Московский мусор сегодня лучше хранить в Кремле, который достаточно высок, и не скоро заполнится, и тогда, возможно, до властей дойдет, что мусор надо перерабатывать и утилизировать

20-22 миллионов россиян, находящихся за чертой бедности, вынуждены приобретать такие продукты питание, которые не позволяют им быть здоровыми. Как говорят, "не до жиру, быть живу"

Священник Димитрий Лин: Чем больше Церковь входит в общественное и политическое пространство, тем больше риск сокращения внутренней, сакральной стороны ее жизни

04.04.2018 08:42

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

Комментарий к статье Священнослужители о секулярном сознании и чувствах верующих

В разговоре о том, можно ли считать веру сокровенным чувством или какой-то внешней позицией, которую занимает человек в общественном пространстве, нужно иметь в виду сложный процесс, происходящий в последнее столетие. Связан он был с тем, что Церковь, начиная с эпохи Петра I, стала частью Российской империи, Российского государства. Это привело к тому, что она, можно сказать, стала официальной идеологией Российской империи. И это, с одной стороны, естественный процесс завершения становления государства, поскольку Церковь была в начале процесса. В каком-то смысле она его и завершила, став частью системы. Однако официальность или даже, можно сказать, официоз таит некую опасность – в этом случае дух мира сего часто начинает проникать в жизнь Церкви. А с другой стороны, Церковь стала ответственна за государственную внутреннюю и внешнюю политику, за гонения на инакомыслящих и так далее. Это всегда приводит к тому, что религиозное чувство (сокровенное, внутреннее) входит в противоречие с официальной позицией – по крайней мере, у части населения.

Известно, что в XIX веке (да и в XVIII) евхаристическая жизнь чад Русской Православной Церкви была сведена к минимуму. Многие православные на Руси хорошо, если причащались раз в год. И это, наверное, не случайно, потому что чем больше внешнего официального, тем меньше внутреннего сакрально-духовного.

Да, сейчас мы, конечно, можем говорить про «второе крещение Руси» и про ту огромную работу по духовному возрождению, по катехизации наших людей, которая ведется благодаря усилиям Святейшего патриарха Кирилла. Сейчас даже младенцу просто так принять крещение не получается – его родителям нужно обязательно пройти собеседование со священником – можно сказать, краткий курс катехизации. И это очень важно и нужно. Но многие представители интеллигенции отмечают, что в 90-е годы было удивительное сочетание внутреннего духовного делания и внешних форм церковной жизни. Наверное, в то время была какая-то удивительная свобода.

Ну а сейчас некоторые отмечают: с того момента, когда голос Церкви стал громко звучать в нашем обществе, а священнослужители стали обычными персонами мультимедийных проектов и передач, многие почувствовали: чем больше Церковь входит в общественное и политическое пространство, тем больше риск сокращения внутренней, сакральной стороны ее жизни.

В Римской империи, да и в Древней Греции существовал официальный языческий культ, в котором должны были принимать участие все граждане. Но язычникам не хватало соединения с таинственным Божеством, и они пытались принимать участие в разных мистериях. Я сейчас говорю про язычество и язычников, но, наверное, дело в психологии, так как нечто подобное наблюдается и в христианской жизни: как только Церковь начинает превращаться в часть государственного аппарата, люди стараются уйти внутрь себя, так как официальное не всегда соответствует их душевному настрою.

Ну и что касается оскорбления чувств верующих – да, наверное, Церковь должна себя защищать, в том числе юридически, политически. Защищать свои святыни, пространство своей свободы, где она может давать образование своим детям; ограничивать поток греха, разврата. Но, наверное, дело все же не в кулаках, не в законах, а прежде всего, во внутреннем стоянии в правде – и с точки зрения догматов Церкви, и канонов. И одновременно в отстаивании нравственной правды: если христиане своим поведением удивляют людей, мне кажется, это лучшее свидетельство о нашей вере. Церковь в свое время завоевала мир, потому что христианское мученики терпели поношения и от государства, и от черни, и от каких-то языческих философов, и при этом благословляли своих врагов. Наверное, это и есть путь завоевания мира, второго Крещения Руси.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

"Она направлена, в том числе, на формирование более комфортных условий для переселения в Россию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, а также – на создание чётких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства".

Возгорание временного деревянного храма Апостола Иоанна Богослова произошло 6 ноября на территории религиозной организации "Подворье патриарха Московского и всея Руси при храме святителя Николая Мирликийского в Тушино г. Москвы".

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".