REGIONS.RU — новости Федерации | Запретный плод сладок: парламентарии о полном запрете телевизионной рекламы лекарств

Запретный плод сладок: парламентарии о полном запрете телевизионной рекламы лекарств

20.04.2018 10:27


Сенаторы решили добиться полного запрета рекламы лекарств по телевизору. В Госдуму внесены поправки в профильное законодательство, определяющее нормы рекламы лекарственных средств, пишет "Российская газета". Их авторы уверены, что именно на телевизионной рекламе основывается рост рынка антидепрессантов, поскольку люди, которые употребляют их, обладают повышенной внушаемостью.

Хуже всего, считают сенаторы, что реклама лекарств чревата самолечением. Мазями, которые рекламирует ТВ, зрители мажут больную спину, когда у них серьезная травма позвоночника, "простыми" средствами сбивают высокое давление или лечатся от повышенного холестерина, когда срочно надо бежать к врачу. К тому же реклама, адресованная широкому кругу лиц, не позволяет учесть индивидуальные особенности организма. В пояснительной записке также говорится, что часто в рекламе встречаются препараты, не прошедшие госрегистрацию.

В странах Евросоюза какая-либо реклама безрецептурных лекарственных препаратов запрещена. В России сейчас нельзя рекламировать только рецептурные препараты и содержащие наркотические или психотропные вещества.

Это не первая попытка отменить рекламу. В начале года похожий законопроект, внесенный депутатами Госдумы, предлагал запретить рекламу лекарств не только на ТВ, но и на радио. Тогда авторы аргументировали свою инициативу тем, что 60 процентов россиян предпочитают самолечение, и, по данным ВОЗ, это занимает пятое место среди причин смертности.

Участники рекламного рынка, напротив, считают, что в отношении лекарств не должна применяться политика безусловных запретов. В Ассоциации коммуникационных агентств России сообщили, что в среднем на рекламу в категории "медицина и фармацевтика" в нашей стране приходится около 19 процентов рекламы или свыше 33 миллиардов рублей в год. Если идея о запрете воплотится в жизнь, падение выручки российских телеканалов неизбежно скажется на качестве контента, уверены в профильной ассоциации.
Сторонники законопроекта парируют: во-первых, это не самая большая статья доходов ТВ, а во-вторых, здоровье нации дороже.


Как Вы относитесь к идее полного запрета рекламы лекарств на телевидении? Что Вы думаете по поводу аргументов ее противников – участников рекламного рынка? – с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Степан Киричук

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР

20.04.2018 10:30

Я никогда не покупаю то, что рекламируют, это моя принципиальная позиция, возможно, и неправильная. Что востребовано и доступно, народ и так покупает. Бороться за рекламу, за ее доход, обсуждать, что рекламировать или нет, не вижу смысла, потому что я против всякой рекламы. Это пустое дело, не приносящее обществу вообще ничего полезного. А если телевидение потеряет какие-то миллиарды от рекламы, ну и что? Ну, не увижу я очередное бестолковое ток-шоу или наш футбол, где с трех метров забить не могут в ворота… Так что потери дохода от рекламы меня совсем не волнуют.

Вот если бы рекламировали, что без назначения врача нельзя ничего принимать, это другое дело, и это правильно. Я знаю только одну телепрограмму, где рассказывают о вреде самолечения и о том, что будешь здоров только при доверии профессионалам. И я прошу всех не покупать ничего без выписки, консультации и назначения врача. Любое лекарство – все равно что алкоголь или наркотик, крайне опасная вещь. Так что рассказывать о них должны только известные и авторитетные врачи. Но не надо доверять рекламе с волшебными мазями и таблетками, потому что это может быть смертельно опасно.

Есть и другая опасность: запретный плод сладок. Пусть депутаты об этом помнят. Запретами мы не решим проблему, надо поступательно это делать. Пусть Минздрав выступит с заявлением, кто может повлиять на то, чтобы реклама была качественной. А запретами проблему не решим. Это то же самое, как пытаться решить вопрос обеспечения безопасности дорожного движения с помощью повышения штрафов и увеличения работников ГИБДД.

Елена Перминова

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Курганская область)

20.04.2018 10:30

Да, здоровье нации действительно дороже. Но на самом деле есть такая реклама, которая помогает людям разобраться в том или ином фармацевтическом продукте. Я не говорю о сложных лекарственных препаратах, но если речь о противовирусных, например, то почему бы не знать об имеющихся лекарствах? То есть реклама помогает разобраться в многообразии тех препаратов, которые существуют на нашем рынке, чтобы при необходимости посоветоваться с врачом.

Но главное, что провизоры, которые отпускают лекарства в аптеках, должны строго соблюдать нормы законодательства, которые уже предусмотрены. То есть если на какой-то препарат должен быт рецепт, то без рецепта отпускать его нельзя. И, конечно же, только провизор и врач должны советовать пациенту, что приобрести. Самолечением заниматься не нужно.

Если кто-то потеряет долю прибыли от запрета рекламы, это для здоровья нации не столь важно. Но все же, я считаю, категоричного запрета на всю рекламу фармпрепаратов быть не должно. Пусть она будет доступна с экранов ТВ, граждане должны быть грамотны в финансовом плане. И они должны заботиться о своем собственном здоровье. Поэтому в любом случае они должны консультироваться с врачом, покупая лекарства только по его назначению, зная при этом, что есть на рынке.

Ярослав Нилов

председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР

20.04.2018 10:30

Хочу напомнить, что еще несколько лет назад фракция ЛДПР выходила с законодательной инициативой о полном запрете рекламы лекарств в любых СМИ. К сожалению, нас тогда не поддержали. А около двух месяцев назад мы внесли уже другой законопроект, запрещающий рекламу лекарств на радио и телевидении. Пока этот законопроект не рассматривался.

Свою позицию мы объясняем тем, что сегодня рынок лекарственных препаратов завален фальсификатом. А раскупается фальсификат в том числе и потому, что существует агрессивная реклама лекарственных средств. В результате люди теряют деньги и, что самое печальное, теряют здоровье. Мало того, подобная агрессивная реклама навязывает людям самолечение, что нередко приводит к очень опасным ситуациям, вплоть до летальных исходов. Посмотрите, какое количество аптек у нас открывается одна за другой, в Европе такого количества нет! У нас же аптеки и аптечные киоски на каждом углу. А теперь еще и планируют продавать лекарства в супермаркетах!

Поэтому реклама лекарств на радио и телевидении нам не нужна, поскольку наносит реальный вред. В аптеках есть провизоры, которые способны порекомендовать какие-то препараты при самых элементарных простудных заболеваниях. Если же возникает что-то более серьезное, то лекарства должен назначать лечащий терапевт, принимая во внимание состояние пациента, его историю болезни, индивидуальную переносимость тех или иных лекарств.

А на аргументы представителей рекламного рынка могу сказать следующее. Конечно, речь идет о выпадающих доходах, но в данной ситуации мы должны определиться, что нам важнее – доходы телекомпаний или здоровье нации. Ну и потом, к качеству наших телепрограмм, которое якобы может пострадать, у нас и без того существуют большие вопросы. Так что все эти доводы – просто попытка как-то напугать общество, не более того.

Олег Шеин

член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»

20.04.2018 10:30

Мне кажется, у нас очень много запретов. И я далеко не убежден, что надо расширять эту запретную зону, по крайне мере в данном случае.

Во-первых, потребитель в любом случае ищет информацию. Он может искать ее в интернете, может на телевидении. А ведь интернет сегодня доступен не меньшему числу людей, чем телевидение.

Во-вторых, реклама на телевидении – это то, что могут себе позволить только крупные компании и крупные корпорации. Они занимают достаточно солидное место на рынке, и скорее всего, вся их продукция, в том числе лекарственная, проходит сертификацию. Если компании могут позволить себе разместить рекламу на центральном телевидении, то, наверное, у них есть возможности пойти все необходимые процедуры, связанные с госрегистрацией и сертификацией.

Скорее, здесь должна работать модель Росздравнадзора. Он обладает всей компетенцией для того, чтобы пресекать допуск на рынок не сертифицированных лекарств. И это уже не вопрос рекламы, а вопрос Росздравнадзора. А взаимосвязь рекламы лекарств и склонности некоторых граждан к самолечению, на мой взгляд, преувеличена. И кстати, те, кто предлагает запретить рекламу лекарств на телевидении, тоже наверняка ходят в аптеки и покупают там лекарства зачастую без всяких врачебных рекомендаций.

Что же касается аргументов, связанных с доходами телекомпаний, то, мне кажется, это последние аргументы, которые надо обсуждать.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

20.04.2018 10:28

Как представляется, законодательная инициатива о запрете рекламы медицинских препаратов на телевидении является несвоевременной инициативой. Причем по широкому комплексу причин.

По стечению обстоятельств, она совпала с законодательной инициативой депутатов Госдумы, основным мотивом подготовки которой стали санкции США в отношении 24 граждан России и отдельных юридических лиц. А одной их контрмер в данном законопроекте является отказ от поставок лекарств, произведенных в США. В свою очередь она совпала с сокращением по факту медицинских услуг в значительном числе населенных пунктов, о чем недавно упоминал в послании президент и призвал к восстановлению структуры. На этом фоне рекламу медицинских препаратов на телевидении следовало бы рассматривать как вынужденную публичную подсказку гражданам для поддержания своего здоровья. А если так, то напрашивается идея по усовершенствованию информации о достоверности лечебных свойств предлагаемых препаратов.

Очевидно, что таких передач, как под управлением ведущих Малышевой, Агапкина или Мясникова, явно не достаточно. Поэтому реклама на телевидении является своеобразным дополнением к разъяснительной работе уважаемых ведущих. В этой связи, если механически реализовать задуманный коллегами запрет, то с высокой долей вероятности можно спрогнозировать в обществе негативную реакцию.

Достаточно напомнить, как отреагировали люди на издевательскую шутку известного в медийном пространстве депутата, рекомендовавшего "жевать кору дуба и пить боярышник" вместо лекарств из США. В современных условиях жизнь диктует комплексное изучение проблемы по изменению законодательства.

К сказанному следует добавить и то обстоятельство, что запрет на телевизионную рекламу существенно понизит уровень финансирования на содержание телевидения. Поэтому авторам законопроекта надо было бы позаботиться о том, чем компенсировать финансовые потери от указанной рекламы. Вряд правительство сможет компенсировать возможные потери.

Отсюда напрашивается вывод о целесообразности отзыва указанной законодательной инициативы в целях недопущения негативных последствий. Очевидно, что инициатива требует дополнительной работы над ней. Но решение за авторами, как они поступят, покажет время.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Топилин: "Если оставить пенсионный возраст в неизменном виде, то расходы Пенсионного фонда на выплаты значительно увеличатся. Это произойдет, во-первых, в связи с ежегодным значительным ростом числа пенсионеров. А, во-вторых, потому, что количество трудоспособного населения, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд России, уменьшится

Законотворчество регионов

Согласно предложению, услуги специалистов, помогающих составить документ, в котором учитывались бы все возможные риски в случае развода, должны бесплатно предоставлять в отделениях загсов. Депутат Владимир считает, что это снизит нагрузку на суды и поможет не допустить нарушения прав детей, которые часто становятся "разменной монетой" в спорах родителей

Депутат от партии ЛДПР Василий Власов выступил с инициативой ввести регистрацию личного электрического транспорта - гироскутеров, моноколес и сегвеев. Также он считает, что для людей, передвигающихся на них, надо ввести правила дорожного движения, регламентирующие поведение на дорогах.

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР