Люди уже давно не доверяют чиновникам, которые хотят кормить макарошками всю страну, которые призывают отменить пенсии и не хотят отвечать за судьбу наших детей и молодежи

Из доклада Шмакова не видно, что он обращался в правительство. Это дает основание предполагать, что он относится с недоверием к составу и дееспособности правительства

Не надо пытаться при помощи старых методов достигнуть новых целей: парламентарии о возможности прорывного развития России

15.05.2018 10:13


Прорывное развитие России определено главой государства в качестве главной задачи страны на ближайшие шесть лет. Прорыв в соответствии с указом Владимира Путина предполагает увеличение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности. Но ученые считают, что "разогнать" нашу экономику без отказа от нынешней "стабилизационной" политики практически невозможно. Вместо прорыва она может так и не вылезти из затяжной стагнации, считают специалисты.

Как пишет "НГ", отечественные и зарубежные экономисты весьма сдержанно оценивают перспективы роста российского ВВП. В лучшем случае экономика РФ вырастет в 2018-м на 1,5%. Экономика страны фактически балансирует на грани затяжной стагнации, считают российские эксперты.

Согласно прогнозу группы Unicredit, которой принадлежит и российский ЮниКредит Банк, в текущем году рост ВВП РФ составит около 1,3%. Такой же рост компания ожидает и в 2019 году. "При проведении экономических реформ и резком росте производства этот уровень может быть выше", – не исключает руководитель дивизиона в странах Центральной и Восточной Европы Unicredit Андреа Диаманти.

Скромный прогноз по росту отечественной экономики представил на прошлой неделе и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В организации теперь ожидают, что в текущем году ВВП страны увеличится на 1,5% вместо прежних 1,7%. По прогнозам ЕБРР, на этом же уровне темп роста ВВП РФ сохранится и в 2019 году вследствие низкой инвестиционной активности и из-за стабилизации или небольшого снижения цен на нефть. Основные же риски для российской экономики, по мнению аналитиков банка, связаны с динамикой цен на нефть, отсутствием реформ в бизнес-среде для поддержания инвестиций, геополитической напряженностью и продлением санкций в отношении России.

А без проведения значительных структурных реформ в РФ экономический рост в долгосрочной перспективе будет ограничен 1–2% в год, считают в ЕБРР. "Основными препятствиями для более быстрого роста, как и прежде, остаются низкие инвестиции, устаревшие производственные мощности и неблагоприятные внутренние структурные факторы: слабая демография, устаревшая инфраструктура и сильное влияние государства на экономику", – полагает банк.

По мнению директора экспертной группы Veta Дмитрия Жарского, без экономических реформ ситуация в экономике вряд ли изменится. "Но пока ближайшие экономические реформы будут заключаться в увеличении пенсионного возраста и скорее всего в отказе от плоской шкалы налога на доходы физических лиц", – резюмируетэксперт.

Впрочем, российские власти на перспективы экономического роста смотрят куда оптимистичней. Так, в Центробанке ждут увеличения ВВП в 2018–2020 годах в интервале 1,5–2%. В Минэкономразвития в базовом сценарии (от сентября 2017 года) ожидают роста ВВП РФ в 2018 году на 2,1%, в 2019 году – на 2,2%, в 2020 году – на 2,3%.

Читайте также:

Красиво жить не запретишь, особенно за бюджетный счет: парламентарии о корпоративе Минэкономразвития

Разговор слепого с глухим: парламентарии о выступлении главы Минэкономразвития на "правительственном часе"


Что Вы думаете о возможности прорывного развития России? Разделяете ли Вы оптимизм Центробанка и Минэкономразвития? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Валентин Шурчанов

1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ

15.05.2018 10:26

Никакого прорывного развития России в ближайшем будущем мы не ожидаем. Какой может быть прорыв в экономике без кадров, которые были бы в нем заинтересованы? Как известно, кадры решают все, а формируемый нынче состав правительства – это вновь состав либеральный, у которого нет задачи обеспечить рост реального производства. Все там занимаются по сути дела обслуживанием интересов мировой глобальной системы. А соответственно, все подходы у них связаны только с финансовыми вопросами: ни ВВП, ни реальное производство, ни уровень жизни населения их никак не волнует. Их цель - выполнение тех самых задач, которые были поставлены в рамках Вашингтонского консенсуса Всемирным банком, ВТО и МВФ.

Для того, чтобы у нас было реальное производство, прежде всего нужны соответствующие программы. Где они, эти программы, где кадры, способные их выполнять? Мы, депутаты, работая в своих округах, видим, как себя чувствуют наши предприятия. А чувствуют они себя очень плохо, и не только в промышленности, но и в строительстве, в ЖКХ, в сельском хозяйстве. Поэтому никакого прорыва в нынешней ситуации быть не может. Раньше вот все говорили о модернизации. И где она – модернизация? Производительность труда должна была вырасти в 1,5 раза, а мы за последние годы вернулись на уровень 2000-го года!

Министерство финансов опять твердит, что надо воспользоваться высокими ценами не нефть, которые, как говорят, могут дойти до 90-100 долларов за баррель. И опять выносится предложение все доходы от нефти размещать в Америке. То есть они как были изначально призваны Америку обслуживать, так и будут обслуживать, а страна вновь останется ни с чем!

Министр Орешкин может какие угодно цифры прогнозов выдавать – доверия к нему и его прогнозам от этого не прибавится. На производстве он не работал, наряды закрывать он не умеет и ничего в реальной экономике не смыслит. Его отчет на заседании Госдумы показал, что он ни в чем не соображает, а оперирует только какими-то общими формулировками. Вот такие люди, видимо, тем же американцам и нужны, чтобы развалить нашу страну. Другой причины их нахождения на ответственных российских постах, наверное, и не найдешь.

Олег Шеин

член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»

15.05.2018 10:26

Начнем с того, какие темпы экономического развития могут быть взяты на вооружение. Чтобы просто войти в пятерку ведущих стран мира, России необходимо будет за два предстоящих года почти удвоить объем национальной экономики.

Понятно, что российская экономика очень сильно замкнута на стоимость углеводородных ресурсов. И соответственно, повышение цены нефти до 70 долларов за баррель сопровождается очевидным ростом нашего валового национального продукта. Вопрос в том, что этот рост не влечет за собой ни структурных изменений в экономике, ни улучшения уровня жизни населения. Это объясняется в том числе спецификой принятия федерального бюджета, в котором очень большие средства просто раздаются в качестве льгот корпорациям.

Я думаю, если мы уберем ситуацию, связанную с ростом стоимости углеводородных ресурсов, объективно Россия, конечно, не войдет ни в какую пятерку ведущих стран мира. И было бы хорошо, если бы она сохранила свое положение на уровне где-то первых 10-12 стран.

Если говорить о бюджетной ситуации, то она, очевидно, формально может улучшиться. Увеличение стоимости углеводородного сырья с 40 до 70 долларов означает увеличение федерального бюджета на 60 млрд долларов США, т.е. на 3 трлн рублей, а это огромные деньги. Но мы же отчетливо понимаем, что углеводородный век скоротечен. Объем продажи российского углеводородного сырья качественно вырасти не может, потому что европейский рынок в этой области сокращается.

Поэтому основные риски состоят для нас в том, что после завершения углеводородной эры - а это совсем не за горами - никаких страховочных вариантов для российской экономики больше не останется. И вот это представляет собой колоссальный вызов, на который сегодняшнее правительство не имеет ответа. Таким образом, об условиях, которые могли бы способствовать какому-то экономическому прорыву в ближайшие несколько лет, говорить не приходится.

Николай Рыжков

Член Комитета СФ по федеративному устройству, рег. политике, МСУ и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

15.05.2018 10:26

Сейчас очень много разговоров по этому вопросу, все считают и делают прогнозы. Минэкономразвития всегда очень оптимистично выступает, у Орешкина лучше прогнозы, чем у других. Не знаю только, чем они обоснованы.

Чтобы выполнить указы президента и к 2024 году выйти на 5 место в мире среди экономик других стран, а сегодня мы официально на 10 месте, нужны большие темпы, потому что Запад тоже не будет в это время стоять на месте, он также будет развиваться. Как минимум, надо давать 4-5% в год и тогда можно выполнить то, что наметил президент. Насколько я понимаю, сегодня таких прогнозов нет вообще. Все крутится вокруг 1,5%-2%. Но при таком прогнозе ни о каком пятом месте не может быть и речи, это ниже, чем среднегодовые темпы роста Запада.

Мы считали и считаем, что для больших изменений в экономике надо делать соответствующие выводы. Капитально надо разобраться, почему мы топчемся на месте, начиная с 2014 года. В 2008 году был мировой кризис, который в первую очередь охватил США, Запад и Азию и потом нас. И тогда было понятно, что мы теряли темпы, потому что тесно связаны с мировой экономикой. Но сейчас мировая экономика развивается нормально, а мы отстаем. Значит, дело не в мировых изменениях, а в том, что наша экономическая модель, которой мы живем почти 30 лет, когда господин Гайдар взял на вооружение техасскую школу Фридмана, исчерпала уже все возможности.

В Совете Федерации есть специальная временная комиссия, которая занималась разработкой предложений по экономике. Есть Кудрин, который много наговорил, став экс-министром, есть Столыпинский клуб, Торгово-промышленная палата. То есть существует несколько программ, которые предлагали изменить экономическую ситуацию в сторону более динамичного развития. К сожалению, ничего не происходит. Мы думали, перед выборами будет создана специальная комиссия под руководством президента, где изучат все предложения, но и этого не произошло. А сейчас появились новые майские указы, которые практически обозначили основные вехи развития.

Как политический деятель, я понимаю, что это правильно: экономику надо развить. Но это все политические задачи, а они должны обрести форму экономической модели, и тогда получится выполнить сами задачи. А вот этого я не вижу. И даже сейчас, когда формируется новое правительство, зампреды уже обозначены, и мы видим среди них министра финансов, но не видим министра Минэкономразвития. Значит, так все и останется? У меня, например, большие сомнения, что будет сделана какая-то программа. То есть дальше при помощи старых методов так и будем пытаться достигать новые цели…

Степан Киричук

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР

15.05.2018 10:26

Президент поставил более амбициозную задачу: он говорил о развитии экономики темпами не ниже зарубежных. А в среднем экономика зарубежных стран будет развиваться более активно, чем на 2%. Оптимизм мой в том, что за эти три месяца, за которые поручено разработать программу реализации указов, будут найдены способы, как поднять темпы развития нашей экономики.

Что касается причин, по которым пока это не происходит, тут все очевидно. Говорят, что инфраструктура устаревшая, как и технологии… Так если бы все было на современном уровне, то и задач о прорыве не надо было бы ставить, просто надо было бы двигаться и все. В этом же и смысл прорыва: надо решить проблемы. И, прежде всего, это дороги, инженерные сети, вода, электричество и прочее. Ведь, например, задача по вводу 120 млн кв м жилья просто так не выполнится. Это надо и стройматериалы производить, и кадры квалифицированные выискивать, и места рабочие создавать для тех людей, которые переедут жить в новые микрорайоны. Развивать надо, прежде всего, инфраструктуру и промышленное производство, автомобилестроение, самолетостроение, переработку сельскохозяйственную, переработку нефтепродуктов – это все даст возможность создать рабочие места.

Думаю, и Совет Федерации, и Госдума будут участвовать в разработке программ через проведение круглых столов, парламентских слушаний, через конкретную поддержку госпрограмм. Я настроен оптимистично, ведь практика показывает, что майские указы, обозначенные до 2017 года, в основном выполнены. А это залог того, что и правительство, и Федеральное Собрание, и регионы, и муниципалитеты понимают, как это сделать и что необходимо делать. Значит, участие в разработке конкретных шагов и программ по реализации новых майских указов президента позволит обеспечить темпы развития производства более 2% ВВП. Другого пути у нас просто нет.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

15.05.2018 10:20

Как представляется, комментировать различные точки зрения о возможностях российской экономики пока преждевременно. Президентом в майском указе сформулирована стратегия экономического развития на 6 лет и ближайшее будущее. Чтобы ответить на вопрос, удастся ли достичь желаемых результатов, надо знать механизмы по решению поставленных задач. А их общество пока не знает.

Судя по оценке президента, под руководством председателя правительства соответствующие программы готовились в течение последних полутора лет. В окончательной редакции, как следует из официальных источников, программы будут готовы к осени. Вот после их обнародования и анализа можно будет говорить о прогнозах, будет прорыв или нет.

Полагаю, к полуторагодовой работе над программами должны быть внесены согласующиеся дополнения из программ других кандидатов в президенты, принимавших участие в выборах. Во-первых, у многих кандидатов (не хочу никого обидеть и не называю фамилии) были достойные идеи, опережающие по своему содержанию текущую работу ушедшего правительство. Именно те идеи, которые направлены на обеспечение указанного прорыва. Во-вторых, учет данных идей является эффективным политическим признаком и реальным вектором на консолидацию общества в интересах того же прорыва.

Иной подход чреват опасностью получения результатов, о которых с элементами пессимизма предупреждают некоторые ученые и экспертные группы.

Кстати, с учетом предлагаемого подхода будет легче найти "противоядие" внешним негативным факторам.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Цеков: "Именно в украинском государстве преследуют за свободу слова, вмешиваются в религиозные дела, осуществляют внесудебные расправы, аресты и убийства. Всё это происходит на Украине, но они в очередной раз валят с больной головы на здоровую. Ложь стала нормой в деятельности США, стран ЕС и тех, кто их поддерживает".

Парламентарии комментируют

Экспертный совет при правительстве предложил установить новый акциз на переработанные мясопродукты (колбаса, сосиски, бекон), направив вырученные средства на удешевление продуктов здорового питания. Подразумевается, что эта мера будет способствовать оздоровлению нации и поможет внести вклад в увеличение продолжительности жизни россиян.

Виталий Милонов «Единая Россия» предложил переодеть депутатов в мундиры, чтобы дисциплинировать парламентариев и избежать повторения таких ситуаций, как произошедший случай, когда один из депутатов Госдумы во время заседания пытался засунуть палец в ухо своему коллеге

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.

Для тех, кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, налоговая ставка составит 4%, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, — 6%. Уплата налогов будет осуществляться по упрощенной процедуре — для регистрации нужно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог».