Надо ли учить школьников самообороне? Мнения священнослужителей

03.05.2018 10:43


Член Координационного совета негосударственной сферы безопасности (НСБ) России Владимир Каширов на фоне нападения ученика в школе Стерлитамака выступил с инициативой предложить Министерству образования спецкурс по самообороне для школьников, разработанный специалистами под эгидой КС НСБ.

По предварительным данным СК РФ, в среду 17-летний ученик коррекционного класса общеобразовательной школы №1 Стерлитамака зашел в кабинет информатики, где находились его одноклассники, ножом порезал руку одной из учениц, а также ранил учителя. Затем он разлил горючее вещество и поджег. После этого он нанес ранение себе.

"С партнерами из профильных структур и объединений мы разработали специальный комплексный курс по самообороне и поведению в чрезвычайных ситуациях, который включает психологию, навыки рукопашного боя, медицину, а также другие полезные и жизненно необходимые навыки", — сказал Каширов РИА "Новости".

По его словам, курс уже проходит апробацию в ряде столичных школ, и в дальнейшем его предложат Министерству образования.

"Приходится признать, что потенциальная опасность в современных школах всего мира присутствует, подростковое насилие, экстремизм, терроризм. И одной охраной здесь, увы, дело не решить, готовым нужно быть и педагогам, и школьникам к адекватному поведению в самых непростых ситуациях", — заявил Каширов.


«Нужно ли вводить в школах спецкурс по самообороне? Поможет ли это решить проблему насилия в школьной среде?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

03.05.2018 11:07

Одни дети любят спорт, другие науку или что-то еще. А есть и те, которые ничего не любят. И я не представляю себе, как можно заставить детей, которые интересуются наукой, заниматься спортом не просто как физкультурой.

Заставить их изучать что-то вроде боевых искусств, думаю, невозможно. Мне кажется, немногие на это согласятся. Кроме того, в школе есть девушки, как быть им? Ребята пойдут заниматься, а захотят ли этого девушки? Да и позволит ли им здоровье? Это серьезнее, чем физкультура.

Так что предложение заниматься спортом, изучать самооборону, чтобы уметь защитить себя, конечно, хорошее, но лучше учить детей видеть в любом человеке самого себя, маму, папу, сестру. В этом случае он не захочет поднимать руку на своего ближнего.

К тому же может случиться так, что человек, который научился защищаться, сам потом начнет проявлять агрессию, научившись не только защищаться, но и нападать.

У нас при соборе есть секции айкидо и самбо. Ребята там занимаются под контролем Церкви. С ними периодически встречаются священнослужители, и мы следим, чтобы в этих секциях воспитывали не боевиков, а защитников отечества и своих ближних. Мы просим ребят, чтобы они дежурили у нас на праздниках, оказывали помощь храму. Эти люди не будут агрессивными, потому что у них есть основа – религиозная вера. А если не будет любви к ближнему, навыки самообороны могут обратиться против других людей. Так что согласиться с предложенным трудно.

К тому же, если серьезно заниматься спортом, не хватит времени ни на что другое. Я как учитель знаю: дети очень загружены. Время от времени появляются новые предметы. А тут еще дополнительные занятия! И так многие педагоги считают, что нужно переходить на пятидневку. Так что не представляю, как все это осуществить.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

03.05.2018 11:05

Идея интересная. Мне кажется, она заслуживает пристального внимания и изучения. Но понятно, что идея – это одно, ее внедрение – другое, а результаты, которые она принесет, - и вовсе третье.

Но я хотел бы обратить внимание на другой трагический факт: если обратиться к данным официальной статистики МВД, мы увидим: ежегодно в нашей стране за решетку отправляется примерно 260 тысяч человек, из них примерно 150 тысяч впервые. А нашу школу оканчивают примерно 1,5 миллиона школьников. Получается, каждый десятый выпускник со временем отправляется за решетку. Спрашивается, не следует ли нам всерьез задуматься, что такое современная школа, раз она каждого десятого готовит так, что со временем человек оказывается в местах заключения, потому что совершил противоправный поступок?

Статистика становится еще более ужасающей, если изучать ее по половому признаку: женская преступность в шесть-семь раз ниже, чем мужская. И, если взглянуть на мужскую преступность, окажется: за решетку попадает каждый пятый - шестой юноша.

Спрашивается, нужна ли нам такая система образования, если придется готовить школьников к тому, чтобы они умели защищаться от этой нездоровой 5-6-10 части своих соучеников? Это проблема государственного масштаба. И над ней нужно думать всем вместе.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

03.05.2018 11:03

Меня возмущает такая постановка вопроса: «нужно научить школьников обороняться от хулиганов и террористов, а всем гражданам разрешить покупать оружие, чтобы они могли обороняться от преступников». Мне это кажется попыткой снять ответственность с тех организаций, для которых такая работа – их прямая обязанность. Тогда уж давайте сами, без МЧС тушить пожары, сами, без полиции выслеживать и ловить преступников, сами себя защищать, а в школе уберем охранников!

На мой взгляд, если в школе есть охранник, а у преподавателей тревожная кнопка, пусть дети занимаются тем, чем им положено заниматься – учением. А то непонятно, кого мы воспитываем. Научим детей самообороне, а потом кто-то из них ввиду некрепкой психики и тяжелых нагрузок решит применить полученные знания в отношении своих однокашников или учителей. Мне кажется, это неправильный подход – «спасение утопающих дело рук самих утопающих».

Не во всех классах есть тревожные кнопки? – Значит, нужно сделать во всех. Но ученики должны учиться, им эти знания потом пригодятся.

Да, мир несовершенен, но нужно совершенствовать те структуры, которые должны обеспечивать его правильное существование. И, конечно, должна быть профилактика, школьные психологи, которые будут следить за состоянием учеников. Должны проходить соответствующие проверки, диагностику и преподаватели. Мне кажется, именно профилактике нужно уделять больше внимания.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

03.05.2018 10:52

Родители, которые хотят, чтобы их дети учились рукопашному бою или самообороне, обычно отдают их в специальные кружки и секции. А если родители не считают нужным обучать этому ребенка, он таких навыков не получает. Насколько я понял, сейчас предлагается получать знания в этой сфере добровольно-принудительно.

Мне кажется, логичнее внести какие-то коррективы в такой предмет, как ОБЖ, (если он или что-то похожее есть в школе). И сделать спецкурс в рамках этого предмета – по противодействию, допустим, внезапно возникшей агрессии со стороны психически неуравновешенного одноклассника или преподавателя.

А за безопасность детей в школе должна отвечать сама школа. Необходимо принять меры не только в отношении школьников, но и психологов, медиков, преподавателей. Если есть угроза какой-то опасности (например, в школе учатся неуравновешенные ученики), они должны находиться под особым наблюдением тех, кто отвечает там за безопасность.

Мухаммад-хаджи Рахимов

председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края

03.05.2018 10:50

Согласен: возможно, стоит ввести какой-то вид спорта, например, дзюдо или каратэ, или же отдельный курс самообороны. Это и на физическое здоровье повлияет, и на моральное, опять же и эмоциональная разгрузка через спорт детям полезна. А навыки поведения в чрезвычайной ситуации всегда пригодятся в жизни. Я сам столкнулся однажды с тем, когда такие навыки были жизненно необходимы: в серьезной автомобильной аварии люди не знали, как помочь пострадавшим. Интересно было бы еще обратиться за опытом других стран, как они решают эту задачу.

А на саму проблему надо смотреть глубоко, в ее корень. Тут отрицательное влияние интернета, примеры США, где из года в год в школах перестрелки. И в этом направлении надо усилить разъяснительную работу среди детей.

Я бываю в школах и знаю, что там есть охрана. Как правило, охранник знает учеников и чужих не пропустит, а если родители пришли, то в школу могут пройти только по разрешению учителя или завуча. Так что свою работу охрана выполняет – чужой не пройдет. А вот как вычислить ученика своей школы, если он пришел с нехорошими намерениями? Тут должна работать школа – психологи, учителя. Они должны знать о психологическом состоянии школьников.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

03.05.2018 10:48

Вводить курс самообороны бессмысленно. Что у нас происходит в школах? Бывает, на беззащитную девочку нападают одноклассники, и весь класс наблюдает, на камеру снимает и смакует все это. Чудовищные вещи происходят – школьники вооружаются ножами, огнестрельным оружием. Какая самооборона тут поможет? Да и не каждый ребенок способен на самооборону, не каждому дано заниматься борьбой. А кто-то, даже имея навыки, не сможет их применить…

Надо жестче заниматься воспитанием, потому что в школах, как и в обществе, все острее ощущается расслоение. Есть дети из бедных семей, состоятельных, неблагополучных. Есть озлобленные, неуправляемые дети, и они готовы напасть на тех, кто по каким-то параметрам лучше их или слабее. Я приходил в школу, где над отличницами издевались. Ужасно осознавать, что дети на такое способны, но это происходит сплошь и рядом.

Для решения проблемы надо менять в школах систему воспитания, организации досуга, сплочения коллектива. Что мы видим сегодня? Дети с таким ожесточением дерутся! Так животные себя не ведут! Что в их головах? Воспитание отсутствует напрочь.

Почему в СССР такого не было? Потому что мы росли сплоченным коллективом и думали о том, как помочь другим – инвалидам, ветеранам, пожилым людям. А сейчас молодежь может издеваться над инвалидом. Что это такое?

И если раньше в классе был хулиган, за его перевоспитание брались все одноклассники. А сегодня такой ребенок становится изгоем и ожесточается еще больше. Так что не в охране и самообороне дело – это уже устранение последствий, надо решать причину проблемы.

Лев Райхлин

председатель общественной организации "Еврейская национально-культурная автономия Тульской области"

03.05.2018 10:47

Думаю, такой курс не нужен. У нас на школьников и так ложится большая нагрузка. Мне кажется, скоро они вообще забудут, зачем приходят в школу.

К тому же что даст самооборона? Есть же физкультура, этого достаточно. И от кого предлагается обороняться: от учителя, своего соученика или друга? Не знаю, нужно ли такое в школе.

Безопасность детей в школе обеспечивает охранник. Должна быть тревожная кнопка – причем на всех этажах, а не только у охранника – чтобы сразу сработала сигнализация, и агрессор испугался. А мы предлагаем друг другу бить лица.

И в наше время мальчишки дрались, я тоже участвовал в драках. Но в советское время детей учили патриотизму, растили будущих защитников родины. Кроме того, в школе было много бесплатных кружков – дети находили занятие по интересам и там расходовали свою энергию.

У нас ЕГЭ сдают плохо, - значит, в школе ничему не учат. Ну, давайте еще введем курсы самообороны. А когда в таком случае заниматься историей, литературой, алгеброй? Почему дети стали агрессивнее? – Да потому, что по телевизору показывают драки и убийства – в том числе по центральным каналам. И о чем тут говорить?

Нужно, чтобы в школе были хорошие кружки, а по телевизору показывали интересные программы, хорошие фильмы. Тогда все будет нормально.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Цеков: "Сейчас на Украине очень мрачная обстановка, люди запуганы, подобные заявления вполне могут быть связаны с этим. Безусловно, такое надо отслеживать, знать настроения, преобладающие в стране. Но при этом не стоит забывать, что это всё от бессилия. Украинские политики никак не могут повлиять на ситуацию с Крымским мостом".

Происшествия на национальной почве

По завершении рабочей программы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Путин посетил мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в Тверской области. Президент присутствовал на литургии по случаю праздника Крещения Господня, а также поучаствовал в крещенских купаниях.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР