У нас влияние общества на формирование бюджета минимально, а недоверие к тратам бюджета, наоборот, максимальное. Нужно ставить вопрос о том, чтобы в формировании бюджета парламент принимал реальное участие

Есть такая поговорка: замах на рубль, удар на копейку. Так и с заявлением Матвиенко о поддержке многодетных семей - уже столько громких заявлений сделано, что кажется, пора уже хотя бы частично их исполнять

Еще не поймали, а уже ощипали: парламентарии об обязательном трудоустройстве всех выпускников-бюджетников

18.04.2018 10:30


Депутат Госдумы Сергей Вострецов ("Единая Россия") внес в нижнюю палату парламента законопроект, предлагающий внедрить механизм, который позволит "решать вопросы по трудоустройству выпускников вузов". Как пишет "Коммерсант", парламентарий предлагает ввести обязательную "отработку" для всех выпускников-бюджетников в государственных организациях или органах власти не менее четырех лет. Если трудоустраиваться в госструктуры бывший студент не намерен, он "будет обязан возместить в полном объеме государству расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки и обучения".

По мнению автора законопроекта, подобное сотрудничество работодателей и вузов необходимо, чтобы "сократить безработицу среди выпускников".

"Государство и работодатели будут заинтересованы, если гражданину его обучение будет оплачивать государство, а работодатель обязан будет предоставить место работы, на котором выпускник должен будет отработать не менее четырех-шести лет", — говорится в пояснительной записке к законопроекту. На звонки "Ъ" Сергей Вострецов не отвечал.

Однако в комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов считают, что работодатели "вряд ли поддержат" такие изменения в законе. Подобная инициатива — попытка "вернуться к практике советского времени в условиях рыночной экономики", сообщил "Ъ" глава комитета Ярослав Нилов (ЛДПР). По словам депутата, обязательное трудоустройство не решит проблему безработицы.

"Для будущих выпускников необходимы дополнительные элементы регулирования: профориентация в школе, производственная практика в университете", — считает Нилов. При этом он отметил, что обязательное трудоустройство может оказаться эффективным для отдельных специальностей. "Такая функция применима для медицинских и педагогических вузов,— сказал он.— Иногородние выпускники, получившие бесплатное образование в столице, должны возвращаться в регионы и отрабатывать на местах".


Как Вы относитесь к предложенному законопроекту? Соответствует ли он условиям рыночной экономики? Что, на Ваш взгляд, нужно делать, чтобы сократить безработицу среди выпускников российских вузов? – с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Николай Коломейцев

1-й зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция КПРФ

18.04.2018 10:32

Сейчас вот все принялись обсуждать инициативу Вострецова, но при этом, видимо, позабыли про инициативу КПРФ. Мы давным-давно внесли проект закона о гарантии первого рабочего места. Мы считаем, что необходимо восстановить существовавшую в советское время обязанность государства обеспечивать первое рабочее место выпускникам высших и средних учебных заведений.

Именно это подстегнуло бы государство заниматься решением задачи, которая еще в 2012 году была поставлена президентом: создать 25 миллионов рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. А Вострецов своим законопроектом по сути дискредитирует нашу инициативу, предлагая действовать по принципу: еще не поймали, а уже ощипали. То есть получается, рабочих мест людям еще не создали, а уже чем-то угрожают за возможный отказ от них!

Если вы действительно обеспечите молодых специалистов соответствующими рабочими местами, то и никаких санкций не потребуется: люди по окончании учебы будут там работать, если, конечно, зарплата будет на достойном уровне. Поэтому, с моей точки зрения, нужно не валять дурака и вернуться к законопроекту, давно предложенному КПРФ. Он более логичен и объективен в отличие от инициативы Вострецова, которая будет только пугать людей. Нельзя таким запугиванием дискредитировать хорошую идею.

Олег Шеин

член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»

18.04.2018 10:32

Наверное, нужно начать с того, что безработица среди выпускников вузов в 2 раза меньше, чем средняя безработица по Российской Федерации. Люди, имеющие высшее образование, хоть и не всегда трудоустраиваются по своей профессии, все равно более востребованы на рынке, потому что у них более гибкий, более адаптивный ум. И средняя заработная плата у выпускников вузов в нашей стране, невзирая на известные всем перекосы с избыточной подготовкой бухгалтеров, юристов, все равно на 70% больше, чем у всех остальных работников.

В предложении Вострецова есть определенное рациональное зерно. Но я думаю, что перед нами стоят гораздо более серьезные вызовы. Мы в целом теряем квалификацию, и нам в целом надо вкладывать средства в переподготовку кадров. И я не убежден, что соответствующие решения нам надо увязывать с принципом распределения. Дело в том, что этот принцип может кого-то отпугнуть от возможности получения высшего образования. Мы же говорим про ребят, которые сдали экзамены и которые по набранным баллам имеют все предпосылки получить высшее образование. Но они не хотят рисковать, не хотят уезжать потом "в деревню, в глушь, в Саратов", а хотят жить и работать там, где живут их близкие, в любимом городе, и приносить пользу там.

Так что избыточные требования к выпускникам вузов в результате могут повлечь за собой просто отказ от высшего образования. Это плохо не только для самих молодых людей, но и для страны в целом. Страна нуждается в более умном и подготовленном обществе, в более умных и подготовленных кадрах. Поэтому, мне кажется, предложение депутата Вострецова является излишним. Не думаю, что в современных условиях его можно считать правильным.

Баир Жамсуев

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Забайкальский край)

18.04.2018 10:32

Действительно, это взято из советского прошлого, когда существовала практика отработки по распределению независимо от того, где ты учился – медицинский, педагогический, гуманитарный, технический вуз. Это была плановая советская экономика и система распределения трудовых ресурсов. Выпускалось большое количество специалистов, и все были востребованы в различных структурах по профилю. Единицы пользовались льготами при трудоустройстве.

Сегодня существует проблема с распределением выпускников в очень не престижные места. Допустим, не хватает учителей в отдаленных селах Забайкальского края. Что делать? Один из способов решить эту проблему – воспитать ученика своей школы, чтобы он поступил в вуз и вернулся преподавать в эту школу. То же самое касается вопросов нехватки медработников или специалистов по сельскому хозяйству. Но, как правило, это не работает, потому что молодые люди, пожив в городе, не хотят возвращаться в глубинку, где менее комфортная жизнь.

При отсутствии плановой экономики вообще трудно что-то прогнозировать. Даже если всех выпускников бюджетных отделений обяжем отработать, то куда их будем отправлять? Органы госвласти не резиновые, чтобы принимать всех выпускников, там есть и свои кадры, а в масштабах страны и вовсе требуются единицы молодых специалистов. Идти работать в государственные и муниципальные учреждения? Но в этой области нехватки в городах нет, то есть опять речь идет о селах. Попробуйте заставьте поехать туда выпускника! Так что попытка перенести опыт прошлого в наше время не удастся, время теперь другое.

Надо иначе смотреть на проблему. Молодой человек получил бюджетное место в вузе не для того, чтобы отработать, а потому что набрал высокий балл по ЕГЭ, то есть показал высокий уровень знаний. Отправлять его по распределению куда-то не совсем верно с учетом современных условий возможностей развития. Да, нужны учителя и врачи в отдаленных селах. Значит, надо думать, как поднять уровень жизни в отдаленных уголках нашей страны, чтобы выпускник имел какой-то стимул туда поехать и работать, чтобы там был достойный заработок, хорошие условия для жизни, работал социальный лифт. Это долгосрочная большая программа.

А мы пытаемся решить проблему, загоняя ее еще дальше в угол, заставляя выпускников ехать по распределению как на каторгу. Конечно, отрадно, что люди пытаются как-то изменить ситуацию, но в нынешних условиях советский опыт не очень подходит.

Валерий Семенов

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Красноярский край). Член ЕР

18.04.2018 10:32

К инициативе отношусь положительно. На самом деле бюджетная сфера испытывает серьезный дефицит специалистов, особенно в глубинке. Да и в больших городах не хватает медиков, педагогов, работников культуры. А мера по отработке после выпуска вполне реальна. Не уверен только насчет 4 лет, раньше было 3 года, за это время молодые люди становятся взрослыми и осознанными. Как правило, они принимали решение остаться там, куда попали по распределению. Кроме того, сейчас есть программы помощи педагогам и врачам в сельской местности, в том числе жилье дают. Но не всегда этим пользуются выпускники.

Если предприятие платит за обучение ребенка при поступлении, а потом выпускник туда не возвращается, это вопрос к предприятию, пусть решают, как быть с этим. Но если учебу оплатил бюджет, а выпускник отказывается работать, получается, мы обучали его напрасно. Например, студенты медвузов получают образование за счет государства и уходят в лучшем случае в платную медицину или в структуры, где требуется медобразование, а в худшем случае вообще идут работать по другому направлению. Такого точно допускать нельзя.

Абитуриенты изначально должны знать, что придется отработать после выпуска. Если такую задачу ставить в начале пути – при поступлении на бюджет, то родители и дети будут осознавать, что придется отработать там, куда распределит государство. Да, в рыночной экономике такого быть не должно, но у нас большая нехватка специалистов. Кроме того, у нас многие специалисты в возрасте. Так мы можем дойти до того, что некому будет учить и лечить.

И еще один момент: не надо посылать ребенка к черту на кулички. В месте по распределению должны быть условия для работы и отдыха, то есть речь о развитии культуры, транспортной инфраструктуры и прочего. Задача государства – создавать комфортные условия для труда и развития.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Конечно, два соседних государства должны налаживать самые теплые отношения и взаимовыгодное сотрудничество. Тем более что КНДР как страна с численностью населения в 25 миллионов человек не может считаться второстепенной или региональной державой. А сегодня это еще и государство, которое с высокой долей вероятности имеет ядерное оружие. Именно поэтому Дональд Трамп очень аккуратно и осторожно ведет себя с этой страной. Ким Чен Ын ясно дал понять, что он обязательно будет прислушиваться к мнению Российской Федерации, а также к мнению Китая и других заинтересованных сторон

Отсутствие четко обозначенной государственной правовой политики не способствует улучшению качества законодательной работы в России, а в ряде случаев прямо ведет к его ухудшению. Проблема касается самых разных отраслей права, включая уголовное законодательство, которое можно отнести к наиболее активно меняемым и дополняемым в последние годы