Память о новомучениках: Мнения священнослужителей

16.05.2018 09:53


Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, отвечая на вопросы посетителей сайта Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, в частности, сказал: «Этот год особый. Сто лет назад, придя к власти, большевики начали кампанию по уничтожению Церкви и отрыву народа от его православных корней. В эти дни мы вспоминаем тех, кто своей жизнью засвидетельствовал верность Христу».

Между тем, память о новомучениках обществом в наши дни скорее отвергается: усиленно восстанавливается преемственность от советских лет, которые, в свою очередь, все более идеализируются. Любое высказывание о тяготах советской жизни наталкивается на отлаженное возмущение. Напоминание о невинноубиенных тоже многих, понятно, раздражает.

«Насколько, на ваш взгляд, в народе (в том числе церковном) жива память о новомучениках? Как она сочетается с нарастающей идеализацией СССР?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

16.05.2018 10:23

В церковном народе память о новомучениках есть, а про обычный народ, к сожалению, так не скажешь. Церковный народ по отношению к остальному – это совсем небольшой процент. Если встать возле метро, вооружиться именем двух-трех самых известных в церковном народе настоящих подвижников и спросить у прохожих, что им известно о них, вряд ли мы дождемся внятного ответа. Многие ли, например, знают, кто такой священноисповедник Афанасий Сахаров?

Так что в народе новомучеников не знают. И что это как раз самые лучшие и нравственные люди, цвет нации, который был замучен и фактически уничтожен, народ так и не осознал до сей поры. Потому что наш народ в ХХ веке пострадал, но не вразумился в плане христианства. Увы, можно прийти к такому выводу.

Что касается романтизации советской эпохи, да, есть попытка скрестить октябрьскую революцию с православием. Но вряд ли что-нибудь выйдет.

И вообще нам стоило бы задуматься: цепляясь за советскую эпоху и пытаясь оправдывать беззаконие, не цепляемся ли мы за Каинову печать, которую мы, как народ, участвовавший в братоубийстве 100 лет назад, до сих пор несем и не хотим за нее раскаиваться. Вот это действительно вопрос серьезный.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

16.05.2018 10:21

Сомневаюсь насчет идеализации СССР: в основном все понимают, что это был просто один из периодов русской истории. Его ни идеализировать, ни демонизировать нельзя. Любая крайность чревата как минимум ошибками. В советский период были пламенные патриоты, которые спасали Россию и мир. И были карьеристы и люди нравственно нечистые, которые работали на свою карьеру и много сделали вреда России, себе, и самое печальное, и как священник могу это свидетельствовать, очень навредили своим потомкам. Множество случаев и трагических судеб людей связаны с тем, что их предки участвовали в неблаговидных делах.

Надо просто помнить, что это наша история. И если ты любишь Отечество, значит, должен относиться к тому, что произошло, одинаково, равно, без предпочтений и пристрастий, и тогда тебе Господь откроет, где было безобразие, предательство и беззаконие, а где героизм и работа на благо Отечества. В этом отношении советский период ничем не выдается из других, - может быть, более динамичный, драматичный и непростой, но по сути всегда и везде были предатели, патриоты, герои, святые. Это было, есть и будет. И чье влияние преобладает в конкретное время, то в государстве и происходит. Если предатели, то и страна в опасности, а если люди старались работать по совести для своего народа, своих семей, своего Отечества, это будет иметь свое положительное последствие. Бог поругаем не бывает.

Мы должны печалиться и молиться о тех, кто поддался искушениям беззакония, и поминать добром и благодарностью всех, кто противостоял этому беззаконию. И любой человек, живущий духовной жизнью, это видит. А если не видит, то стоит посмотреть внимательно. Да поможет нам господь выбрать правду и спасителя Христа как путеводителя в этой жизни!

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

16.05.2018 10:16

Память о новомучениках российских в народе не жила по той причине, что людей, напрямую соприкасавшимися с такими свидетельствами, были единицы, да и тех поставили в условия тотального страха. Естественно, не было никакой информации. Мы из книг, из литературных произведений узнавали подробности о тех жестоких и кровавых событиях. Такими они и остались для большинства – книжными и напрямую их не касающимися.

Однако в среде духовенства, особенно его представителей, которые имели возможность общаться со свидетелями тех времен, много и убедительно говорили на эту тему. И вокруг таких людей создавались локальные центры почитания новомучеников российских. Тем более, что в какой-то момент полнота Церкви приняла как важную в своей деятельности проповедь о новомучениках и исповедниках, что вполне заслужено.

Но сказать, что это дошло до сердца каждого, нельзя. Видимо, нужно разделять общецерковный опыт от опыта каждого человека, и объединять эти элементы в единую целостную картину.

А вообще русские по-особому относятся к страданию. Даже те, кто через него прошел, мало говорят об этом, а если и говорят, то в примирительном тоне, смиренно принимая этот крест. А люди, пытающиеся пережить чужую боль, чужой страшный опыт, если не обладают художественным воображением, не придают этому особого значения.

Умение отстаивать истину, способность за нее умереть – это, наверное перестало быть актуальным для нашей жизни. И слава Богу.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

16.05.2018 10:09

В памяти православных подвиг новомучеников сохранился. В каждом городе кто-то пострадал, и новомучеников там почитают. Есть праздник в церковном календаре, посвященный новомученикам. Совсем недавно, несколько дней назад, Святейший патриарх приехал и освятил храм на Левашовской пустыне под Санкт-Петербургом, где расстреляны многие невинные люди, в том числе, пострадавшие за веру. Другое дело, что многие страницы нашей истории еще не востребованы, - это дело будущего.

А как таковой идеализации СССР я не вижу. Да, есть отдельные люди, которые склонны идеализировать советский период. Но в истории есть различные страницы, необязательно раскрашивать все только черными или белыми красками. Да, были репрессии, гонения. Но были и достижения, единение людей. И мы должны представлять реалистичную картину. А мы бросаемся в крайности – у нас или все плохо, или наоборот, идеализация чего бы то ни было.

Священник Филипп Ильяшенко

клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент

16.05.2018 10:01

Это очень важный вопрос. Нужно сказать, что особый трагический великий период нашей страны, продолжавшийся 80 лет, дал миру величайшее в истории государство, а также пример самопожертвования, героизма, подвигов. И в то же время это государство было обречено с момента своего существования, поскольку оно было построено на лжи.

А потом преемники политической силы, захватившей власть сто лет назад, внуки и правнуки тех правителей, разрушили, продали, предали великую страну, обманули ее население. И этот период исторической неизбежности заставил обывателя тосковать по великому историческому прошлому, по «сильной руке», по Сталину, который прекратит коррупцию, найдет управу на тех, кто обворовал нас, обывателей.

Конечно, эти процессы не обошли стороной и верующих людей. Да, они имеют христианскую, православную систему ценностей, которая всегда была и остается вне ценностей падшего мира. Она противостояла большевикам, поэтому они так ненавидели Церковь, с демонической одержимостью уничтожали церкви, священнослужителей, просто верующих людей. В стране провозглашенной свободы свобода совести не просто запрещалась, а уничтожалась. Это государство ставило своей задачей воспитание нового, советского человека. И воспитали: третье поколение большевиков были предателями, которые предали и продали свое советское отечество.

И в этом смысле почитание новомучеников – альтернатива, свет в конце темного коридора – если мы хотим иметь надежду на возрождение национальной, государственной идеи. И, если у нас будет самое совершенное оружие, но не найдется ни одного человека, который не сможет сказать «нет» злу, безнравственности, тому, что противно его совести, никакое оружие никого не устрашит, никакие достижения экономики никого ни на что не вдохновят. Именно поэтому нам так важно поставить точку, осознать, что произошло сто лет назад, отказаться от наименования любых объектов в честь убийц, террористов (таких, как, например станция Войковская). Убрать с Красной площади страшное кладбище палачей и мучителей нашей страны. И, конечно, почитать новомучеников – тех, кто несмотря на ужас того времени, угрозу смерти, не отрекся от своей веры и сохранил ее. Это благодаря им, а не оружию и великим достижениям, мы сейчас живем, существуем как народ.

Сергей Перевезенцев

доктор исторических наук, член бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора

16.05.2018 09:57

Действительно, в общественном сознании идут эти два противоположных процесса. С одной стороны, идеалистические воспоминания о том золотом веке, который был в СССР в 60-е, 70-е, 80-е годы, с другой – активное напоминание, что Страна советов во многом была построена на крови – собственного народа, и в первую очередь тех, кого Русская Православная Церковь считает новомучениками и исповедниками за веру. Напомню: это более 1700 канонизированых Русской Православной Церковью.

К сожалению, эти два разных отношения к прошлому характеризуют определенный разрыв в национальном сознании, дисбаланс. Как это преодолеть и получится ли вообще, сказать сложно. Но этот разрыв не означает, что нужно прекратить разговоры о тех страшных годах бытия нашего народа под властью большевиков, когда только за присутствие в Церкви, за признание себя верующим человек мог быть физически уничтожен (и многих постигла эта участь).

На мой взгляд, разговор о значимости людей, отдавших свои жизни за веру в 20-е, 30-е, 40-е и даже 50-е годы, вести необходимо, причем честно, откровенно, не скрывая масштабов преступления. Я был под Саранском в овраге, где массово расстреливали людей в 30-е годы – должен сказать, это очень тяжелое впечатление. Я был в Бутове, в Рыбинске на месте лагерей, и видел, какие огромные человеческие жертвы пришлось принести нашему народу во имя абстрактных, не очень понятных целей. Значимую часть среди тех, кто был принесен в жертву, составляли верующие люди. Они пострадали за свою веру.

Но я все же считаю, что идеализация Советского Союза носит временный характер. Она связана с тем, что сейчас вошло в силу поколение, которое выросло в те годы. Эти люди передают детям и внукам свои детские воспоминания о том замечательном прошлом, когда мороженое стоило 19 копеек, хлеб 15, а молоко – 16 копеек за пол-литра. Мы все это прекрасно помним – как и то, что нам в детстве этого хватало. Но, как известно, в детстве и солнце ярче, и трава зеленее, и небо голубее.

Поэтому мне кажется, что подобная идеализация все-таки временна, а вот подвиг новомучеников, отдавших свои жизни за то, чтобы мы спустя 50 лет вернулись к потерянному, останется в истории навечно.

Священник Димитрий Лин

клирик Храма святителя Николая на Трех Горах

16.05.2018 09:57

В Церкви память новомучеников всегда почитали. У нас есть особый день их памяти, который отмечается в последнее воскресенье Рождественского поста. Кроме того, бывают местные богослужения – например, в память о новомучениках в Бутове. Не так давно прошла Божественная Литургия. Десятки, даже, наверное, сотни священнослужителей приняли в ней участие, было много и прихожан, которые приехали туда, чтобы совершить эту службу, поучаствовать в ней.

Но несомненно, существует опасная и ошибочная тенденция идеализации советского прошлого. Это, наверное, связано с тем, что в течение последних десятилетий после разрушения Советского Союза у нас недостаточно внимания уделялось патриотическому воспитанию в духе русских традиций. Сейчас люди начинают уже по-другому относиться к своей недавней истории. И отсюда возникает желание идеализировать советский период.

Да, советское время нельзя сплошь красить в черный цвет: были достижения научно-технического прогресса, проводилась большая работа по созданию системы образования. Конечно, мы это помним. Однако в это же время не прекращалась атеистическая работа по разрушению Церкви (она вначале принимала характер гонений, потом административного давления). В любом случае, советская система была насквозь пронизана идеей уничтожения веры в Бога и Церкви. И проблема в том, что наше общество, в том числе люди, считающие себя православными, к сожалению, очень мало духовно образованы. Они не знают ни истории Церкви, ни о ее гонениях, ни догматики. И вообще они пассивны в отношении участия в Церковной жизни.

И тенденция к идеализации советского прошлого, забвению памяти новомучеников действительно наблюдается. А причина в том, что мы недостаточно внимания уделяем духовному образованию людей, выпускаем соответствующей литературы, чтим память новомучеников. Должны быть богослужения, посвященные памяти отдельных новомучеников. На мой взгляд, нужно усиливать духовное просвещение.

Но я также считаю, что любая идеализация опасна. У нас есть и другая тенденция – к идеализации дореволюционной России. Нужно, чтобы люди знали проблемы в истории и советского периода, и дореволюционной России. Так что главная причина, повторюсь, в недостаточном духовном просвещении.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Цеков: "Сейчас на Украине очень мрачная обстановка, люди запуганы, подобные заявления вполне могут быть связаны с этим. Безусловно, такое надо отслеживать, знать настроения, преобладающие в стране. Но при этом не стоит забывать, что это всё от бессилия. Украинские политики никак не могут повлиять на ситуацию с Крымским мостом".

Происшествия на национальной почве

По завершении рабочей программы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Путин посетил мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в Тверской области. Президент присутствовал на литургии по случаю праздника Крещения Господня, а также поучаствовал в крещенских купаниях.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР