REGIONS.RU — новости Федерации | Совершил коррупционное деяние - получи по заслугам: парламентарии о нарушениях Минприролды при госзакупках

Совершил коррупционное деяние - получи по заслугам: парламентарии о нарушениях Минприролды при госзакупках

07.05.2018 10:38


Недавние выводы Минфина о массовых нарушениях при осуществлении госзакупок продолжают подтверждаться, а количество способов распила госсредств ширится благодаря изобретательности чиновников.

На этот раз активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) заподозрили Минприроды России в нечестных госзакупках. Как выяснилось, большинство торгов ведомства в прошлом году выигрывали компании, которыми фактически руководили чиновники Минприроды и подведомственных ей структур. Сумма сомнительных закупок может достигать 275 млн рублей, пишет "Лайф".

Прошлый год был объявлен в России Годом экологии. Проходили различные выставки, конференции, презентации на эту тему. По информации активистов проекта ОНФ "За честные закупки", финансирование всех этих мероприятий вызывает много вопросов.

Так, организация "Экспоцентр "Заповедники России" и фонд "Природа" получили заказы от Минприроды на 176 млн рублей. Директор этих компаний — Мирзега Абдуселимов. В 2017 году он был также замдиректора НИИ "Экология", учреждённого Минприроды, и зампредом координационной комиссии Минприроды России по вопросам подготовки и проведения Года экологии.

Руководитель фонда "Зелёное будущее" (фонд получил от Минприроды более 17 млн рублей) — Валентин Мингалёв. Также в 2017 году он работал замдиректора Центрального бюро информации Минприроды России. Получается, чиновники Минприроды сами себе забирали заказы, которые ведомство объявляло для всех.

По словам координатора проекта "За честные закупки" депутата Антона Гетты, налицо признаки конфликта интересов и картельного сговора.

"Минприроды в Год экологии на всех мероприятиях особенно подчёркивало необходимость бережного отношения к природе. Также необходимо бережно относиться и к бюджету. Мы обратимся в Минприроды России, Счётную палату РФ и Генеральную прокуратуру РФ для всесторонней проверки выявленных экспертами и активистами проекта доводов", — заявил он.

В начале апреля Минфин, проанализировав применение в 2017 году закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пришел к выводу, что более 96% закупок было проведено на неконкурентной основе. Как выяснилось, чтобы самые выгодные закупки доставались своим, чиновники и должностные лица выдумали около пяти тысяч способов обхода конкурсных процедур.

Напомним, что парламентарии, осудив практику нарушений при осуществлении госзакупок, заявили о необходимости ужесточения наказания за несоблюдение норм законодательства в связи с этим. Подробнее: Вор должен сидеть в тюрьме: парламентарии о нарушении законов при госзакупках


Как Вы прокомментируете выводы ОНФ? Если "налицо признаки конфликта интересов и картельного сговора", то каковы могут быть последствия для замешенных в этом лиц, должно ли руководство ведомства нести ответственность и в каком объеме? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Николай Харитонов

Председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция КПРФ

07.05.2018 10:43

И картельный сговор, и конфликт интересов – это явные элементы коррупции. А для того, чтобы пресекать коррупцию, у нас все есть Уголовный и Гражданский кодексы, все процессуальные процедуры, следственные органы, прокуратура, суды и судебные приставы. Законодательная база позволяет нам при желании разобраться с любым случаем, с любым проявлением коррупции. Главное, чтобы было это желание. Но мы зачастую только много и с эмоциями говорим о коррупции, а реальных дел в направлении борьбы с ней, к сожалению, очень мало.

Поэтому, если где-то случаи картельного сговора и конфликта интересов имеют место быть, виновных надо беспощадно наказывать. Чиновников министерств и ведомств, которые ответственны за те или иные нарушения при госзакупках, надо просто гнать с их должностей и, безусловно, наказывать. Если речь идет о доказуемых правонарушениях, виновники должны быть наказаны. Мне трудно представить, что могло быть с такими людьми при руководстве страной Сталиным. Если бы подобные нарушения возникали в то время, скажем, в оборонной отрасли, да и в любой из гражданских отраслей, думаю, с виновными долго бы не разговаривали.

Так что пора уже применять все рычаги власти и закона в этом направлении, и применять жестко, чтобы любой чиновник, из любой государственной структуры, понимал: совершил коррупционное деяние – получи по заслугам.

Степан Киричук

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР

07.05.2018 10:42

Я очень уважительно отношусь к людям из Общероссийского народного фронта: одни делают очень большое дело. Но насколько правильны их выводы в отношении Минприроды, на мой взгляд, должны судить профессионалы, в данном случае - правоохранительные органы. Все то, что ребята из ОНФ обнаружили в деятельности министерства, они должны передать в правоохранительные структуры, а те уже определят, соответствует ли это действительности, или нет, есть ли в этой деятельности конфликт интересов, или нет.

В принципе же, конечно, персональная ответственность за нарушения при госзакупках должна лежать на первом руководителе соответствующей структуры. Если какое-то министерство объявляет конкурс на закупки, значит, за все персонально отвечает министр. И если есть нарушения и они доказаны следствием и судом, значит министр должен уходить в отставку, а в случае выявления конфликта интересов он должен еще и предстать перед судом. То же самое касается и губернаторов, если их администрации объявляют конкурсы, и глав законодательных органов, и глав местных органов власти. Здесь должно соблюдаться важнейшее условие – неотвратимость наказания, вне зависимости от того, какое лицо и какого ранга ответственно за нарушение закона.

Но одновременно хотел бы вот еще на что обратить внимание. Я очень плохо относился к 94-му федеральному закону о госзакупках, а ныне так же отношусь и к 44-му федеральному закону, который регулирует эту сферу. Мне представляется, что закон этот большой, объемный, но толку от него очень и очень мало. Я считаю, что закон должен содействовать эффективной и качественной работе по закупкам. А заложенный в нынешнем законе критерий наименьшей цены ни к чему хорошему привести не может. Это прямой путь к предоставлению некачественных услуг, некачественной продукции, условно говоря, из пенопласта и всякой другой дряни. А потом мы кричим и возмущаемся тем, что все горит и все делается не так!

Поэтому, мне кажется, Министерство экономического развития заложило в этом законе что-то неестественное. И большинство нарушений, на мой взгляд, происходит от несовершенства данного закона: просто выполнить все, что там написано, невозможно. В результате закон подрывает доверие ко всем, кто занимается закупками, любую закупку можно назвать неправильной, а это очень плохо. Это превращается в какой-то "кнут", даже в тех случаях, когда его поднимать и не надо. Поэтому мне кажется, нам нужно возвращаться к этому закону, чтобы максимально его усовершенствовать.

Валерий Гартунг

Первый зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "Справедливая Россия"

07.05.2018 10:42

Здесь должна быть соблюдена определенная процедура. Если такая информация у активистов ОНФ появилась, то у нас есть специальное ведомство, которое дает оценку соответствующим действиям госучреждений при госзакупках. Это Федеральная антимонопольная служба. Вот в случае, если ФАС установит факты картельного сговора, конфликта интересов, то и участников торгов, и тем более их организаторов может действительно ожидать серьезная ответственность.

То есть по итогам проверки ФАС может последовать обращение в правоохранительные органы. А если те выявят состав преступления и установят, что организаторы торгов в этом замешаны, то естественно, должны быть последствия, в том числе и кадровые.

Понятно, что не нужно особой квалификации, чтобы установить где-либо признаки картельного сговора. Думаю, для этого достаточно тех же специалистов ОНФ. Но чтобы зафиксировать юридический факт, тут уже должна поработать ФАС, а впоследствии и правоохранительные органы.

Борис Чернышов

зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция ЛДПР

07.05.2018 10:42

Во-первых, если закупки проводились с нарушением законов, ответственность за это должны нести все, кто в них участвовал, кто подписывал какие-либо документы. Но все это должно проверяться не только активистами ОНФ, а главным образом представителями правоохранительных структур в лице Следственного комитета и прокуратуры.

Второй момент. Мы должны иначе формировать наши министерства. Мы считаем, что у всех глав министерств замы в обязательном порядке должны быть представителями других партий, других политических сил. И вот такие замы, даже если у них на секунду возникнут какие-то сомнения в правомерности деятельности своего начальства, если у них возникнут хоть малейшие подозрения насчет того же картельного сговора или конфликта интересов, должны сразу сообщать об этом в компетентные органы. И тогда внутри каждого министерства любой руководитель будет понимать, что за каждое свое действие он несет ответственность и что каждый его шаг на службе находится под четким контролем.

А объем ответственности должен определять суд. Это единственный вариант. Как только мы будем пренебрегать теми институциональными формами, которые у нас есть и зафиксированы в Конституции РФ, это сразу будет нести очень большой удар.

Ну а все те, кто занимался обсуждаемыми здесь закупками, кто участвовал в заключении соответствующих договоров, в подписании соответствующих бумаг, - все они должны быть, что называется, уже сегодня вызваны на допрос к следователю, чтобы появившиеся у экспертов и общественности подозрения были либо подтверждены, либо опровергнуты.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

07.05.2018 10:42

Прежде чем, дать оценку действиям активистов Общероссийского народного фронта, предлагаю вспомнить аналитической документ Минфина России за 2017 год, согласно которому в рамках установленной законом процедуры проведения госзакупок было распределено только 3,6% от общей суммы государственных средств, отпускаемых на госзакупки. А эта сумма немаленькая - более 16 триллионов рублей. 96,4% этой суммы распределяется вне законной процедуры по различным искусственным схемам, включая ту, что выявили представители ОНФ в Минприроды России.

Указанный документ был опубликован накануне проведенного в конце апреля под председательством президента России Владимира Путина Госсовета, рассматривавшего как раз вопросы обеспечения в государстве конкуренции при госзакупках. Предполагаю, знай президент заранее "нелицеприятные цифры Минфина", дискуссия могла бы пойти не только в виде обмена мнениями, но и с определенными оргвыводами в рамках компетенции главы государства.

Если провести внешнее сравнение выявленных "сомнительных сумм" в Минприроды - 275 миллионов рублей с общей вне процедуры закона распределяемой суммой - 96,4% от 16 триллионов = 15,42 триллионов, то выявленная сумма будет составлять всего лишь маленькую долю в "общем водовороте сомнительно распределяемых сумм" - всего 1,7% (275 мл :15,42 трлн. х 100%).

Но с точки зрения политического значения, как представляется, выявленная представителями народного фронта сумма имеет очень высокую политическую цену. Цену, которая должна получить соответствующие политические и правовые оценки.

Например, чтобы в общественном сознании Совет по противодействию коррупции утвердился как основной лидер в борьбе с современным злом, каковым является для государства коррупция, и чтобы меньше было упреков со стороны объединившихся оппозиционных политических персон, выявленные Минфином России и ОНФ обстоятельства должны стать основанием для проведения внеочередного, экстренного заседания названного Совета, на котором следовало бы обсудить причины невыполнения установленных законом требований при госзакупках, вопросы персональной ответственности должностных лиц и меры по недопущению впредь распространившейся негодной практики.

Будет ли это на самом деле на таком уровне, во многом будет зависеть от активности Общероссийского народного фронта и его руководства, имеющего реальные возможности выйти с соответствующими предложениями к президенту России после его инаугурации.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Собянин: "Незаслуженных денег в Москве, я считаю, нет. Более того, есть предубеждение, что Москву кормят другие регионы. На самом деле все с точностью до наоборот: каждый десятый россиянин получает пенсию за счет москвичей, которые перечисляют в пенсионные фонды, каждый десятый россиянин обслуживается в поликлиниках и больницах за счет москвичей, которые перечисляют деньги в фонд обязательного медицинского страхования"

Законотворчество регионов

Согласно предложению, услуги специалистов, помогающих составить документ, в котором учитывались бы все возможные риски в случае развода, должны бесплатно предоставлять в отделениях загсов. Депутат Владимир считает, что это снизит нагрузку на суды и поможет не допустить нарушения прав детей, которые часто становятся "разменной монетой" в спорах родителей

Депутат от партии ЛДПР Василий Власов выступил с инициативой ввести регистрацию личного электрического транспорта - гироскутеров, моноколес и сегвеев. Также он считает, что для людей, передвигающихся на них, надо ввести правила дорожного движения, регламентирующие поведение на дорогах.

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР