Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать: парламентарии о причинах роста цен на топливо
21.06.2018 17:13
"Если у вас раньше доллар стоил 30 рублей, то теперь — 64. <…> Компания не может ничего сделать, чтобы этого фактора не было, он уже существует", — сказал он в ходе выступления на годовом общем собрании акционеров компании.
Вторым фактором, по его словам, стал рост мировых цен на нефть, которые с конца прошлого года поднялись примерно на 25%. Российские компании же поставляют свою нефть как на экспорт, так и на НПЗ внутри страны.
"А добавьте сюда рост транспортных затрат, энергетики и вы увидите, что стоимость переработки выросла значительно", — подчеркнул Сечин.
Третья причина — непривлекательность переработки в стране: нефтепереработка вынуждена брать на себя расходы по сдерживанию цен в розничном секторе. "Таким образом, переработка становится непривлекательной, и мы эту нагрузку вынуждены брать на себя", — отметил он.
В мае — начале июня розничные цены на бензин превысили уровни в 41, 42 и 43 рубля за литр. На этом фоне правительство приняло решение о снижении акцизов на бензин и дизтопливо и договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями, что они зафиксируют розничные цены на уровне 30 мая.
В начале июня Минфин предложил наделить кабмин правом повышать экспортные пошлины на бензин, дизтопливо и керосин до 90% от пошлины на нефть, в частности если компании нарушат обязательства о заморозке цен.
Согласны ли Вы с мнением Сечина по поводу основных причин роста цен на бензин? Следует ли в этом году ожидать нового скачка цен на нефтепродукты? – с такими вопросами корреспондент Rеgions.ru обратился к парламентариям.
21.06.2018 17:54
Но мы сейчас говорим о нашей стране и заботе о собственных гражданах, потому что, к сожалению, уровень зарплат в России меньше, чем в Европе. И ссылаться на общемировой уровень цен на нефтепродукты бессмысленно. Мы не можем потреблять дорогие продукты, потому что у нас нет таких доходов у населения. И когда говорят о невыгодности переработки, тут опять же смешиваются два понятия. Переработка выгодна для России и россиян. Но она менее выгодна, чем если продукты переработки продавать за рубеж. И это правильно, но это совсем другая история.
Единственная возможность стабилизировать цены на бензин – отделить внешний рынок и внутренний. И обязать всех производителей нефтепродуктов оставлять для внутреннего рынка определенный объем производства, проще говоря, ввести квоты. И эти квоты суммарно должны немного превышать необходимый объем потребления. И тогда будет реальная конкуренция между производителями, а не картельный сговор, который мы сейчас имеем.
21.06.2018 17:16
С 1 января на 50 копеек был поднят акциз. Поскольку в правительстве обнулили вывозные пошлины, то чтобы добиться в бюджете большего количества денег, они решили увеличить акцизы. Но потом хватились, что впереди выборы президента, которые состоялись в марте, и договорились с нефтяными компаниями не повышать цены на бензин в связи с повышением акциза. В результате бензин не дорожал до самого апреля месяца. А следующее повышение акциза должно было произойти в июле. И вот, чтобы успеть до 1 июля забрать все деньги, которые они 3 месяца не забирали, компании удвоили ставку и повысили цены не на 50 копеек, а сразу на рубль. А там, где не стеснялись, подняли и на 2 рубля, и на 3.
Жадность – вещь очень сильная, поэтому останавливаться никто не хотел. Тогда понадобился окрик президента, и все это заглохло. Но дело в том, что заглохло-то на высоком уровне, и нынешние завышенные цены на бензин не снижаются.
Сейчас вроде планируется цены на нефтепродукты заморозить. И тут возникает другая проблема. Некоторые бензоколонки у нас остались в свободном режиме, они не принадлежат сетевым нефтегазовым организациям. А замороженная цена на нефтепродукты выведет из строя бензозаправки независимых продавцов, и они не смогут выжить на конкурентном рынке. Поэтому есть опасность, что закрытие 15 тысяч независимых АЗС вызовет ажиотажный спрос, и цена на бензин может подняться до 60 рублей за литр. В худшем случае говорят, что она может подняться даже и до 100 рублей, если никаких мер принято не будет.
Что касается мировых цен на нефть, то они с нашими внутренними ценами не связаны. У нас рост внутренних цен идет гораздо динамичней роста мировых цен. Мало того, когда цены на нефть на мировом рынке падали, у нас все равно цены на нефтепродукты росли. Поэтому нет никаких оснований говорить, что мировой рынок оказывает какое-то влияние на наш внутренний рынок. У нас все регулируется внутри страны и не в пользу наших граждан.
21.06.2018 17:16
Поэтому причина только в одном. Правительство не способно создать гарантированный, защищенный законом механизм регулирования цены на топливо. И понятно, что такая ситуация монополистов очень устраивает. Таким образом, нет никаких гарантий, что в ближайшем будущем вновь не произойдет новых скачков цен на бензин.
Что нужно делать? Нужно принять законопроект "Справедливой России", ограничивающий рост цен на топливо тем процентом инфляции, который законодательно устанавливается на очередной год вместе с принятием бюджета. Напомню, что тарифы ЖКХ у нас тоже до недавнего времени прыгали в разы. А потом было услышано наше предложение, и сегодня тарифы ЖКХ ограничены сверху вот этим самым процентом инфляции.
Кроме того, чтобы компенсировать гражданам и бизнесу те колоссальные потери, которые они понесли в связи с ростом цен на бензин, мы в очередной раз предлагаем отменить транспортный налог. Считаем, что тянуть с принятием соответствующего законопроекта, оказывать ему противодействие уже нельзя, иначе дело будет пахнуть керосином, и в первую очередь для правительства. Ведь удорожание бензина – это его "заслуга".
21.06.2018 17:14
Если глава "Роснефти" со знанием дела утверждает, что одним из факторов повышения цен на бензин является девальвация рубля и выражает это словами: "Если у вас раньше доллар стоил 30 рублей, то теперь — 64. <…> компания не может ничего сделать, чтобы этого фактора не было, он уже существует", то само собой должно напрашиваться управленческое решение об острой необходимости разобраться, почему так случилось. Насколько помнится, такая ситуация по соотношению рубля к доллару произошла в декабре 2014 года. Насколько произошедшее в 2014 году повлияло на рост цен бензина в 2018 году, требует дополнительного исследования.
Как это можно было бы организовать? Как представляется, чтобы общество не пребывало в ожидании спонтанного повышения цен на бензин и чтобы данный процесс не вышел из-под государственного контроля по управлению экономикой, было бы целесообразно воспользоваться правом парламента на проведение парламентского расследования.
В этой связи хотел бы обратить внимание на один из предметов парламентского расследования в соответствии со статьей 4 федерального закона о парламентском расследовании. В частности, "парламентскому расследованию подлежат:...факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по объему, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, управления и распоряжения федеральной собственностью".
Убежден, что при соответствующем волеизъявлении парламентариев парламентское расследование могло бы объективно показать совокупность всех причин ценообразования на топливо и помочь найти компромисс между тремя указанными выше сторонами. Здесь и социальная ответственность крупного бизнеса. Здесь и эффективность государственного управления. Здесь и заинтересованность общества и каждого гражданина в стабильном развитии экономики и государства.
Перефразируя широко известный в недавнем прошлом афоризм "кто хочет работать, тот ищет средства, кто не хочет работать, тот ищет причины", с уверенностью можно утверждать, что всестороннее глубокое изучение парламентской комиссией причин обсуждаемого явления позволит найти эффективные средства в достижении цели, обеспечивающей стабильность цены на бензин и другие виды топлива.
В заключение: надеюсь, что профильные комитеты обеих палат парламента России профессионально оценят мнение главы "Роснефти" Игоря Сечина о ценах на бензин и рассмотрят вопрос о целесообразности реализации изложенной выше идеи о парламентском расследовании.
Александр Старовойтов
Член комитета ГД по транспорту и строительству, фракция ЛДПР
21.06.2018 17:54
Что касается Сечина, то надо обратиться к Конституции: кому все же принадлежат недра? Если народу, то должны быть компании, которые вне зависимости от мирровых цен на бензин могли бы продавать без накруток на внутреннем рынке. Мы же знаем, что есть себестоимость бензина, которая формируется из того, где добывается нефть и дальнейшей нефтепереработки. И когда для нефтедобывающих и перерабатывающих компаний открыт мировой рынок, где сформированы мировые цены, им выгоднее продавать заграницу.
Ведь мы слышали, сколько раз цены на нефть падали, и все выкручивались тем, что продавали на внутреннем рынке дороже. А сейчас наоборот нефть подорожала, но и бензин подорожал. Так какие звезды должны сойтись, чтобы бензин стоил дешевле? Я понимаю, что есть коммерческие структуры типа "Лукойла". Но для чего существуют госкорпорации? Чтобы регулировать эти подходы. И если мы коммерческие компании подпускаем до добычи недр, принадлежащих народу, то надо ставить условия: отдавайте определенный объем на внутренний рынок. Если не получается, потому что вы задушены акцизами и налогами, то давайте договоримся, что на внутренний рынок нефть будет идти по пониженным акцизам, вы будете платить меньше налогов.
Надо решать этот вопрос, а не тыкать каждый раз, что у нас рыночная экономика. Во всяком случае, рыночная экономика должна быть цивилизованной. Надо брать хорошие идеи из тех стран, которые официально декларируют, что они социально ориентированы, а мы это декларируем. Так давайте определимся – это действительно так или мы живем в жестких рыночных реалиях?
Мы на комитет е Госдумы по транспорту две недели назад обсуждали, что надо бы пригласить представителей отрасли, Минфина и других, чтобы понять механизмы ценообразования. Я высказал свою позицию. Обсуждали это в присутствии всех членов комитета, и я надеялся, что эта встреча уже состоится, но пока она почему-то откладывается. Мне это не очень понятно, потому что такие совещания надо проводить быстро. Я уверен, что на площадке правительства и Кремля что-то обсуждается, но площадка Госдумы, которая первая держит удар недовольства перед всеми гражданами, должна быть основной. К нам должны приходить чиновники и министры и докладывать о событиях, потому что нас выбрал народ, а их на должности назначили. И на сегодня есть важные концептуальные вопросы, на которые я пока не получил ответа.