Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать: парламентарии о причинах роста цен на топливо

21.06.2018 17:13


Глава "Роснефти" Игорь Сечин выделил три основных фактора, которые вызвали рост цен на топливо, сообщает РИА "Новости". Первой причиной он назвал девальвацию рубля.

"Если у вас раньше доллар стоил 30 рублей, то теперь — 64. <…> Компания не может ничего сделать, чтобы этого фактора не было, он уже существует", — сказал он в ходе выступления на годовом общем собрании акционеров компании.

Вторым фактором, по его словам, стал рост мировых цен на нефть, которые с конца прошлого года поднялись примерно на 25%. Российские компании же поставляют свою нефть как на экспорт, так и на НПЗ внутри страны.

"А добавьте сюда рост транспортных затрат, энергетики и вы увидите, что стоимость переработки выросла значительно", — подчеркнул Сечин.

Третья причина — непривлекательность переработки в стране: нефтепереработка вынуждена брать на себя расходы по сдерживанию цен в розничном секторе. "Таким образом, переработка становится непривлекательной, и мы эту нагрузку вынуждены брать на себя", — отметил он.

В мае — начале июня розничные цены на бензин превысили уровни в 41, 42 и 43 рубля за литр. На этом фоне правительство приняло решение о снижении акцизов на бензин и дизтопливо и договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями, что они зафиксируют розничные цены на уровне 30 мая.

В начале июня Минфин предложил наделить кабмин правом повышать экспортные пошлины на бензин, дизтопливо и керосин до 90% от пошлины на нефть, в частности если компании нарушат обязательства о заморозке цен.


Согласны ли Вы с мнением Сечина по поводу основных причин роста цен на бензин? Следует ли в этом году ожидать нового скачка цен на нефтепродукты? – с такими вопросами корреспондент Rеgions.ru обратился к парламентариям.

Александр Старовойтов

Член комитета ГД по транспорту и строительству, фракция ЛДПР

21.06.2018 17:54

Я, услышав в СМИ "радостную" фразу от правительства, что бензин не будет стоить дороже ста рублей за литр, сразу подумал, а сколько же он будет стоить – 99 рублей? Поэтому я предполагаю, что рост цен все равно стоит ожидать. Иначе правительство успокаивало бы нас не этой замечательной цифрой в 100 рублей, а хотя бы 50 рублями – это бы успокоило.

Что касается Сечина, то надо обратиться к Конституции: кому все же принадлежат недра? Если народу, то должны быть компании, которые вне зависимости от мирровых цен на бензин могли бы продавать без накруток на внутреннем рынке. Мы же знаем, что есть себестоимость бензина, которая формируется из того, где добывается нефть и дальнейшей нефтепереработки. И когда для нефтедобывающих и перерабатывающих компаний открыт мировой рынок, где сформированы мировые цены, им выгоднее продавать заграницу.

Ведь мы слышали, сколько раз цены на нефть падали, и все выкручивались тем, что продавали на внутреннем рынке дороже. А сейчас наоборот нефть подорожала, но и бензин подорожал. Так какие звезды должны сойтись, чтобы бензин стоил дешевле? Я понимаю, что есть коммерческие структуры типа "Лукойла". Но для чего существуют госкорпорации? Чтобы регулировать эти подходы. И если мы коммерческие компании подпускаем до добычи недр, принадлежащих народу, то надо ставить условия: отдавайте определенный объем на внутренний рынок. Если не получается, потому что вы задушены акцизами и налогами, то давайте договоримся, что на внутренний рынок нефть будет идти по пониженным акцизам, вы будете платить меньше налогов.

Надо решать этот вопрос, а не тыкать каждый раз, что у нас рыночная экономика. Во всяком случае, рыночная экономика должна быть цивилизованной. Надо брать хорошие идеи из тех стран, которые официально декларируют, что они социально ориентированы, а мы это декларируем. Так давайте определимся – это действительно так или мы живем в жестких рыночных реалиях?

Мы на комитет е Госдумы по транспорту две недели назад обсуждали, что надо бы пригласить представителей отрасли, Минфина и других, чтобы понять механизмы ценообразования. Я высказал свою позицию. Обсуждали это в присутствии всех членов комитета, и я надеялся, что эта встреча уже состоится, но пока она почему-то откладывается. Мне это не очень понятно, потому что такие совещания надо проводить быстро. Я уверен, что на площадке правительства и Кремля что-то обсуждается, но площадка Госдумы, которая первая держит удар недовольства перед всеми гражданами, должна быть основной. К нам должны приходить чиновники и министры и докладывать о событиях, потому что нас выбрал народ, а их на должности назначили. И на сегодня есть важные концептуальные вопросы, на которые я пока не получил ответа.

Сергей Лисовский

1-й зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу (Курганская обл). Член ЕР

21.06.2018 17:54

Мне кажется, наши нефтяники путают два понятия: прибыль и убытки. Когда они говорят, что несут убытки, продавая дешевле, они просто имеют в виду, что недозарабывают того, что могли бы заработать на гражданах. Все нефтяники у нас несут расходы внутри России в рублевой зоне, поэтому курс доллара на них особо не влияет. А стоимость нефтепродуктов на внешнем рынке говорит, что, продавая там, они могли бы заработать больше. Это правда.

Но мы сейчас говорим о нашей стране и заботе о собственных гражданах, потому что, к сожалению, уровень зарплат в России меньше, чем в Европе. И ссылаться на общемировой уровень цен на нефтепродукты бессмысленно. Мы не можем потреблять дорогие продукты, потому что у нас нет таких доходов у населения. И когда говорят о невыгодности переработки, тут опять же смешиваются два понятия. Переработка выгодна для России и россиян. Но она менее выгодна, чем если продукты переработки продавать за рубеж. И это правильно, но это совсем другая история.

Единственная возможность стабилизировать цены на бензин – отделить внешний рынок и внутренний. И обязать всех производителей нефтепродуктов оставлять для внутреннего рынка определенный объем производства, проще говоря, ввести квоты. И эти квоты суммарно должны немного превышать необходимый объем потребления. И тогда будет реальная конкуренция между производителями, а не картельный сговор, который мы сейчас имеем.

Николай Арефьев

1-й зампред комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция КПРФ

21.06.2018 17:16

Они сейчас ищут любые оправдательные аргументы. На самом же деле все очень ясно и понятно: во всем виноват налоговый маневр, который правительство предприняло вместе с принятием бюджета. Он предусматривает снижение цены на нефть и нефтепродукты для зарубежных потребителей и увеличение цены на нефтепродукты внутри страны. Вот эта антироссийская акция, совершенная нашим правительством, и подействовала определенным образом на ценообразование на топливном рынке.

С 1 января на 50 копеек был поднят акциз. Поскольку в правительстве обнулили вывозные пошлины, то чтобы добиться в бюджете большего количества денег, они решили увеличить акцизы. Но потом хватились, что впереди выборы президента, которые состоялись в марте, и договорились с нефтяными компаниями не повышать цены на бензин в связи с повышением акциза. В результате бензин не дорожал до самого апреля месяца. А следующее повышение акциза должно было произойти в июле. И вот, чтобы успеть до 1 июля забрать все деньги, которые они 3 месяца не забирали, компании удвоили ставку и повысили цены не на 50 копеек, а сразу на рубль. А там, где не стеснялись, подняли и на 2 рубля, и на 3.

Жадность – вещь очень сильная, поэтому останавливаться никто не хотел. Тогда понадобился окрик президента, и все это заглохло. Но дело в том, что заглохло-то на высоком уровне, и нынешние завышенные цены на бензин не снижаются.

Сейчас вроде планируется цены на нефтепродукты заморозить. И тут возникает другая проблема. Некоторые бензоколонки у нас остались в свободном режиме, они не принадлежат сетевым нефтегазовым организациям. А замороженная цена на нефтепродукты выведет из строя бензозаправки независимых продавцов, и они не смогут выжить на конкурентном рынке. Поэтому есть опасность, что закрытие 15 тысяч независимых АЗС вызовет ажиотажный спрос, и цена на бензин может подняться до 60 рублей за литр. В худшем случае говорят, что она может подняться даже и до 100 рублей, если никаких мер принято не будет.

Что касается мировых цен на нефть, то они с нашими внутренними ценами не связаны. У нас рост внутренних цен идет гораздо динамичней роста мировых цен. Мало того, когда цены на нефть на мировом рынке падали, у нас все равно цены на нефтепродукты росли. Поэтому нет никаких оснований говорить, что мировой рынок оказывает какое-то влияние на наш внутренний рынок. У нас все регулируется внутри страны и не в пользу наших граждан.

Олег Нилов

1-й зампред комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция «Справедливая Россия»

21.06.2018 17:16

Причин роста цен на бензин наши нефтяники могут называть сколько угодно. Но все это будет похоже на ситуацию из басни Крылова, где волк говорит ягненку: ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Так и здесь будут виноваты кто угодно и что угодно: мировая конъюнктура, отсутствие мотивации для нефтепереработки, и т.д. Я же считаю, что однозначно виновато правительство, которое не способно управлять богатствами страны так, чтобы обеспечить какой-то баланс интересов. В последние годы и даже десятилетия мы видим, что правительство отстаивает интересы только одной стороны в лице топливных монополистов и потакает их зверским аппетитам. Вот почему при любых трендах с нефтью, в ту или другую сторону, бензин у нас не дешевел.

Поэтому причина только в одном. Правительство не способно создать гарантированный, защищенный законом механизм регулирования цены на топливо. И понятно, что такая ситуация монополистов очень устраивает. Таким образом, нет никаких гарантий, что в ближайшем будущем вновь не произойдет новых скачков цен на бензин.

Что нужно делать? Нужно принять законопроект "Справедливой России", ограничивающий рост цен на топливо тем процентом инфляции, который законодательно устанавливается на очередной год вместе с принятием бюджета. Напомню, что тарифы ЖКХ у нас тоже до недавнего времени прыгали в разы. А потом было услышано наше предложение, и сегодня тарифы ЖКХ ограничены сверху вот этим самым процентом инфляции.

Кроме того, чтобы компенсировать гражданам и бизнесу те колоссальные потери, которые они понесли в связи с ростом цен на бензин, мы в очередной раз предлагаем отменить транспортный налог. Считаем, что тянуть с принятием соответствующего законопроекта, оказывать ему противодействие уже нельзя, иначе дело будет пахнуть керосином, и в первую очередь для правительства. Ведь удорожание бензина – это его "заслуга".

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

21.06.2018 17:14

К вопросам, поставленным вашим информационным агентством, следует сформулировать еще один: могут ли быть истиной в последней инстанции причины повышения цен на бензин, перечисленные главой крупнейшей компании "Роснефть" Игорем Сечиным, без глубокого изучения всех факторов данного явления. Как представляется - нет, так как Игорь Иванович является лишь одной из сторон публичной конфликтной ситуации, имеющей право на изложение своей позиции. Второй стороной является правительство и подчиненные ему государственные структуры, представители которой изложили несколько отличные мнения. Совпадает лишь характеристика о повышении цен на нефть на международном рынке. Есть еще и третья заинтересованная сторона - это все мы, юридические и физические лица, называемые потребителями бензина и солярки в своей практике.

Если глава "Роснефти" со знанием дела утверждает, что одним из факторов повышения цен на бензин является девальвация рубля и выражает это словами: "Если у вас раньше доллар стоил 30 рублей, то теперь — 64. <…> компания не может ничего сделать, чтобы этого фактора не было, он уже существует", то само собой должно напрашиваться управленческое решение об острой необходимости разобраться, почему так случилось. Насколько помнится, такая ситуация по соотношению рубля к доллару произошла в декабре 2014 года. Насколько произошедшее в 2014 году повлияло на рост цен бензина в 2018 году, требует дополнительного исследования.

Как это можно было бы организовать? Как представляется, чтобы общество не пребывало в ожидании спонтанного повышения цен на бензин и чтобы данный процесс не вышел из-под государственного контроля по управлению экономикой, было бы целесообразно воспользоваться правом парламента на проведение парламентского расследования.

В этой связи хотел бы обратить внимание на один из предметов парламентского расследования в соответствии со статьей 4 федерального закона о парламентском расследовании. В частности, "парламентскому расследованию подлежат:...факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по объему, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, управления и распоряжения федеральной собственностью".

Убежден, что при соответствующем волеизъявлении парламентариев парламентское расследование могло бы объективно показать совокупность всех причин ценообразования на топливо и помочь найти компромисс между тремя указанными выше сторонами. Здесь и социальная ответственность крупного бизнеса. Здесь и эффективность государственного управления. Здесь и заинтересованность общества и каждого гражданина в стабильном развитии экономики и государства.

Перефразируя широко известный в недавнем прошлом афоризм "кто хочет работать, тот ищет средства, кто не хочет работать, тот ищет причины", с уверенностью можно утверждать, что всестороннее глубокое изучение парламентской комиссией причин обсуждаемого явления позволит найти эффективные средства в достижении цели, обеспечивающей стабильность цены на бензин и другие виды топлива.

В заключение: надеюсь, что профильные комитеты обеих палат парламента России профессионально оценят мнение главы "Роснефти" Игоря Сечина о ценах на бензин и рассмотрят вопрос о целесообразности реализации изложенной выше идеи о парламентском расследовании.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

Регион в предбанкротном состоянии, дальше падать просто некуда. Возможно поэтому избиратели и приняли решение доверить управление молодому руководителю - потому что предыдущие уже "науправляли". Валентину Коновалову придется взять на себя роль антикризисного менеджера, перед ним стоят очень серьезные вызовы

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.

Черников: "Законопроект предусматривает изменения в КоАП РФ в части установления административной ответственности за опасное вождение, запрет на которое в 2016 году был введен в ПДД. Предполагаемая административная ответственность - штраф в размере 5 тыс. рублей".