сейчас даже младенцу просто так принять крещение не получается – его родителям нужно обязательно пройти собеседование со священником – можно сказать, краткий курс катехизации. И это очень важно и нужно. Но многие представители интеллигенции отмечают, что в 90-е годы было удивительное сочетание внутреннего духовного делания и внешних форм церковной жизни. Наверное, в то время была какая-то удивительная свобода.

Ну а сейчас некоторые отмечают: с того момента, когда голос Церкви стал громко звучать в нашем обществе, а священнослужители стали обычными персонами мультимедийных проектов и передач, многие почувствовали: чем больше Церковь входит в общественное и политическое пространство, тем больше риск сокращения внутренней, сакральной стороны ее жизни.

В Римской империи, да и в Древней Греции существовал официальный языческий культ, в котором должны были принимать участие все граждане. Но язычникам не хватало соединения с таинственным Божеством, и они пытались принимать участие в разных мистериях. Я сейчас говорю про язычество и язычников, но, наверное, дело в психологии, так как нечто подобное наблюдается и в христианской жизни: как только Церковь начинает превращаться в часть государственного аппарата, люди стараются уйти внутрь себя, так как официальное не всегда соответствует их душевному настрою.

Ну и что касается оскорбления чувств верующих – да, наверное, Церковь должна себя защищать, в том числе юридически, политически. Защищать свои святыни, пространство своей свободы, где она может давать образование своим детям; ограничивать поток греха, разврата. Но, наверное, дело все же не в кулаках, не в законах, а прежде всего, во внутреннем стоянии в правде – и с точки зрения догматов Церкви, и канонов. И одновременно в отстаивании нравственной правды: если христиане своим поведением удивляют людей, мне кажется, это лучшее свидетельство о нашей вере. Церковь в свое время завоевала мир, потому что христианское мученики терпели поношения и от государства, и от черни, и от каких-то языческих философов, и при этом благословляли своих врагов. Наверное, это и есть путь завоевания мира, второго Крещения Руси.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Местное население, конечно, может быть недовольно теми, кто к ним приехал и ведет себя из рук вон плохо, вне закона. В этих случаях требование может быть только одно: чтобы власть применила власть. То есть, власть должна своевременно все предвидеть и предотвращать. Непредвиденной бывает только смерть, все остальное можно и нужно предвидеть, просчитывать

Идея РПЦ - закрепить за эмбрионом право на жизнь - является логичной, если исходить из принципов христианской морали. Но если со своей стороны государство не прогарантирует женщине максимальную поддержку при рождении ребенка, то конечно, эта инициатива будет выглядеть как некая крайность. Поэтому необходимо не к ограничениям каким-то стремиться, а создавать такие условия, чтобы у самой женщины была мотивация отказываться от аборта

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".