Если ситуация такая, что вдруг не победил кандидат от ЕР, это разве проблема? Революция какая-то произошла, жить дальше невозможно? Или правильные люди есть только в одной единственной партии?

Расследование нарушений на выборах в Приморье и его результаты должны стать примером для других, чтобы ни у кого не возникало соблазнов приходить к власти путем различных манипуляций

Благотворительность Церкви: Мнения священнослужителей

15.05.2018 10:12


Открывая заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал приоритетными направлениями церковной деятельности развитие благотворительности и социального служения.

«Я выступал в Государственной думе с идеей выведения операций по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, но это предложение должно сопровождаться помощью тем женщинам, которые решили сохранить ребенка и отказаться от аборта. Церковь должна взять ответственность за женщин, находящихся в сложной жизненной ситуации», — заявил патриарх Кирилл.

«В целом, очевидна позитивная динамика развития этой сферы, что очень радует. Число приютов для женщин в трудной жизненной ситуации выросло с одного в 2011 году до 53 в 2018 году. Быстро растёт число церковных центров гуманитарной помощи и социально-реабилитационных центров в епархиях Русской Православной Церкви», — отметил предстоятель Русской Православной Церкви.

Он также рассказал об оперативной реакции Церкви на беды общенационального масштаба, такие как наводнение в Крымске, на Дальнем Востоке, пожары в Забайкалье и др. «И Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, и епархии мгновенно подключаются к оказанию помощи. Нам удалось выстроить систему координации с МЧС, региональными властями», — сообщил Патриарх Московский и всея Руси.

«Последний случай — трагедия в Кемерове. Я встречался с родственниками погибших в ТРЦ в Кемерове на сороковой день — и в который раз вижу: как же важно участие и утешение со стороны Церкви, как люди тянутся к пастырскому слову, как благодарят за помощь», — подчеркнул патриарх Кирилл.

По словам предстоятеля Русской Православной Церкви, культура благотворительности в российском обществе нуждается в развитии, что связано с утратой дореволюционных традиций милосердия и слабой информированностью населения о деятельности благотворительных организаций. «Церковь не претендует на то, чтобы монополизировать благотворительные инициативы, но научить чувствовать потребность в совершении дел милосердия — пастырский вызов для каждого священника», — заключил Святейший Патриарх.

Отметим также, что в России, с ее чрезвычайно большим разрывом в доходах разных слоев населения, благотворительность востребована как мало где еще. Кроме того, благотворительность и социальное служение - самые понятные для нецерковного человека функции Церкви, и, в отличие от некоторых других, они не встречают общественного неприятия. Некоторые «православные ревнители» выражают беспокойство, что Церковь стремится «сообразоваться веку сему» и стать приятной нехристианскому по сути своей обществу.

«Нет ли опасности, что Церковь превратится в этакое «министерство благотворительности»? Насколько трудно для священников заниматься благотворительностью и социальным служением? Легко ли находить на это средства и волонтеров?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ильяшенко

настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской

15.05.2018 10:56

Его Святейшество говорит о необходимости социального служения Русской Православной Церкви, и я не понимаю, что тут обсуждать: Церковь должна этим заниматься, и у нее есть такие возможности, потому что ее нравственный авторитет привлекает людей имущих, состоятельных, побуждает их оказывать помощь. Опыт наших успешных проектов это подтверждает.

Опасаться, что Церковь превратится в «министерство благотворительности», не нужно: рука дающего не оскудеет. Это призыв Господа нашего Иисуса Христа. Так что люди, которые этого опасаются, либо заблуждаются, либо в силу антиклерикального настроения склонны неодобрительно отзываться о любом виде деятельности Церкви. Они точно так же возмущались бы, если бы Церковь сказала: «Нет, благотворительность – не наше дело». Как бы тогда на нее все обрушились! А Церковь берет на себя эти функции, но кто-то все равно недоволен. Речь тут не о Церкви, а об отношении к ней.

Напротив, удивительно, что находятся энтузиасты, жертвователи, которые, опираясь на небольшие возможности, имеющиеся у Церкви, пытаются решить эти трудные задачи. Легко ли находить на добрые дела средства и волонтеров? – Нет, нелегко. Волонтеров, быть может, немного легче. Дело в том, что все очень заняты, к тому же сейчас люди переживают непростые времена, им нужно искать возможность заработать себе на жизнь. Но у нас все равно это получается. Да, это не просто. Людей активных, бескорыстных, добросовестных, найти нелегко. Благотворителей тоже. И всегда так было. Но они находятся. Это дело, угодное Богу. Об этом Святейший патриарх и говорит. Сознавая важность такого служения, он тем самым стимулирует многих, кто этим занимается.

Протоиерей Вячеслав Кочкин

руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Орской епархии

15.05.2018 10:44

Когда люди поднимают такие вопросы, они должны представлять, что такое Церковь, почему Господь ее создал, и какие задачи перед ней стоят. И патриарх, выступая на Высшем Церковном Совете, просто в очередной раз напомнил им об этом.

Как только мы открываем Евангелие, видим социальное служение самого Спасителя (скоро, кстати, будет его Вознесение), и по Вознесению Его ученики, апостолы, указали одно из важнейших социальных служений, отметив, что им должны заниматься специальные люди, – как сейчас говорят, добровольцы. Тогда они назывались дьяконами. Были избраны семь достойных мужей, которые должны были заниматься пропитанием всех, кто имел в этом нужду.

Поэтому, когда говорят, что Церковь может превратиться в министерство социальной направленности, не понимают, о чем говорят. Церковь всегда опекала нуждающихся и продолжит этим заниматься. И патриарх показывает возрождение тех традиций. Это не что-то новое, а то, что глубинно принадлежит церковному сознанию. Господь нас спросит не как мы молились и постились, а каким был результат: кого мы накормили, обогрели, навестили в больнице.

То, о чем говорит патриарх – самое главное в христианстве. Это любовь к ближнему через любовь к Богу. Задачи, которые он перед нами ставит, быть может, кому-то из духовенства, особенно тем его представителям, которые были рукоположены в доперестроечное время, и покажутся чем-то необычным. Нет, мы возвращаемся к исконному пониманию Церкви, заложенному самим Христом, и патриарх нам на это указывает.

Орская епархия была образована шесть лет назад. Два года назад мы выиграли грант на создание гуманитарного кризисного центра помощи беременным женщинам. Люди откликались на церковные сборы, участвовали в них. Отклик на чужую беду так и выражается – желанием прийти на помощь.

И тем, кто задает этот вопрос, нужно напоминать, что глава нашей Церкви Иисус Христос говорил: «И врата адовы не одолеют ее». Церковь живет Духом Святым, а Он нас тоже направляет на добрые дела. Так что я солидарен нашим патриархом.

Церковь – это община. А что значит община? Это сообщество людей, которые помогают нуждающимся, делятся с теми, у кого не хватает еды, одежды, медикаментов. И неважно, архиерей ты, священник или мирянин.

Протоиерей Симеон Антипов

Благочинный Кувандыкского и Медногорского округов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кувандыке

15.05.2018 10:40

Апостол Иоанн сказал примерно следующее: кто говорит, что Бога любит, а ближнего ненавидит, тот обманывает себя и окружающих. Служение Богу, Церкви и ближним – эти понятия неразрывно связаны.

Мало ли кто что говорит – мы обязаны поддержать людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Особенно матерей, решившихся было на прерывание беременности. Я могу привести десятки примеров, когда женщины передумали делать аборт и по благословению, по молитвам родили ребенка. Какой он желанный, этот ребенок, сколько радости доставляет! Вот это нужно проповедовать, и здесь никаких средств не надо. А люди, приходящие в Церковь, всегда получают помощь.

Благотворительность, конечно, не должна стать основой служения в Церкви. Основа – молитва, таинство, а благотворительность – вытекающие из этого последствия. Вспомните св. Иоанна Кронштадского, который снимал с себя последнюю рубашку и отдавал ее неимущим, тем самым подавая нам пример.

Мне кажется, в большинстве приходов занимаются этим, священники ходят в больницы, разговаривают с женщинами, оказавшимися в трудной ситуации, всячески помогают им. Это все прямая обязанность пастыря как отца. Как бы отец поступил с родной дочерью, попади она в такую ситуацию? Так же.

