Безопасность образовательных учреждений обеспечивается у нас по остаточному принципу: вот тебе вахтер со шваброй или пенсионер спящий

Олигархи и миллиардеры - это пережиток прошлого. Такое ощущение, что из 19-го века они хотят пролезть в третье тысячелетие, разрушая социальные институты и общественные интересы

Муниципальный фильтр - хитрая и подлая технология: Мнения парламентариев

18.07.2018 17:13


Кандидат в губернаторы Владимирской области от КПРФ, журналист и член совета "Левого фронта" Максим Шевченко подал заявление в Следственный комитет России с требованием возбудить уголовное дело в отношении действующего губернатора региона Светланы Орловой. По его мнению, власти области оказывают давление на муниципальных депутатов от "Единой России" — им дана установка не отдавать свои подписи Шевченко для прохождения муниципального фильтра.

"Я прошу Следственный комитет разобраться и допросить госпожу Орлову в связи с преступными действиями по нарушению закона "О выборах", — заявил журналист "Шторму".

Кандидат в губернаторы от Компартии отдельно указывает на то, что местные единороссы запуганы руководством региона. Однако, несмотря на давление, Максиму Шевченко все же удалось заручиться поддержкой депутатов партии власти в тех городах, где "люди кладут просто на нее хер". "В Киржаче, например, где ее все ненавидят, где свалка, за меня отдали подписи семь единороссов. Им терять нечего, они понимают, что вскоре могут превратиться во второй Волоколамск", - сказал он.

Строительство мусорного полигона в Филипповском сельском поселении под Киржачом обсуждается с февраля этого года. Местные жители активно противостоят планам властей — проводят массовые митинги, угрожают перекрыть трассы, а через суд им даже удалось разорвать контракт с главой администрации, то есть фактически его уволить. 5 июля очередная попытка властей региона продавить строительство мусорного полигона провалилась — местные депутаты единогласно не поддержали данную инициативу, после чего на них началось административное давление.

"Они не ожидали, что я буду так себя вести… Ни на какие сговоры я не иду. Я иду с принципиальной позицией, унижаться перед ними не собираюсь. Готов общаться не с партиями, а с депутатами, которые представляют народ. Однако выясняется, что депутаты на местах представляют не народ, а партии. Это абсурд!" — говорит Шевченко.

На своей странице в Facebook кандидат от КПРФ также опубликовал открытое обращение к главе Центральной избирательной комиссии Элле Памфиловой. В нем он заявляет, в частности, что действующая норма муниципального фильтра сегодня, по сути, препятствует выборам, превращающая их в фарс.

"Как может кандидат, не ползающий на коленях перед властью в регионе, договариваться с депутатами разных уровней, если ему в этом прямо и неприкрыто препятствуют? Почему не существует официального и равного для всех порядка сбора подписей, а конституционная норма прохождения фильтра, дающая возможность принимать участие в политическом избирательном процессе, превращается в постыдное и тайное коррупционное состязание, позорящее российские выборы?

Имеет ли право исполнительная власть (глава региона или его замы) указывать или приказывать власти законодательной, депутатам Народных советов, как и за кого им отдавать подписи, и препятствовать их сбору? Можно ли на уровне ЦИК определить порядок и формат встреч депутатов с кандидатами, если от этих встреч зависит конституционный избирательный процесс? Мне ясно, что так называемый муниципальный фильтр сегодня, в его нынешнем виде и с полным отсутствием разумного регламента его прохождения, — норма, препятствующая выборам, превращающая их в фарс, позорящая Россию и людей, вынужденных в этом фарсе участвовать", - заявляет Максим Шевченко.


Как Вы прокомментируете претензии Максима Шевченко к руководству Владимирской области? Как Вы относитесь к действующей норме муниципального фильтра? - с такими вопросами Regions.ru обратилось к парламентариям.

Валерий Рашкин

Первый зампред Комитета Госдумы по делам национальностей, фракция КПРФ

18.07.2018 17:15

Начну с вопроса о муниципальном фильтре. Действительно, использование такого механизма как муниципальный фильтр превращает выборы в самый настоящий фарс. По сути он дает возможность волевым порядком решать, допускать того или иного гражданина РФ к выборам или не допускать, причем исходя из личностных и политических пристрастий. И этот рычаг как раз активно используют все губернаторы и вся "Единая Россия". Конечно, выборами это назвать нельзя. Это получается просто назначение на участие в выборах по решению "Единой России".

За то, чтобы избавиться от такого пережитка, давно уже высказались все три оппозиционные думские фракции, обратившись с данным вопросом к Путину. Президент выслушал, дал распоряжение изучить проблему, но пока команды убрать этот фильтр не последовало. А ведь муниципальный фильтр – это не просто пережиток. Это хитрая, подлая технология, используемая в интересах правящей партии.

Что касается действий Максима Шевченко, то они абсолютно правильные: и следствие, и прокуратуру надо напрягать. Очевидно, что команду по допуску на выборы тех или иных кандидатов дают губернатор и соответствующие функционеры "Единой России". Они и совершают все эти преступные действия с точки зрения предвыборного законодательства, о которых говорит Шевченко. Поэтому я всемерно поддерживаю его шаги и буду помогать ему, чтобы остановить всю ту подлость, которую творят, чтобы не допустить его к выборам. Мы докажем, что он достойный кандидат и сделаем все, чтобы были наказаны те, кто совершает сегодня выборные преступления.

Михаил Емельянов

1-й зампред комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция «Справедливая Россия»

18.07.2018 17:15

Я бы выделил здесь два аспекта. Первый связан непосредственно с действиями Шевченко. Совершенно очевидно, что это пиаровский жест с целью повысить свою узнаваемость. Реальных перспектив у такого уголовного дела быть не может, поскольку все эти факты недоказуемые, даже если они и были. Поэтому в данном случае Шевченко как опытный пиарщик использует такие ходы, чтобы повысить свою популярность.

Второй аспект – наличие муниципального фильтра. Естественно, эта норма себя изжила. По крайне мере, парламентским партиям надо предоставить возможность выдвигать кандидатов без всякого фильтра, потому что это партии, которые подтвердили поддержку избирателей. Соответственно, партии, представленные в федеральном парламенте и в законодательных собраниях регионов, должны иметь право выдвигать кандидатов в губернаторы абсолютно без сбора подписей, без каких бы то ни было ограничений. И тогда случайные кандидаты, которые только мешают избирателям делать осознанный выбор, в избирательных бюллетенях появляться не будут. А парламентские партии уже неоднократно доказали, что они – не фейковые, а реальные политические партии, получившие уже доверие избирателей. Зачем им еще какие-то фильтры, подписи и т.д.?

Сергей Катасонов

первый зампред Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция ЛДПР

18.07.2018 17:15

Муниципальный фильтр действительно препятствует справедливым, демократическим выборам. Наша партия неоднократно характеризовала как нонсенс существование фильтра, который не позволяет тем или иным кандидатам даже выдвинуться. То есть даже парламентским партиям, которые выдвигают своих кандидатов в президенты, в депутаты Государственной Думы, в губернаторских выборах удается участвовать далеко не всегда, потому что есть вот этот муниципальный фильтр.

Теперь о заявлении Шевченко. Дело в том, что сама эта норма, муниципальный фильтр, была создана именно для того, о чем он в данном случае говорит. Она и появилась для того, чтобы не пропускать на выборы тех или иных кандидатов. Поэтому если на выборах в законодательные органы власти региона представители "Единой России" набрали контрольный пакет голосов, то де-факто жители области предоставили им право распоряжаться подписями своих муниципальных депутатов. Да и в рамках партийной дисциплины они также могу решать, давать кому-то подписи своих депутатов, или нет.

Поэтому что теперь об этом говорить? Об этом надо было говорить тогда, когда закон о муниципальном фильтре только рассматривался. Надо было говорить людям, голосовавшим за "Единую Россию", к чему ведет монополия одной политической партии. А раз сегодня мы имеем дело уже с действующей законодательной нормой, то надо в целом говорить о том, что это неправильно.

Я считаю, что практически нигде реальных, конкурентных выборов в сентябре у нас не будет. Везде победят представители партии власти. На мой взгляд, эта ситуация лишний свидетельствует в пользу тезиса, которого я придерживаюсь: сегодня в России губернаторские выборы надо отменить, губернаторов надо назначать.

Алексей Александров

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Калужская обл). Член ЕР

18.07.2018 17:15

Я считаю, что разбираться в конкретной ситуации с выборами с помощью уголовного дела, конечно же, неправильно. Власть на местах действует в соответствии с действующим избирательным законодательством. Другое дело, можно говорить о том, насколько оно совершенно, нужно ли вносить туда те или иные изменения.

Поэтому то, что Шевченко решил обратиться к уголовному правосудию, представляется мне просто чисто эмоциональным шагом, который явно останется без последствий. Я думаю, что он напрасно это делает. Понятно, что какое-то внимание к нему это привлечет, но результата не будет никакого. Региональные власти поступают в соответствии с действующим законом, поэтому можно только критиковать закон.

Что касается вопроса о муниципальном фильтре, то я считаю, что даже если и обсуждать такие вопросы, то желательно не в период выборов. Когда идут выборы, не обсуждают справедливость закона, в соответствии с которым они проводятся. Вот выборы пройдут, тогда в спокойной обстановке можно будет поднять вопрос и о муниципальном фильтре.

Не могу сказать, что решение об установлении такой нормы было абсолютно справедливым. Наверное, можно говорить о том, что законодатель создает иногда слишком жесткие условия для меньшинства. А интересы меньшинства, конечно, нужно учитывать. Но повторю, что обсуждать эти вопросы нужно не в период избирательных кампаний.

Анатолий Лысков

Заслуженный юрист РФ. Сенатор от Липецкой области (2002-2014). Генерал-лейтенант. Беспартийный

18.07.2018 17:15

Из вводной части вашего информационного агентства усматривается, что Максим Шевченко решил баллотироваться кандидатом в губернаторы Владимирской области. В настоящее время он проходит так называемую процедуру по преодолению муниципального фильтра, установленную избирательным законодательством, для последующей официальной регистрации в качестве кандидата региональной избирательной комиссией указанной области. Как видно из высказываний самого Шевченко, он встретился с искусственными трудностями в ходе преодоления упомянутого фильтра, поддерживаемыми со стороны региональной власти. Это послужило поводом для Шевченко подать заявление в Следственный комитет России с "требованием возбудить уголовное дело в отношение действующего губернатора Владимирской области Орловой Светланы Юрьевны".

Насколько известно из сообщений СМИ, Орлова собирается также баллотироваться в качестве кандидата в губернаторы области на второй срок. Полагаю, что этой информацией обладает и Шевченко.

В этой связи факт подачи последним заявления в Следственный комитет в отношении своего конкурента внешне носит двойственный характер. Если у Шевченко есть фактические данные о совершении Орловой конкретного преступления, то он вправе был бы требовать возбудить уголовное дело по конкретной статье Уголовного кодекса. Если же заявление подано лишь только с целью допросить (так выглядит по высказываниям) Орлову как представителя исполнительной власти, чтобы тем самым упреждающим образом смягчить для себя условия прохождения "злополучного" фильтра, то подача заявления не может быть признана обоснованной.

Для более детальной оценки требуется подробное ознакомление с содержанием указанного заявления. Отмечу лишь, СК России рассматривает заявления о преступлениях и принимает решение о возбуждении уголовных дел или отказе в возбуждении дела. В то же время этот орган не вправе заниматься вопросами политических разборок как между представителями разных партий, так и между кандидатами на высший государственный пост области.

Теперь об упомянутом фильтре. Я уже неоднократно отмечал в комментариях вашему агентству, что существование процедуры получать согласие представительных органов муниципальных образований в процессе формирования (избрания) органов государственной власти не согласуется с Конституцией Российской Федерации. Воз, к сожалению, поныне там. Поэтому Шевченко, с моей точки зрения, избрал не тот путь в отстаивании своих избирательных прав. Надо обращаться не в СК, а в Конституционный суд с целью признания существующей нормы о фильтрах не соответствующей Основному закону и нарушающей избирательные права человека и гражданина.

Было бы меньше публичного шума, но больше пользы по существу. К тому же большой опыт в журналистской сфере наверняка содействовал бы публичному освещению темы в интересах всех избирателей.
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Парламентарии комментируют

С начала года богачи из России прибавили к своим состояниям порядка 11%. На втором месте идут американские бизнесмены, которые увеличили свои капиталы на 8%. На третьем — предприниматели из Великобритании с 3%. Общее состояние коммерсантов из Китая не увеличилось, а сократилось на 28%

В ее состав вошли глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ Виктор Садовничий, и.о. секретаря генсовета "Единой России" Андрей Турчак, член ОП врач Лео Бокерия, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин и др.

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Оренбургская область). Депутат Госдумы (2003-2014). Член ЛДПР