REGIONS.RU — новости Федерации | Нужны ли новые храмы? Мнения священнослужителей

Нужны ли новые храмы? Мнения священнослужителей

30.05.2018 11:22


Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда в эфире радио «Вера» связал возведение новых храмов с будущим христианства в России.

«В определенных кругах нередко раздаются нарекания: зачем мы строим храмы, они строятся с избытком, а нужно ли столько храмов и прочее», — заявил В.Р. Легойда.

«Давайте просто подумаем в перспективе развития страны и попытаемся себе представить будущее нашей страны, так осторожно скажу, через 50 лет, через 100 лет — какую роль в нем будет играть христианство», — прибавил он.

Легойда напомнил, что при сохранении текущей совокупности факторов демографического, политического и иного характера, ответ на этот вопрос представляется далеко не очевидным. «Существует социологическая закономерность, что увеличение количества храмов приводит к увеличению числа верующих», — подчеркнул он.

«И с этой точки зрения, если мы хотим, чтобы христианство сохранилось, то у нас не должно быть ни одного аргумента против строительства новых храмов. Потому что это утверждение нашей веры: и символическое, и реальное», — заключил В.Р. Легойда.

«Замечали ли вы, чтобы со строительством новых храмов увеличивалось число верующих? Пустуют ли новые храмы, как то утверждают их противники?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней

епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института

30.05.2018 11:46

Храмы, где служат хорошие священники и проводится серьезная работа, не пустуют, а напротив, все больше наполняются. Я знаю, сколько трудов прилагают эти люди.

Но священников, которые могли бы собрать вокруг себя людей, разбудить их, увы, не так уж много. Мне иногда кажется, что часть наших храмов со временем перейдут в руки других людей. Посмотрите, что произошло в Европе! Католические храмы там передают православным, а бывает, что и представителям ислама. А те, кто готов их содержать, порой устраивают там рестораны, танцевальные площадки. Может быть, через какое-то время подобное будет в России. Многие уезжают из тех мест, где эти храмы строились. Смотрите, сколько людей уезжает с Дальнего Востока, из Урала, Сибири в Москву, Санкт-Петербург, и другие крупные города. И на их место приезжают китайцы, выходцы из Средней Азии. Китайцы не веруют в Бога, - хотя некоторые принимают православие. А выходцам из Средней Азии тоже нужно где-то молиться. И они смотрят на здания наших храмов. Жаль, что все меньше людей из Белоруссии, с Украины приезжают в Россию, чтобы поселиться на пустующих землях.

У нас в регионе таких проблем нет – наши священники активно берутся за работу. Я регулярно собираю их, мы проводим беседы. И у таких регионов, где работа идет активно, будущее есть.

Протоиерей Сергий Рыбаков

доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии

30.05.2018 11:42

Честно сказать, ни разу не видел храма, где вообще не было бы прихожан. Так не бывает. Здесь четко виден промысел Божий. Если храму трудно выжить за счет прихожан, - как правило, приходят спонсоры – сами или усилиями правящего архиерея. То есть все устраивается непонятным для нас промыслом Божьим, который мы совершенно не можем предвидеть. Поэтому нет таких храмов, которые оказались бы никому не нужными. Если строится храм, то он всегда кому-то нужен: кто-то хочет окрестить, кто-то повенчать – то есть в той или иной интенсивности ведется богослужебная жизнь.

Христианство, а именно русское православие, сейчас дает надежду и другим народам в нынешней нестабильной турбулентной политической ситуации. А эта ситуация имеет свою основу – богоборчество, сатанизм: в США даже церковь Сатаны есть. Недаром возникают террористические организации, которые нарушают всякую традиционность своих конфессий и встают на демоническую почву. В этом смысле Россия как государство с православным большинством, конечно, вызывает у многих злобу и даже экзистенциальную ненависть именно из-за того, что выступает мощнейшим сдерживающим фактором. Без молитвы к Богу, которую приносит православный народ, конечно, все просто обрушится, и в конечном итоге мир изойдет к массовой бойне.

Поэтому можно понять противников строительства храмов именно с такой точки зрения: им хочется своей власти, им не нравится власть Божья, они – богоборцы, и все знаки присутствия Бога на русской земле воспринимаются ими как наша агрессия. Они и дальше будут продолжать эту линию. А наше дело сейчас всячески поддерживать построенные храмы, чтобы в них совершалась служба и воспитывалось новое поколение православных верующих.

Еще одна особенность нашего православия: оно всегда оплот для нашей государственности, которую невозможно иначе сохранить кроме как через опору на православие. То есть предлагаемые молодежи развлечения не дают возможности сформировать нормальное поколение, устойчивое к разным угрозам, вызовам и искушениям. Это может только православная вера. Иначе страна не сможет удержаться. А Русь святая была призвана хранить православную веру и иметь в ней утверждение.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

30.05.2018 11:33

Мы прожили не такой большой исторический отрезок, когда целенаправленно стали строиться храмы, чтобы делать серьезные глобальные выводы. Но, с другой стороны, очевидно, что сохранение России как цивилизации невозможно без православия. Даже последние два десятка лет показывают, что без моральной, идеологической стороны не обойтись. Потому что мы все еще православная цивилизация, но уже господствует либеральная спекулятивная система мышления, которая разрушительна для России.

Поэтому если мы действительно желаем сохранить себя как цивилизацию православия, то нельзя обойтись без строительства храмов. Это необходимо для христианизации нашей жизни, воцерковления, переписывания законов с точки зрения христианства, а не спекулятивной идеологии. Поэтому храмы надо строить, если желаем блага народу и стране для ее сохранения.

И потом если сейчас вдруг пойдет народ в храмы, мы же не справимся! Например, у нас и так в нашем храме за воскресную Литургию причащается по нескольку сотен человек. А на Пасху и вовсе приходит более тысячи – все поместиться в храм не могут. Что же делать, если еще желающие придут, куда их направить, если нет новых храмов? А людей год от года действительно становится все больше. Так что храмы нужны.

Протоиерей Михаил Дудко

главный редактор газеты «Православная Москва»

30.05.2018 11:31

Я могу говорить только о московских храмах, мне трудно оценивать ситуацию в других городах. Но хочу сказать на примере своего храма: несмотря на то, что за последние несколько лет в нашей округе появились три прихода, число верующих у нас в приходе не только не уменьшилось – увеличилось. И в тех приходах, где я был, тоже немало людей. Так что такая тенденция – увеличение числа прихожан – прослеживается. Могу заключить, что количество прихожан в отдельно взятом округе выросло в четыре раза. Это подтверждает мысль Владимира Романовича об увеличении числа людей, которые ходят храмы.

У нас называют себя верующими более половины населения, а в храмы ходят гораздо меньше. И когда появляется такая возможность (это можно назвать «закон отложенного спроса»), они начинают вновь ходить, а потом втягиваются. Этот процесс действительно наблюдается, когда увеличивается количество храмов.

Конечно, нужно быть очень осторожным, «не продавливать» строительство, а вести его с согласия жителей, чтобы они поддерживали наши усилия. Но что этот процесс взаимосвязанный, я согласен. Более того, думаю, что храмы могут оздоравливать атмосферу вокруг себя, в особенности если там занимаются не только богослужением, но и работой с подростками, с детьми, образованием, другими вещами, которые востребованы людьми, будь они даже неверующими. Если мы будем полезны всем, независимо от вероисповедания и даже веры, строить храмы станет просто и легко, и все поддержат это. Если же мы будем строить их с оглядкой, замыкаться, работать «на себя», наверное, это строительство не принесет пользы.

Протоиерей Константин Головатский

священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба "Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии

30.05.2018 11:29

Храм – это не только здание, которое напоминает о христианстве, православии, Церкви. Это место, где собирается община, приход. Туда приходят, когда не могут найти ответа на какие-то духовные вопросы. Человек приходит в храм, и для него это всегда возможность стать прихожанином. То есть у храма еще и просветительская миссия – об этом нужно помнить. Если храм отсутствует, нет и мотива у человека вспомнить о Боге, и не только вспомнить, но и, быть может, стать практикующим христианином.

У нас много еще крупных поселков и районов городов, где много потенциальных прихожан, а храмы не строят. За последние, скажем, 30 лет невозможно восстановить то, что когда-то было разрушено. Сообразно с такими потребностями сейчас и возводятся храмы.

Я не замечал, чтобы, когда строили новые храмы, прежние приходили в запустение. Думаю, таких проблем нет. Есть другие: иногда восстанавливают храмы в населенных пунктах, где уже почти не осталось жителей. Это могут быть небольшие поселки, пустеющие деревни. Там, где раньше было многолюдно, и строили большие каменные храмы. Что-то от них осталось, и конечно, хочется их восстановить. Многие из этих храмов памятники архитектуры. И вот храм восстанавливают, а ходить туда некому – такая проблема действительно есть.

Но если храм где-то восстанавливают, возможность поддерживать в нем жизнь имеется – над таким храмом может взять шефство приход. Возможно, этот храм находится на пути туристического маршрута. А старые храмы хранят историю, которая интересна многим. Знать ее нам необходимо.

Священник Петр Коломейцев

декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

30.05.2018 11:28

Когда храмов мало, прихожанам уделяется меньше внимания. И люди действительно приходят в храм, но видят, что священник занят, на исповедь много народу и просто побеседовать с человеком у батюшки нет возможности. А когда храмов много, прихожанам гораздо легче и побеседовать с батюшкой, и получить наставление, и пригласить его совершить ту или иную требу на дому. В некоторых храмах есть специальная очередь, чтобы вызвать батюшку причастить на дому – так много лежачих больных, которые ждут.

Я не считаю, что у нас преизбыток храмов и священников. Сколько я себя помню, всегда в это была необходимость. Когда я служил в Кунцеве, строился храм, потом еще один. И нагрузка не спадала. На какое-то время новый храм принимал ее на себя, а потом ситуация повторялась.

Мне кажется, пока рано говорить о том, что новые храмы будут лишними. По крайней мере, в Москве, где их колоссальная нехватка. Я сужу по своему еженедельнику: с трудом нахожу там свободное время и вынужден переносить беседы с людьми. Такое впечатление, что нагрузка только растет: храмы открываются, а ее меньше не становится.

Иерей Николай Святченко

Председатель Отдела по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии РПЦ

30.05.2018 11:26

Да, для некоторых строительство новых храмов Русской Православной Церкви – вопрос болезненный. Но мы должны помнить, что Церковь до революции в результате пожертвований, общенародного, общинного строительства имела гораздо больше земель, различных храмовых комплексов, богаделен и социальных учреждений церковного характера. В результате 90% того, что когда-то принадлежало Церкви, у нее отобрали или разрушили. Нужно исправить несправедливость – вот один из ответов на вопрос, необходимо ли строить храмы и другие церковные здания. Зачем они Церкви? – Да чтобы решать все те задачи, которые перед ней стоят.

Мы говорим, что храмов и церковных учреждений даже до революции было недостаточно. А сейчас, когда у нас густонаселенные мегаполисы, людей в городах становится больше, понятно, что новые храмы нужны.

Я знаю примеры, когда существует и где-то собирается церковная община (и таких общин, приходов немало), но храмов, других зданий, необходимых для миссионерской деятельности, работы с молодежью у них нет. Где собираться этим людям, не в кафе же ходить?

Так что Церковь продолжает свое служение за земле – в том числе, возводя необходимые здания для молитв.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Жириновский: "Мы много раз предлагали включить в преамбулу Конституции фразу "Мы русские и другие народы…". Мы не предлагаем дать русским привилегии или преимущества над другими национальностями в России, но давайте хотя бы уровняем права русских с другими".

22 августа в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином.

Церковный раскол на Украине

Цеков: "Сейчас на Украине очень мрачная обстановка, люди запуганы, подобные заявления вполне могут быть связаны с этим. Безусловно, такое надо отслеживать, знать настроения, преобладающие в стране. Но при этом не стоит забывать, что это всё от бессилия. Украинские политики никак не могут повлиять на ситуацию с Крымским мостом".

Происшествия на национальной почве

По завершении рабочей программы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Путин посетил мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в Тверской области. Президент присутствовал на литургии по случаю праздника Крещения Господня, а также поучаствовал в крещенских купаниях.

"Каждый человек имеет право на собственное мнение вне зависимости от его должностного положения. Что касается руководителей регионов, это тоже в полном объеме их касается. Никакого фронта со стороны руководства Чечни нет. Прошу всех успокоиться, все в порядке".

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР