Михаил Щапов: На повышение МРОТ может потребоваться значительно больше средств, чем рассчитывали

12.04.2018 14:23

Михаил Щапов

Член комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ


Вчера в Москве состоялось заседание трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений. На комиссии распределили между регионами 16 млрд рублей дотаций на повышение зарплат бюджетников до уровня МРОТ. Между тем, как отмечает депутат Государственной Думы РФ Михаил Щапов, входящий в состав комиссии, повышение МРОТ до уровня минимального прожиточного уровня может повлечь за собой значительно большие расходы, чем предусмотрело правительство:

- Главным вопросом вчерашнего заседания стало распределение дополнительных 16 млрд рублей из резервного фонда правительства РФ на повышение зарплат бюджетников в регионах до уровня нового минимального размера оплаты труда.

Напомню, что в начале года Государственная Дума одобрила законопроект о том, чтобы приравнять МРОТ к минимальному прожиточному минимуму с 1 мая этого года. Среди прочего в нем предусматривались дополнительные расходы на повышение зарплат самым низкооплачиваемым сотрудникам бюджетной системы. Часть средств уже была выделена регионам в виде дотаций. Однако Конституционный суд решил, что повышение должно происходить с учетом районных надбавок и коэффициентов в территориях, приравненных к районам Крайнего Севера. Обсуждавшиеся вчера сумма в 16 млрд должна довести общий объем поддержки до того уровня, который требуется согласно решению КС.

Для регионов это хорошая сумма. Особенно радует, что пойдет она напрямую самым незащищенным и низкооплачиваемым бюджетникам.

В тоже время на комиссии возникла серьезная дискуссия о том, насколько выделяемые средства соответствуют запросам регионов. Выяснилось, что данные субъектов федерации о численности и зарплатах бюджетников не совпадают с цифрами Минфина. В среднем по стране средств выделяется на 15-20% меньше, чем нужно. Сейчас федеральный Минфин ведет сверку количества бюджетников и их зарплат с Минтруда РФ и регионами. Поэтому в будущем можно ожидать дополнительных поступлений по этой статье.

Есть разногласия по доле софинансирования. Минфин РФ выделяет большую часть средств, остальное должен дать регион (для Иркутской области, например, это 80% и 20%). Мы считаем, что в соответствии с Бюджетным кодексом, если расходы возникают в текущем году, то финансировать их должен на 100% федеральный бюджет. Это логично: регионы не могут быть готовы к таким неожиданным решениям, и заставлять их искать даже меньшую часть суммы неправильно.

Также возник вопрос о региональных надбавках и коэффициентах. Министерство финансов отказывается учитывать их при расчете дотаций. Что еще больше увеличивает разрыв между реальными потребностями регионов и заложенными суммами. Рассчитываю, что в будущем удастся убедить Минфин пойти навстречу регионам в этом вопросе.

Однако есть и более масштабная проблема, связанная с повышением МРОТ. Дело в том, что уменьшился разрыв между малоквалифицированными и высококвалифицированными специалистами бюджетной системы. Грубо говоря, сейчас уборщица может получать столько же, сколько специалист местной администрации, нагрузка и ответственность которого значительно больше. Возникает риск, что люди будут просто переходить на менее квалифицированную работу, если она оплачивается так же. Чтобы вернуть статус-кво, нужно повысить зарплаты более квалифицированным специалистам. Но на это нужны совершенно другие суммы.

Так, например, в моей Иркутской области на эти цели потребуется средств в 20 раз больше, чем уже заложено на повышение зарплат до уровня нового МРОТ (около 40-45 млрд рублей против 2 млрд). В приблизительном пересчете на всю страну понадобится порядка 400-500 млрд рублей в год, чтобы повысить зарплаты квалифицированным работникам бюджетной сферы.

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Документом также вводится единый налоговый платеж физического лица, а налоговым органам предоставляются полномочия по самостоятельному уточнению платежей при обнаружении ими ошибок в платежных документах, допущенных плательщиками.

Рост цен и борьба с ним

Первый закон предполагает снижение акцизов на бензин. Вторым правительству предоставляется право вводить дополнительные вывозные таможенные пошлины на светлые нефтепродукты до 90%.

Украина и Россия

Цеков: "Они начинают войну практически против других государств, прежде всего, против России. Это будет противодействовать гражданскому судоходству. Для достижения мира нужно уметь договариваться, надо вступить в нормальный диалог с Россией".

Сидякин: «В цене на жилье много составляющих: это и стоимость стройматериалов, и плата за подключение к коммунальной инфраструктуре, и соблюдение правил землепользования и застройки. Закон меняет модель жилищного строительства, а не экономику стройки, поэтому напрямую на цену квартир изменения в долевом строительстве не должны сильно влиять».

В Вологодской области только 45% жителей обеспечены чистой питьевой водой, в Костромской — 66,7%, в Курганской — 69,3%. В остальных регионах более 70% населения имеют доступ к качественной воде. На 100% обеспечены нормальной водой жители Москвы, Петербурга и Северной Осетии.

Согласно действующему законодательству, меры ответственности за реализацию семян и посадочного материала ненадлежащего качества и неизвестного происхождения в организованных и неорганизованных местах торговли предусмотрены только в отношении лиц, ведущих коммерческую деятельность.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР