Центром обучения должен быть ребенок, а не сдача экзаменов: парламентарии о цифровизации образования

20.06.2018 19:29


Министерство просвещения планирует частично избавиться от традиционных учебников по 11 предметам общеобразовательной школы к декабрю 2020 года, следует из рабочей версии паспорта нового приоритетного проекта "Цифровая школа", с которой ознакомился РБК.

Согласно проекту, у учеников будут "сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа". Кроме того, дети смогут дистанционно участвовать в уроке при нетяжелом заболевании. При этом к 2025 году все школьные медицинские кабинеты установят взаимодействие "в электронном виде" с детскими поликлиниками. Бюджет проекта может составить 507,3 млрд руб., следует из документа.

Этот вариант проекта был подготовлен к концу марта, когда Минпросвещения еще было Министерством образования и науки, но пока остается актуальным, сообщил РБК собеседник, близкий к ведомству. Министр Ольга Васильева рассказывала в кулуарах Петербургского международного экономического форума, что ведомство дорабатывает документ с учетом приоритетов, обозначенных в новых майских указах президента.

В документе не уточняется, каких именно предметов коснутся перемены и с какого возраста школьники смогут использовать устройства персонального доступа. Речь идет, скорее всего, почти обо всех основных школьных предметах, их как раз около десяти, сказал изданию сопредседатель профсоюза "Учитель" Леонид Перлов. Среди таких предметов, говорит он, наверняка окажутся русский язык, геометрия, алгебра, литература, биология.

В пресс-службе Минпросвещения заявили, что проект еще не готов, и отказались комментировать его отдельные положения. "Запуск приоритетного проекта "Цифровая школа" является важнейшим этапом на пути реализации программы "Цифровая экономика в Российской Федерации". В рамках приоритетного проекта планируется создать цифровую экосистему, благодаря которой станет возможным процесс перехода к автоматизированному делопроизводству, работе с цифровыми инструментами", — сообщили в министерстве.


Как Вы относитесь к планам Минпросвета по цифровизации школьных учебников и к возможной стоимости проекта? Что Вы считаете наиболее приоритетным в реформе школьного образования?

Олег Смолин

1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ»

20.06.2018 19:30

Ну во-первых, напомню, что с 2015 года издательства обязаны предоставлять у нас электронные версии учебников. Но электронный учебник как таковой – это уже другое. По-хорошему он должен представлять собой не просто отсканированный обычный учебник. Там должны применяться различные мультимедийные средства, в том числе интересные картинки, которые облегчали бы и стимулировали сам процесс познания.

Второе. Я пока не видел рабочего проекта "Цифровой школы", но хочу заметить, что во всем мире в настоящее время используется смешанная система, а именно – электронные учебники в сочетании с обычными. И мне кажется, это правильно, если учесть, что все-таки есть определенные ограничения на пользование компьютером, в том числе для здоровья глаз. Поэтому мне представляется правильным сочетание обоих форматов – и электронного, и обычного учебников. Надеюсь, мы проявим здравый смысл и будем использовать смешанную систему пользования учебниками.

При этом я понимаю, что развитие "Цифровой школы" позволило бы нам сохранить значительную часть сельских школ. Напомню, что за послесоветский период количество школ в России уменьшилось почти на 28 тысяч, и большинство из них - сельские. Между тем, ряд государственных и частных вузов готовы были реализовать проект перевода сельских школ на электронное обучение, с тем, чтобы не обязательно было приглашать туда учителей по всем предметам. Сельский учитель мог бы выступать в роли организатора учебного процесса и обеспечивать ребятам доступ к урокам лучших российских преподавателей.

Если же говорить о заявленной стоимости проекта, то я пока не смотрел расчеты. Могу лишь заметить, что это почти столько, сколько выделяется сейчас на образование из федерального бюджета. Если 507 млрд – это действительно цена только одной "Цифровой школы", то необходимо очень внимательно оценивать эффективность этих затрат.

Что касается приоритетов в реформе школьного образования, то моя позиция давно известна, и заключается она в следующем. Секрет успеха образовательной политики – это сочетание лучших отечественных традиций с новейшими технологиями. Электронное обучение рассматривается во всем мире как приоритетное направление в технологическом плане. Но это не значит, что должно исчезнуть личное общение учителя с учеником. Мне кажется, в образовательной политике нам обязательно нужно вернуться к идеологии живого образования. С этой целью мы, в частности, внесли законопроект об исключении из образовательного законодательства понятия "образовательная услуга".

Олег Шеин

член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»

20.06.2018 19:30

Безусловно, цифровизация учебного процесса – вещь правильная и полезная. Другой вопрос, насколько обозначенная смета проекта соответствует этой задаче. Цифра представляется, конечно, заоблачной: 507 млрд рублей - это сумма, превышающая ежегодное финансирование системы образования в РФ из федерального бюджета.

Что касается проблем образования, то главной из них я считаю отсечение от должного получения образовательных возможностей детей из не очень богатых семей. В чем это проявляется? Прежде всего это происходит от перегруженности классов. Раньше действовал стандарт, по которому в классе должно быть не более 25 учеников. Возможно, он не очень выполнялся, но все-таки ему стремились следовать. Этот стандарт был отменен в 2015 году, и теперь в классе может быть и 30 учеников, и 40, что мы сегодня нередко и наблюдаем. Это означает, что урок превращается в лекцию и исчезает механизм непосредственной работы преподавателя с каждым конкретным учащимся.

В итоге толком усвоить материал дети, конечно, не могут. Поэтому впоследствии родители вынуждены, у кого есть деньги, приглашать репетиторов. А у кого денег нет, соответственно, дети получают не очень качественное образование. Это, наверное, главная проблема сегодняшнего школьного образования, и она подменяется поставленной министерством задачей исключить обучение детей в две смены. В результате две смены объединяются в одну, но в супераудиториях, что в действительности намного хуже. Вот это, наверное, тот вызов, который мы должны обозначить как базовый.

Решение данной проблемы должно опережать процесс цифровизации школьного образования. Цифровизация – это механика. Многие люди пытаются сегодня изучать что-то через интернет, но мало у кого это получается. А все потому, что всегда должен быть сопровождающий этот процесс обучения человек, будь то учитель иностранного языка, будь то преподаватель игры на фортепиано, и т.д. В интернете есть все инструкции, но очень трудно сосредоточиться на их исполнении. Соответственно, без адресной, персонализированной работы преподавателя с учеником знания усваиваться не будут.

Елена Афанасьева

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Оренбургская область). Депутат Госдумы (2003-2014). Член ЛДПР

20.06.2018 19:30

Что касается устройства дистанционного общения или использования его вместо учебника, здесь нужно понимать, что наносит наименьший вред ребенку. Наши дети настолько уже прикованы к техническим устройствам – телевизору, планшету, телефону – что лишены живого общения. А общение с учителем и взаимодействие с другими детьми в классе – это лучший вариант воспитания и развития ребенка.

И во временном таком варианте для дистанционного обучения ребенка тоже нет необходимости, если он длительно не болеет. Главная задача ребенка, когда он болеет банальным ОРВИ, к примеру, восстановить здоровье, а не бежать к планшету, чтобы получить урок. Мне кажется, это нанесет больший вред, чем он отлежится неделю дома и нагонит потом в классе материал в здоровом состоянии.

Что касается финансовых трат на такой проект, мы несколько лет назад уже пытались ввести планшеты, и это не получилось. Живая книга есть живая книга, подменять ее электронным устройством на постоянной основе недопустимо. Кстати, недавно у нас был круглый стол на тему влияния электромагнитных полей на здоровье человека. Так вот перспективы нерадужные. С самого детства, когда только иммунная система формируется и организм подстраивается под окружающую действительность, нельзя давать такую огромную нагрузку в виде этих устройств с электромагнитными полями.

А реформы образования у нас нет вообще. Жалкие попытки, которые предпринимает Министерство образования, не меняют систему. Ведь ученик должен стать центром обучения, а у нас центр обучения – это сдача экзаменов в 5,9 и 11 классе. Ребенок, к сожалению, не стал центром получения знаний. Я сколько общаюсь с коллегами-учителями, откровенно скажем, большинство и них просто молчат. Уровень образования наших детей стал гораздо ниже, чем даже был в наше время. Да, дети могут знать, где найти материал, как его использовать, но у них нет широкого поля зрения. А у маленького человека надо вызывать интерес к учебе, и ему нужно попробовать все предметы. Кто-то любит историю, а кто-то русский, а кто-то ни то, ни другое, потому что спортсмен, но и он имеет на это право, потому что он живой человек. И в нынешней системе образования ребенок со своими желаниями и предпочтениями никого не волнует. Главное – подготовиться к ГИА и ЕГЭ.

Степан Киричук

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Тюменская область). Глава города Тюмени (1996-2006). Член ЕР

20.06.2018 19:30

Это уже данность, от которой никуда не деться. Даже в больших библиотеках все книги переводят в электронный формат. Так и учебники переводят. Моя внучка окончила 6 классов, и уже несколько лет, когда по разным причинам приходится пропускать школьные занятия, она получает задания в электронном виде, но учится пока по бумажным учебникам и выполняет задания в тетрадях. И родители уже несколько лет как в электронном виде отслеживают эти задания, видят оценки, замечания учителя. То есть постепенно все внедряется.

Я человек другой формации, выросший на книгах, зачитанных до дыр, и до сих пор их храню – книги Льва Кассиля, Жюля Верна и другие, перечитанные мною и моими друзьями. Я на них смотрю и слышу шелест бумаги, приятно в руки взять переплет. Когда я их хранил, то надеялся, что мои внуки будут их листать. Но они не листают, пытаются у дедушки забрать телефон и зайти в какой-нибудь "Ютуб". Я потом с удивлением смотрю, что нового в телефоне появилось. Так что желаем мы или нет, но цифровизация неизбежна, и я это воспринимаю как свершившийся факт, от этого уже не уйти.

А главным в реформе образования считаю соединение двух функций – образования и воспитания. Для меня важно, чтобы ребенка научили искать ответы, анализировать, а не заучивать материал. "Не каждая птица долетит до середины Днепра…" - зачем мне это надо было зубрить? А я же учил и получал оценку. Ведь родитель отслеживает успехи ребенка по оценкам, а вот насколько реально усвоил ребенок материал? Это большой вопрос. Поэтому не натаскивание, а воспитание, анализ и понимание – вот это важно.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter

Цеков: "Они начинают войну практически против других государств, прежде всего, против России. Это будет противодействовать гражданскому судоходству. Для достижения мира нужно уметь договариваться, надо вступить в нормальный диалог с Россией".

Парламентарии комментируют

Минтруд: "Установление такой меры юридической ответственности, по нашему мнению, поможет дисциплинировать как работодателей, так и работников. Осознавая возможность быть уволенным в связи с утратой доверия и занесения соответствующей записи в трудовую книжку, работник станет серьезнее оценивать возможные риски и последствия своих недобросовестных действий"

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.

Топилин: «Принятие законопроекта позволит нам обеспечить, начиная с 2019 года, увеличение пенсий неработающим пенсионерам в среднем на 12 тыс. рублей в год. Это будет означать индексацию всей пенсии не ниже 7%. Пенсии будут проиндексированы темпами более чем в два раза выше, чем темпы инфляции. Этого не было никогда в истории РФ».

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР