Если в течение восьми лет Запад не смог посадить Киев за стол переговоров с Донецком и Луганском, то сегодня это сделает Россия

Если сложить уровень жизни какой-нибудь Марьи Ивановны, уборщицы и того же Абрамовича, то, конечно, в среднем получится выше, чем в СССР

Денег разворовывается примерно столько же, сколько составляют доходы бюджета страны: парламентарии о госзакупках

04.04.2018 10:42


Как выяснил Минфин России, в 2017 году более 96% закупок было проведено на неконкурентной основе. Об этом говорится в годовом отчете ведомства о применении закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

"Только 3,6 процента закупок осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с требованиями гражданского законодательства", — говорится в документе.

Многочисленные правки закона 223-ФЗ о закупках госкомпаний, вносившиеся в него в последние годы с декларируемыми целями сделать расходование их средств прозрачным и конкурентным, к заметным результатам пока не привели. Чтобы самые выгодные закупки доставались своим, чиновники и должностные лица выдумали около пяти тысяч способов обхода конкурсных процедур. Самый популярный из них — это "иные способы". На него приходится 65,4 процента закупок. Второй по популярности способ — закупка у единственного поставщика (он был применен в 31,1% закупок). В целом, по данным реестра договоров, объем заключенных соглашений в 2017 году превысил 16,5 триллиона рублей, пишет "Лента.ру".

Согласно данным ежемесячной отчетности, на долю пяти крупнейших заказчиков в 2017 году пришлось порядка 9 триллионов рублей — более половины всех осуществляемых закупок. В топ-5 компаний, осуществляющих госзакупки, вошли "Роснефть", РЖД, "Башнефть", АО "РН-Транс" и ООО "РН-Юганскнефтегаз".

Примечательно, что государственные органы оказались конкурентнее госкомпаний. У них доля конкурентных способов закупок в два раза выше, чем неконкурентных. Самым распространенным способом определения поставщика для государства является электронный аукцион (58%), с единственным поставщиком заключается 30% контрактов, третий по популярности способ госзакупок (10% от числа заключенных контрактов) - запрос котировок.


Как Вы прокомментируете данные Минфина? Почему, несмотря на принимаемые меры, госзакупки становятся все менее прозрачными? О чем это говорит? Можно ли предпринять какие-то меры в отношении госкомпаний, чтобы заставить их соблюдать закон, и какие? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Валерий Гартунг

Председатель Комитета ГД по защите конкуренции, фракция "СРЗП"

04.04.2018 10:45

Я вам больше скажу: в нынешнем году ситуация с госзакупками будет гораздо хуже. Действительно, по данным 2017 года, почти 97% закупок были проведены неконкурентными способами. Но при этом под действие закона о госзакупках подпадали сделки между взаимозависимыми лицами. А теперь, в 2018 году, сделки между взаимозависимыми лицами уже не будут подпадать под действие закона! Соответственно, доля неконкурентных способов автоматически станет еще больше, потому что огромный пласт закупок, на несколько триллионов рублей, окажется фактически вне какого-либо контроля.

Причем соответствующую поправку, которая вывела из-под действия закона сделки между взаимозависимыми лицами, внесло как раз правительство, тот же самый Минфин. То есть вместо того, чтобы остановить коррупционные потоки средств из бюджета в частные карманы, они делают все ровным счетом наоборот! Получается, что с одной стороны правительство констатирует, что госзакупки уже почти на 100% проводятся неконкурентными способами, а с другой стороны все делает для того, чтобы ситуация становилась еще хуже. И ничего внятного на предмет того, почему они так поступают, они сказать не могут.

В результате всевозможными чиновниками, менеджерами компаний-монополистов, госкомпаний разворовываются десятки триллионов государственных средств. Напомню, что расходная часть федерального бюджета составляет 16 трлн рублей. Иными словами, денег разворовывается примерно столько же, сколько составляют доходы федерального бюджета!

Как со всем этим бороться? Для начала нужно убрать из закона все лазейки для коррупционных сделок и не создавать там новые лазейки. Нужен закрытый перечень способов размещения закупок, и по каждому способу надо описать процедуру, предусмотрев, как она должна проходить. А за несоблюдение процедуры нужно вводить уголовную ответственность. Если же был нанесен какой-либо ущерб, то взыскивать его надо с виновника.

У нас в законодательстве есть норма: если ущерб, нанесенный чиновником физическому лицу, из бюджета возмещен, то государство обязано потребовать с чиновника возместить этот ущерб бюджету. И за этим должна следить в том числе Генпрокуратура. Но никто этого не делает: ни Минфин, ни Генпрокуратура за этим не следят. Государство у нас вообще больше занято тем, что "долбит" частный бизнес, т.е. тот сектор, который больше всего работает на конкурентном рынке, создает большую часть продукции с высокой добавленной стоимостью. Фактически он является дойной коровой для всего чиновничьего аппарата. Одним словом, частный бизнес добивают по полной программе, а госкомпании, госсектор жируют и получают коррупционные доходы, сопоставимые по размерам с федеральным бюджетом.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

04.04.2018 10:45

Очень сложно обеспечивать соблюдение законов, если их нормы игнорируются на всех уровнях. А именно так и происходит с 44-м законом о контрактной системе в сфере закупок и 223-м законом о госзакупках для государственных и муниципальных нужд. Во-первых, эти законы сами по себе очень несовершенны, и как только были приняты, сразу перестали работать. А во-вторых, у нас фракция "Единая Россия" и правительство очень легко идут здесь на создание различных уловок для субъектов предпринимательства.

На практике оказалось, что эти законы внесли в нашу жизнь больше вопросов, чем ответов. А в результате мы затормозили развитие экономики, развитие социальной сферы, и ничего не улучшилось. Как сейчас выясняется, больше 90% всех тендеров и конкурсов так и продолжают идти на неконкурентной основе. Мало того, по сговору тендеры выигрывают люди, которые совершенно не способны выполнять те или иные работы для государственных нужд. Они потом перепродают свое право, которое получили по итогам тендера, и в результате обогащаются, а качество работ и услуг, которые закупает государство, с каждым годом понижается.

Понятно, что здесь налицо и наличие коррупционной составляющей. Основная доля взяток получается чиновниками за то, что они проводят в чьих-либо конкретных интересах процедуры конкурсов и аукционов. Обратите внимание, что губернаторов или еще кого-то сажают исключительно за незаконные продажи земли и за злоупотребления в сфере госзакупок. Это говорит о том, что действующие в данной сфере законы никто не выполняет и выполнять не собирается. А значит, надо укреплять ответственность и дисциплину и надо все-таки вводить более жесткие меры для тех, кто эти законы не выполняет.

Вот, к примеру, в советское время у нас активно применялась такая процедура как конфискация имущества. Если человек уличен во взятке, значит у него надо отбирать незаконно нажитое имущество. Было время, когда предлагалось даже смертную казнь ввести за коррупционные преступления. Но в этом случае мы просто всех перестреляем, потому что коррупция пронизала наше общество вдоль и поперек. Вот и давайте тогда хотя бы отбирать у коррупционеров имущество, нажитое неправедным путем. И хочу сказать, что для многих из тех, кто оброс таким имуществом, его отъем наверняка будет хуже смертной казни.

Елена Перминова

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Курганская область)

04.04.2018 10:45

По госзакупкам наше законодательство, а это 44 закон и последующий, очень сложное для применения. Поэтому, наверное, очень многие, в том числе и госкомпании, ищут лазейки, чтобы от этого уйти. Конечно, законодательство надо исполнять. Но, на мой взгляд, его надо подредактировать, потому что очень затягиваются сроки по проведению аукционов и закупок.

Вот только вчера столкнулась с ситуацией: все наши стройки и госучреждения должны проводить конкурсы, чтобы получить проектно-сметную документацию и продолжать строительство. И я увидела, что есть проблемы: затянуты сроки, и многие не успевают в них уложиться, чтобы все получить, провести аукционы и начинать строить. Так что тут нужны перемены.

Безусловно, все закупки надо проводить по закону, чтобы люди увидели, как госпредприятия, госкомпании и госучреждения тратят бюджетные деньги. Вот покупают автомобили – какой марки, по какой цене, или какое офисное оборудование, продукты питания – какие и где, какое качество и цена? Все должно быть прозрачным и понятным для тех, кто покупает, и для граждан, которые платят налоги и смотрят, как эти деньги потом расходуются.

Степан Киричук

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР

04.04.2018 10:45

Это говорит, прежде всего, о том, что правила, которые мы предложили, ни к черту не годны. Я исключаю, что все люди, которые организовали эти 96% закупок, негодяи. Полагаю, надо смотреть на правила и не ставить в идиотское положение тех, кто занимается закупками.

Сегодня, получается, какое-то теоретическое правило стало важнее самого принципа и порядка. А чиновники Минфина с радостью констатируют, что они нашли 96% недостатков. В законах надо разбираться! Я помню, до этого был 44 ФЗ, ныне 94 ФЗ, и они явно не отвечают тем требованиям жизни, по которым мы живем. Например, критерий наименьшей цены просто уродливый. Мы "доконкурсируемся" до того, что скоро не только торгово-развлекательные центры, а и объекты оборонного ведомства будем из фанеры и пластика строить, потому что это дешевле. Так что беда в этом 94 законе. Надо серьезно его поправлять.

А госорганы проводят закупки прозрачнее, потому что они закупают в меньших объемах. Что им нужно? Канцтовары – ручки, перья, бумага, краска и прочие расходные материалы? Это менее серьезные и менее ответственные закупки. А госкомпании закупают материалы, которые влияют на качество конечного изделия. Там совсем другие объемы.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

04.04.2018 10:45

Отвечая на главный, как представляется, вопрос, мол о чем свидетельствует существующая практика в соответствии с отчетом Минфина об исполнении федерального закона № 223-ФЗ за 2017 год, следует напомнить, что положено в основу организации данной сферы экономической деятельности по указанному закону. А в основе, с одной стороны, заложена конституционная обязанность государства обеспечить свободу конкуренции, а с другой - создать правовые препятствия в целях противодействия коррупции при проведении закупок.

Статья 8 Конституции РФ прямо предусматривает, что "в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности". Одним из способов реализации конституционной нормы по названному закону является организация закупок на конкурсной основе, поскольку за этим стоит огромный финансовый ресурс государства. Но если на конкурсной основе распределяется только 3,6 % от всех закупок, то напрашивается вывод о том, что в указанной сфере экономической деятельности не все в порядке. Но это мягко сказано. А по сути - провал. И отчет Минфина должен стать основой для нового правительства, которое будет сформировано после инаугурации, по совершенствованию управления финансовыми ресурсами государства и обеспечению свободы конкуренции среди участников реального сектора экономики.

Без должного (эффективного) распределения финансовых ресурсов государства невозможно организовать реальное производство товаров - как средств производства, так и потребительских товаров. В федеральном законе об организации закупок не должно быть двойных смыслов, позволявших бы исполнителям изобретать 5 тысяч способов уклонения от конкурсной основы организации закупок.

Что касается распределения государственных финансов, как указано в преамбуле к комментариям, по непрозрачным схемам с участием чиновничества, то здесь есть над чем задуматься соответствующим государственным институтам в целях выработки эффективных мере по недопущению различных предпосылок к коррупции.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

"Вообще-то по Конституции принудительный труд у нас запрещен, а сенатор предлагает привлекать к принудительным работам граждан, получающих пособие по безработице, хоть знает, что это за пособие, и стоит ли из-за него, как говорится, «жилы рвать»? Да это крошечные деньги, и он еще предлагает наказывать! Наказывать надо того, кто придумал такое пособие по безработице, которое у нас ниже прожиточного минимума..."

Парламентарии комментируют

"Цены должны быть не просто сохранены, или балансировать на уровне прошлого года плюс инфляция. Нет, цены должны быть снижены, и в первую очередь на всю отечественную сельхозпродукцию. А для этого вообще не следует никому ее продавать, и прежде всего начиная, естественно, с тех стран, которые объявляют нам санкции, бойкот, гибридную войну..."

Парламентарии и бизнес

Наша страна – это страна тротуарной плитки, торговых центров и видеокамер. Те люди, которые формируют у нас институты власти, финансовые потоки, - им нужно, чтобы в стране было как можно больше видеокамер, потому что это очень хорошие деньги. Какая-то фирма получит теперь право заниматься и цифровизацией судов. Возможно, уже есть какой-то приближенный олигарх, который будет этим заниматься. А как мы будем предъявлять бумаги и документальные свидетельства тех или иных слов, которые озвучивает адвокат?

"Результаты работы парламента будут зависеть прежде всего от того, собирается ли правительство существенным образом изменять экономический курс. Судя по бюджету, этого делать не предполагается. При такое политике практически невозможно существенно улучшить материальное и социальное положение людей. Поэтому по-прежнему российская экономика будет развиваться относительно медленно, и не будет выполнен указ президента № 204, согласно которому мы должны обеспечить экономический прорыв. не будут ...

Видимо, когда власть не может сделать жизнь людей лучше, - не важно, по причине нежелания, или неумения, - власти нужно министерство, которое будет вбивать людям в голову то, что они стали жить лучше. И, наверное, первое, что будет делать министерство – это раздавать нашим гражданам бесплатно телевизоры, с комплектом федеральных каналов. Для такого министерства это будет самым эффективным способом воздействия на умы людей. Раньше это делалось посредством радио и газет, теперь добавилось тел ...

"В отдельных ситуациях, где граница между регионами исторически проходит по очень плотно населенному участку, возможно, действительно стоит принимать какие-то решения по уточнению границ. Но это должны решить уже сами соседствующие друг с другом субъекты, там, где этого сделано не было, и возникали какие-то споры. Но это вопросы, которые должны регулироваться, скажем так, в субсидиарном порядке между самими субъектами. А в тотальном определении границ субъектов просто нет необходимости..."