И еще: не бывает людей неверующих. Попадет человек, который таковым себя считает, в поле зрения настоящего батюшки, который радеет о спасении душ, и станет верующим, начнет ходить в Церковь.

Сейчас, конечно, тяжело находить средства на добрые дела – не знаю, как в больших городах, но на периферии это сделать почти невозможно. Но кроме денег есть слово, деятельное участие. На добрые дела помощники всегда находится. У меня не было такого случая, чтобы, когда мы захотели кому-то помочь – перекрыть крышу, отремонтировать квартиру – денег не нашлось. Всегда Господь посылает и людей, и средства – именно столько, сколько необходимо.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

15.05.2018 10:32

Я сам неоднократно занимался поиском средств, и могу сказать: если что-то нужно для себя, найти это трудно, а иногда и невозможно. Но как только дело касается какого-то другого, нужного и важного дела, – деньги находятся. В своей жизни я наблюдал такое несколько раз: в течение буквально пары дней удавалось найти средства, например, для больного человека. Все-таки на благое дело они находятся, и иначе как чудом, я назвать это не могу.

Легко ли священнику заниматься этим? – Есть определенные трудности. Сейчас начинают этому обучать, но процесс не настолько отработан, как, скажем, в случае обучения другим дисциплинам. Конечно, легче всего священнику служить – этому его учат. А последующее попечительство, духовное окормление – более сложный процесс. Здесь есть проблемы, и мы о них говорим. В качестве пилотных проектов в некоторых семинариях будущим служителям, в том числе, преподают основы психологии, потому что пастырское руководство и наставление должно сообразовываться с психологическим состоянием пасомого. Так что это задача посложнее, но она решается преподаванием основ психологии.

Думаю, кроме теоретического курса пастырского богословия должен быть и практический, чтобы опытные в этом плане священники раскрывали секреты своего пастырского искусства, духовной помощи.

А что касается социальной работы – сейчас преподавание социальной диаконии тоже вводится. Я сам несколько раз вел такие краткие курсы в некоторых семинариях, где рассказывал, в том числе, об особенностях людей с инвалидностью, с теми или иными проблемами здоровья. И, конечно, это архиважная работа. Ею, кстати, часто занимаются протестанты и сектанты, потому что она заключает в себе вызов. Когда родители видят, как мы работаем с детьми в нашем реабилитационном центре или еще где-то, нередко потом воцерковляются. Это тоже, если хотите миссионерство – мы идем с миссией к нуждающимся.

Я считаю, что и в тюрьмы, и в больницы, и в психиатрические лечебницы, и в интернаты, в том числе, коррекционные, – всюду нужно идти со словом Божьим. И нужно, чтобы этим занимались подготовленные священнослужители и миряне-волонтеры. Конечно, хорошо, что сейчас работа по их подготовке ведется. Кроме того, можно найти соответствующие уроки в интернете – это очень важно.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

15.05.2018 10:24

В первую очередь Церковь – сообщество верующих людей, которые стремятся к общению с Богом, к молитве, причастию через общее единение в молитве, в Литургии, в Евхаристии. Вера христианина естественным образом воплощается в добрых делах. Они проявляются в духовном образовании, в миссионерстве, в проповеди вне стен храм, в других поступках.

Например, верующий жертвует средства, а если такой возможности у него нет, оказывает посильную помощь ближнему. Посещает детский дом, общается с детьми-сиротами, с брошенными стариками в домах престарелых, помогает инвалидам.

В частности, в Гатчинской епархии, где я возглавляю Отдел по миссионерской и молодежной работе, уже в течение пяти лет действует сектор помощи и консультации для попавших в трудную ситуацию. А в нем существуют такие виды деятельности, как помощь женщинам, оказавшимся в трудной ситуации, когда они остались одинокими и узнали о беременности, кормление бездомных три дня в неделю – это делается как раз силами волонтеров. Мы регулярно посещаем дома престарелых и прочие учреждение. Не могу сказать, что мы охватываем все сферы и учреждения, но то, что могут делать верующие добровольцы, они делают. Кроме духовной или материальной помощи, которую они оказывают социально незащищенным людям, здесь есть еще огромный психологический момент для самих добровольцев, волонтеров.

Правильно подмечено, что многим неверующим, нецерковным людям понятна эта сфера «доброделания», они подчас сами говорят: «Мы в Церковь не ходим, Бог у нас в душе, но добрые дела совершать готовы». И благодаря общению добровольцев между собой некоторые из них потом воцерковляются. Они узнают о православии, о подлинном христианстве без искажений СМИ, которые подчас делают из Церкви пугало.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

15.05.2018 10:13

Никакой опасности нет и быть не может. Фактов благотворительности много и найти их можно всюду. Мы находим этому ясные свидетельства в самих Евангелиях. Посмотрим на чудеса Спасителя и скажем, что же он - за врача работает или за поставщика хлеба?

Наша благотворительная работа – это часть нашей миссии, так же как часть миссии Спасителя на Земле - открыть глаза народу на разницу между добром и злом, чтобы человек понял, куда он должен вести свой земной путь. Любое доброе дело направлено на устранение зла и увеличение добра, а это и есть путь Христа.

Только важно, чтобы благотворительность была настоящая, а не фальшивая. Например, пьяница просит у вас 20 рублей. Можно дать деньги и считать, что совершил благое дело, а на самом деле надо не давать деньги, а направить его на исправление качества жизни.

Все это трудный серьезный вызов, который бросает нам сегодня общественное, историческое и материальное положение. Особенно это каждый раз ясно по сравнению с некоторыми зарубежными не православными странами, где благотворительная работа движется более энергично. И нам это служит хорошим стимулом. Мы должны добиваться успеха. Как говорит Спаситель: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».

Иерей Иван Воробьев

клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы

15.05.2018 10:13

Если вспомнить историю, то любой правитель, начиная со святого князя Владимира, пытался увидеть церковную роль в таком социальном служении. Например, в Х веке святым Владимиром было прописано законодательно, что Церковь должна оказывать внимание и опекать сирых, убогих, вдов, инвалидов. Это все было в России всегда. И эта общественная церковная функция понятна для общества, которое сегодня может быть далеко от веры, от Бога.

Но изначально неправильно представление о Церкви как о некоей социальной структуре. Роль Церкви гораздо шире. Патриарх говорил наверняка о приоритетных направлениях, но он не говорил, что благотворительность – это единственное, что должна делать Церковь сейчас. Нравственный ориентир в виде евангельских заповедей для современного общества очень тяжел. И когда Церковь о них напоминает, она выглядит как строгий учитель, который не просто назидает, но и осуждает еще общество за какие-то пороки. И общество это воспринимает иногда очень тяжело.

А с другой стороны, это тоже далеко не все. Если копнуть снова в историю и посмотреть, какую роль Церковь играла в жизни нашего народа, то окажется, что эта роль была более широкой, разносторонней и богатой. Если мы сможем гармонично развивать все стороны жизни Церкви, это было бы неплохо.

А сегодня запрос на благотворительность есть, и это то, что получается. К сожалению, кстати, это часто проходит незаметно для общества. Церковь не рекламирует в СМИ свои успехи на этом пути. Поэтому люди даже могут не знать, что делает Церковь и что у нее получается.

Я знаю, как собираются средства, это тяжело всегда. Всегда сложно у кого-то что-то просить. Но с другой стороны, многие люди с удовольствием жертвуют, когда есть конкретная адресная нужда и когда они видят отдачу. Я знаю, что многие священники пытаются проявлять активность, у многих есть службы, которые занимаются только социальной темой, то есть не священник ходит с «протянутой рукой», а люди, которые помогают, - и это правильно. А сейчас с наличием соцсетей это дело упростилось. Другое дело, что среди количества огромных запросов о помощи бывает трудно разобрать, где реальная помощь нужна, а где мошенники.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Дмитрий Песков не подтвердил информацию о том, что Владимир Путин в 2015 году сказал украинскому коллеге Петру Порошенко, что может "раздавить армию Украины". "Нет, я практически был на всех переговорах, я не слышал такой фразы", - отметил он.

Происшествия на национальной почве

Николай Балашов: "Странно слышать, как в поистине отчаянной попытке удержать ускользающую власть самонадеянный политик, которого не поддерживает и десятая часть народа, пытается придумать для неё, для церкви, своё новое устройство, свои новые неслыханные "каноны", указать ей, что для неё естественно, а что - нет".

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".